Эссе " Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян"
материал

Я – педагог. Это стало окончательно ясно, когда на практике в школе меня впервые назвали по имени-отчеству, когда появились первые успехи и первые ошибки, когда я поняла, что мне действительно нравится работать с детьми, что школа стала частью моей жизни. С той поры началась моя дорога в профессию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе  «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян…»

Режиссер, художник, музыкант,

дирижер, поэт, актер, мыслитель,

проводник, романтик, фантазёр...

Это многоликий  Учитель!

      Я – педагог. Это стало окончательно ясно, когда на практике в школе меня впервые назвали по имени-отчеству, когда появились первые успехи и первые ошибки, когда я поняла, что мне действительно нравится работать с детьми, что школа стала частью моей жизни. С той поры началась моя дорога в профессию.

Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое. Здесь все время надо учиться, чтобы быть интересным для окружающих тебя людей, дарить детям  свою энергию, знания, умения.  Поэтому в школьной стране уживаются только самые стойкие, терпеливые, искренние, добрые, интересные и удивительные люди. И называют их Учителями. Ещё в детстве я очень любила играть «в школу», усаживать своих подруг, «куклы»,  за парты и проводить уроки, писать мелом на доске и ставить оценки. Было с кого брать пример - мама учитель начальных классов. Детское увлечение переросло в дело всей жизни, в профессию, вне которой я себя уже не мыслю.

Что же повлияло на мой выбор? Основным ориентиром в этом выборе стал человек, которого я безмерно люблю и уважаю. Это учитель русского языка и литературы Шогенова Софят Мухамедовна – Учитель и Человек с большой буквы, мастер своего дела. Она умела заинтересовать, повести за собой. Сумела зажечь в наших маленьких детских сердцах любовь к своему предмету. На уроках литературы мы, как будто, перемещались в параллельную реальность, каждой клеточкой души переживая чувства героев. Уроки Софят Мухамедовны останутся в моей памяти ещё многие годы. И сейчас это мой наставник, готовый в любой момент прийти на помощь, поддержать добрым словом. Так получилось, что я после окончания учёбы, пришла работать в родную школу. Именно эта школа как островок доброты и света. Здесь работают мои учителя, мама. В ней прошло моё детство, началась юность и взрослая жизнь.

В работе учителя есть взлёты и падения, радости и горести, бессонные ночи. Но забываются все трудности и переживания, когда видишь блеск глаз, свет улыбок учеников. Ученики – наши звёздочки, которым мы помогаем загораться и найти свой жизненный путь.

Каждый из нас  должен оставить о себе память. Мир стремительно изменяется, одни государства перестают существовать, образуются новые. Так и с профессиями. Одни безвозвратно исчезают, заменяются новыми, которые со временем становятся привычными, но есть профессии вечные, неподвластные времени, без них не может существовать ни одно государство. Одна из таких профессий – учитель.

Быть первым учителем – очень ответственная роль, ведь мы во многом моделируем судьбу каждого ребёнка. Я считаю, что нельзя сравнивать нашу профессию с другими: все профессии важны  и значимы по-своему. Но только у учителя результат будет виден не сразу: не через час, не через месяц, а через несколько лет. Причём его уже нельзя исправить. Наши ошибки самые серьёзные, самые жизненные, так как они могут ранить душу ребёнка на всю жизнь. Но в большей мере детскую душу заставляет страдать равнодушие учителя, несправедливость с его стороны. Неслучайно справедливость как качество души человека дети ставят порой выше доброты. Поэтому я убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем. Наверное, потому и осталась учителем, несмотря на то, что есть профессии более «денежные» и менее «ответственные». Осталась, потому и иду по жизненному пути с порядочными и неравнодушными людьми – своими коллегами и, конечно же, с детьми – искренними и чистыми душами.

 Говорят, случайных людей в школе быть не может. Значит и я не случайно попала в этот интересный и удивительный мир.

    Сегодня перед каждым  учителем, какой бы предмет он ни преподавал, поставлены задачи  формирования нового человека, повышения его творческой активности.  А для нынешнего времени важно понять, что, вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. И когда я вижу, что интерес к учению у детей падает, дети с трудом познают изучаемый программный материал, я делаю для себя важный вывод: необходима квалифицированная мотивационная деятельность учителя, путём включения в активную учебно-познавательную деятельность учащихся.

Поскольку форма организации учебного процесса остаётся на уровне класс-предмет - урок, требуется переосмыслить как   соотношение, так и содержание этих отдельных звеньев образовательного процесса, что неизменно ведёт к изменению ценностей профессионально-педагогической культуры.

Основные вопросы, которые потребовали поиска ответа: каким должен быть человек 21 века? Как разрешить острые противоречия педагогической практики: между потребностью общества в образованной, развитой личности и падением интереса учащихся к образованию, к знаниям. Между необходимостью формирования осознанных действенных знаний учащихся и преобладанием вербальных методов обучения. Между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний.

     В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества, когда изменяются его идеология, система ценностей,  нравственные идеалы, возрастает и усложняется социальная роль учителя, повышаются требования к его профессиональной компетентности. Особое значение приобретают такие  качества учителя, как способности осваивать новые концепции предмета,  новые педагогические технологии, а также широкий кругозор в области содержания предмета и его методики преподавания.

 

С этим нельзя не согласиться. Ведь только то обучение является хорошим, которое идет впереди развития. А для этого надо учиться и самому учителю.

 Я осознаю, как высоки требования  ко мне, как к учителю. Ведь учебный успех каждого ученика это не только увеличение объёма усвоенной учебной информации, но и постоянное увеличение возможностей каждого ученика. Так  я вижу первую задачу своей деятельности: разработать систему оценки результативности обучения, позволяющую учитывать не только накопление знаний, но и развитие других ресурсов познавательной деятельности ученика. Для этого я использую различные формы учебных приёмов, заданий, учитывающие индивидуальные особенности учеников.

  В современное время мы, учителя, получили возможность не следовать, как ранее, строгим методическим рекомендациям - соблюдать последовательность тем, работать по единому тематическому планированию, как правило,  разработанному  методическим объединением, проводить строго определенное количество практических работ и т.д. Сегодня я могу ориентироваться на творческий подход к организации процесса обучения: выбирать программу и учебник из нескольких альтернативных, оценивать их с позиций методики своего предмета, своих возможностей и особенностей обучаемых школьников.

   Именно сейчас важен в моей работе творческий подход к организации учебной деятельности -  я обязана готовить каждого своего ученика к жизни, т.е. к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве. Обучение в школе призвано способствовать развитию у каждого учащегося тех способностей, которые заложены в нем от природы, сформированы родителями и другими учителями.

   Дейл Карнеги утверждает, что есть только один способ побудить кого-то что-то сделать. Задумывались ли мы когда-нибудь над этим. Да, только один способ. И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать.  «Помните! – говорит Дейл  Карнеги,  - других способов нет. Конечно, можно под  угрозой поставить двойку, заставить  ребёнка воспринимать учебные знания, но это ненадолго, очень скоро двойки перестанут воздействовать. Тот, кто сможет заставить ребёнка захотеть учиться – может себя считать учителем успеха».

    Почему бы и мне, учителю, не поступить столь же разумно, чтобы привлечь детей слушать, познавать. Что я и делаю, проводя нетрадиционные уроки, которые очень разнообразят процесс обучения, превращают его в праздник и для учеников и  для учителя, так как заметна отдача детей в их желании приходить на урок, в стремлении что- либо сделать самому, сообщить что-то интересное. Таких форм урока  много, это целая философия, принципиально отличающаяся от философии традиционного урока. Отдельные её элементы напоминают  знакомые и отработанные методы преподавания, поисковой исследовательской работы. Но конечный результат отвечает реальным требованиям современности: желание продолжить поиск, освоить новые высоты Знания, творить вместе с одноклассниками и самому. К этому нужно добавить ещё один немаловажный результат - психологическое состояние обучающихся, состояние  радости, комфорта, уверенности, прочности добытых знаний. Нетрадиционный урок-это всегда движение вперёд.

  Проработав   в школе учителем столько лет, я не мыслю себя в другой сфере, в иной среде. Как бы ни было мне плохо или трудно, переступая порог школы, я забываю про все трудности. Приятно ощущать, что тебя ждут, тебе рады. Считаю, что главное в педагогике – это творчество, которое несет в себе красоту мысли и позволяет приобщить к этой красоте обучающихся, а отсюда следует - любовь к детям и желание помочь им открыть истины и идеалы. На память приходят слова А.П.Чехова, сказанные М. Горькому: «Учитель должен быть артистом, горячо влюбленным в своё дело...». Писатель распространил понятие «артист» на всех педагогов, независимо от того, какой предмет они преподают.

 Настоящий учитель не просто награжден вечным детством – он сознательно умеет возвращаться назад, в детство. Учитель сохраняет до преклонных лет молодость души, которая сочувственно отзывается на то, что близко молодости: самобытность внутреннего мира, одаренность, талантливость, незаурядность, гуманность, общительность, потребность учить, воспитывать, растить, совершенствовать, передавать опыт. Необходимо не только учить, но и учиться у своих учеников. Они - сотрудники, сотворцы и соратники учителя.     Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приёмы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приёмы…

    И только другой учитель знает сколько труда ушло, пока ноты, ритмы, мелодии не слились в музыку урока!

   Моё педагогическое кредо: «Немало можно добиться строгостью, но больше всего знанием дела, любовью, и справедливостью, невзирая на лица».        

   Сегодняшнее время – время инновационных технологий, но никакая технология не заменит тепла души, которое появляется в процессе взаимопонимания. Я стараюсь отдать своим детям частичку души и тепла, которая им так необходима. И пусть моя любовь согреет их в трудную минуту, пусть знания, данные мною, помогут обрести место в жизни, пусть человеческие качества, привитые мною, помогут выстоять и победить.

 

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе « Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого потом учиться»

Данное эссе было сочинено для участия в конкурсе ораторского искусства на конкурсе "Учитель года"...

Эссе "Учитель и ученик растут вместе"

Мои размышления по теме....

Эссе " Учитель и ученик растут вместе"

Эссе "Учитель и ученик растут вместе"...

Педагогическое эссе "Вдохновение учителя - его ученики"

Профессия учителя нелегка и ответственна, но положительные результаты работы и блеск любознательных глаз придадут сил и энергии совершенствоваться в своей работе....

Эссе на тему: "Учитель и ученик растут вместе..."

Школа… Это удивительный мир учителей и учеников. Это мир, который дарит радость общения, счастье погружения в мир детства…Школа не может существовать без учителя. Ведь учитель – тв...

Эссе на тему "Учитель и ученик растут вместе"

Эссе было написано в рамках муниципального этапа конкурса "Учитель года-2021"...