Мастер-класс «Моделирование ситуации на основе работы с притчами».
материал


Предварительный просмотр:

«Моделирование ситуации на основе работы с притчами».

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на секции «Моделирование ситуации на основе работы с притчами».

Сегодня мастер класс для вас проведут Малахова Т.В. и Курбанова И.Ф.

Каждое занятие по истокам начинается с ресурсного круга, мы свами не будем вставать в круг, но поприветствуем друг друга.

- Светлой удачи, доброго дня всем кто присутствует! С радостным настроением мы снова отправляемся к нашим истокам!

Но я хотела бы вначале сказать о роли педагога в нравственном воспитании подрастающего поколения. Велика роль учителя в преподавании предметов духовно-нравственного содержания. Деятельность педагога предполагает его высокий духовно-нравственный уровень развития, личную ориентацию на базовые духовно-нравственные ценности. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей основной и общественной работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися являются мощным фактором воспитания и обучения.

На занятиях должна быть создана доброжелательная атмосфера.Учитель при любых обстоятельствах должен стать для ребёнка тем человеком, который утвердит в юном сердце отвращение к злу, неправде, педагогу важно заботиться о том, чтобы детская совесть была чиста как капля утренней росы.

Сегодня вашему вниманию мы хотим предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование притч на занятиях по истокам. Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.

Притчи – это семена. Попав в сердце ребёнка, они обязательно прорастут и дадут свои всходы.

Древние притчи учат нас самому главному: смирению, мудрости, доброте и терпению, но без назидания, а как-то иначе.

Суть притч заключается в том, что «в них резюмируется мораль либо прямым текстом, либо очевидным намёком». Притчи лечат душу и духовно обогащают её. Каждая притча построена на мудром изречении. Мудрость в притче оживает и поддерживает читателя своей глубиной и красотой. Она словно алмаз, вставленный в прекрасное украшение, которое мы незримо можем носить всю жизнь.

Рассказав или прочитав историю, нужно суметь воздержаться от высказывания собственной интерпретации. Не стоит спрашивать учащихся: «Вы поняли, о чём эта притча?». Нельзя сомневаться в интеллектуальных способностях своих подопечных и оскорблять их недоверием. Если ваши ученики совсем не поняли смысла (морали) повествования, то это скорее ваша недоработка: либо притча слишком сложная для данного возраста, либо педагог плохой рассказчик. Главное помнить, слушатель из любого повествования будет извлекатьсобственный смысл. Будьте наблюдательны и помните, что подобрать притчу несложно, но важно отобрать среди них близкую и значимую для конкретного случая, чтобы её рассказ помог состоятся разговору с ребятами «по душам».

Мы хотим познакомить вас с некоторыми приёмами работы с притчами. При работе с одной притчей можно использовать несколько приёмов. Первый приём «Облака Мыслей». Автор этого приёма Шалва Александрович Амонашвили, дети слышат название притчи, обдумывают и записывают всё, что приходит им в голову в связи с этой темой. Итак, название притчи «О блудном сыне».

- О чём вы подумали, услышав название притчи? Запишите. (в конце занятия можно спросить, чьи мысли были близки к теме притчи)

2.Следующий приём притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться. Основной приём – это незавершённость повествования.

На экране «О блудном сыне».

- Как вы думаете, почему младший сын потребовал у отца часть своего имущества?

- Как он распорядился добром, которое дал ему отец?

- Как вы думаете, что может произойти дальше?

Историческая справка:

В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой.

Смотрят притчу до конца.

А сейчас я предлагаю поработать в парах,  используя приём 3.«Одно целое». Он интересен тем, что позволяет во время его выполнения передвигаться по классу, формирует коммуникативные умения. Суть приёма в том, что учитель подготавливает два вида карточек. На карточках №1- вопросы к притче, на карточках №2 – ответы. Ученики, получив карточки,передвигаются по классу в поисках нужной пары.

Карточки №1

а) Почему отец так «необычно» отреагировал на возвращение сына?

б) Что сделал сын, чтобы получить прощение и благословение отца?

в) Как отреагировал старший брат на решение отца принять сына обратно в семью?

г) Что сделал отец, когда увидел возвращающегося сына?

Карточки №2

а)Потому что был его младший сын мертвым, но стал живым, был пропавшим без вести, но нашёлся.

б)  Он вспомнил отца, какое у него богатое имение и сколько слуг не имеют нужды, и задумался: зачем умирать от голода, вернусь к отцу и попрошу принять меня в наёмники, ведь сыном ему называться, уже недостоин.

в) Старший брат с обидой и ревностью говорит отцу, что он старался все делать правильно, а младший сын нет. За что же ему почёт?

г) Отец увидел его ещё издали, и  пожалел сына, побежал к нему навстречу, обнимал и целовал.

4 приём работа с пословицами «Путаница». Собрать пословицу объяснить её смысл.

С грехом борись. А с грешником мирись.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Умей прощать, и мощь твоя умножится.

Кайся, да опять за старое не принимайся.

Уважаемые педагоги! Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ – облегчённый, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.

Вы поработали сейчас с двумя притчами, на примере этих притч мы показали вам несколько приёмов работы.  Есть ли что-то общее в этих притчах? СЕМЬЯ, семейные отношения.

Уважаемые коллеги вы знаете, что дерево символизирует большую, дружную, крепкую семью. Классный коллектив это тоже семья. Давайте посмотрим и скажите, чего нет на нашем дереве? (листочков). Сейчас вы с помощью листочков выразите своё отношение к занятию. Я чувствую, я вижу, я услышал.

Спасибо вам за участие!

Карточки №1

а) Почему отец так «необычно» отреагировал на возвращение сына?

б) Что сделал сын, чтобы получить прощение и благословение отца?

в) Как отреагировал старший брат на решение отца принять сына обратно в семью?

г) Что сделал отец, когда увидел возвращающегося сына?

Карточки №2

а) Потому что был его младший сын мертвым, но стал живым, был пропавшим без вести, но нашёлся.

б)  Он вспомнил отца, какое у него богатое имение и сколько слуг не имеют нужды, и задумался: зачем умирать от голода, вернусь к отцу и попрошу принять меня в наёмники, ведь сыном ему называться, уже недостоин.

в) Старший брат с обидой и ревностью говорит отцу, что он старался все делать правильно, а младший сын нет. За что же ему почёт?

г) Отец увидел его ещё издали, и  пожалел сына, побежал к нему навстречу, обнимал и целовал.

С грехом борись. А с грешником мирись.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Умей прощать, и мощь твоя умножится.

Кайся, да опять за старое не принимайся.

Примерный перечень использования притч по темам:

О добре и зле;

О добрых и плохих поступках людей;

О милосердии и сострадании

«Окно», «Брошенный камень», «Про кота», «Два волка», «Две подруги», «Город Ангелов», «Девять медалей», «Морские звёзды», «Добрые дела», «О слепце», «Человек в яме», «Про собаку», «Про мост», «Сердце», «Донор», «На мосту», «Странная женщина и темнокожий мужчина», «Богадельня».

Воспитай себя сам

«Гвозди», «Начни с себя», «Всё познаётся в сравнении», «Урок бабочки», «Позитивное видение», «Борьба двух начал», «Богатый и бедный», «Всё в твоих руках», «Жизнь в клетке», «О художнике», «Семь чудес света», «Об общественном мнении», «Хитрец», «Три Я», «Притча о ярости».

О мужестве и героизме

«Город Ангелов», «Калека», «Донор», «Бирюзовый платок», «Девять медалей», «Сердце», «Про мост».

Любовь и уважение к родителям и близким людям

«Воробей», «Ангел-хранитель. Мама», «Близнецы», «О блудном сыне», «Отец и сын», «Записка», «Забери меня, мама», «Мамочка», «Разговор с мамой», «Корзину- то возьми»

О жизненных ценностях

«Русская земля», «Богатый и бедный», «Семь чудес света», «О надежде», «О жизни», «О смысле жизни», «О ценности жизни», «Калека», «О художнике», «Как изменить мир», «Предназначение», «То, что можно изменить», «Содержание важнее внешнего вида»

О любви и влюблённости

«Роза», «Бирюзовый платок», «О любви ветра и цветка», «Хрупкая мечта», «Венчальная», «Куда уходит любовь», «Любовь жила», «Любовь и сумасшествие», «Любовь и счастье», «Разум и чувства», «Про любовь и влюблённость», «Сам слепи своё счастье», «Улыбка»

Об отношениях к братьям нашим меньшим

«Морские звёзды», «Про кота», «Про собаку», «Про бабочку», «Светлячок»

Для бесед с родителями

«Наши дети», «Семь чудес света», «Ангел-хранитель. Мама», «Богатый и бедный», «За день до своего рождения», «Близнецы», «Притча о гвоздях», «Корзину – то возьми», «Хрупкий подарок», «Записка», «Забери меня, мама», «Почему меня ты, мама, не родила», «Цепочка хромосомная», «Ювенальная юстиция»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс Создание учебной ситуации на уроках русскогоязыка в начальной школе

Мастер-класс был проведен во время конкурса Учитель года 2012 . Материал содержит практический материал , который будет интересен учителям начальных классов...

Мастер-класс "Как создать ситуацию успеха в школе?"

Для того, чтоб ребенок был успешен, нужно создавать ситуацию успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Именно через успех у ребенка развиваются учебно -  универсальные действия....

"Мастер-класс "Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальных классах"

Суть проблемного обучения заключается в создании проблемной ситуации и обучении умению  находить оптимальные пути решения  выхода из сложившейся  ситуации. При этом ученики активно вклю...

Мастер-класс "Метод моделирования"

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию рассмотреть метод моделирования в теории и практике....

Мастер-класс на тему: «Разработка комплексной проверочной работы на межпредметной основе».

Стандарты второго поколения начали осваиваться учителями начальной школы в 2010 году. Затем эстафету продолжили остальные педагоги. Те учителя, кто планировал набирать первый класс по новым стандартам...

Мастер-класс "Прием моделирования как способ формирования читательской компетенции младших школьников"

Приоритетная цель обучения литературному чтению -  формирование читательской компетентности младшего школьника. Прием моделирования позволяет быстро  составить  характеристику героев, с...