Учебная самостоятельность как основа формирования универсальных учебных действий
статья

Усова Ольга Егоровна

Стандарты второго поколения предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения учиться).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_samostoyat_statya.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная самостоятельность как основа формирования

универсальных учебных действий

                                                                                                       Усова Ольга Егоровна

                                                                                               учитель начальных классов

                                                                                                           Забайкальский край

                                                                                      МКОУ «Подойницынская СОШ»

      Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.

       Стандарты второго поколения предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения учиться).

        К основным результатам начального общего образования стандарт относит:

  • формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание основ умения учиться  - способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

        Одной из сторон личностного развития обучающегося начальной школы,  показателем определенной  зрелости его как выпускника является учебная самостоятельность. Учебная самостоятельность определяется как умение учить себя , т.е. расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе.

        Учебная самостоятельность включает две основные составляющие.

1.Рефлексивные действия и операции, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой чего-то не хватает, и ответить на первый вопрос самообучения: Чему учиться?, а также на вопросы: Почему имеющихся у меня средств и способов действия недостаточно для решения этой задачи?, Чего именно я не знаю. Не могу, не умею в данной ситуации?

2.Продуктивные действия и операции, необходимые для приобретения недостающих знаний, умений, способностей для решения второго вопроса самообучения: Как выучиться?

         Для человека, умеющего учиться,  всякая новая задача выступает как задача с недостающими условиями. Известны три способа выйти за пределы задачи с недостающими данными, т.е. ответить на вопрос: Как выучиться решению таких задач?

    1.Изобрести, сотворить недостающие для решения средства и способы, т.е. перевести учебную задачу в творческую.

    2.Найти недостающие условия в любом хранилище информации, прежде всего в учебнике, справочнике, книге.

    3.Запросить недостающие данные у человека, поставившего эту задачу.

         Учебная самостоятельность рассматривается по следующим показателям:

- способность к обнаружению учебной задачи;

- способность к выбору;

- планирование;

- обобщение;

- речевые умения;

- самоконтроль и рефлексия.

           Учебная самостоятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенным является самостоятельная работа. В условиях современного обучения в начальных классах происходит увеличение роли самостоятельной работы как средства организации и управления самостоятельной деятельностью младшего школьника. Самостоятельная работа – это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством самостоятельно решают учебную задачу, прилагая усилия и проявляя активность. Формой самостоятельной работы является задание, содержанием – учебная задача.

         Самостоятельная работа используется на разных этапах урока. Рассмотрим виды упражнений, используемых на некоторых этапах урока.

          Этап постановки учебной задачи содержит задания, направленные на формирование общего способа действий. Обучающийся задумывается над тем, что он знает (на основе актуализации предшествующего материала) и чего не знает в предлагаемом для работы содержании.

        Например. Учебная задача урока: познакомить с именем прилагательным.

Даны слова: лето, летний, интересная, зимнее, тетрадь, кукла.

Учитель: На какие две группы можно разделить слова? Запишите в два столбика. Что можно сказать о словах первого столбика?

Обучающиеся: Это имена существительные.

Учитель: Почему вы так думаете? Что вы можете сказать о словах второго столбика?

Обучающиеся: Слова отвечают на вопросы: какой? Какое? Какая?, обозначают признак предмета. Это – новая часть речи.

         Чаще самостоятельная работа используется на этапе применения полученных знаний на практике. При проведении таких самостоятельных работ важен дифференцированный подход, чтобы каждый обучающийся смог выполнить самостоятельную работу. Для этого детям предлагаются карточки или задания в Тетрадях на печатной основе.

        Например. Задача: с одной грядки сорвали 12 огурцов, а с другой – 7 огурцов. 4 огурца мама оставила на обед, а остальные засолила. Сколько огурцов засолила мама?

Для того, чтобы обучающиеся успешно выполнили задание используются карточки-помощники.

Карточка 1. Ответь на вопросы , запиши решение.

- Сколько всего огурцов сорвала мама?

- Сколько оставила на обед?

- Как узнать, сколько огурцов осталось для засолки?

Карточка-памятка «Как решить задачу»

1.Прочитай задачу и представь себе то, о чем в ней говорится.

2.Запиши задачу кратко или выполни чертеж.

3.Поясни, что показывает каждое число. Повтори вопрос задачи.

4.Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему?.Что нужно узнать сначала, а что потом?

5.Составь план решения.

6.Выполни решение.

7.Проверь решение и ответь на вопрос задачи.

       Дифференцированный подход к обучающимся при проведении самостоятельных работ – один из важных путей устранения неуспеваемости.

        Эффективность учебной самостоятельности зависит от того, насколько мыслительная деятельность обучающихся направлена на решение поставленных перед ними учебных задач. Поэтому задача учителя – организовать самостоятельную работу таким образом. Чтобы она поставила обучающегося в активную позицию, учила осваивать новые способы проработки учебной информации, формировала умения планировать свою деятельность, осознанно ориентироваться в учебном материале.

Литература 

1. Калинина Н.В., Прохорова С.Ю. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008.

2.Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе: Практич. пособие для учителей нач. классов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Учитель, 2008.

3.Опыт реализации ФГОС НОО в Забайкальском крае: сборник материалов/сост. О.И.Казанова. – Чита: ИРО Забайкальского края, 2015.

4.Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч./(М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.); под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

5.Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.,2000.

6.Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока. – Ростов н/Д: Учитель, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие: «Формирование личностных учебно-универсальных действий в начальной школе».

В пособии раскрывается методический аспект по формированию личностных учебно-универсальных действий (УУД) в начальной школе.Предлагаются способы развития и оценки данных умений у младших школьников....

КОНТРОЛЬНО– ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

По ФГОС (развивающее обучение) используется содержательное оценивание учебных действий. Ученик не должен бояться проверочных работ, допустить ошибку, т.к. уверен, что его не накажут (двойкой, неодобри...

Мастер-класс "Формирование познавательных универсальных учебных действий как залог становление учебной самостоятельности"

Оборудование:  проектор, презентация, раздаточный материал. Цель: ознакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию познавательных универсальных учебных дейс...

Контрольно-оценочная деятельность младших школьников как основа формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка - выступление на ГМО

Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможны...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ УНИВЕРСАТЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВАМ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы прокладывает принципиально новый путь к формированию универсальных учебных действий и умения учиться в целом, созданный в...