Конспект классного часа в 3 классе на тему: "Самобытность каждого дома"
классный час (3 класс)

Шилина Оксана Сергеевна

В ходе классного часа "Самобытность каждого дома" обобщается представление у учащихся о многообразии существующих видов народных промыслов на территории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_samobytnost_kazhdogo_doma.docx47.6 КБ

Предварительный просмотр:

Самобытность каждого дома

Автор: Шилина Оксана Сергеевна

Класс: 3 «В»

Форма: беседа.

Цели: 1) Обобщить  представления о многообразии  существующих видов народных промыслов  на территории России.

2) Учить понимать красоту окружающего мира через украшение своего дома изделиями российских мастеров.

3) Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование: презентация «Народные промыслы». Материалы: трафареты посуды хохломских художников из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи; шаблон подноса, детали для аппликации, клей.

Ход классного часа

1. Вступительная часть.

А) Организационный момент.

 -  Встали, подровнялись. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Начинаем наше занятие.

Б) Постановка проблемы.

- Отгадайте ребус.

C:\Users\Oksana-Pc\Desktop\download.jpg

- Правильно, это дом.

- Как можно заменить одним словом предложение: «Условия жизни, обстановка в доме, обеспечивающие удобство, спокойствие». Это уют.

         Понятие «уют» связано с красотой. Человек всегда стремился к прекрасному. Есть такая наука эстетика, которая зародилась около 2500лет назад во многих государствах (Египте, Вавилоне, Индии, Китае). Эстетика-наука о красоте.

 - Как вы думаете, с чего начинается красота в доме? Ответы детей.

        С обстановки? С картин и прочих украшений? С удобства? С самобытности? Понимание красоты очень индивидуально, потому каждый ответит на этот вопрос по-своему. Но она должна служить нам, помогая создавать удобства и уют. Эстетика дома заключается в его самобытности. Ведь в каждой семье свои любимые занятия и привычки, а они требуют соответствующей обстановки квартиры. Тому, кто много работает дома – учителю, журналисту, конструктору нужен письменный стол, книжный шкаф, полки. А кто-то совсем не работает дома, зато любит заниматься разведением рыбок и у него в комнате будет аквариум. Кто-то украшает своё жилище изделиями народных промыслов.

        Наш дом предоставляет нам неограниченные возможности для творчества. Кто любовно относится к своему дому, не мучается при мысли: чем бы заняться в свободное время? Дела и задумки рождаются как бы сами. Дом готов нас научить многим новым ремеслам. Было бы желание.

- У вас было задание найти в своем доме изделия народных промыслов и принести в класс.

- Сегодня дети расскажут нам о том,  как украшают изделия  народных промыслов их дома. Давайте совершим заочное  путешествие в этот волшебный красочный мир. Полюбуемся работами мастеров, узнаем некоторые их секреты.

- Давайте вспомним, что же такое «народные промыслы»? Как вы понимаете значение этого сочетания? Предположения-ответы учеников. 

С незапамятных времен Россия славилась своими народными промыслами. Промысел — это особый вид творчества. Вещи, которыми люди каждый день пользовались в своей обычной жизни, украшались живописцами как настоящие произведения искусства.

- Откуда пошло это название “народные промыслы”?

Очень давно люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.

2. Основная часть.

А) Актуализация знаний.

Послушаем Корнякову Веронику.

- Сначала я хочу вам рассказать сказку, а потом показать предмет, который есть у нас дома.

        Жила-была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья-искусница. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир. Одно перышко упало, недалеко от Нижнего Новгорода в древний город Городец. Там зародилась городецкая роспись по дереву. Сначала крестьяне стали украшать удивительной росписью прялки. Прялка – это предмет народного быта, на котором пряли нитки. А уже затем свои дома-ставни, шкафчики, детские игрушки, разделочные доски.

        Хочу показать  вам разделочную доску с  городецким узором. Женщины большую часть своего времени проводят в кухонной комнате и каждая хозяюшка создаёт уют и тепло своим мастерством украшая и облагораживая интерьер.

- Послушаем Калинчеву Дарью.

- Изделия из гжели отличаются не только огромным разнообразием рисунков и оригинальным орнаментом, но и широким выбором форм. Мир гжели представлен такими предметами, как: чайные пары, сервизы, вазы для цветов, заварочные чайники, сахарницы, розетки для варенья, самовары, сувениры. У нас дома есть чайный сервиз с  гжельской росписью. Он украшает нашу комнату.

- А теперь послушаем Байтенева Арсения.

- Моей  маме очень нравятся изделия с хохломской росписью. Поэтому у нас дома много работ мастеров Хохломы. Я хочу прочитать вам стихотворение Н.Глазкова «Хохлома, хохлома!».

  Хохлома, Хохлома!

 Весь народ свела с ума!

 Яркая, лучистая, узоры золотистые!

 Стоит студёная зима,

 Снежинки кружит буйный ветер,

 А золотая Хохлома

 Напоминает нам о лете.

 Ладья: цветущий хвост – корма,

 Нос – петушиная головка.

 Плывёт по лесу Хохлома,

 Расписанная очень ловко.

 Бочонок солнечен весьма,

 На нём цветы и земляника.

 Семёновская Хохлома

 Вся золотисто – краснолика.

 В тарелочках не полутьма,

 Не сумрак в вазах и солонках;

 Напоминает Хохлома

 Родную, милую сторонку!

- Послушаем Чукину Софью.

- Я хочу загадать вам загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чём я буду рассказывать.

Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Чёрные, жёлтые, красные,

Удивительно прекрасные!

(Жостовские подносы)

- Моей бабушке нравятся жостовские подносы. Ими она украшает кухню. Вместе с мамой мы посетили Жостовскую фабрику декоративной росписи. Оттуда мы привезли нашей бабушке красивый поднос, расписанный невероятными яркими букетами. Посмотрите, какой красивый!

Физминутка для глаз «Народные промыслы» (музыкальная)

Б) Применение знаний и умений в выполнении заданий в процессе игровой деятельности.

        Красивый дом немыслим без цветов, украшающих нашу жизнь. Ни один праздник, ни одно торжественное событие не обходятся без цветов. Цветы радуют глаз, поднимают настроение. В моих загадках тоже встречаются цветы. Отгадав загадки, вы узнаете, о каком народном промысле идёт речь.

- Отгадайте загадки:

Сине-голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре-

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись (гжель).

Резные ложки и ковши

Ты разгляди – ка, не спеши

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может солнцем залитые (хохлома). 

Белоснежные ромашки

На подносы нанесли

Розы, маки, незабудки

Ох, тут же рядом расцвели.

(Жостовские подносы)

- А сейчас вы поработаете в группах. Побудете в роли мастеров народных промыслов.

1 группа – гжельские мастера.

Задание: «Собери сервиз из Гжели».

Собрать из частей мозаики целое изображение – Гжельский сервиз. Выразить свое отношение к полученной картинке.

2 группа – хохломские мастера.

Задание «Составь хохломской узор».

Из набора элементов хохломской росписи выложить узор на трафарете посуды методом аппликации.

3группа – жостовские мастера.

Задание: «Укрась поднос».  

На подносе расположить узор.

Выставка детских работ.

3. Заключительная часть.

А) Подведение итогов. 

- Выскажите своё мнение, нужно ли поддерживать и развивать народные промыслы. Почему так важно сохранение и развитие народных промыслов?

Б) Рефлексия.

Прием «полянка». На доске – поляна из цветов. Каждый цветок – вид деятельности на классном часе. Обучающимся предлагается прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

1 вид - отгадывание ребуса (1 лепесток).

2 вид - слушание детей об украшении их домов (2 лепесток).

3 вид - отгадывание загадок (3 лепесток).

4 вид – работа в группе (4 лепесток).

Всё понравилось  (5 лепесток).

Список использованных источников

1.Алексеева О.Н.: Детям о народных промыслах России. Изд. Паритет,  2017

2.  Клиентов А.Е.: Народные промыслы. Изд. Белый город, 2008г. 

Ресурсы сети интернет

  1. http://domuchit.blogspot.com/2015/03/bl 
  2. https://kopilkaurokov.ru/izo/presentacii/urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-gzhiel 
  3. https://stranamasterov.ru/node/635988 
  4. https://www.pinterest.ru/pin/524106475378897050/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Мой класс - моя семья"

Конспект классного часа "Мой класс - моя семья"...

Конспект классного часа 3 класс "Я тобой горжусь"

Преставляю вашему вниманию конспект классного часа для 3 класса на тему: "Я тобой горжусь"Цель: научиться работать с детьми в технике оригами, создать фигурку зайчика....

конспект классного часа 4 класс. « Огонь – друг, огонь – враг! »

Тема: « Огонь – друг, огонь – враг! »Цели: Научить детей навыкам правильного обращения с огнем; познакомить с правилами поведения при пожаре.Оборудование: Плакаты: «Причины пожаров», «Как вести себя в...

Конспект классного часа 1 класс 1 сентября " Моя родина - Санкт- Петербург"

Конспект классного часа 1 класс 1 сентября " Моя родина - Санкт- Петербург"...

Конспект классного часа(4 класс). ТЕМА: «Здоровый образ жизни».

Задачи:·                     Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведени...

Конспект классного часа. 2 класс. Тема:"Будь аккуратным, прилежным и внимательным".

конспект классногочаса по данной теме содержит интересны и занимательный материал для учащихся, призванный повысить ответственность ребят за свое поведение и успеваемость в школе....