Главные вкладки

    Учебно-методическое пособие: «Формирование личностных учебно-универсальных действий в начальной школе».
    методическая разработка по теме

    Вершинина Наталья Венедиктовна

    В пособии раскрывается методический аспект по формированию личностных учебно-универсальных действий (УУД) в начальной школе.

    Предлагаются способы развития и оценки данных умений у младших школьников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Вершинина Н.В. Учебно-методическое пособие: «Формирование личностных учебно-универсальных действий в начальной школе».

    Учебно-методическое пособие:

    «Формирование личностных учебно-универсальных действий в начальной школе».

    Исходя из требований ФГОС к результатам образования по окончании начальной школы, каждое из умений рассматривается в динамике его развития по классам обучения. Построенная таким образом система работы позволяет отследить конкретный результат деятельности учителя и ученика в конце каждого класса обучения и планировать дальнейшее развитие умения в рамках одного качества, но уже более высокого порядка. Последовательность формирования и развития всех групп умений представлена в таблицах №1-4.

    Таблица №1

    Личностные универсальные учебные действия

    1 класс

    2 класс

    3класс

    4класс

    Уметь называть город, страну, адрес проживания. Ф.И.О. родителей, состав семьи.

    Иметь представление об особенностях своего края, города. Уважать ценности семьи.

    Иметь представление о территории и границах России. Уметь составлять родословную своей семьи. Испытывать чувство ответственности за свою семью.

    Основы гражданской личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

    Положительное отношение ребенка к урокам «школьного» типа;

    адекватное содержательное представление о школе; предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома; предпочтение школьной оценки  (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).

    Положительная мотивация к процессу обучения на уровне понимания смысла обучения (потребности).

    Самоопределение к обучению:

    - мотивация;

    -осознание собственной потребности;

    - постановка личностно значимой  цели.

    Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

    Уметь различать и определять  понятия «добро», «терпение», «ответственность», «честность» и т.д.

    Принимать и ценить базовые ценности (честность, справедливость, ответственность, долг, терпение, семья и др.)

    Способность адекватно судить о ценностях (о добре, о терпении,  семье, о Родине, о настоящем друге, о справедливости, о желании понимать). Уметь сделать правильный  выбор своего поведения.

    Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах (понимать позицию другого).

    Принимать основы здорового образа жизни: режим учебного дня, личная гигиена, позитивное отношение к спорту, к урокам физкультуры, культура физического воспитания.

    Выполнение правил охраны здоровья в разное время года. Позитивное отношение к занятию спортом, выполнение правил гигиены, внешнего вида, опрятности.

    Стремление к активному и здоровому образу жизни, негативное отношение к вредным привычкам: алкоголю, курению, наркотикам и т.п.,

    Умение контролировать отрицательные эмоции.

    Установка на безопасный, здоровый образ жизни и реализация в реальном поведении и поступках.

    Сравнивать ситуации и поступки героев в текстах. Давать оценку поступкам: «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя»

    Сопоставлять жизненные ситуации и поступки героев в текстах.

    Оценка ситуаций и поступков героев   в произведениях с точки зрения общечеловеческих качеств.

    Анализировать жизненные ситуации и поступки героев в произведениях с точки зрения общечеловеческих качеств, нравственных и этических ценностей и ценностей гражданина России.

    Личностные результаты обучения- это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

    ЛИЧНОСТНЫЕ УМЕНИЯ

    1. Личностные умения присущи каждому индивидуально (как индивидуальна и неповторима каждая личность);
    2. личностные умения представляют ценность, поскольку они являются показателем творчества личности;
    3. личностные умения позволяют  совершенствованию и духовному развитию человека;
    4. личностные умения существенно влияют на развитие нравственных качеств;
    5. развитие личностных умений как качественного образования личности будущего гражданина  представляет ценность в современном обществе.

    Достижению этого результата способствует планомерная работа педагога. В классе должна постоянно поддерживаться психологически комфортная атмосфера, где ребёнок не боится высказать свою точку зрения, встречать доброжелательную поддержку со стороны учителя и сверстников,  приобретать опыт переживания ситуации успеха и возможность преодоления первых трудностей. Большую помощь в развитии личностных качеств оказывает школьная служба сопровождения- психологи, логопеды.

    Для оценки личностных умений формирования УУД предлагается следующая система задач, которая построена для диагностики умения в рамках одного качества, но разного уровня сложности в зависимости от класса обучения.

    На одно из первых мест в работе ставится развитие творческих, познавательных интересов детей. Очень хорошо, если задания даются в нетрадиционной форме и при этом используется интерактивная доска, мультимедийная установка, слайдоскоп, оверхед-проектор, тестирование с использованием пультов и т.п. Всё это повышает интерес детей к обучению и развивает навыки самоконтроля.

    В соответствии с требованиями ФГОС к концу 4 класса у учащихся должны быть сформированы основы гражданской личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

    В конце 1 класса учитель выявляет уровень сформированности знаний учащихся об адресе своего проживания (страна, город, адрес проживания) (см.табл. №2).

    Таблица №2

    Содержание задания

    Форма организации

    Характеристика действий учителя

    Характеристика действий ученика

    Критерии оценивания

    Уровень оценивания 

    Высокий

    Средний

    Низкий

    Написать свой обратный адрес на конверте выбрав из перечисленных вариантов название страны («Франция, Украина, Россия, Татарстан») и города (Москва, Париж, Санкт-Петербург, Рыбинск)

    Практическое задание

    Учитель выдаёт каждому ребёнку конверт. «Выберите из перечисленных вариантов название страны и города своего проживания и напишите на конверте обратный адрес с указанием названия улицы, № дома, № квартиры)»

    Учащимися  заполняется конверт в соответствии с инструкцией учителя.

    Знание названия своей страны, города, и адрес проживания.

    Безошибочно называет страну, город, адрес своего проживания.

    Ошибки в названия своего города или своей страны или адреса проживания.

    Ученик не может назвать страну, город и адрес своего города


    В конце 2 класса учитель выявляет уровень сформированности знаний учащихся о природных особенностях своего края (см.табл. №3).

    Таблица №3

    Содержание задания

    Форма организации

    Характеристика действий учителя

    Характеристика действий ученика

    Критерии оценивания

    Уровень оценивания 

    Высокий

    Средний

    Низкий

    Ученикам выдаются карточки с вопросами и ответами по темам «Деревья», «Кустарники», «Животные» и «Птицы». Вычеркнуть названия деревьев, кустарников, животных и птиц, которые не встречаются в дикой природе нашего края

    Тест.

    «Я буду перечислять названия деревьев, а вы вычёркиваете те из них, которые не растут в нашей местности: яблоня, ель, баобаб, кипарис, вишня. Вычеркните кустарники, которые не растут в нашей местности: малина, верба, ива, саксаул.

     Вычеркните животных, которые не живут в наших лесах: лиса, волк, кенгуру, леопард.

    Вычеркните название птиц, которые не водятся в наших лесах: дятел, киви, клест, поползень»

    Ученики выполняют задания учителя.

    Количество правильных ответов

    Правильные ответы на все вопросы.

    Допущены частичные ошибки.

    Менее половины правильных ответов.


    В конце 3 класса учитель выявляет уровень сформированности представлений учащихся о территории и границах России (см.табл. №4).

    Таблица №4

    Содержание задания

    Форма организации

    Характеристика действий учителя

    Характеристика действий ученика

    Критерии оценивания

    Уровень оценивания 

    Высокий

    Средний

    Низкий

    Отметь на контурной карте:

    город, в котором ты  живешь; столицу государства; города входящие в «Золотое кольцо России»; не менее 5 крупных рек России, выделить сухопутные границы России.

    Работа с контурной картой.

    Учитель выдаёт контурные карты, цветные карандаши. «Отметьте на контурной карте: город, в котором Вы живёте; столицу нашей Родины; города входящие в «Золотое кольцо России»; не менее 5 крупных рек России, выделить сухопутные границы России.»

    Ученики выполняют задания учителя.

    Количество правильно отмеченных объектов, соответствие выделенных территориальных границ России.

     Все объекты и границы отмечены правильно

    Отмечено не менее 7 городов «Золотого кольца России», не менее 3 крупных рек, большая часть границ России.  Город проживания и столица отмечены верно.

    Выполнено менее половины работы.


    В соответствии с требованиями ФГОС к концу 4 класса у учащихся должна быть сформирована установка на безопасный, здоровый образ жизни и её реализация в реальном поведении и поступках.

    В конце 1 класса учитель выявляет уровень умений учащихся по основам здорового образа жизни (режим дня) (см.табл. №5).

    Таблица №5

    Содержание задания

    Форма организации

    Характеристика действий учителя

    Характеристика действий ученика

    Критерии оценивания

    Уровень оценивания

    Высокий

    Средний

    Низкий

    Составить режим дня для первоклассников «Ани и Вани» (сопутствующие герои), используя линейную шкалу часов и перечень режимных моментов: «сон», «подъем», «занятия в школе», «завтрак», «зарядка», «прогулка», «обед», «полдник», «ужин», «чтение книг», «умывание», «подвижные игры».

    Индивидуальная работа

    Учитель выдает каждому ребёнку лист с диагностическим заданием. Инструктирует:

    1.Возьмите лист с заданием.

    2.Перед вами линейка времени. Цифры обозначают часовые отрезки.

    3.Используя предложенные слова, составьте режим дня, записав их на линейку времени и ограничив их вертикальными линиями.

     В соответствии с инструкцией учителя вписывает слова из перечня режимных моментов в линейку времени

    В составленном режиме дня оценивается наличие закаливающих и гигиенических процедур, рациональное чередование труда и отдыха.

    Соотнесение режимных моментов рекомендациям медиков

    Составленный режим дня полностью соответствует критериям оценивания

    Имеются незначительные ошибки в соотнесении с временной шкалой, отсутствие чередования периодов труда и отдыха 

     Имеются грубые ошибки в соотнесении с временной шкалой, отсутствие ряда режимных моментов или неправильный их порядок


    В конце 2 класса учитель определяет отношение учащихся к занятиям спортом и физической культурой, выполнению правил гигиены, внешнего вида, опрятности (см.табл. №6).

    Таблица №6

    Содержание задания

    Форма организации

    Характеристика действий учителя

    Характеристика действий ученика

    Критерии оценивания

    Уровень оценивания

    Высокий

    Средний

    Низкий

    Тест

    1. Кому необходимо заниматься спортом:

    -только спортсменам;

    - только взрослым людям; только детям;

    -всем.

    2. Перед занятиями физ.культурой необходимо:

    -плотно поесть;

     -переодеться в спортивную форму,

    - выпить побольше воды.

    3. Физкультурой необходимо заниматься:

    -для укрепления здоровья,

    -для получения грамот и медалей,

    - чтобы стать знаменитым,

    - чтобы меня боялись.

    4 После занятий спортом необходимо:

    - принять душ,

    - съесть мороженое, чтобы охладиться,

    - сделать зарядку.

    5. Выбери предметы для ухода за кожей:

    -зубная щётка, зубная паста;

    -шампунь, бальзам;

    - мыло, крем.

    Тест

    Учитель инструктирует учащихся и проводит тестирование (по возможности)  с использованием интерактивной доски и пультов. По окончании тестирования проводится анализ.

    Учащиеся выполняют тест в соответствии с инструкцией учителя

    Количество правильных ответов, переведённых в балльную систему.

    Все ответы правильные

    Допущены частичные ошибки.

    Количество правильных ответов менее половины.

    Оценивая учащихся в конце каждого периода обучения педагог видит формирование нравственно-этических качеств каждого ученика, становление его гражданской позиции и планирует индивидуальную учебно-воспитательную работу для достижения поставленных целей.

    Любая деятельность ценна, когда она опирается не только на опыт, но и на передовые знания и достижения науки, на лучшие образцы профессиональной практики. Говоря сегодня об изменениях в образовании надо понимать, что эти изменения учитель должен начать с себя, со своего отношения к ним. Главная профессия, к которой ближе всего относится высказывание «учение через всю жизнь» - это  ПЕДАГОГ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Формирование личностных УУД у обучающихся в начальной школе"

    Проект на тему "Формирование личностных УУД у обучающихся в начальной школе"...

    Формирование личностных универсальных учебных действий в начальной школе.

    Формирование личностных универсальных учебных действийЗа последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации.   Школа должна не ...

    Формирование коммуникативных учебных универсальных действий средствами проектной технологии

    По проектной технологии я работаю с 2007 года. Первым был коллективный проект всей начальной школы, организованный руководителем методического объединения. После этого ежегодно мною создавалось много ...

    Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся начальных классов

    Цель моего выступления: знакомство  коллег с опытом  работы по формированию личностных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира (1,2 класс), используя...

    Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности.

    Рассматриваются способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"....

    Формирование личностных универсальных учебных действий учащихся начальной школы в проектной деятельности

    Способы формирования личностных УУД на примере реализации социального проекта "Юные доброхоты"...

    Учебно - методическое пособие. Памятка работы над ошибками для учащихся начальной школы.

    Учебно - методическое пособие. Памятка работы над ошибками для учащихся начальной школы....