Рабочая программа " Умелые руки"
рабочая программа

Починкова Ольга Николаевна

РП с КТП по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_umelye_ruchki.doc564.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2765-р; Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996; Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года  № 1726-р; Государственной программой Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты – Мансийском автономном  округе – Югре на 2018- 2025 годы и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства ХМАО- Югры от 09 октября 2013 года № 413-п; Концепцией развития дополнительного образования в  Ханты – Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года; приказом Министерства образования и науки от 17.12. 2010 года № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО»; (с изменениями на  31 декабря 2015 года); методическими рекомендациями  по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 года № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 года № 09-3364; СанПиН 2.4.4.3172-14 «О санитарно – зпидемиологические требованиях  к учреждениям дополнительного образования детей»   Уставом СОШ №2  г. Белоярский и регламентирует структуру, порядок разработки и утверждения образовательной  программы дополнительного образования.  

Программа используется в рамках дополнительного образования  технического направления.

Рабочая программа «Умелые ручки» разработана для занятий с учащимися во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС.

Программа разработана для занятий с обучающимися 1-х классов.

Сроки реализации программы: 1 год

                 (33 учебных часа -1 час в неделю).

Актуальность выбора определена следующим фактором:

Организация внеурочной деятельности способствует расширению круга интересов детей, что создаёт условия для продуктивной творческой деятельности.

 

Для развития творческих способностей ребенку даётся возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду

Цель программы: саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Познакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами работы с пластилином, бумагой, природными материалами.
  2. Сформировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  3. Обучить различным приемам работы с бумагой, картоном, шерстяными нитками, текстильным и бросовым материалами.
  4. Применить знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиции с изделиями, выполненными в технике оригами, торцевания.

Развивающие:

  1. Развить внимание, память, логическое и абстрактное  мышление пространственного воображения, наблюдательности, умения видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать между собой.
  2. Развить мелкую моторику рук и глазомера.
  3. Развить художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

Воспитательные:

Воспитать интерес к искусству, иметь личностную позицию при восприятии произведений искусства.

  1. Расширить коммуникативные способности детей.
  2. Сформировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Задачи мотивационные:

  1. Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Задачи социально-педагогические:

  1. Сформировать общественную активность, реализация в социуме.

В основе занятий лежит деятельностный подход. Учитель вовлекает детей в обсуждение, творческую работу, самостоятельную практическую деятельность по изготовлению различных поделок.

Занятия кружка планируют специально организованную часть, направленную на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и также оснащенную самостоятельную деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия отводится втрое меньше времени, чем на практические действия. В основе занятий лежит проектная деятельность учащихся (коллективная, индивидуальная, групповая). Основная цель: научить детей презентовать свои проекты, оценивать свою работу и работу товарищей. На каждом занятии обучающийся предоставляет свои творческие работы. На итоговом занятии проводиться защита лучших индивидуальных проектов и организуется выставка работ обучающихся за год.

Около половины учебного времени отводиться на комплексные работы:

  • изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления надо спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей оформляется уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ и выставка проектов. Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

  • теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры, работа с учебной литературой;
  • работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
  • практические занятия по изготовлению поделок и оформлению творческих отчетов о проделанной работе.

Методы

Приёмы

Объяснительно - иллюстративные

Рассказ, показ, беседа

Репродуктивные

Практические занятия

Эвристические

Творческие задания

Формы и виды контроля:

  • выставки, презентации;
  • коллективные игры и праздники;
  • защита проектов: коллективных, групповых и индивидуальных;
  • создание накопительной папки (банка) творческих проектов детей.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, защита проектов по теме. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; экскурсии по родному краю, устные журналы, сбор и оформление материалов, проектная и исследовательская деятельность оформления зала для проведения праздничных утренников, игрушек к новому году, участие в выставках творчества.

Уровень -ознакомительный

  • Режим занятий:

Продолжительность занятий: 30 минут

Ожидаемые результаты:

- сформировать умения, связанных с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах творческой деятельности;

- развивать наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать между собой;

- развивать способности к дизайнерской деятельности (чувство цвета, формы, композиции), воображению и творчеству.

- приобщать учащихся к основам рукоделия; принимать активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества на школьном уровне.

- воспитывать у учащихся личностную позицию при восприятии произведений искусства.

-использовать поделки-сувениры в качестве подарков, для оформления класса, применяя  свои умения и навыки в жизни.

Общая характеристика курса

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания         трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз –         развитие тонкой         наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.

Содержание программы направлено на выявление и развитие способностей детей к различным видам деятельности. Программа представлена в виде взаимосвязанных разделов: «природные материалы, пластичные материалы, бумага и картон, проволока и фольга, текстильные материалы».

Тематическое планирование

1 класс

№п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Проект

Экскурсия

1.

Природные материалы

8

2

6

1

2.

Пластичные материалы

7

2

5

1

3.

Бумага и картон

8

3

5

1

4.

Проволока и фольга

4

2

2

5.

Текстильные материалы

6

2

4

1

Раздел «Природные материалы»- 8 ч

Теоретические сведения -2 ч

 Природные материалы донского края (листья, цветы, плоды, семена, ветви, кора), их свойства, технология использования для изготовления разнообразных поделок. Правила сбора, хранения и подготовки природного материала к работе.

Аппликационные композиции из целых растительных форм и приёмы составления. Характерные особенности растительных форм. Орнаменты, тематические сюжеты; композиции из растительного материала в декоративно-прикладном творчестве. Закономерности цветосочетания.

Организация рабочего места при работе с природным материалом.

Качество изделий и критерий: красота, аккуратность, оригинальность, прочность.

Факторы, влияющие на качество изделий: старательность, терпение, точность.

Правила и приёмы заготовки, сушки и подготовки природного материала к работе; правила безопасной работы.

Технология изготовления изделий на основе общих приёмов: техника аппликации, объёмные композиции.

Практические работы -6ч Экскурсия для сбора природных материалов. Подготовка и обработка материалов. Упражнения на анализ особенностей растительных форм. Разработка и изготовление изделий в технике аппликаций из целых растительных форм (листьев, цветов, трав), объемные композиции из природного материала.

Варианты объектов труда.

Аппликация, коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков. Что нам дарит листопад? Букеты, зоологический портрет, летний луг, лесная полянка, узоры и орнаменты, зеркальные композиции, моделирование.

Раздел «Пластичные материалы»-7ч

Теоретические сведения-2ч Применение пластичных материалов для изготовления предметов, изделий. Традиции лепки, приёмы работы, подготовка к работе, способы декорирования. Глиняная игрушка: традиции и современность. Особенности народных игрушек.

Практические работы-5 ч Лепка изделий пластическим способом. Наблюдения и опыты по изучению свойств  пластичных материалов.

Варианты объектов труда.

Пластилиновый фон, процарапывание на пластилине, панно из пластилиновых «колбасок», «аппликация» из пластилина, объёмные поделки из шаров, вытянутых шаров, изготовление чайного сервиза.

Раздел «Бумага и картон»-8ч

Теоретические сведения-3ч Общее представление о назначении бумаги. Заглянем в прошлое. Виды бумаги и свойства, производство. Разъёмные и неразъёмные соединения деталей. Конструирование особенностей изделий. Объёмная аппликация и её виды. Виды картона и его свойства, правила и приёмы работы.

Технология изготовления изделий (на основе общих приёмов) в технике оригами, плоской, обрывной аппликации, мозаики. Правила и приёмы работы.

Практические работы-5ч

Упражнения на изготовление изделий по шаблону, на глаз, с помощью копировальной бумаги; разметка, симметрия деталей, резание и вырезание.

Варианты объектов труда.

Бумагопластика – цветочные мотивы. Обрывная аппликация, симметричная аппликация. Бумагопластика – осенний лес, веточка яблони.

Раздел «Проволока и фольга»-4ч

Технические сведения-2ч Общие представления о металлах, сплавах и их свойствах. Виды, свойства, области применения проволоки, фольги. Правила и приёмы работы с проволокой и фольгой. Технология изготовления изделий на основе общих приёмов.

Практические работы-2ч Упражнения на обработку проволоки(сгибание, скручивание); обработку фольги (выравнивание, создание рельефов, крепление к основе). Разработка и изготовление изделий на основе общих приёмов.

Варианты объектов труда.

Изготовление изделий из проволоки (фигурки), изготовление цветов из проволоки, объёмные изделия из фольги.

Раздел «Текстильные материалы»-6ч

Технические сведения-2ч Общие сведения о назначении, производстве текстильных материалов. Виды переплетений. Украшение одежды. Вышивка. Аппликация и коллаж из текстильных материалов. Соединение деталей. Технология изготовления изделий на основе общих приёмов. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Традиции народной игрушки. Виды игрушек из ткани.

Практические работы-4ч  Упражнения на выполнение стежков, подбор ниток. Раскрой деталей изделия из ткани. Соединение деталей. Обработка кроя.

Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Разработка и изготовление изделий на основе общих приёмов.

Варианты объектов труда.

Изделия из разных верёвок, ткани и трикотажа, аппликация из ниток, ткани.

Материал и образ. Изготовление куклы путём скручивания ткани.

Результаты освоения курса

Требования к уровню подготовки

Ученик должен знать:

- роль трудовой деятельности в жизни человека;

- виды труда и технологий, содержание общих приёмов трудовой деятельности;

- назначение, сферы применения, основные свойства различных материалов (природных, бумаги и картона, пластичных, текстильных);

- взаимосвязь назначения, конструкции и дизайна изделия;

- личную или социальную значимость продуктов своего труда или результат труда других людей.

Уметь (владеть способами и приёмами умственной и практической трудовой деятельности):

- определять материалы (природные, бумагу и картон, пластические, текстильные, проволоку и фольгу) по внешним признакам, используя различные ощущения;

- определять и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделий;

- подбирать необходимые для работы инструменты и приспособления и соблюдать правила безопасного труда;

- осуществлять рациональную и экономическую разметку деталей, их сборку в изделие; а также декоративную отделку изделия различными способами.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- подбирать материалы и инструменты, способы трудовой деятельности в зависимости от цели и ограниченных условий;

- планировать свою деятельность и осуществлять контроль за её ходом;

- изготовлять изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, собственному замыслу; - уметь сотрудничать в трудовом коллективе;

- рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок после завершения трудовой деятельности на рабочем месте.

 Формы контроля:

  • Рейтинг готового изделия.
  • Выставки, презентации поделок.
  • Коллективные проекты учащихся.  Защита проектов.
  • Коллективные игры и праздники.
  • Создание банка (папки)творческих проектов детей.

Материально – техническое, методическое и информационное обеспечение

Для работы необходимы:

Техническое оснащение: компьютер, мультимедиа проектор.

Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф.

Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, ручка с пустым стержнем.

Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, акварель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый материал (пластиковые бутылки, бумажные коробочки, открытки), бисер, пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.), стекло с безопасными краями, разделочные доски.

Наглядные пособия по темам, шаблоны, литература для обучающихся.

Литература, используемая учителем:

1.        Учебник технологии -1-4:класс:/ О.В. Узорова., Е.А. Нефёдова, - M.:Аст: Астрель, 2011.(Планета знаний)

2.        Организация внеурочной деятельности в начальной школе: сборник программ. В двух частях. Часть 1 / составители А. П. Мишина, Н.Г. Шевцова; под общ.ред.Н.В.Калининой, В.В. Зарубиной. - Ульяновск: УИПКПРО, 2011. -56с.

3.        Сайты:

-        http://allforchildren.ru/article/;

-        http ://pochemu4ka.ru/index/0-382 ;

-        http://stranamasterov.ru/gallerv;

-        http://do-crafts.ru/;

-        http://podarki.ru/go/;

-        http://www.chudopredki.ru/6458-detskie-podelki-svoimi-rukami.html

Литература для обучающихся:

  1. 366 моделей оригами/ Т. Б. Сержантова. – 9-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 192 с.: ил. – (Внимание: дети!).
  2. 100 оригами/ Г.И.Долженко. Ярославль: Академия холдинг, 2003.
  3. «Делаем 50 моделей из оригами», сборник. Минск: Попурри, 2001.
  4. Уроки мастерства/ Т.Н.Пряснякова.  М.: Учебная литература,2003.
  5. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.:Просвещение, 1992.
  6. Агапова И.М., Давыдова М.А. Лучшие модели оригами для детей.- М., «Рипол. Классик дом.XXIвек», 2007г

Приложение1

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Виды деятельности

Дата

Природные материалы (8 ч)

1.

Листопад в ладошках. ТБ. Экскурсия

Общее представление о природных материалах – листьях, цветах, семенах, плодах, коре. Знакомство с природным материалом. Рассказ о правилах сбора и хранения различного природного материала. Познакомить с флористикой, учить создавать сложные композиции из листьев. Знакомство с аппликацией из засушенных листьев деревьев; изучение приёмов их наклеивания на бумагу. Технология составления линейного и центрического узора и орнамента на разных силуэтах и формах

Экскурсия-сбор даров природы (листьев, цветов, трав) для урока; составление образцов из целых листьев и их частей

05.09

2.

Осень в папке.

Объемные поделки.

Аппликация из природных материалов: лопоухий кролик, неуклюжий медвежонок, маленький мышонок

12.09

3.

Летний луг.

Осенняя композиция

Природа-художница. Аппликация из природного материала

19.09

4.

Лесная полянка.

Аппликация

Представление утреннего осеннего пейзажа

26.09

5.

Зеркальные композиции (с отражением)

Коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков

03.10

6.

Узоры и орнаменты

Составление узора и орнамента из мелких засушенных листьев

10.10

7,8

Моделирование из семян, шишек, сухоцветов

В сентябре у рябины именины. Конструирование из природных материалов

17.10

24.10

Пластичные материалы-(7ч)

9.

Пластилиновый фон

Знакомство со скульптурными материалами; формирование навыка работы с пластилином; развитие чувство формы; творческое воображение. Знакомство со способом изображения пластилином. Методика работы с пластилином в технике «плоская лепка». Проектирование предметов по принципу стилевого единства

Втирание пластилина в картоне большим и указательным пальцами, придание предмету сходства с образцом

07.11

10.

Процарапывание на пластилине

Процарапывание на пластилине «Рыжий лакомка»

14.11

11.

Панно из пластилиновых «колбасок»

Фантазии из «колбасок»

21.11

12.

«Аппликация из пластилина»

Рисование на пластилине «Священная кошка»

28.11

13.

Объёмные поделки из шаров, вытянутых шаров

Лепка  объёмных изделий из шаров «Маленькая партитура»

05.12

14, 15.

Изготовление чайного сервиза

Изготовление и оформление поделки из пластилина. Выполнение предметов сервиза из пластилина и оформление-групповое

12.12

19.12

Бумага и картон-8ч

16, 17.

Бумагопластика – цветочные мотивы

Технические приёмы изготовления разнообразных цветочных композиций в технике «Бумагопластика». Разновидность аппликации «Обрывная аппликация»; приёмы складывания симметричного и ассиметричного вырезания изделия. Работа с бумагой и картоном. Элементы бумагопластики

Изготовление из бумаги цветов – космея, астра, одуванчик

26.12

16.01

18, 19.

Обрывная аппликация

Выполнение изделий в технике обрывная аппликация: бычок, бабочка, осенний лес, зима-красавица

23.01

30.01

20,

21.

Симметрическая аппликация

Симметричное вырезание из бумаги. Узор в квадрате по образцу

06.02

20.02

22, 23.

Бумагопластика (осенний лес, ветка яблони)

Технология изготовления работ «Осенний лес», «Ветка яблони»-групповое

27.02

06.03

Проволока и фольга (4 ч)

24.

Изготовление изделий из проволоки (игроки в теннис)

Свойства проволоки и навыки работы с ней, правила техники безопасности. Освоение технологии создания изделий из проволоки

Изготовление фигурок «Игроки в теннис»

13.03

25.

Изготовление цветов из проволоки

Создание цветов из проволоки разного сечения

20.03

26, 27.

Объёмные изделия из фольги

Выполнение объёмных изделий из фольги-групповое

03.04

10.04

Текстильные материалы (6 ч)

28.

Изделия из разных верёвок

Познакомить с различными видами текстильных материалов: видами ткани, верёвок, ниток, технологией работы с текстильными материалами, видами обработки.

Познакомить с традицией изготовления кукол-скруток

Моделирование из шнура и ниток

17.04

29.

Ткань и трикотаж

Аппликация из распущенного трикотажа «Кудрявая шёрстка»

24.04

30, 31.

Аппликация из ниток, ткани

Изготовление аппликации из ниток «Донские мотивы»

08.05

15.05

32-33

Материал и образ «Скрутим куклу ладную, милую, нарядную»

Изготовление куклы-скрутки в народном костюме

22.05

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Умелые руки" для младшего школьного возраста

Программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований ФГОС для детей младшего школьного возраста. Автор: Т.М.Рогозина,И.Б.Мылова .4 года обучения.Пояснительная записка.Результаты изуче...

Программа Умелые руки

Программа внеурочной дятельности "Умелые руки" составлена для детей 1 класса. Направленность программы – художественно-эстетическая....

Рабочая программа "Умелые руки", 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Дополнительная образовательная программа "Умелые руки"

Программа кружка "Умелые руки", возраст детей 7-8 лет....

Приложение к авторской программе «Умелые руки» «ИНСТРУКТАЖИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Приложение содержит инструкции по основам безопасной жизнедеятельности, которые могут использоваться в образовательном процессе в учреждениях дополнительного образования в соответствии с предлагаемым ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки".

Программа кружка "Умелые руки" создана на основе программы "Кружки начального технического моделирования" А.П.Журавлевой, М.: Просвещение, 1988 г....

Рабочая образовательная программа "Умелые руки не знают скуки"

Программа рассчитана на детей от 11-15 лет. Развивает творчество, фантазию, воображение....