Создание тренажера "Умные кубики" для развития пространственного мышления
статья

Педагогический проект по созданию тренажера для развития пространственного мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРЕНАЖЕР  «УМНЫЕ КУБИКИ»

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

Попробуйте ответить на простые вопросы:

  1. Знаете ли вы людей, которые очень легко и быстро ориентируются в незнакомом месте, не используя карту?
  2. Завидовали ли тем, кто умеет хорошо рисовать?
  3. Изучали ли с воодушевлением и восторгом жизнь и работы Леонардо да Винчи?

Те, кто положительно ответит на поставленные выше вопросы, обладают развитым визуально-пространственным мышлением, которое представляет собой вид мыслительной деятельности, в ходе которого создаются пространственные образы, и происходит оперирование ими для решения задач.

К сожалению, не у всех дела с пространственным мышлением обстоят благополучно, поэтому у многих возникают проблемы с геометрией. Это сигнал к тому, что следует обратить особое внимание на развитие пространственного мышления, пока эта возможность не упущена. Лишь малая часть взрослого населения обладает развитыми пространственными способностями.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что актуальность создания тренажера для развития пространственного мышления определяется тем, что сейчас уделяется повышенный интерес среди педагогов, психологов и ученых тому, каким образом необходимо развивать пространственное мышление и решать задачи, связанные с умениями и навыками конструировать в пространстве. Считаю, что эту работу необходимо начинать как можно раньше.

Я работаю учителем начальных классов, и у меня возник вопрос, как помочь младшим школьникам избежать трудностей при работе с фигурами в пространстве.

В рамках работы проектной мастерской в начальной школе было проведено занятие, на котором шестиклассники предложили учащимся начальных классов игру на пространственное мышление. Результаты работы детей на этом занятии убедили меня в актуальности возникшего вопроса, т.к. ученики второго класса, решая задания в игре, не смогли дать правильный ответ.

Проблема проекта,  заключается в том, что младшие школьники не умеют работать с пространственными образами при решении математических задач. В связи с этим им также сложно элементарно посчитать количество кубиков в объемной фигуре.

Целью проекта стала разработка тренажера для развития пространственного мышления у младших школьников.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.  Изучить реестр затруднений по результатам ВПР в начальных классах.

2.  Сравнить задания ВПР и задания ЕГЭ на пространственное мышление.

3. Обобщить, систематизировать и создать собственные упражнения на пространственное мышление.

4. Разработать математический тренажер упражнений на развитие пространственного мышления.

В ходе работы были применены следующие методы: анализ, сравнение, систематизация, моделирование.

Таким образом, гипотеза заключается в том, что систематическое и целенаправленное использование разработанных упражнений в форме специально созданного тренажера способствует повышению уровня развития пространственного мышления.

Сначала были изучены материалы, которые представлены на официальных ресурсах и связаны задачами на объемные фигуры: это задания Мониторинга достижений, задания по подготовке к ЕГЭ

Затем были разработаны задания, подобные тем, что были рассмотрены. Для этого использовались бумажные кубики, которые сделали шестиклассники в проектной мастерской с учащимися 2 класса для  составления из них фигур. Далее были сделаны фотографии, чтобы нарисовать объемную фигуру в программе Paint, посчитано количество кубиков в каждой созданной фигуре.

Сначала это были отдельные задания. Позже было принято решение собрать их в один сборник и предложить порешать их ребятам. Возникла идея создать электронный вариант этого сборника, добавить еще задание к каждой фигуре на поиск картинки с изображением вида этой фигуры сверху.

К каждому варианту (и бумажному, и электронному) были составлены инструкции по работе.

Электронный вариант работы был назван «Тренажер «Умные кубики» и предложен учащимся начальных классов.

Результатом работы стали:

- специально разработанный математический тренажер в текстовой и электронной форме;

- опыт проведения проектной и исследовательской деятельности;

- благодарности от учителей и учащихся младших классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках математики»

В статье представлены упражнения на развитие пространственного мышления у учащихся младших классов....

Программа внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО"

Dasha_s_konstruktorom.jpgПрограмма внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО", к...

Развитие пространственного мышления в процессе изучения геометрического материала

Работа-обобщение опыта по теме самообразования "Развитие пространственного мышления на уроках математики."Программа «Начальная школа ХХIвека» предполагает глубокое и всестороннее изучение младши...

презентация "развитие пространственного мышления"

Эта презентация содержит задания на развитие пространственного мышления, которые могут быть использованы на уроках....

Инновационный проект «Развитие пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной геометрии» в рамках ФГОС"..

Сделав вывод о необходимости усиления роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, предлагается программа факультатива «Наглядная геометрия»,...

Развитие пространственного мышления на уроках математики через изучение геометрических материалов

Пространственное мышление обеспечивается различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого...

Система задач для развития пространственного мышления учащихся младших классов

В данной работе представлены задачи на уроках геометрии, которые развивают различные виды мышления у детей. Задачи разделены на группы....