Игротерапия - как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья

Степанова Анжелика Павловна

Статья на тему "Игротерапия - как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Игротерапия  - как  средство  социализации детей

                              с ограниченными возможностями здоровья.

(статья по материалам выступления на методическом объединении учителей начальных классов ГКОУ СКОШИ № 102)

                                                                                 Подготовила: Степанова А.П.

 «Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой»,так писал М. Горький. Для детей с ОВЗ игра является методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы. Детские игры один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, игры помогают детям научиться правильно, строить диалог, кроме того, с помощью игр можно влиять на психику ребенка, снизить его агрессивность или гиперактивность.  Игротерапия – это самый лучший путь к психической устойчивости. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности. Игротерапия выполняет три функции – диагностическую, терапевтическую и обучающую, которые связаны между собой. Игротерапия также применяется с целью устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений. Младший школьный возраст представляет собой большие возможности для воспитания положительных качеств характера. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель в их глазах, – на все это необходимо опираться в воспитательной работе и в обучении. Согласно Л. С. Выготскому, игра – источник развития личности и создает зону ближайшего развития: «по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка» . У детей с отклонением в развитии игра  развивается крайне медленно и без специальной помощи педагогов она ограничивается простейшими однообразными манипуляциями с игрушками и не имеет игрового содержания.  Игровую деятельность характеризуют бедность воображения и творчества. С трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Дети младшего школьного возраста имеют характерные черты: любознательность, подражательность, подвижность, неумение долго концентрировать внимание на чем – либо одном, а это приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений. Новый режим и более высокие нагрузки на их психику, и организм в целом требует разрядку, которую они и находят в игре. Поэтому игру по отношению к детям с отклонением в развитии, прежде всего, нужно рассматривать как средство, облегчающее переход к новым условиям и ритму. Игра позволяет этим детям комфортно, наиболее «приятным» способами входить в новую социальную ситуацию и органично, исподволь приобретать статус ученика, овладевая умениями и навыками учебной деятельности. Игра непроизвольно, ненавязчиво учит детей эффективно регулировать собственное поведение и строить адекватные межличностные отношения, превращаясь тем самым в действенное средство социализации детей.  Неправильно указывать ребенку на то, что он стал большим и играть должно, быть стыдно. Игра – не только сугубо детская деятельность. Это и занятие, служащее для развлечения, для заполнения досуга. Не следует забывать релаксирующего значения игры. В учебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, что помогает ребенку не только воздохнуть, снять чувство давящей напряженности, но и научиться отличать особенности, находить разницу игровой и учебной деятельности.  Каждый ребенок занимает в классе определенное  положение, которое выражается в отношении к нему сверстников. Степень популярности зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенности поведения, умения устанавливать контакты с другими людьми, внешности. Поведение ребенка в игре принципиально меняется: оно становится произвольным, в игре реализуются две функции – следование определенной роли и контроль над исполнением роли в игре. Они сами распределяют роли, следят за выполнением правил игры. Естественно, что «функция контроля еще слаба и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость данной рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения» .  В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры – при обсуждении содержания, распределения ролей, игрового материала и т.д. – дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить вклад в общее дело.  В жизни детей в школе игра становится ведомой формой, уступая главную роль деятельности учебной.   Не возникая на пустом месте, учебная деятельность «есть продолжение и развитие игровой деятельности. Учебная деятельность не надстраивается над игровой, используя определенный уровень развития восприятия, памяти, мышления, речи и т.д. Учебная деятельность вырастает из игровой, в ней происходит развитие всех качеств личности».  Наиболее сложны сюжетно – ролевые игры, они могут проводиться как самостоятельные, использоваться в процессе занятий по социально – бытовой адаптации, ручному труду и конструированию, на занятиях по обучению самообслуживанию и гигиене.  Ошибочно считать, что правила есть только у настольных и спортивных игр. Сюжетно – ролевые игры («В школу», «В магазин», «В больницу» и др.), которые, казалось бы, свободны от правил, все же эти правила имеют, хотя и в скрытом виде. Правила скрыто в самой игровой роли. Избрав ту или иную роль (учителя, ученика, врача, больного, покупателя, продавца и др.), ребенок обязан подчиниться и действительно подчиняется правилам поведения своего персонажа и ведет себя соответственно тому, как тот должен вести себя в жизни.  Именно эта игра позволяет ребенку почувствовать себя самостоятельным, инициативным, «взрослым». Можно действовать «понарошку», можно «принять гостей», «постричь товарища», «построить дом», «быть водителем автобуса», «быть строителем». Возможность бесконечного многообразия ролей придает игре в глазах детей особое очарование и вместе с тем формирует их самосознание, дает реальный опыт, для познания себя: какой я есть, каким могу быть. Это новое знание о себе как результат осознания того, что Я – реальное и Я – идеальное не совпадают, с помощью учителя может стать импульсом желания измениться, развиваться, становиться другим.  Дидактические игры могут использоваться в процессе уроков по обучению грамоте и развитию речи, по развитию элементарных математических представлений, на уроках – занятиях по самообслуживанию и гигиене, ручному труду и конструированию, изобразительной деятельности. Глубокие речевые нарушения детей с интеллектуальной недостаточностью приводят к речевой замкнутости, поэтому очень важно снять с этих детей «режим молчания», повысить их речевую мотивацию. Это может быть достигнуто с помощью использования различных вспомогательных приемов: наглядные пособия, вопросы учителя, интересные темы, ситуации, игры, совместная продуктивная деятельность по теме урока, поощрительные меры. Используя на уроках дидактические игры, учитель отводит особое место в ней  речи, которая не только сопровождает игру, но и учит правильно пользоваться словами в игре. Так, например, в ходе изучения темы «Школьные принадлежности», готовящей детей к игре «Школа», используются следующие игры: «Магазин канцтоваров», «Найди школьные принадлежности среди игрушек», «Чудесный мешочек», «Что делают с этим предметом?» Овладение ребенком прочными знаниями – длительный процесс, который требует большого количества упражнений, поэтому дидактические игры должны быть разнообразными по содержанию, используемому материалу, форме, проводиться систематически в различных вариантах и постепенно усложняться. И это очень важно для детей с нарушением интеллекта, изучение темы в системе  простого к сложному материалу.  Дидактические игры, несущие скрытую педагогическую цель – сформировать у детей правильную речь, одновременно дают им определенные знания, обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, психические процессы, и прежде всего познавательные. Так, в играх с народными дидактическими игрушками развивается восприятие цвета, величины, формы предметов. Театрализованные игры могут использоваться на музыкально – игровых занятиях, на занятиях по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений. Театральное искусство влияет на сознание и чувства детей. Вовремя зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческими свойствами, воспринимать происходящее на сцене как реальность, способность детей к подражанию и

их эмоциональность делают детей доверчивыми и доступными педагогическому воздействию, открывает перед детьми мир прекрасного. Психолог и философ, член-корреспондент АНСССР С.А. Рубинштейн (1889-1960) писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому, что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Речь у детей с отклонением в развитии неразвитая, монотонная, на вопрос учителя отвечают одним словом, все эти нарушения создают большие проблемы в классе. Детей с первых дней учебного процесса надо научить управлять своей мимикой и языком. «Улыбаться», «плакать», «смеяться», «сердиться», «радоваться», «злиться» дети учатся перед зеркалом. Речевые игры, настольный кукольный театр, разнообразные пальчиковые игры, театрализованные представления, перекладывание круп и шишек, навязывание крупных и мелких бусинок, перебирание пуговиц и лоскуточков, поиск предметов на ощупь, собирание и перекладывание орешков, косточек и желудей и многие другие. Такие игры сопровождались мини – драматизациями и развивали не только мелкую и общую моторику, но и тактильную, и кинестетическую чувствительность детей. Занимаясь с умственно отсталыми детьми театром, мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, наши дети смогли использовать и в повседневной жизни. Надеемся, что искренность и доброту они пронесут через всю свою жизнь Подвижные игры проводятся на занятиях по физкультуре, на музыкально – игровых занятиях, на занятиях по формированию элементарных математических представлений, на динамической перемене и т.д.. Подвижные игры способствуют развитию и коррекции общих движений, ручной и мелкой моторики и формированию зрительно – двигательной координации. Формирование способов усвоения общественного опыта: совместных действий, подражания, указательного жеста, действий по показу, действий по речевой инструкции. Все подвижные игры с правилами воспитывают у детей организующее поведение, самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность. Дети не всегда соблюдают правила игры, педагог корректирует их действия или вместе с детьми меняет правила игры.

 Подвижные игры важны не только для двигательного развития детей, но также для развития и эмоционально – волевой сферы, формирования ориентировки в пространстве, умения действовать сообща со сверстниками, подчинять свое поведение правилам игры. По уровню сложности наиболее доступными для детей с выраженной умственной отсталостью являются сюжетные подвижные игры и игры – забавы. Большое значение для детей с нарушением интеллекта на уроках имеют игры с пением, развивают внимание (необходимо слушать мелодию, выдерживать паузу, вовремя вступать в игру, менять движение и пр.). Чувство коллективизма, ответственность за общую игру. Чтобы песня понравилась, полюбилась, и с ней захотелось еще раз встретиться, учителю необходимо стать актером с выразительной интонации голоса, и мимики, и даже жесты. Чем ярче будет музыкальный рассказ, тем внимательнее будут слушать дети и тем скорее загорятся желанием разучить, повторить, спеть услышанное. Подвижная игра готовит к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. Труд смягчается благодаря появлению интереса и удовольствия, и тогда в трудовой деятельности обнаруживаются некоторые «сопутствующие» элементы, близкие по своей структуре и содержанию тем, которые лежат в основе игры, - добровольность, ин. Если дети самостоятельно организуют игры не только с равноправными участниками, но и такие, в которых есть управляющий и управляемые, и доводят игру до конца с последующей оценкой исполнения ими ролей, то можно говорить о высоком уровне игровой активности детей с ограниченными возможностями здоровья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования

В презентации кратко представлены документы трёх уровней(международного, федерального и регионального), регламентирующие право получения образования детям с ОВЗ...

Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для учащихся общеобразовательных школ проводятся различные предметные конкурсы и олимпиады, а в системе специального (коррекционного) образования этот вопрос остается открытым....

Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Розова Юлия Евгеньевна, Коробченко Татьяна Васильевна     Проведение предметного конкурса  «Умники и умницы»  среди учащихся коррекционных школ как систем...

Программа воспитательной работы «Радуга здоровья» для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Программа "Радуга здоровья" ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья. чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков...

статья Развитие потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассмотрены индивидуальные подходы к обучению и развитию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также развитие их потенциальных возможностей через создание ситуации успеха....

Возможности песочной терапии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются показания и противопоказания для занятий песочной терапией. Так же приведены ряд упражнений, которые можно использовать для занятий в песочнице....