Лепбук как продукт проектной деятельности обучающихся
статья

Трифонова Анна Григорьевна

Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их,  творчески  подходить  к вопросу  организации  и подбору  информации.  В  условиях модернизации  образования,  учителю  необходимо  искать  новые  методы  и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному  обществу —  личность,  которая  может  нестандартно  мыслить,  предлагать и реализовывать  различные  идеи.  Применяя  в своей  работе  технику  создания  лэпбука,  у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лепбук как продукт проектной деятельности обучающихся

А. Г.Трифонова,

учитель начальных классов МБОУ " Школа №15», г. Казань

 В условиях реализации ФГОС учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют требованиям и целям  современного Российского образования - «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и  способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

        Одним из ведущих методов на уроках в школе является – метод проектов.

  Организовать  в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися,  как выполнение ими проектов, - весьма не простая задача, требующая сил,  значительного времени, энтузиазма. Грамотно организованная  проектная  деятельность  в полной мере позволяет оправдать  эти затраты и дать ощутимый педагогический  эффект, связанный прежде всего с личностным развитием учащихся. Главное правило учителя в проектной деятельности выступать не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания.

              В связи с этим я поставила перед собой цель сделать проектную деятельность для обучающихся интересной, занимательной и соответствующей их возрастным особенностям. В ходе поисков решения этой проблемы открыла для себя методику создания лэпбука.

Лэпбук (lapbook)  –  в  дословном  переводе  с  английского  языка  означает  «книга  на коленях»  (lap  –колени,  book-  книга).  Еще  его  называют  тематическая  папка  или  книжка-раскладушка. Это самодельная  интерактивная  папка  с кармашками,  дверками,  окошками, вкладками  и  подвижными  деталями,  в  которой  находится информация  в виде  рисунков, небольших  текстов,  диаграмм  и графиков  в любой  форме по  какой-то  теме. В  процессе создания  такой  папки  можно  закрепить  и  систематизировать  изученный  материал,  а  ее рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы. Методика  создания  лэпбука,  как  и  проектная  деятельность,  была изобретена американцами, которые ее активно используют для обучения детей на дому. Лэпбук  -  это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта [1, с. 163].

           Изучив технологию изготовления лэпбука, пришла к выводу, что это творческий процесс, в ходе которого учащиеся участвуют в поиске, анализе и сортировки информации и легко приходят к конечному результату, т.е. созданию проекта. Работа по созданию лэпбука направлена на развитие у учащихся творческого потенциала, учит мыслить и действовать креативно, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Ну и наконец это просто интересный вид совместной деятельности родителей и ребенка, педагога и ребёнка, ребенка с ребенком.  Лэпбук  хорош  и  тем,  что  к  его  созданию  можно  привлечь  родителей.  (живое  общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешное обучение).

         Каждый  лэпбук  уникален,  как  уникален  и его  создатель,  нет  правильного  или неправильного  метода  его  создания,  ведь  все  зависит  от  того,  как  ученик  воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

           Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их,  творчески  подходить  к вопросу  организации  и подбору  информации.  В  условиях модернизации  образования,  учителю  необходимо  искать  новые  методы  и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному  обществу —  личность,  которая  может  нестандартно  мыслить,  предлагать и реализовывать  различные  идеи.  Применяя  в своей  работе  технику  создания  лэпбука,  у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.

            Лэпбук отвечает требованиям ФГОС НОО к предметно-развивающей среде:

· информативен;

· полифункционален:  способствует  развитию  творчества,  воображения,  мышления,  логики, памяти, внимания;

· пригоден к использованию одновременно группой ребят;

· обладает дидактическими свойствами;

· является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

· вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

· его структура и содержание доступны возрасту;

· обеспечивает    познавательную,  исследовательскую  и  творческую  активность обучающихся.

       Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке,  это  полет  фантазии,  который  может  дать  непредсказуемые  результаты,  это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Используемая литература:

1.  Гатовская Д. А.  «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС»  [Текст] / Д. А. Гатовская //

Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

2.  Лэпбук  как  результат  проектно-исследовательской  деятельности  младших  школьников. https://infourok.ru/lepbuk-kak-rezultat-proektnoissledovatelskoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-916450.html

3.  Лэпбук. Интерактивная папка.  http://www.maam.ru/obrazovanie/lepbuki

4.  Лэпбук  как  вид  совместной  деятельности  взрослого  и  детей. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/lepbuk-kak-vid-sovmiestno


   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность обучающихся, как средство развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед ...

Проектная деятельность обучающихся 2 класса (презентация)

Данная презентация поможет родителям узнать о проектной деятельности обучающихся....

Проектная деятельность обучающихся в условиях ГПД

статья на региональную педагогическую конференцию...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В данной статье определяются актуальность и особенности работы учителя  по созданию проектов обучающимися начальной школы. Автор предлагает этапы работы по созданию проекта и  дает краткую х...

Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении и во внеурочной деятельности приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать н...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...