Игры на знания сторон света
план-конспект занятия (1 класс)

Сергеева Татьяна Александровна

Цель: Формирование знаний и умений у обучающихся в определении сторон горизонта разными способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_igry_na_znanie_storon_sveta.docx232.52 КБ

Предварительный просмотр:

конспект учебного занятия: « Игры на знания сторон света»

педагог дополнительного образования ЦКиТ Сергеева Т.А.

Конспект занятия

Тема занятия: «Игры на знания сторон света»

Тип занятия:игра

Цель: Формирование знаний и умений у обучающихся в определении сторон горизонта разными способами.

Задачи:

Образовательные:

•        систематизировать умения в определении сторон горизонта, работе с картой, планом, компасом.

Развивающие:

•        развивать умения быстро и правильно ориентироваться на местности;

•        развивать память, мышление, внимание при выполнении практических заданий.

Воспитательные:

•        воспитывать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.

Методы и приемы:

•        словесный метод обучения (беседа, рассказ);

•        наглядный метод обучения ( иллюстрация, демонстрация);

•        метод проверки и оценки знаний (контроль и коррекция).

Оборудование: стакан, магнит, карандаши,иголка, бумага, компас, мел, доска, картонная стрелка, рисунки животных, головные уборы,проектор

План занятия.

№ п/п        Структура занятия (основные части занятия)        

1        Вводная часть.        

1.1        Организационный момент.

1.2        Определение целей и задач        

1.3        Повторение и закрепление пройденного материала        

2        Основная часть.         

2.1        Игры длязакрепление материала        

3        Заключительная часть.        

3.1        Подведение итогов занятия.        

3.2        Домашнее задание.        

Ход занятия

1.Вводная часть.

1.1.Организационный момент (приветствие, организация рабочего места)

Посмотрите-ка ребятки, все готовы? Все в порядке?

Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

1.2. Определение целей и задач (педагог объясняет тему, цель, задачи, план занятия).

1.3.Повторение и закрепление пройденного материала

Опрос : Что такое компас? Стороны света.Азимут.

Отгадайте, пожалуйста, загадку:

                                 «Под стеклом сижу,

                                  На север и юг гляжу,

                                  Со мной пойдешь –

                                 Дорогу найдешь»

(Ответ, компас).

Компас — это прибор, с помощью которого человек может определить направления света: север, юг, запад, восток.

Азимут -Угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отчитываемый от направления на север по часовой стрелке.

Умение находить путь с помощью компаса и карты называется ориентированием. Для этого нужно вспомнить, как называются стороны света. Чтобы их запомнить, мы сделаем рисунок. Чем мы могли бы сделать большой круг и еще один поменьше?

Магнитный компас изобрели около трёх тысяч лет назад китайцы. В Европе компас появился значительно позже – примерно 600 лет назад. И на сегодняшний день мы пользуемся этим уникальным прибором. Все вы его видели. Устройство и назначение его знаете.

Делаем компас с детьми при помощи стакана с водой, намагниченной  иголки,бумаги.

Повторяем различные способы определения сторон горизонта.

Мультфильм : «Почему стрелка компаса показывает на север»

2.Основная часть.

2.1.Игры длязакрепление  материала

Сегодня мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить, вспоминая  еще несколько способов нахождения сторон горизонта.

В мире есть четыре брата:

 Север, Юг, Восток и Запад.

Братья это-страны света,

Ну, а дом их-вся планета.

 Север- белый властелин,

Царь снегов , морозов , льдин,

Он на глобусе вверху,

Насылает нам пургу .

Юг, его горячий брат,

Солнцу ласковому рад …

Справа брат В о сток живет,

Там где солнышко встает.

 Ну, а Запад-брат ютиться

Там где солнце спать ложиться.

 (М.Погарский, А Щепин)

 Итак, какие стороны горизонта вы знаете?

стороны света: СВ (северо-восток), ЮВ (юго-восток), ЮЗ (юго-запад) и СЗ (северо-запад).

Игра «Север, юг, запад, восток»

Играют 10-15 человек, построенные в 2 шеренги и разомкнувшиеся на один шаг. По компасу  указывают играющим стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Затем громко называют какую-либо сторону горизонта, например <север>, а все играющие должны быстро и четко сделать поворот, став лицом к северу. Кто ошибается, получает штрафное очко. Руководитель называет другие стороны горизонта. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Ориентирование по компасу.

Перед дорогой всегда надо проверить исправность компаса.

Для этого отпускают у компаса тормоз и ставят в горизонтальном положении на землю, стол, пень и т.п. Затем подносят к стрелке любой железный или стальной предмет, выводя её из равновесия. Убрав этот предмет, проследи, остановится ли стрелка компаса на прежнем месте. Если этого не произойдёт или если стрелка долго не успокаивается – использовать компас нельзя.

Пользоваться компасом можно не везде. Так, вблизи линий электропередачи и электрифицированных железных дорог, в районе магнитных аномалий, во время грозы показания компаса искажаются, и ориентироваться на месте приходится другими способами.

Показ рисунков «Стороны Света»

Игра «Стороны Света»

Дети встают в круг. (они изображают окружность компаса). Водящий будет стрелкой компаса. По команде дети двигаются налево взявшись за руки, а водящий закрыв глаза считает до 10  вращаясь  направо .Открывая глаза водящий определяет перед собой север, того кто оказался перед ним называя его имя , сзади будет юг, справа восток и сева соответственно запад. Каждому из детей, оказавшихся стороной света, водящий одевает соответствующие головные уборы. Следующим водить будет тот,  кто оказался на месте «Север»

Ориентироваться на местности - значит найти направление сторон горизонта и свое местонахождение относительно окружающих местных предметов и элементов рельефа.

Практически туристу приходится ориентироваться все время, применять самые различные приемы и средства ориентирования: карту, компас, часы, небесные светила, очертания рельефа, различные местные предметы и признаки. У опытных путешественников вырабатывается даже особое чувство ориентирования в пространстве. Для начинающего же туриста основой основ является умение работать с компасом и картой, а также определять стороны горизонта различными способами.

Это в городе вы обычно ходите по тем же самым улицам, которые хорошо знаете и прекрасно в них ориентируетесь. А если вам нужно попасть в какое-то место, где вы еще ни разу не были – то вы всегда можете спросить дорогу у местных жителей. А вот в поход люди часто ходят в те районы, где они никогда не бывали, чтобы увидеть что-то новое, пройти новые перевалы или покорить новые вершины.

И в походе дорогу спросить не у кого, так что приходится ориентироваться самостоятельно. А для этого необходимо уметь работать с картой, компасом, а также использовать различные другие ориентиры, такие как солнце, луна, звезды.

Шаг за шагом люди познавали Землю. Уже в далёком прошлом они пускались в плавания через бурные моря и открывали неведомые земли. В этих путешествиях надёжными путеводителями людям служили солнце, луна и звёзды. По ним смелые моряки вели свои корабли в нужном направлении.

Игра «Жители сторон света»

В начале, водящий так же определяет стороны света, называя детей. Далее дети, на которых указал водящий, выбирают изображение животного, которое может жить на данной стороне света. Следующий водит тот,  кто оказался на месте «Юг». Затем следующие дети должны будут вспомнить и других животных по такому же принципу.

Кроссворд  «Стороны света» для детей

Вопросы: Компас указывает направление на… (север)

Что может испортить показания компаса? (магнит)

Это направление находится справа от севера (восток)

 Вращающаяся часть компаса (стрелка)

Есть южный, северный и магнитный (полюс)

 В какой стране появились первые компасы? (Китай)

Кроссворд про компас для детей

2.2. Закрепление нового материала:

3. Заключительная часть.

3.1. Подведение итогов занятия

Мы на сегодняшнем занятии поиграли в различные игры на знания сторон света,тем самым закрепили знания о сторонах горизонта.И теперь в случае необходимости вы сможете правильно и грамотно сориентироваться в любых условиях. Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. И благодаря коллективным усилиям мы узнали столько много нового.

3.2. Домашнее задание

Дома  узнайте у  родителей, может быть, они знают еще какие-нибудь способы ориентирования в природе. И тогда на следующем занятии вы поделитесь с нами теми советами, которые узнаете у своих родителей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Калейдоскоп знаний"

Сценарий игры для учеников 4 класса. Вы проверите интеллект и сообразительность соих учеников,  дети приобретут новые знания, расширят кругозор, и, я надеюсь, получат удовольствие!...

Дидактическая игра "Копилка знаний"

Дидактическая игра "Копилка знаний" направлена на обобщение и контроль знаний учащихся младшего школьного возраста. Учащимся предлагается отправить монетки в копилку. На слайдах находится прямоугольни...

Интеллектуальная игра. Аукцион знаний для начальной школы, 3 - 4 класс

Цели и задачи:• развитие интеллектуальных способностей младших школьников;• воспитание духовно-нравственных качеств личности и сплочение детского коллектива.Оборудование. Жетоны, стол для размещения ж...

Тема: Урок – игра «Банк знаний» по теме« Обобщение знаний о падежах»

Задачи:Образовательные:1.     Проверить знания, умения, навыки по теме «Обобщение знаний о падежах»2.     Устранить пробелы в знаниях.Развивающие:1....

Интеллектуальная игра "Обо всём на свете"

Интеллектуальная игра "Обо всём на свете"...

квест-игра "Моя родная сторона, Смоленщина моя"

Актуальность темы квест-игры связана с краеведением, как  одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему и  формирования гражданственности. Появл...