РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По истории Донского казачества 7 класс
рабочая программа

Казьмина Елена Владимировна

Рабочая программа по Истории Донского края в рамках изучения курса Основы духовно- нравственной культуры народов России для 8 класса разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, авторской программы Н.В. Самариной, О.Г.Витюк «История Донского края XVII-XIX век», 7 класс, Ростов-на-Дону, Донской издательский дом, 2017, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и в соответствии с ООП ООО.

Учебный предмет История Донского казачества является содержательным продолжением курсов ОРКСЭ, Доноведение и позволяет выстроить систему преподавания регионального компонента на уровне основного общего образования в рамках изучения курса Основы духовно- нравственной культуры народов России. Особенностью данного учебного предмета является изучение истории и культуры народов, населяющих Донской край на основе исследовательской и проектной деятельности обучающихся, включая историю Ростовской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachestvo_7_klass.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРЮКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»

Директор МБОУ Крюковской СОШ

Приказ от 30.08.2019 №217-ОД

----------------------- Г.А. Молчанова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По истории Донского казачества

7 класс

Основное общее образование

Количество часов в год: 34 ч.

                          в неделю: 1 ч.

Программа разработана:

Казьминой Еленой Владимировной

Программа разработана на основе:

Авторской программы Н.В.Самариной, О.Г.Витюк «История Донского края 17-19 век», 7 класс, Ростов-на-Дону, Донской издательский дом, 2017

Ростовская область

Куйбышевский район

Х. Крюково

2019 год.

Нормативные документы и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Федеральный закон №273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  3. Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;
  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПин 2.4.2 №2821 – 10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 3997;
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»;
  6. Письмо министерства общего и профессионального образования Ростовской области (далее МО и ПО РО)  от 25.04.2018 № 24/4.1–5705 «О направлении рекомендаций»  по  составлению учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории  Ростовской области, на 2019-2020 учебный год
  7. Устав МБОУ Крюковской  СОШ;
  8. Учебный план МБОУ Крюковской СОШ  на 2019-2020 учебный год;
  9. Положение МБОУ Крюковской СОШ «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам и курсам внеурочной деятельности».
  10. Программа разработана на основе авторской программы Н.В.Самариной, О.Г.Витюк «История Донского края 17-19 век»  7 класс, Ростов-на-Дону, Донской издательский дом,2017, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и в соответствии с ООП ООО рассчитана на 35  часов(1 час в неделю). Исходя из календарного учебного графика МБОУ Крюковской СОШ на 2019-2020 учебный год, расписания уроков МБОУ Крюковской СОШ на 2019-2020 учебный год, рабочая программа по Истории Донского казачества 34 часа.

Пояснительная записка

Рабочая программа по Истории Донского края в рамках изучения курса Основы духовно- нравственной культуры народов России для 8 класса разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, авторской программы Н.В. Самариной, О.Г.Витюк «История Донского края XVII-XIX век», 7 класс, Ростов-на-Дону, Донской издательский дом, 2017, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и в соответствии с ООП ООО.

Учебный предмет История Донского казачества является содержательным продолжением курсов ОРКСЭ, Доноведение и позволяет выстроить систему преподавания регионального компонента на уровне основного общего образования в рамках изучения курса Основы духовно- нравственной культуры народов России. Особенностью данного учебного предмета является изучение истории и культуры народов, населяющих Донской край на основе исследовательской и проектной деятельности обучающихся, включая историю Ростовской области.

Цели реализации регионального компонента по истории Донского края:

 - воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни;

 - формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия Ростовской области.

Задачи реализации регионального компонента по истории Донского края:

 -дать выпускникам целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа;

 -сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих Донской край;

 - сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыков безконфликтного поведения;

 - способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения Ростовской области;

 - помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней; способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;

 - пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;

 -развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;

 - развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края;

- создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей культуры;

 - формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.

 Рабочая программа рассчитана на 34 часа в 7 классе из расчета 1 час в неделю.

                          Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

 1.Н.В.Самарина, О.Г.Витюк «История Донского края XVII-XIX в.» 7 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, «Донской издательский дом, 2017.

 2.Астапенко М. П., Сухаревская Е. Ю. Природа и история родного края. Учебное пособие для учащихся. - Ростов-на-Дону: Баро-Пресс, 2013.

 3.Ф.И.Нарежный, Н.В.Самарина. История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года/ учебное пособие. Ростов-на-Дону, изд-во Ростовского университета, 2013

 4.Сизенко А. Казачество России. Казачьи войска. Знаменитые атаманы. Уклад жизни. Ростов-на-Дону, Владос, 2010.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

 Предметные 

- Указывать даты и содержание важнейших событий истории края, в том числе связанные с формированием многонационального состава Донского края; гипотезы о происхождении донского казачества;

 - Называть причины оформления социального статуса казачества как замкнутого военного сословия;

 - Давать характеристику социально-экономического развития края

 - Анализировать историческую карту, показывать на карте:

 а) территорию Войска Донского, крупнейшие центры торговли, промыслов, промышленного производства;

 б) территорию Ростовской области, Южного Федерального Округа;

 в) районы народных протестов, восстаний, сражений

 - Описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древних времен до современности, их занятия, облик.

 - Объяснять значение основных понятий

 - Формулировать причинно- следственные связи важнейших событий на Дону, в том числе связанные с историей донского казачества.

 - Определять особенности исторического развития Донского края, истории и культуры народов, проживающих в Ростовской области.

 - Определять синхронность событий и процессов региональной, российской и всеобщей истории.

Метапредметные

 - Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- вступления в диалог культур, проявления толерантности к представителям различных этнических, конфессиональных, социальных групп населения края;

 -самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой, письменными историческими источниками и устными свидетельствами как формы самообразования; самостоятельной интерпретации информации;

 -объяснения уклада жизни своего города, поселка, местности, участия в решении проблем местного сообщества; - анализа текущих событий, высказывания и аргументирования своей оценки важнейших событий и личностей;

 - самоопределения, выбора профиля образования и профессиональной ориентации.

- Представлять результаты изучения региональной истории в различных знаковых системах и формах: схеме, конспекте, реферате, историческом сочинении, творческой работе, проектной и исследовательской деятельности.

 - использовать текст исторического источника при решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства различных источников;

- использовать знания и способы познавательной деятельности, полученные в процессе изучения курсов всемирной, отечественной истории, истории Донского края.

 Личностные

 - Давать оценку месту и роли Донского края в контексте отечественной и всемирной истории, своеобразию истории Донского края;

 - объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края; - соотносить историю своей семьи с региональной историей;

 - приводить собственные оценки важнейших событий истории Донского края;

 -использовать сведения по истории Донского края для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами.

Содержание учебного предмета.

 Тема 1. Донские казаки в событиях Смуты раскрывает причины смутного времени, участие донских казаков в восстании И.Блотникова. Первое и второе ополчение, его участники. Итоги восстания.

Тема. Войско Донское и царская власть. Порядок несения службы казаков, военные действия против Турции. Участие казаков в Азовском осадном сидении.

Тема. Донское казачество во второй половине XVII века. Политическая ситуация на Дону в середине XVII века. Персидские походы. Крестьянская война 1670 – 1671 гг. Церковная реформа. Старообрядчество на Дону. Культурные традиции.

 Тема Донской край в эпоху петровских преобразований. Завоевание Азова. Восстание под предводительством К.Булавина. Система управления Войском Донским в XVIII веке.

Тема Казаки на службе Российской империи в XVIII веке. Организация военной службы, участие казаков в Семилетней войне, войнах на Кавказе. Восстание казаков 1792 – 1794 годов.

 Тема 2. Донской край в XVIII веке. Становление сельского хозяйства, казачьи промыслы, торговля. Формирование крепостного права. Образование донского дворянства. Социальный и национальный состав население Донского края. Основание Ростова–на-Дону. Переселение армянских общин на Дон. Греческое население Донского края.

 Тема 3. Донской край в начале XIX в. Система управления и социальное развитие Донского края. Новочеркасск и его роль как нового административного центра. Система землепользования и дворянское землевладение. Участие донцов в Отечественной войне 1812 года.

 Тема. Хозяйство и города Нижнего Дона в первой половине века. Состав населения, хозяйство и промыслы. Роль городов в экономике края.

Тема 4. Дон в пореформенный период. Особенности крестьянской реформы на Дону. Судебная, военная и земская реформы. Военная служба казаков в пореформенный период. Участие казаков русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Закрытие земства на Дону.

Тема. Становление рыночной экономики. Хозяйство донских помещиков и крестьян. Хозяйство казаков. Неземледельческие отрасли хозяйства.

 Тема. Донской край в конце XIX века. Сословный состав жителей Дона. Этнический состав. Культура городов и станиц. Тема. Мой родной город во второй половине ХIХ века.  

Тематическое планирование 7 класс

Дата  

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Требования к результату

05.09

Донской край в 17-ом веке

Участие донских казаков в смуте

1

Обсуждение проблемных вопросов, работа в группах

12.09

Участие донских казаков в смуте

1

Работа в группах с документами

19.09

Войско Донское  и царская власть в первой половине 17-ого века

1

Подготовка презентаций, творческие задания

26.09

Азовское осадное сидение

1

Работа с картой и иллюстрациями, составление описания по плану.

03.10

Социально-политические кризисы в России второй половины 17-ого века и донское казачество

1

Работа с текстом, составление таблицы

10.10

Старообрядцы на Дону в конце 17-ого века

1

Дискуссия по проблемным вопросам

17.10

Обобщающий урок по теме 1

1

Контрольная работа

24.10

Культура донских казаков  в 17-ом веке

1

Творческие индивидуальные задания

07.11

Войско Донское в Приазовье в 18 веке

Войско Донское в эпоху петровских преобразований. Система управления казачьей областью в 18-ом веке

1

Работа с текстом, вопросы и задания к тексту

14.11

Казаки на службе Российской империи в 18-м в

1

Работа в группах с документами

21.11

Формирование донского дворянства и крепостных крестьян. Хозяйственное освоение края.

1

Работа с текстом, составление таблицы

28.11

Население Донской области и Приазовья в XVIII в.

1

Работа с картой и дополнительной информацией, составление описания образа жизни, традиций, народных костюмов.

05.12

Донской край в первой половине 19-ого века

Система управления краем и его социальное развитие

1

Работа с текстом, вопросы и задания к тесту

12.12

19.12

Военная служба казаков. Участие донцов в Отечественной войне 1812 года

2

Индивидуальные задания, подготовка презентаций

26.12

Наши земляки – участники Отечественной войны 1812г.

1

Индивидуальные задания, подготовка презентаций

16.01

Хозяйство в Войске Донском накануне отмены крепостного права

1

Работа с текстом, составление таблицы

23.01

30.01

Города Нижнего Дона и Приазовья в первой половине 19-ого в: экономика и культура

2

Работа в группах, подготовка мини- проектов

06.02

Обобщающий урок

1

Контрольная работа

13.02

Область Войска Донского в эпоху модернизации 

Либеральные реформы 1860- 1870гг на Дону

1

Беседа с постановкой проблемного вопроса

20.02

27.02

Войско Донское в пореформенный период. Свертывание либеральных преобразований в области

2

Работа с текстом и заданиями к нему

05.03

12.03

Донская область – район торгового земледелия. Города Нижнего Дона – центры рыночной экономики

2

Работа с картой, с дополнительной информацией

19.03

Промышленное развитие Дона

1

Работа со статистическими данными

02.04

09.04

Население Донской области в 1860-1890-е гг.

2

Составление описания образа жизни, традиций, занятий

16.04

Культура городов и станиц Дона во второй половине 19-ого

1

Творческие задания по выбору

23.04

Обобщение знаний по курсу Дон и Приазовье в 18-19 вв

1

Фронтальный опрос

07.05

Горные разработки и первые хутора на территории нашей области

1

Подготовка мини- проектов

14.05

21.05

Город Азов, Ростов, Новочеркасск

2

Подготовка мини- проектов

28.05

Знаменитые личности города

1

Подготовка мини- проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 5-9 КЛАССЫ

Статус документа Рабочая программа по истории для V-XVIII класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая  ...

Рабочая программа кружка "История спорта" 4 класс

Рабочая программа кружка "История спорта" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Расчитана на 34 часа (1 час в неделю)...

Рабочая программа кружка «История и культура кубанского казачества» 1–4 классы

Рабочая программа кружка «История и культура  кубанского  казачества» 1–4  классы составлена  на основе  авторской образовательной программы дополнительного ...

Рабочая программа кружка "История и культура кубанского казачества"

Рабочая программа кружка "История и культура кубанского казачества" направлена на реализацию духовно-нравственного направления по ФГОС НОО. Программа предназначена для обучающихся начальных ...

Рабочая программа по истории для 8 класса

Программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе авторской...

Рабочая программа внеурочной деятельности «История донского казачества»

Рабочая программа внеурочной деятельности «История донского казачества» разработана на основе концептуальных идей обновления образования с позиции её гуманизации: максимального учета потре...

Рабочая программа по истории казачества 3 класс

В данном файле содержится рабочая программа  с тематическим и поурочным планированием...