Главные вкладки

    Мастер-класс "Моделирование на уроках ознакомления с окружающим миром"
    учебно-методический материал

    Тема: Моделирование на уроках ознакомления с окружающим миром.

    Цели: распространение опыта работы учителя по моделированию на уроках ознакомления с окружающим миром.

    План проведения:

    1. Краткое обоснование основных идей метода моделирования.
    2. Описание системы занятий при использовании метода моделирования.
    3. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственного фрагмента занятия.
    4. Обсуждение авторских фрагментов занятий.
    5. Рефлексия.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс "Моделирование на уроках ознакомления с окружающим миром"

    Тема: Моделирование на уроках ознакомления с окружающим миром.

    Цели: распространение опыта работы учителя по моделированию на уроках ознакомления с окружающим миром.

    План проведения:

    1. Краткое обоснование основных идей метода моделирования.
    2. Описание системы занятий при использовании метода моделирования.
    3. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственного фрагмента занятия.
    4. Обсуждение авторских фрагментов занятий.
    5. Рефлексия.

                                                      ХОД МАСТЕР-КЛАССА

    Работаю над темой «Моделирование на уроках ознакомления с окружающим миром» четвертый год. Преподаю по программе УМК «Гармония», в которой окружающий мир представлен программой О.Т. Поглазовой. С 1 класса развивается активный интерес к предмету, необходимый  для успешной работы по курсу, осваиваются основные способы получения информации об окружающем мире. Поэтому одним из приоритетных видов деятельности курса является моделирование объектов и явлений окружающего мира. Ученик прочно усваивает то, что познается через его самостоятельную деятельность, то, что требует познавательных и практических усилий.

    1. Краткое обоснование основных идей технологии моделирования

    Модель – это схема какого-нибудь физического объекта или явления. Она используется в качестве его заместителя для выяснения или уточнения каких-либо  его признаков. С различными моделями люди сталкиваются в своей жизни. В детстве это всевозможные игрушки (машины, куклы, конструкторы). А в последующие годы – учебные модели в школе, модели одежды, чертежи, схемы и др.
    Основное назначение модели в школе в том, чтобы по результатам ее исследования составить представление о характере и особенностях исследуемого объекта.
    В зависимости от степени материальности, модели делятся на 
    предметные (глобус, модель термометра, машина) и идеальные. В идеальных моделях выделяются образные (показать схемы, графики, рисунки), знаковые (символы и знаки (географическая карта)), мысленные (построенные в сознании абстрактные и обобщенные представления объектов)
    Моделирование  представляет собой
    процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, фиксирующего наиболее существенные его признаки.
    Выделим четыре этапа моделирования: 

    Вычленение существенных признаков объекта

    Построение модели.

    Исследование модели.

    Перенос полученных на моделях сведений на изучаемый объект.

    Особенность моделирования состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей, в том числе и природоохранительную. Сами обучающиеся под руководством учителя создают различные модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможных связей, изготавливают различные модели из глины, песка, пластилина, картона, бумаги и т.д.

    2. Описание системы занятий по моделированию ( 1 класс)

    1. Обучение моделированию начали с готовой модели – глобуса. Объясняю детям, что модель – это предмет, уменьшенная копия настоящего объекта природы (если он недоступен для исследования, например, имеет большие размеры). Затем дети описывают объект под руководством учителя, т.е. выделяют его существенные признаки. (Земля имеет форму шара, большая часть планеты занята водой, меньшая – сушей.)

    2. На следующем этапе обучения моделированию упражняемся в сравнении, обобщении объектов одного класса. Например, сравниваем деревья  и выделяем лиственные и хвойные. Первоклассники учатся распознавать признаки сходства и различия, выделять главные, по которым несколько объектов можно объединить в одну группу.

    3. После того, как ученики смогут выделить общие признаки объекта, (например, части у растений, перья у птиц, чешуя у рыб), учимся изображать его символом или схемой.
    В качестве основы для моделирующей деятельности использовала иллюстрации, представленные в учебнике.  Во время подготовки к уроку выделяю в иллюстрации отдельные блоки. Полученные элементы модели изучаемого объекта учащиеся выстраивают постепенно, в процессе логических  рассуждений (в начале обучения отвечая на вопросы учителя, далее самостоятельно). Такая работа носит исследовательский характер. В первом классе при изучении окружающего мира в работе с учащимися использую модели частей компьютера, светофора, изготовленные из бумаги, игрушки-модели транспортных средств, глобус. На уроках первоклассники изготавливали модели Солнца, Земли из пластилина, модели-аппликации радуги, облаков, модели, отражающие разнообразие природы нашей планеты (схемы). Работа проходит в группах, парах, индивидуально. Некоторые полученные модели дети оформляют в тетрадях (индивидуально), а дома рассказывают о пройденной теме (
    показать). В последующих классах много внимания уделяется моделированию простейших пищевых связей между организмами, особенностей взаимодействия человека и природы. Это составление, например, схем цепей питания, экосистем природных сообществ, круговорота воды и веществ в природе, смена дня и ночи и т.д.

    Сегодня на мастер-классе будут представлены фрагменты уроков по обучению моделированию первоклассников.

    Фрагмент урока по теме «Что общего у разных растений?»

    Учащиеся сравнивают несколько растений с хорошо выраженными частями и находят их общие признаки, называют.  Говорю, что мы  сделаем модель растений, изображая каждую часть символом. Как изобразить корень, стебель, показываю сама. Затем предлагаю найти на всех растениях листья и спрашиваю: «Лист – это все растение или его часть? Одинакова ли форма листьев у разных растений? Что общего у всех листьев?» Первоклассники смогли изобразить лист символически сами. Изображение цветка тоже удалось придумать самим. Плод с семенами обозначили символически с подсказкой, ответив на вопрос: что есть у плодов внутри? Как их можно изобразить?

    Далее идет работа с моделью:

    1) Назовите части растений.
    2) Был показан незнакомый цветок и дано задание соотнести символ и часть   растения.
    3) На следующем уроке поместила карточки на доску, пропустив одну часть растения. Задание: Рассмотрите модель. Все ли верно? Что будет, если убрать одну из частей растения?

    Обобщение по теме «Кто такие рыбы, птицы, звери, насекомые?» Фрагмент урока.

    Класс поделен на группы.  Каждой группе выдается плакат со словом ЖИВОТНЫЕ.

    На партах в конвертах изображения животных, символы их отличительных признаков.

    Вспомнив, каких животных изучили на прошлых уроках, дети получают напечатанные названия групп животных. Приклеивают их на плакат ниже слова «животные»: звери, рыбы, насекомые, птицы.
    Затем вспомнили отличительные признаки каждого вида животных.

    У зверей отличительный признак – шерсть.

    У птиц – перо. У рыб – чешуя.

    У насекомых – шесть ног.

    Задания: 

    Найдите символ каждому отличительному признаку. Приклейте его под нужной карточкой.

    Расположите правильно в модели изображения животных, ориентируясь на отличительный признак.

    На доске помещаю модель для всего класса. Даю задание.

    Карточки-названия групп животных перепутаны. Найдите ошибку.

    Найди лишнее животное. (В какой-либо группе животных учитель помещает животное из другой группы.) Докажите, что оно лишнее.

    3. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственного фрагмента занятия

    Коллеги, поработаем в группах. Предлагаю вам материал по теме «Грибы»

    (Ваша задача – представить модели, которые можно получить при изучении темы. Придумать варианты работы с моделью.

    4. Обсуждение авторских моделей занятия

    5. Рефлексия

    Заканчивая нашу работу, предлагаю дополнить схему (выдаются на группу), выразив свое отношение к проведенной работе: 

    Метод  моделирования на уроках ознакомления с окружающим миром.

    Оцените метод                                                     Оцените мастер-класс
    для себя                                                                    (оценить мастера)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Системно – деятельностный подход в обучении младших школьников «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» (Б. Шоу )

    Слайд 2

    Системно – деятельностный подход – это содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной деятельности школьника.

    Слайд 3

    I. Организационный момент Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

    Слайд 4

    II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

    Слайд 5

    Тема: «Порядок выполнения действий в выражениях 3 ∙ 5 - 4 Способы создания проблемной ситуации 1.Классические ситуации: проблемная ситуация с удивлением

    Слайд 6

    - проблемная ситуация с затруднением Тема: Предметный смысл умножения. В альбоме 8 листов. Сколько листов в з-х таких альбомах? Сколько листов в 30-ти таких альбомах? Тема: Умножение на 0. Вычислите значение выражений: 12 · 2 31 · 3 15 · 1 18 · 0

    Слайд 7

    2.Проблемно – диалогические ситуации: - побуждающий диалог Тема: Повторение общих сведений о частях речи и предложении. Распределите слова по группам. Имя существительное, сказуемое, местоимение, распространённые предложения, подлежащее, имя прилагательное, имя числительное, второстепенные члены предложения, глагол, нераспространённые предложения.

    Слайд 8

    Подводящий проблемный диалог Тема урока: Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих. речь грач н очь мяч в ещь плащ м ышь малыш Что объединяет слова в столбиках? Что отличает? Какое обобщение ты можешь сделать?

    Слайд 9

    3.Мотивирующие ситуации -сообщение темы урока с использованием приёма «яркое пятно» Тема: Единицы времени: год, месяц, сутки. Сказка – загадка В.Даля «Старик – годовик»

    Слайд 10

    - сообщение темы урока с использованием приёма «актуальность» Тема: Числа от 1 до 20 Тема: решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость» «Ты хочешь купить 3 тетради по 6 рублей каждая и 4 карандаша по 5 рублей каждый. Хватит ли тебе денег, если у тебя 36 рублей?»

    Слайд 11

    III Открытие детьми новых знаний (построение проекта выхода из затруднения) Цель: решение задач урока и обсуждение проекта их решения -провокационный вопрос Тема урока: Домашние животные. -Мышь – это домашнее животное?

    Слайд 12

    I V. Первичное закрепление Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала . Способы: фронтальная работа, работа в парах .

    Слайд 13

    V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону . Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

    Слайд 14

    VI. Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

    Слайд 15

    Народная мудрость: « Я слышу – и забываю, вижу – и понимаю, я делаю -и умею ».

    Слайд 16

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Планирование уроков ознакомления с окружающим миром в 3 классе

    Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и разработано по учебнику Плешакова А. А. ...

    УРОК ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

    1 КЛАСС ТЕМА: « Вода и ее свойства». ...

    Интегрированный урок: Ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.

    Интегрированный урок: ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.Цели: -расширить кругозор о планетах Солнечной системы; -отрабатывать письменные и у...

    Урок ознакомления с окружающим миром в 1 классе "Свойства снега и льда"

    Опытным путем  учащиеся  1 класса знакомятся с некоторыми физическими свойствами снега и льда; анализируя и систематизируя накопленные знания по теме, ищут ответ на вопрос Снеговика-помощник...

    ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

    В данной статье представлены приемы работы над загадками на уроках ознакомления с окружающим миром, которые помогают наиболее успешно развивать речь учащихся с ДЦП. ...

    Урок ознакомления с окружающим миром по теме"Кто такие звери" 1 класс

    Окружающий мир 1 класс автор учебника Плешаков.На уроке создаются условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средством технологии проблемного обучения....

    Урок ознакомления с окружающим миром "В гости осень к нам пришла".

    Конспект урока ознакомления с окружающим миром в 4 классе (коррекционном). Тема: "В гости осень к нам пришла"....