Адаптированная рабочая программа "Культура речи" 3 класс РАС 8.2
рабочая программа (3 класс)

Культура речи в начальных классах имеет большое образовательное значение. Русский известный писатель А.М. Пешковский писал, «там, где дети усиленно учатся говорить, …там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга» И чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_8.2_kult_rechi.docx35.94 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная адаптированная рабочая программа

по курсу «Культура речи» 3 класс для обучающегося с РАС (вид 8.2)

Пояснительная записка

          Примерная адаптированная рабочая программа по курсу «Культура речи» составлена для учащегося с расстройствами аутистического спектра на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра

     Культура речи в начальных классах имеет большое образовательное значение. Русский известный писатель А.М. Пешковский писал, «там, где дети усиленно учатся говорить, …там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга» И чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других.

    Искусство говорить - это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все усилия необходимо направить на создание атмосферы, в которой детям захочется писать, читать, говорить, думать. От успешности развития речи зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников. Слово ритмованное и рифмованное поддерживает, формирует, гармонизирует маленького человека.

                Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.

Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи.

В развитии речи выделяются следующие линии:

$1         работа над словом;

$1         работа над словосочетанием и предложением;

$1         работа над связной речью.

$1         обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;

$1         уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;

$1         активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;

$1         устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений

Задачи учителя в развитии речи учащихся:

$1         Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ.

$1         Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.

$1         Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.

$1         Вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым материалом.

$1         Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Актуальность

проблемы коррекции устной речи младших школьников с нарушением интеллектуального развития обусловлена новой для них учебной деятельностью, в процессе которой приходится много рассуждать, вступать в диалог с учителем и учениками, пересказывать тексты с научным содержанием, овладевать специальной терминологией и т.д. Коррекция устной речи обеспечивает дальнейшую успешность обучения ребенка.

Форма занятий: фронтальные              

Периодичность занятий: 1 раз в неделю, 34 в год

Цели и задачи программы

• Повышение уровня речевой культуры обучающихся.

• Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи      обучающихся.

• Совершенствование коммуникативных умений.

• Организация активной речевой деятельности  обучающихся.

• Формировать личность человека, способного в общении адекватно воспринимать      информацию, осмысливать её, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.

Основные педагогические идеи программы

1. От практики к теории и опять к практике.

Задача программы – помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе повысить речевую культуру, умение общаться. Это требует внедрение элементарных речеведческих понятий (сведений) о том, для чего нужна речь, что такое текст, какие разновидности текстов встречаются, как они строятся. Основу программы составляют коммуникативные умения (определение уровня), формируемые на базе элементарной речеведческой теории. Таким образом  на кружке речевой культуры большая часть времени отводится активной речевой деятельности учащихся. Дети учатся слушать , говорить, сочинять.

2. Культура – культурный человек – культура речевого поведения.

Эти исходные для программа понятия рассматриваются как соотносительные и взаимосвязанные: культура речевого поведения есть проявление общей культуры человека. В процессе работы учащиеся приближаются к осознанию важных идей мировоззренческого характера – о связи языка и действительности, языка и мышления и, конечно, о значении культуры речевого поведения в жизни. Развивается чувство уместности высказывания, а также внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, - и к формированию вежливой речи.

3. Развитие творческого воображения и литературно-творческих способностей.

Дети 6-9 лет дышат воздухом творчества: они хотят рисовать, петь, сочинять. Речевая культура помогает развитию фантазии, воображения, высказывания своего мнения, стимулирует детское творчество. Детей надо учить так, чтобы им было интересно.

Программа состоит из трёх разделов: «Речь и её значение в жизни», «Текст», «Культура общения».

Речь и её значение в жизни.

Перед учащимися в доступной форме раскрываются функции речи:

речь является средством общения, средством обмена чувствами и мыслями между людьми;

речь является средством передачи и усвоения определённой информации, коллективного опыта человечества, т.е. служит целям познания мира;

речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведения людей.

С такими сложными речевыми понятиями дети знакомятся, осмысливая свою речевую практику и окружающую их действительность.

Текст.

Речевые понятия в программе даются в определённой системе. Центральным понятием является понятие «текст», так как конечная цель работы по развитию речи в школе – научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание. В начале обучения на первый план выдвигаются такие признаки текста, как тематическое единство, целенаправленность (подчинение основной мысли), понятие о структурной ценности текста (о наличии в нём зачина, средней части и концовки и о средствах связи между самостоятельными предложениями).

В программу введены также понятия о речевых произведениях так называемых малых форм: считалке, скороговорке, загадке.

Культура общения.

Формирование навыка речевого этикета – неотъемлемая часть общей работы по развитию речи учащихся. Основным направлением работы по развитию является обогащение речи ребёнка такими словами, оборотами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми. Это языковые средства, служащие для выражения приветствия, благодарности. Введение в речь школьников формул речевого этикета не только обогащает их активный запас, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к употреблению данных форм в речи, умение выбирать языковые средства, более всего уместнее в конкретной речевой ситуации.

 

Формы реализации программы

Форма организации работы: групповая и индивидуальная

Теоретические занятия:

$1   Беседы

$1   Сообщения

$1   Просмотр видеоматериала

$1   Исследования и решение проблем

$1   Экскурсии

Практические занятия:

$1   Конкурсы                                        Игры

$1   Праздники                                      Викторины

Цели занятий:

$1         - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках

$1         - содействовать развитию речи детей

$1         - совершенствовать у детей навыки лингвистического анализа

$1         - повышать уровень языкового развития школьников

$1         - воспитывать познавательный интерес к родному языку

$1         - решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

$1         Прогнозируемые результаты

$1         - умение выразительно читать небольшой текст

$1         - умение определять лексическое значение слова

$1         - умение выделить синонимы, антонимы, омонимы

$1         - умение определить лексическое значение многозначного слова

$1         - Умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства;

$1         - Умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее.

$1         Способы проверки результативности программы:

$1         В процессе реализации программы используются различные виды контроля:

$1         а) входной – в начале обучения (беседа, анкетирование, тест), который определяет уровень развития речи ребенка.

$1         б) текущий – на каждом занятии (оценка и качество работы, система усвоения приемов и т.д.)

$1         в) промежуточный – окончание работы над отдельными разделами программы (слово, предложение и т, д)

$1         в) итоговый – в конце учебного года (беседа, анкетирование, тест), определяет уровень усвоения программы, навыки, полученные детьми.

Планируемые результаты

  отличать текст от набора предложений на одну тему;

определять соответствия громкости и темпа устного высказывания      ситуации общения;

употреблять выражения приветствия, прощания и благодарности;

определять заглавие текста;

составлять рассказы;

Содержание программы

Речь и её значение в жизни ( 16 ч.).

Речь нужна, чтобы влиять на чувства людейХудожественная речь, ее особенности и значение. Устная и озвученная письменная речь.Сжатое сообщение о теме и основной мысли произведения (аннотация). Веселые рассказы. С помощью правила. Рассуждение-доказательство. Объясняем и доказываем. Один день твоей жизни. Родословная.

Текст (14 ч.). Границы темы текста. Понятие о широкой и узкой теме. Определение основной мысли в текстах, где она прямо автором не сформулирована. Знакомство с детской газетой. Фотографии в газете. Твоя биография. Вывод в рассуждении. Цитата в рассуждении. Несколько доказательств в рассуждении. Сочиним загадку. Придумаем рассказ.

Культура общения (4 ч.). Поздравления. Приглашения. Поведение с гостями.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

 

УУД

1

Речь и её значение в жизни

16 ч.

Личностные:  положительная мотивация к предмету «Речевая культура»;  познавательный интерес к русскому языку;                         – познавательный интерес к культуре общения                     Регулятивные: 1. Определять цель учебной деятельности при:            представлении о ситуации общения, ее компонентах:                           – собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения;  различении устных и письменных форм речи;                          ознакомлении с историей речи, с требованиями к устной и письменной речи;                                                                                              2. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками                            Познавательные: Общеучебные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием рассказов, стихов, сказок, словарей:                                                               извлечение  нужной информации из прочитанных текстов;                        использование знако-символических средств (простейшие модели слов и предложений).                                        Коммуникативные:  – умение общаться, строить монологическое высказывание,  проявлять творческую активность в процессе сотрудничества,  выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий при:  представлении о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения;  различении устных и письменных форм речи;  ознакомлении с историей речи;                                  с требованиями к устной и письменной речи

 

2

 

Текст

14 ч.

3

Культура общения

4 ч.

 

        ВСЕГО                              Всего

34 ч.

Календарно-тематическое планирование занятий

№ п/п

Тема занятия

Краткое содержание занятий

Дата

план

Дата

Факт

1

Речь нужна, чтобы влиять на чувства людей

Раскрыть мысль о том, что речь помогает воздействовать на чувства людей (речь служить средством воздействия).

5. 09.

 

2

Речь нужна, чтобы влиять на чувства людей

Раскрыть мысль о том, что речь помогает воздействовать на чувства людей (речь служить средством воздействия).

13. 09.

 

3

Художественная речь, ее особенности и значение

Сформировать у детей представление о художественной речи, ее особенностях.

19. 09.

 

4

Устная и озвученная письменная речь.

Помочь детям осознать, что собственно устной речью можно назвать только речь "говоримую", что бывает еще и озвученная письменная речь (когда читают написанный текст) и что их задача - научиться говорить свободно ("не по бумажке").

27. 09.

 

5

Границы темы текста.

Составить у учащихся представление о том, что в тексте не должно быть предложений "не на тему", а также неоправданных повторов, отклонений от темы (избыточной информации).

3. 10.

 

6

Понятие о широкой и узкой теме.

Углубить знания учащихся о теме текста, практическим путем познакомить их с широкой и узкой темой.

11.10.

 

7

Определение основной мысли в текстах, где она прямо автором не сформулирована.

Показать, что основная мысль текста может быть выражена в заглавии, прямо сформулирована в тексте, вытекает из всего изложенного.

17. 10.

 

8

Знакомство с детской газетой.

Познакомить учащихся с газетой и научить их ориентироваться в ее материалах.

25. 10.

 

9

Фотографии в газете.

Познакомить учащихся с фотографиями в газете, с подписями к ним.

7. 11.

 

10

Культура общения.

Познакомить учащихся с тем, как правильно составлять поздравления.

15. 11.

 

11

Культура общения.

Закрепить у детей полученных знания о поздравлениях.

21. 11.

 

12

Веселые рассказы

Познакомить детей с веселыми рассказами.

29. 11.

 

13

Веселые рассказы

Показать, что делают писатели, чтобы рассказ стал веселым.

5. 12.

 

14

Сочиняем сказку

Будить фантазию и воображение детей, развивать их словарный запас.

13. 12.

 

15

Культура общения.

Познакомить детей с особенностями построения вежливого приглашения

19. 12.

 

16

Культура общения.

Учить детей вежливому поведению с гостями.

27. 12.

 

17

Сжатое сообщение о теме и основной мысли произведения (аннотация).

Познакомить с аннотацией - разновидностью сжатого изложения.

16. 01.

 

18

Рассуждение-доказательство.

Показать учащимся, что отвечая на вопрос "Почему?" можно не только объяснять, но и доказывать.

24. 01.

 

19

Объясняем и доказываем.

формировать учение объяснять и доказывать.

30. 01.

 

20

С помощью правила.

Показать роль правила как способа объяснения, познакомить со структурой рассуждения, в состав которого входит правило.

7. 02.

 

21

Вывод в рассуждении.

Познакомить со структурой рассуждения "то, что объясняется (доказывается) - вывод".

13. 02.

 

22

Цитата в рассуждении.

Дать понятие о цитате, ее назначении в рассуждении.

21. 02.

 

23

Несколько доказательств в рассуждении

Дать понятие о рассуждении, в котором приводится не одно объяснение (доказательство), а несколько объяснений (доказательств).

27. 02.

 

24

Сочиним загадку.

Познакомить учащихся с приемами конструирования загадки.

7. 03.

 

25

Сравнительное описание.

Дать учащимся представление о последовательной структуре сравнительного описания.

13. 03.

 

26

Родословная.

Вызвать у учащихся интерес к родословной; учить рассказывать детей о своих предках.

4. 04.

 

27

Родословная.

Вызвать у учащихся желание (потребность) рассказать о себе.

10. 04.

 

28

Один день твоей жизни.

Заинтересовать детей жизнью сверстников в разных странах мира, учить умению рассказывать о себе незнакомым людям.

18. 04.

 

29

Твоя биография.

Учить детей выделять в истории своей жизни основные факторы, сведения; познакомить с особенностями построения биографии (автобиографии).

24. 04.

 

30

Твоя биография.

Учить детей выделять в истории своей жизни основные факторы, сведения; познакомить с особенностями построения биографии (автобиографии).

2. 05.

 

31

Закрепление изученного (по усмотрению учителя).

 

8. 05.

 

32

Придумаем рассказ.

Стимулирование воображения (фантазии) учащихся; Игры, придуманные Франко Пассаторе (Италия).

16. 05.

 

33

Придумаем рассказ.

Стимулирование воображения (фантазии) учащихся; Игры, придуманные Франко Пассаторе (Италия).

22.05.

 

34

Обобщение пройденного за год (по усмотрению учителя).

 

30. 05.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа 1 класс "С"

Программа для детей со сложной структурой дефекта. Разработана на основе программы Л.Б.Баряевой. Из "Программы" публикую не все предметы.Если нужно планирование и другие предметы, пишите....

адаптированная рабочая программа 1 класс "С"

Программа для детей со сложной структурой дефекта. Разработана на основе программы Л.Б.Баряевой. Из "Программы" публикую не все предметы.Если нужно планирование и другие предметы, пишите....

АДАПТИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ 2 КЛАСС (8 ВИДА)

Адаптированные рабочие программы 2 класса (8 вида): русский язык, математика, чтение, трудовое обучение, изо, физкультура. 2016 - 2017 учебный год....

Адаптированные рабочие программы 2 класс (VIII вид). Домашнее обучение в общеобразовательной школе.

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи (2 класс)  для ребёнка с ОВЗ (VIII вид). Домашнее обучение - 2 часа в неделю, начало занятий - со 2 четверти.Адаптированная рабочая прог...

Календарно-тематическое планирование в соответствии с адаптированными рабочими программами 2 класс (VIII вид). Домашнее обучение в общеобразовательной школе.

КТП в соответствии с адаптированной рабочей программой по письму и развитию речи (2 класс)  для ребёнка с ОВЗ (VIII вид). Домашнее обучение - 2 часа в неделю, начало занятий - со 2 четверти.КТП в...

Адаптированная рабочая программа 3 класс 2016-2017 учебный год.

Адаптированная рабочая программа 3 класс 2016-2017 учебный год + тематическое планирование....

Школа VIII вида. Адаптированная рабочая программа. 2 класс. Развитие речи. Календарно-тематическое планирование по развитию речи.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для учащихся 2 класса«Развитие речи»1. Пояснительная записка      Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно...