Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы»
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

Бобылева Ирина Игоревна

Дополнительная общеобразовательная программа  «Шахматы», начальные классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Ковернинская средняя школа №1»

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

От «__»___________20___г.

Протокол №____________

Утверждаю:

Директор

«__»___________ 20___г.

Дополнительная общеобразовательная программа

 «Шахматы»

Возраст обучающихся: 9 – 11 лет

Год обучения: 1 год обучения

Автор-составитель:

Бобылева Ирина Игоревна, педагог

 дополнительного образования

п. Ковернино 2018 год

Пояснительная записка

Шахматы – одна из самых популярных в мире игр, причём с каждым днём она становится всё более популярней. Люди самых разных возрастов во всём мире с большим энтузиазмом играют в шахматы: в школах, клубах, парках и даже по Интернету.

Данная программа разработана для детей 9 – 11 лет, которая также подходит для работы со школьниками, обучающимся по новым федеральным государственным стандартам и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Занятия по программе проводятся 1 час в неделю, что составляет 38 часов в год год. Наполняемость группы составляет 12 -15 человек.

В творческом объединении «Шахматы» дети ознакомятся с геометрией шахматной доски, названиями шахматных фигур и их игровыми возможностями. А также пополнят словарный запас специальными шахматными терминами и применят их на практике, научатся играть в шахматы и шашки, соблюдая правила игры и используя разнообразные тактические приёмы.

Предполагается использование таких форм работы, как отгадывание загадок, ребусов на шахматную тему, выполнение творческих заданий, практические занятия по игре в шахматы с целью закрепления теоретического материала, опросы для проверки пройденного материала.

Актуальность программы состоит в её востребованности, в  требованиях современного общества к личности, которая должна быть всесторонне развита, чему и способствует игра в шахматы. Она развивает ребёнка умственно, развивает логическое мышление, воспитывает усидчивость, приучает к культурному проведению свободного времени, толерантному отношению к сопернику по игре и другим окружающим.

Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы» рассчитана на 1 год обучения, 34 часа в год, 1 час в неделю. Для занятий в объединение приглашаются учащиеся 9 - 11 лет. Возможен приём детей разных возрастов, начиная с 8 лет, в зависимости от желания ребенка.

Форма организации занятия - групповая, формы проведения занятия - беседа, практическое занятие, соревнование, турнир.

Занятия проводятся 1 раз в неделю; продолжительность занятия - 45 минут.

Цель и задачи программы

Цель программы: формирование образованной культурной личности средством шахматной игры.

Задачи программы

Образовательные:

  1. Научить играть в шахматы;
  2. Ознакомить детей со специальными шахматными терминами, применять их на практике;
  3. Развивать умственные способности.

Развивающие:

1.        Развивать желание трудиться над созданием технических объектов и стремление разобраться в их конструкции;

2.        Развивать образное мышление и умение выразить свои замыслы на плоскости;

3.        Развивать смекалку детей, находчивость, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать трудолюбие, организованность, самостоятельность, инициативу;
  2. Прививать чувство ответственности и уважения к сопернику по игре;
  3. Воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
  4. Формирование и развитие коммуникативных, познавательных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий.

Содержание программы

Программа представлена следующими разделами:

Вводное занятие (1ч.) – знакомство с техникой безопасности на занятиях шахматами, с противопожарной безопасностью, и правилами поведения шахматиста.

Шахматная теория (11ч.) – знакомство с геометрией шахматной доски, правилами передвижения и взятия шахматных фигур, с рокировкой, решением шахматных задач на постановку мата в 1 ход разными фигурами.

Повторение и закрепление (7 ч.) – повторение и закрепление изученного на прошлых занятиях, участие в соревнованиях разного уровня.

Практическая работа (14ч.) – выполнение разнообразных упражнений направленных на закрепление знаний геометрии шахматной доски, правил передвижения и взятия шахматных фигур, выполнение рокировки.

Итоговая аттестация (1 ч.) – подведение итогов обучения за год, анализ работы на занятиях, результаты контрольных опросов, шахматный турнир.

Ожидаемые результаты

  • Личностные планируемые результаты. У обучающихся будут сформированы:
  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других;
  • нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося, способного к самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства, а также ответственно относящегося к организации театральной деятельности)
  • толерантность (разновозрастное сотрудничество, умения быть соперником).
  • Метапредметные планируемые результаты:

Регулятивные УУД. У учащихся будут  сформированы следующие умения:

  • планировать свои действия на отдельных этапах выполнения работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.

Коммуникативные УУД. У учащихся будут  сформированы следующие умения:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
  • работать в паре, управлять поведением партнера;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • умение выражать разнообразные эмоциональные состояния.
  • Предметные результаты.

При прохождении курса учащиеся узнают:

  • Правила игры, названия фигур и их игровые возможности;
  • Основные шахматные термины;
  • Имена и краткие биографические сведения о знаменитых гроссмейстерах.

При прохождении курса учащиеся научатся:

  • Играть в шахматы, соблюдая правила;
  • Пользоваться шахматными часами;
  • Понимать и применять игровые шахматные термины.

Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

Беседа

2

Шахматная теория

11

11

-

Тестирование

3

Повторение и закрепление

7

5

2

Тестирование,

шахматный турнир

4

Практическая работа

14

-

14

Шахматный турнир

5

Итоговая аттестация

1

0,5

0,5

Тестирование, шахматный турнир

Итого

34

17,5

16,5

Продолжительность занятия  45 минут.

Программа «Шахматы» рассчитана на 34 занятия.

Календарный учебный график

п/п

Дата

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1

03.09

Теоретическое

1

Вводное занятие. Техника безопасности, противопожарная  безопасность, правила поведения на занятиях. В стране шахматного короля.

Беседа

2

10.09

Теоретическое

1

Волшебная доска. Геометрия шахматной доски. Центр. Горизонталь, вертикаль, диагональ.

Беседа

3

17.09

Теоретическое

1

Волшебная доска. Цифры и буквы.

Беседа

4

24.09

Практическое

1

Практическая   работа.

Практические задания

5

01.10

Теоретическое

1

Шахматные фигуры. Начальная расстановка.

Беседа, практическое задание

6

08.10

Теоретическое

1

Шахматная фигура Ладья.

Шахматная фигура Слон.

Практические задания

7

15.10

ТеоретическоеПрактическое

1

Ладья против слона. Практическая работа.

Практические задания

8

22.10

Теоретическое

1

Шахматная фигура Ферзь. Решение задач.

Беседа, практическое задание

9

05.11

Практическое

1

Шахматная фигура Конь. Практическая работа.

Практические задания

10

12.11

Теоретическое Практическое

1

Пешка. Практическая работа.

Наблюдение

Тест

11

19.11

Теоретическое

1

Шахматная фигура Король.

Беседа

12

26.11

Практическое

1

Шах и мат. Практическая работа.

Практические задания

13

03.12

Теоретическое

1

Мат в один ход.

Беседа

14

10.12

Практическое

1

Ничья и пат. Практическая работа.

Практические задания

15

17.12

Теоретическое

1

Рокировка.

Беседа

16

24.12

Теоретическое

1

Шахматная партия.

Беседа

17

14.01

Практическое

1

 Практическое занятие по игре в шахматы.

Практические задания

18

21.01

Практическое

1

 Практическое занятие по игре в шахматы.

Практические задания

19

28.01

Практическое

1

 Практическое занятие по игре в шахматы.

Практические задания

20

04.02

Теоретическое

1

Как начинать шахматную партию. Начало шахматной партии.

Беседа, практическое задание

21

11.02

Практическое

1

 Практическое занятие по игре в шахматы.

Практические задания

22

18.02

Теоретическое

1

 Как записывать шахматную партию.

Беседа, тест

23

25.02

Практическое

1

 Практическое занятие по игре в шахматы.

Практические задания

24

04.03

Теоретическое

1

 Хосе Рауль Капабланка. Основные законы дебюта. Ловушки. «Детский мат».

Беседа

25

11.03

Практическое

1

 Практическое занятие по игре в шахматы.

Практические задания

26

18.03

Теоретическое

1

Кто сколько стоит (ценность фигур).

Беседа

27

01.04

Практическое

1

Практическое занятие по игре в шахматы.

Практические задания

28

08.04

Теоретическое

1

Решение задач на постановку шаха, мата и пата.

Тест, практическое задание

29

15.04

Практическое

1

Практическое занятие по игре в шахматы.

Практические задания

30

22.04

Теоретическое

1

 Махгилис (Макс) Эйве. Мат одинокому королю. Линейный мат. Мат двумя ладьями.

Тест

31

06.05

Практическое

1

Практическое занятие по игре в шахматы.

Практические задания

32

13.05

Практическое

1

Практическое занятие по игре в шахматы.

Практические задания

33

20.05

Практическое

Практическое занятие по игре в шахматы.

Практические задания

34

27.05

ТеоретическоеПрактическое

Итоговая аттестация: тестирование, шахматный турнир.

Тестирование

Шахматный турнир

Форма подведения итогов

Методы отслеживания результативности:

1. Педагогическое наблюдение;

2. Педагогический анализ результатов тестирования, активности учащихся на занятиях и т.п.

Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – шахматные турниры, выполнение практических заданий, итоговая аттестации. Эти мероприятия являются контрольными и служат показателем освоения детьми программы.

Литература

  1. «Внешкольник» №8/2004 г., с. 2 – 4 «О развитии шахматного образования в системе образования РФ».
  2. Костров В., Давлетов Д. «Уроки шахмат» - 2006 г. – М.; ООО «Издательство Астрель».
  3. Петрушина Н.М. «Шахматный учебник для детей» - 2008 г. – Ростов-на-Дону; «Феникс».
  4. Пожарский В. «Школа шахмат» - 2008 г. - Ростов-на-Дону; «Феникс».

Рекомендуемая литература для обучающихся

1.Вольф П. «Шахматы. Шаг за шагом» - 2003 г. – М.; ЗАО НПП «Ермак».

4.Костров В., Давлетов Д. «Уроки шахмат» - 2006 г. – М.; ООО «Издательство Астрель».

5.Петрушина Н.М. «Шахматный учебник для детей» - 2008 г. – Ростов-на-Дону; «Феникс».

6.Пожарский В. «Школа шахмат» - 2008 г. - Ростов-на-Дону; «Феникс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».

Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»  «Волшебный мир оригами»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Шахматы для начинающих»

В программе изложены основы по обучению учеников начальных классов игре в шахматы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеобразовательная программа "Шахматы для детей".

Данная программа имеет ознакомительный уровень. Возраст учащихся 6-10 лет (1-4 кл.). Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры...

Дополнительная общеобразовательная программа "Шахматы"

Программа школьного кружка "Щахматы"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа "Шахматы"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы » разработана и реализуется в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной шко...