Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса "Смысловое чтение"
методическая разработка (4 класс)
Внеурочная деятельность по предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ»
4 класс (34 часа)
25 небольших текстов: художественных, научно-популярных, публицистических, и 8 комплексных работ, где интегрированы все основные предметы обязательной учебной программы (русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир). К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лингвистике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературного чтения.
Работая с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с иллюстративным материалом, работа с фразеологизмами.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ПО КУРСУ «ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ»
4 КЛАСС
Учебно-методический комплект:
1 . Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом. ФГОС. М.: Издательство «Экзамен», 2016 г.
2. Холодова О.А., Мищенкова Л.В., Носикова М.В. Комплексные работы по текстам: Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: Издательство «Рост», 2014г.
Количество часов в год: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Ф.И.О. педагога: Солодкая Ирина Владимировна
№п/п | Содержание занятия |
1 | Работа с текстом «Ливень». Озаглавливание частей текста. Определение темы текста, типа речи. Орфографическая работа. Работа с иллюстративным материалом. Части речи. Схема предложения. |
2 | Работа с текстом «Солнечный день». Определение стиля и темы текста. Сравнение. Работа с иллюстративным материалом. Орфографическая работа. |
3 | Работа с текстом «Гнездо ласточки». Определение темы текста, типа речи. Составление плана. Работа с таблицей. Определение последовательности событий. Состав слова. Кроссворд. |
4 | Входной тест |
5 | Работа с текстом «Сахар» (По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»). Определение стиля и темы текста. Работа с таблицей и иллюстративным материалом. Антонимы. Орфографическая работа. |
6 | Работа с текстом «Кошка и ёж». Определение темы текста, типа речи. Озаглавливание частей текста. Работа с иллюстративным материалом. Схема предложения. Орфографическая работа. |
7 | Работа с текстом «Осень». Определение темы текста, типа речи. Работа с иллюстративным материалом. Сравнение. Орфографическая работа. |
8 | Тренировочная комплексная работа № 1. |
9 | Работа с текстом «Клёны». Определение темы текста, типа речи. Сравнение. Работа с таблицей и иллюстративным материалом. Синонимы. Орфографическая работа. |
10 | Работа с текстом «Слонёнок». Озаглавливание текста. Вымысел. Сравнение. Определение последовательности событий. Части речи и члены предложения. Орфографическая работа. |
11 | Работа с текстом «Язык – средство общения» (По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»). Определение темы и стиля текста. Фразеологизмы. Синонимы. Антонимы. Работа с иллюстративным материалом. Кроссворд. |
12 | Тренировочная комплексная работа № 2. |
13 | Работа с текстом «Колибри». Определение темы и стиля текста. Сравнение. Синонимы. Описание. Работа с иллюстративным материалом. Орфографическая работа. |
14 | Работа с текстом «Экология» (По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»). Определение темы и стиля текста. Главная мысль текста. Работа с иллюстративным материалом. Антонимы. Орфографическая работа. |
15 | Работа с текстом «Осень» по И. Соколову – Микитову. Определение темы текста, типа речи. Составление плана. Работа с иллюстративным материалом. Кроссворд. Орфографическая работа. |
16 | Тренировочная комплексная работа № 3. |
17 | Работа с текстом «Четыре желания». Определение темы текста, типа речи. Главная мысль текста. Работа с иллюстративным материалом и таблицей. Орфографическая работа. |
18 | Работа с текстом «Планеты» (По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»). Определение темы и стиля текста. Синонимы. Работа с иллюстративным материалом. Состав слова. Кроссворд. Орфографическая работа. |
19 | Работа с текстом «Жираф». Определение темы текста, типа речи. Работа с иллюстративным материалом. Антонимы. Орфографическая работа. |
20 | Тренировочная комплексная работа № 4. |
21 | Работа с текстом «Жадный заяц». Определение темы и стиля текста. Заголовок. Антонимы. Кроссворд. Орфографическая работа. |
22 | Работа с текстом «Рябина». Определение темы текста, типа речи. Деление текста на части. Озаглавливание частей текста. Работа с таблицей и иллюстративным материалом. Орфографическая работа. |
23 | Работа с текстом «Совы» (По Н. Дудникову). Определение темы и стиля текста. Заголовок текста. Работа с иллюстративным материалом. Кроссворд. Орфографическая работа. |
24 | Тренировочная комплексная работа № 5. |
25 | Работа с текстом «Утренние лучи» (К. Ушинский). Определение темы текста. Вымысел и реальные события. Антонимы. Работа с иллюстративным материалом. Кроссворд. Орфографическая работа. |
26 | Работа с текстом «Как Маша стала большой» (По Е. Пермяку). Определение темы и стиля текста. Последовательность событий. Фразеологизмы. |
27 | Работа с текстом сказки «Умный ворон». Определение темы текста и типа речи. Выбор заголовка из предложенных вариантов. Деление текста на части. Озаглавливание частей. Антонимы. Орфографическая работа. |
28 | Тренировочная комплексная работа № 6. |
29 | Работа с текстом «Злая мать и добрая тётя» (В. Осеева). Определение темы текста и типа речи. Деление текста на части. Озаглавливание частей. Работа с пословицами. Работа с иллюстративным материалом. Орфографическая работа. |
30 | Работа с текстом «Однажды в лесу» (По Г. Скребицкому). Определение темы, стиля и главной мысли текста. Работа над планом. Кроссворд. Антонимы. Работа с иллюстративным материалом. Орфографическая работа. |
31 | Работа с текстом «Рыбалка» (По П. Молчанову). Определение темы текста и типа речи. Заголовок. Антонимы. Работа с иллюстративным материалом. |
32 | Работа с текстом «Художник – Осень» (По Г. Скребицкому). Определение темы текста и типа речи. Сравнение. Работа с иллюстративным материалом. Синонимы. Кроссворд. Орфографическая работа. |
33 | Итоговый тест |
34 | Итоговое занятие |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ»
Личностными результатами изучения курса в 4-м классе является формирование следующих умений:
- Целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме.
- Характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены.
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Строить алгоритм поиска необходимой информации.
- Определять логику решения практической и учебной задач.
- Моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом задания.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Находить аргументы подтверждающие вывод (самостоятельно и с помощью учителя).
- Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
- С помощью учителя определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части.
- Использовать ознакомительный, изучающий и поисковый виды чтения.
- Ориентироваться в учебной литературе (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, таблиц.
- Понимать текст, опираясь на его жанр и структуру.
- Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
- Составлять простой план текста.
- Формулировать несложные выводы, основываясь на текст (самостоятельно и с помощью учителя).
- Отвечать на вопросы учителя по тексту.
- Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
- Высказывать оценочные суждения (с помощью учителя) о прочитанном тексте.
- Оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью учителя).
- Обнаруживать недостающие данные в информации (с помощью учителя) и находить пути восполнения пробелов.
- Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать небольшие по объему художественные и научно-популярные тексты.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Оценка УУД учащихся проводится через:
- тесты – контроли;
- олимпиады;
- комплексные работы
Предметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование следующих умений:
- Читать вслух любой незнакомый текст (художественный и нехудожественный, поэтический и прозаический) целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения не менее 95 слов в минуту).
- Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.
- Выразительно читать эпическое и лирическое художественные произведения.
- Определять жанры: рассказ, повесть, миниатюра, сказка, басня, стихотворение, послание.
- Выявлять роль заглавия произведения, портрета, пейзажа, интерьера в выражении авторской позиции.
- Составлять простой план повествовательного или описательного текста.
- Ставить перед собой творческие задачи перед созданием текста собственного сочинения.
- Создавать текст собственного сочинения согласно авторскому замыслу с использованием выразительных средств; подбирать заголовок к такому тексту.
- Выбирать тексты для самостоятельного чтения согласно своим читательским интересам.
- Составлять устное высказывание в соответствии с обсуждаемой темой.
- Составлять план рассказа и рассказывать по плану.
- Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/03/26/90.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/14/picture-331263-1394824071.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по формированию навыков осознанного чтения «Первоклассная газета»
Курс внеурочной деятельности «Первоклассная газета»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/27/picture-482636-1411815927.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Обучение смысловому чтению» 2 класс
Курс «Обучение смысловому чтению» составлен в соответствие с авторским курсом «Смысловое чтение» Беденко М.В. В Примерной основной образова...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/14/picture-554561-1581688491.jpg)
Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение. Работа с текстом"
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/24/picture-989617-1514129207.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Клуб любителей чтения»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Клуб любителей чтения»...