« Духовно-нравственное развитие младших школьников через поисковую и исследовательскую работу по краеведению»
методическая разработка (4 класс)

 « Духовно-нравственное развитие младших школьников через поисковую и исследовательскую работу по краеведению»

Статья,  практический материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dimitrovskie_chteniya.docx146.68 КБ

Предварительный просмотр:

 « Духовно-нравственное развитие младших школьников через поисковую и исследовательскую работу по краеведению»

Фидорцова Е.С., учитель начальных классов

высшей квалификационной  категории

МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда

     У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок. Это его Родина! Чтобы любить Родину и гордиться ею, нужно знать её!

     В настоящее время для каждого региона России стала актуальной проблема теоретической и практической разработки и реализации регионального компонента содержания образования. Эта проблема может быть решена обращением к ценностям родного края, использованием культурного потенциала, выявление опорных духовных ценностей, которые были бы близки и доступны восприятию детей.

     Знание своей народной региональной культуры во всех её проявлениях, видение её как части общекультурных ценностей способствует тому, чтобы эти культурные ценности стали не только достоянием  нашего времени, но и будущих поколений - такова задача сегодняшнего учителя.

     Основная ведущая педагогическая идея:

     Создание условий для воспитания человека, влюбленного в родную природу, заботящегося о ней.

     Привлечение школьников к познанию родного края - это  процесс дарования им родины. Это та сфера, где  творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно.

     В современной педагогической литературе много внимания уделяется обновлению содержания образования, созданию новых программ, введению предметных областей, отвечающих духу времени. Следствием этого является появление базовых учебных планов, где предоставлено место федеральному и региональному компонентам, что в свою очередь ставит перед регионами задачу создания национально – региональных программ, учитывающих духовно – нравственные, национально – культурные и другие специфические особенности областей, краев, республик РФ. Россия – огромная страна, разнородная по природным условиям, историческому прошлому, составу населения, традициям и культуре. И естественно, что это должно найти свое отражение в содержании образования.

     Вопрос гражданского воспитания стоит наиболее остро в настоящее время, и региональный компонент необходим как основной элемент  нравственного, эстетического и гражданского воспитания. Актуальность и важность  «национального вопроса» невозможна без повышения общекультурного уровня подрастающего поколения, формирования положительного отношения к собственной национальной культуре, воспитания культуры межнационального общения, умения понимать и принимать другие культуры.

     Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.

    Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого ученика. Младший школьный возраст с его стремлением к яркому, с его желанием познать окружающий рядом мир предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.

     Поэтому, я поставила перед собой цель, начиная работать в этом направлении: способствовать формированию такой позиции школьника по отношению к родному краю, чтобы он чувствовал себя не потребителем или пассивным наблюдателем, а созидателем и хранителем природы и культуры, понимающим и любящим свою «малую Родину».

     Наблюдения над процессом реализации регионального компонента убеждают, что знания, полученные школьниками на отдельных уроках, являются разрозненными, не формируют у школьников целостной картины о культуре и литературной жизни региона и,  следовательно, не достигают конечной цели. С моей точки зрения, для успешной работы в этом направлении необходима целостная система подачи материала. Информация должна преподноситься не от случая к случаю, а в комплексе и с учетом межпредметных связей.

    Информацию о родном крае использую на любых уроках: русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства. Если природоведение дает детям естественнонаучную, объективную картину мира, то эстетические предметы раскрывают видение мира, отношение к нему в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов.

     Самое главное для меня – чтобы каждый ученик был не просто пассивным созерцателем, а стал активным творцом.  Ребенок на занятиях может показать не только, материал ( теоретическую часть ), но и передать свои чувства и эмоции через выполнение практических заданий.

     Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. А одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням.   Свою работу по изучению родного края я начинаю непосредственно с первого класса. Неизбежно у ребят копится обилие фактов, сведений, событий, названий. А личный опыт каждого человека, как утверждают психологи, является для него самоценным    и заслуживающим доверия, поскольку он служит, в конечном счете, единственным критерием оценки жизненных событий. Происходит создание своего рода знаковой системы в сознании ученика, применение метода «узелка на память», который приближает к нему далекие для него явления. А когда «узелки» уже завязаны в мозгу ученика, нужно только вовремя обратиться к ним.

     Можем ли мы вернуть нашим детям хотя бы частицу того понимания, чувствования земли, ответственного отношения к ней, к родному отечеству, какое было несколько поколений назад? Да, можем.

                                                        Уроки русского языка

      Родной язык, родная речь передают особые реалии жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей языка. Это культурное наследие, запечатленное в фольклоре и произведениях мастеров слова, имеющие устные и письменные языковые традиции, разные формы существования ( национальный язык, диалекты, разговорный язык).

     Я считаю, что реализация регионального компонента возможна на уроках русского языка с использованием и изучением местного языкового  материала, который имеет и образовательный и воспитательный потенциал.   Уроки русского языка способствуют также привитию любви к родному краю через разные формы работ:

 - составление и написание предложений на тему « Мой край», «Мои родители», «Улицы моего города» и др.;

 - написание сочинений и изложений с творческими заданиями;

 - письмо по памяти;

 - орфографические пятиминутки на основе краеведческого материал.

    Источником изучения материала становится использование на уроках русского языка загадок, пословиц, поговорок, примет народа, художественных произведений местных поэтов и писателей. Такие материалы дают возможность         обогатить и расширить кругозор ребенка, его представление о родном крае.

    Работа с поэтическим текстом вызывает особый интерес учащихся, обладает особой силой воздействия на душу. Очень хорошо рассматривать так же и языковые средства художественной выразительности: сравнение, эпитеты, рифмы, метафоры.

     Обучение русскому языку всегда рассматривалось в неразрывной связи с развитием и воспитанием ученика. Развитие же личности – духовно – нравственное и эстетическое – в большей мере зависит от окружающей ее речевой среды. Окружающая среда – это мир текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Это они создают ту атмосферу, в которой живет, дышит и развивается ребенок. В процессе работы с текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьника к национальной культуре.

                                    Материал к урокам русского языка  

     - Прочитайте пословицы. Выпишите словарные слова. Обозначь ударение в записанных словах. Составь устно предложение про то животное ( птицу ), которое живет в нашей местности.

* Два медведя в одной берлоге не живут.

* Зайца в поле не угонишь.

* Осенью и сорока, и ворона сыты.

 -   Прочитайте пословицы. Спишите, вставляя нужные буквы. Объясните, как вы их понимаете.

 За м..рем   т..плее, а у  нас  св..тлее.

 Св..я  з..мля и в горсти мила.

 Ст..пного  к..ня  на к..нюшне  не  удержишь.

 

 - Устно по цепочке объясните все орфограммы. Запишите текст с нужными буквами.

 Календарь  отсчитыва(е/и)т  последн(ии/ие)  дни  но..бря.  (По)ночам  схватыва(е/и)т луж..ц..    ле..кий   м..роз(е/и)ц.  Давно  поб..лели   зайцы,  сбросили  с себя  летний  рыж..й  мех,  да  посп..ш..ли.  Спасительн(о/а)е   снежн(а/о)е  п..крывало  опаздыва(е/и)т.

 - Назовите ваше любимое время года. Почему оно  больше всего нравится?

      При изучении прилагательных подчеркиваю, что они передают красоту. Яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают речь выразительней, точнее.

                                                         Диктант

                              Таганрог – родина  А.П. Чехова

    Утопая в ярких лучах южного солнца, широко раскинулся  на берегу Азовского моря старинный портовый город Таганрог.

    Прямые таганрогские улицы, как и в далекие времена, по-прежнему тянутся к порту, и освежающее дыхание моря, и плеск его голубовато-зеленых волн все так же волнует воображение романтиков морских  путешествий.

    Таганрожцы  бережно хранят в памяти имена замечательных людей, которые жили и бывали здесь.  Среди них Пушкин и  Маяковский, Чайковский и Мусоргский, Паустовский      и Василенко. Особенно дорого таганрожцам имя Антона Павловича Чехова.

    Необыкновенно красочны и разнообразны картины родной природы, созданные Чеховым в повести «Степь», при чтении которой хочется воскликнуть: «как хороша ты, Родина»!

Устные упражнения в подборе однокоренных слов для проверки безударных гласных в корне.

Привет тебе мой край родной

С твоей великою рекой

С твоими темными лесами

С неоглядными полями.

   - Назвать проверочное слово.

Уроки литературного чтения

 …Понять литературу, не зная мест,

 где она родилась, не менее трудно,

 чем понять чужую мысль.

 Не зная языка, на котором она выражена.

                                                         Д.С. Лихачев.

  Введение регионального компонента  в предмет «Литературное чтение» необходим для обогащения языка учащихся посредством приобщения учащихся к искусству слова и раскрытия их творческого потенциала на региональном  содержании.  Именно в младшем школьном возрасте закладывается привязанность к культуре своего народа, развитие национальной гордости, чтобы воспитывать у ребенка не ложное понимание своего превосходства над другими народами, а неповторимость каждой национальной культуры.

                                                   «Литературное наследие»

Задачи:

1 . Знакомство с фольклором и литературой родного края; формирования потребности в самостоятельном чтении художественных текстов;

2 . Воспитание любви к родному краю, обычаям, языку, культуре;

3 . Формирование навыков аналитико-эстетического чтения произведений о крае, в котором живем;

4 . Развитие литературно-творческих способностей , устной и письменной речи учащихся.

Формы организации занятий: уроки-беседы, заочные экскурсии, литературные встречи, литературные утренники, викторины.

Содержание уроков позволяет младшим школьникам на основе знаний литературы своего региона открыть для себя имена поэтов, писателей, особенности повествования литературных произведений. Развивает художественный кругозор учащихся. Знакомит с жанровым разнообразием литературного наследия края. Развивает фантазию и образное мышление в непосредственном соприкосновении с местным литературным материалом.

  Донская литература заняла достойное место среди других национальных литератур нашей страны. Целая плеяда поэтов и писателей, говорит со своим донским народом, говорит о самом сокровенном, о самом нужном: П.В. Лебеденко, Н.В. Старцева, Н.А. Суханова, В.С. Моложавенко, М.А. Шолохов и другие. Подбирая литературные произведения определенной моральной направленности, мы можем влиять, начиная с самого раннего детства, на восприятие ,ребенком мира, формируя желаемое отношение к окружающему, закладывая основы нужных черт характера.

  Народное творчество – постоянный источник национального богатства. Оно раскрывает жизнь народа, вводит ребенка в широкий мир деятельности человека. С удивительным  талантом ведет народ детей от простых потешек  к сказкам со сложными  поэтическими  образами, от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, которые требуют    от детей напряжения всех его душевных сил. В фольклоре нашего народа представлены самые разные жанры: сказки и легенды, потешки, песни, загадки, пословицы и поговорки.

 Особая роль в воспитании принадлежит сказке. Сказка находит путь чуткой детской душе, вызывает богатую гамму нравственных переживаний и желание делать добро для себя, близких и всех окружающих. Сказка глубоко проникает в психику ребенка, тонко учитывает особенности детского восприятия. В сказках заключается великая мудрость и сила. Это духовные      богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ.

   Народные сказки, как и другие жанры фольклора, прошли длительный путь развития, сказки подразделяются на сказки о животных, волшебно-фантастические и бытовые.

   Главные герои сказок о животных: коза, лиса, волк, заяц, журавль, кот.  Звери и птицы в сказках живут в таких же домах, что и люди, говорят человеческим языком, часто помогают людям в затруднительных случаях и даже спасают их от  беды.

    В волшебных сказках действующими лицами выступают барабашки, космические горошины, пшеничное зернышко, лешие и водяные. Основной мотив фантастических сказок – это победа добра над злом.  

      Разнообразные виды работ, которые я провожу со сказками, приводят к лучшему пониманию и осознанию особенностей данного  жанра в фольклоре.

   Независимо от того, первый это  или четвертый класс,  дети с интересом слушают и читают сказки, проявляют желание участвовать в играх и драматизациях по знакомым сказкам, а так же в изготовлении элементов костюма, рисовании, лепке персонажей сказок.

    Одним из любимых жанров у детей являются  загадки.

    Загадки – один из древнейших видов фольклора.  Загадки есть и нашего народа. Разгадка большинства из них требует немалой сообразительности. Тематика загадок народа разнообразна. Она связана с условиями жизни, труда крестьян, с природой. Сферой, в которой живут люди.

    Художественность, поэтичность загадок заключается в том, что почти все они – иносказания.

   Тематика загадок ограничивается теми явлениями и предметами. С которыми люди ежедневно встречаются в своей жизни. Общественные явления или исторические события в них не отражены.

   По композиции загадки очень близки с пословицами и поговорками. Образные речения, или краткие народные суждения, суждения ,употребляются в разговорной речи с незапамятных времен.

  Каждое новое поколение умело не только понимать и ценить народную мудрость, заключенную в пословицах и поговорках, но и пополняло образные изречения краткими народными суждениями своего времени.

  Тематика пословиц и поговорок расширялась. По образным изречениям народным можно «читать» книгу жизни прошлого. В них отражены повороты человеческой судьбы, здоровья, чувства, людские взаимоотношения нравственные качества человека, любовь к родине, понятие о счастье.  Пословицы и поговорки отражают разнообразные стороны жизни и быта. Многие посвящены лошадям и оружию казаков.

     Выполнять задания с пословицами и поговорками можно самые разные.

     Легенды ориентированы на реальное прошлое, но в них конкретному времени не придается большого значения.  Конфликт в легенде, как правило, происходит между обыкновенными людьми.

     Мои ребята с удовольствие открывают для себя новых героев и даже давно знакомые произведения обретают для них новое звучание и значение:  они созданы на донской земле, донскими писателями и поэтами.

     На уроках литературного чтения дети с большим удовольствие, слушают стихи поэтов, которые живут в нашем городе.

МАТЕРИАЛ К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

     - Россия – наша общая Родина. У каждого человека на Земле, есть своя «малая родина» - место, где он родился и вырос, где находится его дом, город, село, станица.

     - Ребята, в какой области мы живём?

     - Как называется наш город?

     - Чем славится Ростовская область, наш Донской край?

     -  Славится наша Донская земля своими песнями, поговорками, пословицами:

 Казаку всегда мила родная сторона

     - Как вы понимаете смысл пословицы?

     - Чему учит пословица?

Вспомни сказку «Почему Дон Ивановичем зовут». Ответь на вопросы:

  1. Откуда берет начало река Дон?.
  2. Какие города стоят на Дону?
  3. Почему Дон Ивановичем зовут?
  4. Чем знаменит Дон?

Объясни значение пословиц:

  1. Каков казак-отец, таков и сын молодец.
  2. Родимой-то матушки да милее в свете нету.
  3. Ахи да охи в беде не помощники.

 Собери пословицы.

  1. Атаман, терпи, будешь, казак.
  2. Пули, казак, боится, не.
  3. Не поест, сам, коня, казак, а, накормит.

Конспект

  занятия по внеурочной деятельности с элементами интеграции

(«Доноведение», «Театральные традиции Дона»)

из цикла «Встречи с интересными людьми»  

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.И.Текучевой.

Задачи:

1. Воспитание патриотов Донской  земли, на примерах исторических и современных событиях.

 2. Развивать умение слушать, вести диалог, творческие способности детей.

3. Воспитывать любовь к малой родине, родному краю.

Ход встречи

Показ фильма « Донские таланты ».

Вед.   Донская земля! Почти на 500 километров протянулась с севера на юг и с запада на восток. По донской земле протекает множество рек и речушек. Но самая крупная из них – река Дон.

  Начало Дона определяется местом в районе городка Новомосковск, расположенного в Тульской области. Именно здесь ручеёк Урванка даёт начало бурному потоку, который образует русло, длиной  1870 км. Дон питают около 5 тысяч притоков. Если  их все вместе сложить, то получиться общая протяженность более 60 тысяч километров.

  Течение Дона медленно, величаво. Недаром в народе Дон зовётся « тихим». Плавны изгибы его русла, спокойны плёсы, похожие на большие озёра. Широкой, волнистой лентой протекает он мимо городов, станиц и  хуторов. Обширных заливных лугов. Уже много веков, люди пользуются дарами этой прославленной реки. Об этом поют в своих песнях:

 Ой, ты, батюшка, православный тихий Дон,

Ты кормилец наш, Дон Иванович!

  У этой большой земли яркая и богатая история. Жизнь никогда не текла здесь вяло и однообразно, бег её был стремителен и быстротечен. Здесь всегда было место подвигу боевому и творческому…

  Испокон веков, Дон богат талантами. Здесь родились многие люди, внёсшие большой вклад в сокровищницу не только российской, но и мировой культуры.

Слайд

 Донская земля подарила миру великого русского писателя Антона Павловича Чехова.

Чехов говорил: «После Москвы я более всего люблю Таганрог… Тянет сюда. Хоть на несколько дней я должен от времени до времени сюда приезжать». Действительно, если хоть раз бывал в Таганроге, прочувствовал дух этого города – то захочется возвращаться сюда снова и снова.

Даже не зная истории этого города, можно часами бродить по его улицам и любоваться красивыми зданиями. А если перед поездкой сюда хотя бы немного почитать об этом городе – путешествие станет неповторимым, глубоким проникновением в историю.

Здесь бывали Пушкин, Раевский, тут провёл свои последние дни император Александр I, здесь жила Фаина Раневская и многие другие, великие и замечательные люди

Слайд

Вешенская - одна из красивейших донских станиц. Отдалённая от промышленных центров станица имеет сосновый и дубовый боры, родниковые пойменные озёра, прекрасные песчаные пляжи на берегу чистого, тихого Дона. Здесь можно встретить многие виды редких растений и животных (водяной орех, кубышка желтая, болотноцветник щитолистный, кувшинка белая, выхухоль, бобр, белый лебедь, кулик-сорока, выпь малая, белая цапля и другие). Донская степь знаменита не только легендами и преданиями. Здесь уникальные тюльпаны покрывают весенним лазоревым ковром степь, и здесь обитает ровесница динозавров — русская выхухоль. В настоящее время станица не утратила свой исторический облик, неповторимый казачий колорит.

Станица прославлена великим земляком - М. А. Шолоховым. В знаменитом романе "Тихий Дон" описал красоту донской природы, традиции и жизнь донского казачества. С 1985г. ежегодно в станице Вёшенской проводится международный литературно-фольклорный фестиваль " Шолоховская весна".

Слайд

  Ростов-на-Дону считается одним из красивейших городов на юге России,  имеет множество достопримечательностей и  красивых мест, ему исполнилось 264года. Несмотря на столь преклонный возраст, Ростов-на-Дону выглядит современно, его внешний облик постоянно изменяется. Неизменным остаётся лишь его богатое историческое и духовное наследие. Ростов-на-Дону –  это город купцов, ремесленников, нахичеванских армян и свободного донского казачества. Издавна здесь проживали, многие народы и национальности и всем хватало места. Благодаря различным традициям, обычаям и культурам, город является столицей Северного Кавказа. Гостеприимство и радушие ростовчан известно не только в России, но и за её пределами. В  Ростове-на-Дону  родились и выросли выдающийся художник-баталист Митрофан Греков, чьи картины выставлены в лучших музеях мира, всемирно известный музыкант Юрий Башмет.   

Слайд

 Город Зерноград – один из самых молодых в Ростовской области. Ему исполнилось 84 года. У Зернограда – замечательная история. Она создавалась поколениями тех, кто здесь жил и работал – в промышленности и сельском хозяйстве, образовании и здравоохранении, науке и искусстве, политике, военном деле, спорте. В ней были и героические, и трагические страницы. За каждой из этих страниц – судьбы людей, их достижения, открытия, победы.

   Жители Зернограда любят свой край, гордятся его историей, приумножают славные традиции земляков и хотят сделать все возможное и необходимое для дальнейшего развития нашего города - частицы Дона и великой России.

 Русская земля многострадальна. На захваченной фашистами территории ростовской области были тяжёлые, кровопролитные  бои.

Опять война, опять блокада…

Быть может, нам о ней забыть?

Мне часто говорят: не надо

Не надо душу бередить.

Но для того, чтоб на планете

Не повторилось той войны,

Мне надо, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы.

Слайд

Эти стихи стали девизом для Берсеневой Эльвиры Николаевны, учителя истории гимназии г. Зернограда. Она является, уже многие годы, руководителем поисковой группы, которая на местах боёв в Зерноградском районе проводят раскопки.

  Благодаря ей многим солдатам той страшной тяжёлой войны, возвращены их имена.

слайд

 Ещё одно имя, связанное с нашим родным Зерноградом, Калмыкова Татьяна Анатольевна. Родилась она на Дону, в г. Новочеркасске. Именно там окончила детскую художественную школу; а затем поступила в Высшую художественную школу им. В. Мухиной в Ленинграде. Закончив её, Татьяна Анатольевна приехала в Зерноград. Долгое время она работала дизайнером-флористом. А сейчас, открыв свою маленькую мастерскую, Татьяна Анатольевна занимается живописью. Её картины радуют людей.

 Когда мы говорим о поэтах, часто на ум приходят имена великих стихотворцев прошлых лет: Пушкин, Лермонтов, Есенин…

 Но и в наши дни можно встретить настоящих мастеров слова, чья поэзия вселяет надежду, радует душу, будит чувства. Интересно читать их произведения, узнавая внутренний мир другого человека, но совсем иное  - слышать вживую, как сам автор читает свои стихи.

  А сейчас давайте немного отдохнём и посмотрим сказку в исполнении учащихся 2б класса.H:\Анины файлы(не лазить)\мама\DSC00217.JPG

Вед. Автором этой сказки является наш Зерноградский поэт Валентина Ивановна Текучёва.

 Выступление поэта В.И. Текучёвой:

а) рассказ о себе;

б) чтение стихотворений  

в) учащиеся 4в класса читают стихи  Текучевой В.И.    

Диалог с поэтом:

- Сколько стихов Вы написали? Какой из них дороже, значимее?

- Когда начали писать? Когда поняли, что поэзия – это надолго? Это – настоящее?

- Есть любимое стихотворение?

- О чем больше любите писать? Какая из тем ближе?

- Ваш любимый поэт?

- У Вас есть хобби?

- Ваш совет начинающим писать.

 Ведущий:

         В 2007 году, благодаря команде единомышленников,  Текучёва В.И. стала абсолютным победителем областного конкурса «Учитель года Дона 2007». За достойный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения награждена многочисленными грамотами и благодарственными письмами муниципального и областного уровня.

 В 2007 году в рамках областной акции за особые заслуги в деле образования и воспитания  получила звание «Человек года».                                        

 Ведущий: Тематика Ваших стихов щедра и разнообразна: о природе, любви, о своих учениках и коллегах, родных – словом, обо всем, что мы и называем “малой родиной”. Мы благодарим Вас за встречу, за то, что Вы откликнулись и  пришли к нам. Еще раз спасибо Вам за подаренные минуты наслаждения. Надеемся, что эта встреча была не последней.                                      

                               

 ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ  

Название объединения: «Доноведение»

Направленность внеурочной деятельности:   общеинтеллектуальная .

Класс / возраст детей:  9 – 10 лет

Тема:  "Поречни и жемчуг»

Планируемые результаты: развитие творческих умений.

Цель : познакомить с творчеством Александра Николаевича Скрипова «Поречни и жемчуг»

Задачи:

– приобщение к системе культурных ценностей;

- развивать  умения видеть и понимать прекрасное;

- привить любовь к родному краю

Форма проведения:   викторина

Ресурсы:  

1. Биография писателя, его произведения на листах А4

2. Карточки с вопросами

  Прежде чем  объявить тему нашего занятия и начать его, я попрошу подойти ко мне и вытянут из этой коробочки фишки. После того, как всем достанутся фишки, вы объединитесь в группы, по цвету ваших фишек. Группы сформированы, теперь прошу вас перейти за свои парты, также в соответствии с цветами шариков и фишек.

   Сегодня мы с вами познакомимся, возможно для вас ранее не знакомым, писателем нашего края — Скриповым Александром Николаевичем. Ребята, а кто из вас ранее слышал об этом писателе? Расскажите то что вам известно о нем.

  На этом занятии мы будем знакомиться с его творчеством ближе. Но  проведем мы это в необычной форме, а поиграем в игру.

Сначала я на каждую группу раздам информацию о писателе, вы будете читать и отвечать на вопросы, которое находятся ниже,  в течение 3 минут, можете делать записи для себя,  а затем по  моему сигналу вы переходите за следующую парту и также в течение 3 минут читаете данную информацию, и так до тех пор,-пока вы не вернетесь на свои места и не узнаете всю информацию о писателе.

 

 Все сели по своим местам. Сейчас у нас будет групповая работа. Ее суть заключается в том, что я  раздам каждой группе вопросы, по которым они должны  передать остальным группам полученную информацию.

- И так начнем с первой группы.

  Те, у кого на партах лежат листочки с данной темой, могут дополнить, если ваши друзья забыли.

 Аналогичная работа проводится и с остальными группами.

  Хотели ли вам попробовать себя в роли актера?

Сейчас мы будем по ролям разыгрывать произведение Скрипова «Поречня и жемчуг»

Но прежде чем начать нашу инсценировку, мы познакомимся с некоторыми незнакомыми словами, которые будут встречаться в тексте.

(Поречня - ценный пушной зверёк, живущий по берегам рек и озёр)

(Займище - низинные места у реки, заливаемые весной водой)

**(Ерик - высохшее русло реки)

Ребята, но для начала я вам прочитаю текст, а затем мы распределим роли, и потом мы разыграем сценку.

Учитель читает текст, затем распределяет роли и читают ученики.

Ребята, а как вы думаете, как продолжается сказка? сдержали ли свое обещание казаки?

  Если человек будет давать обещание, но не будет его выполнять, то это хорошо или плохо?

Ребята, мы понимаем, что если человек, дал слово, сделал обещание, то он должен его выполнить, иначе этому человеку перестанут доверять окружающие его люди, и поэтому он даже может потерять друзей.

  Сегодня вы познакомились с новым писателем — Александром Николаевичем Скриповым. Я надеюсь, что жизнь и произведение нашего соотечественника заинтересовали вас, и я верю, что вы не оставите знакомство с творчеством  Александра Николаевича не оставите на изученном, а углубите свои знание, и дочитаете его произведение самостоятельно. Всего доброго. До свидания!

Скрипов Александр Николаевич

А.Н. Скрипов известен читателям как автор одного из лучших переводов «Слова о полку Игореве», которое, по словам Белинского, является прекрасным, благоухающим цветком славянской народной поэзии, достойной внимания, памяти и уважения.

Жизненный путь Александра Николаевича был совсем нелегким.

Родился он в 1905 году в селе Маныч-Балабинка Веселовского района  Ростовской области. В свои восемь лет потерял самого близкого и дорогого человека – мать. Воспитывался то в семье деда и бабушки, то в семье отца с мачехой. Много читал и мечтал о подвигах. В 16 лет вступил в ряды Красной Армии и даже участвовал в освобождении родного села от белогвардейцев. В этот период он обучается в Новочеркасской военной школе по подготовке командного состава.

Вопросы:

1. В каком году родился Александр Николаевич?

2. Чем знаменит писатель?

3. В каком городе обучается Скрипов А.Н.?

4. Где родился  Александр Николаевич?

 Скрипов Александр Николаевич

        В 1922 году был демобилизован и вернувшись к отцу в станицу Мечетинскую включился в активную общественную работу, приобщается к литературной деятельности. Участвует в литературной группе «Станица»; встречается с донскими поэтами и читателями, с А.Фадеевым и М.Шолоховым; входит в состав Всероссийского Общества крестьянских писателей, начинает печататься на страницах многих газет и заочно учится на литературном отделении государственной Академии Художественных наук. С 1930 года состоит спецкорреспондентом  газеты «Социалистическое земледелие» и газеты «Правда».

        В 1936-1941 гг. Скрипова назначают директором школ в хуторах Ростовской области.

Вопросы:

  1. В какой литературной группе участвует писатель?
  2. С какими писателями встречается Александр Николаевич?
  3. Где обучался Скрипов А. Н.
  4. Каким знаменательным событием обозначены 1936-1941 года для писателя?

Скрипов Александр Николаевич

        С началом Великой Отечественной войны уходит на фронт защищать Отечество с оружием в руках и воюет до победы. За это время было все и плен, и ранение, и освобождение Родины, а так же сопредельных государств, таких как Румыния, Болгария, Венгрия, Австрия. Был награжден орденом «Красной звезды», серебряной медалью «За трудовую доблесть», медалями «За победу над Германией», «За взятие Вены» и бронзовой медалью ВСХВ (всесоюзная сельскохозяйственная выставка). В конце 1945 года А.Скрипов был уволен в офицерский запас и уже в январе 1946 года принял обязанности директора Россошинской школы. С 1947 по 1960 годы преподавал историю в Аксайской средней школе.

Вопросы:

  1. Какими наградами и медалями был награжден Скрипов?
  2. Директорскую обязанность какой школы принял Александр Николаевич в 1946?
  3. Какую дисциплину преподавал писатель в Аксайской школе?

Скрипов Александр Николаевич

Люди, близко знавшие А.Н. Скрипова, говорят, что, работая в школе, он ни на минуту не забывал о творчестве. Постоянно ходил с блокнотом, делал наброски, потом что-то зачеркивал, исправлял и вновь брался за перо, чтобы донести до читателя «преданья старины глубокой», поведать о жизни славных русичей. Он был верен исторической теме всю свою жизнь. И последние произведения писателя — историческая повесть «Потомки Таргитая» и многоплановый роман «На огненных ветрах» — тому подтверждение. А.Н. Скрипов умер в 1985 году.  

        Скрипов Александр Николаевич, преподавая историю и широко используя краеведческий материал, воспитывал у учащихся большой интерес к истории Родины и своего края. Мы должны продолжать воплощение этих целей в жизнь всеми, посильными нам, способами и, прежде всего, сохранив память об этом человеке.

Вопросы:

  1. Какую особенность подчеркивали люди, находившиеся рядом с писателем?
  2. Назовите последние произведения Скрипова?
  3. В каком году умер Александр Николаевич?

Список литературы

  1. Астапенко М.А., Сухаревская Е.Ю «Природа и история родного края»; Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2013.
  2. Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 1-4 классах.-Росто-на-Дону: ЗАО «Книга».2005.
  3. Малеванная Е.Ю., Артель А.Б. «Край родной –Чертковский район»: рабочая тетрадь по географии – Ростов-на-Дону: Издательство ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012.
  4. Назаренко А.С. «Земные зори» книга стихотворений – г. Ростов-на-Дону «Ростиздат», 2008.
  5. ПосошенкоЕ.В., СавельеваГ.И. «Песни и сказки Тихого Дона»; Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО, 2010.
  6. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., ЗыбинаЕ.Д.и др. Доноведение: Рабочая тетрадь(3класс)-Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2014.

7.Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., ЗыбинаЕ.Д.и др. Доноведение: Рабочая тетрадь(4класс)-Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2014.


 







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.

Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....

Статья " Пробуждение духовно- нравственного сознания у младших школьников через внеклассные мероприятия"

В статье автор делится опытом работы по формированию духовно- нравственного сознания у младших школьников через внеклассные мероприятия....

Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы

В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности  ребёнка через внеклассную работу...

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему воспитательной работы с детьми и родителями.

Проблема духовно-нравственного воспитания в современное время становится актуальной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, просходящими в общественном сознании и поведении. Восп...

Занятие по теме: «Формирование духовно – нравственных ценностей у младших школьников через организацию проектной деятельности в ГПД»

Материал способствует расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способс...