Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в 1 классе.
рабочая программа (1 класс)

Кузьменко Екатерина Олеговна

Аннотация

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

 В последнее время увеличивается количество детей, имеющих отклонения в психическом развитии. Для детей с задержкой психического развития характерно нарушение речевого развития и преобладание игровых интересов, что в свою очередь приводит к трудностям в обучении и социализации в обществе. Успех эффективной коррекции речевого недоразвития у школьников определяется системой логопедической работы, одним из элементов которой является активное взаимодействие и преемственность в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя, а также родителей.

Данная программа способствует формированию у обучающихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

групповых коррекционно – развивающих занятий

учителя-логопеда с обучающимся 1 класса    

                                                                                                                                 

Составитель: Кузьменко Е.О.

2019 г.

  1. Пояснительная записка

        Рабочая коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ составлена в соответствии с нормативными документами:

федерального уровня:

- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

-Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 1598 от 19.12.2014;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

- Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и   науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

регионального уровня:

- Приказ «Об утверждении примерных учебных планов для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому по полной образовательной, специальной и индивидуальной программе в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, утвержденный Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» от 07.09.2012 г. №1057

Образовательной организации:

- основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного   учреждения средней общеобразовательной школы № 4 на 2019-2020 учебный год;

- адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с задержкой психического развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней   общеобразовательной школы № 4;

 - учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного   учреждения средней общеобразовательной школы №4.

Для реализации программы используются учебно-методические пособия:

  1. Осипова Т.А., Ларионова И.А. Логопедические занятия с детьми с ОНР для 1 класса. Рабочая тетрадь., - М., «Владос», 2018 г.
  2. Осипова Т.А., Ларионова И.А. Конспекты, программы и планирование фронтальных коррекционно-логопедических занятий в начальных классах с детьми с ОНР.- М., «Владос», 2015 г.

2. Общая характеристика программы

        Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».         

Данная программа предназначена для работы с обучающимися 1 класса с ЗПР.

Задержка психического развития представляет собой отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть скорректированы с помощью специально организованного обучения и воспитания.

Для задержки психического развития характерно; преобладание игровых по большей части детских интересов, ограниченные знания об окружающем мире, не способность к интеллектуальной деятельности и незрелость мыслительных процессов, что в дальнейшем затрудняет процесс обучения.

        Для детей с ЗПР характерно нарушение речи и замедленный темп речевого развития. У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи. Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. (3. Тржесоглава)

Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформирован ность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность (Н.Ю. Борякова, Е.В Мальцева, Г.И. Жаренкова, А.Д. Кошелева и др.).

Нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются связи между отдельными предложениями текста, типичны неоправданные повторы и паузы. Все это сочетается с недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями): ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и пр.).

Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличии общего недоразвития речи, о задержке процесса речевого развития. В связи с этим возникла необходимость создания данной программы.

Данная программа способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. Данная программа подводит учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию устной и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание данной программы является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка.

 Специфика программы заключается в ее тесной взаимосвязи с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

        Все темы реализуются в определенной последовательности, учитывая основной принцип коррекционно-развивающего обучения для детей с ОВЗ (с ЗПР. Вариант 7.2). Темы даны в соответствии с программным требованием по коррекционно-развивающему образованию в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).

Цель данной программы: коррекция дефектов устной речи и формирование функционального базиса навыков письма и чтения, способствующего полноценной адаптации в учебной деятельности.

Задачи данной программы:

-  коррекция звукопроизношения,

- формирование фонематических процессов анализа и синтеза,

- активизация словарного запаса,

- коррекция недостатков грамматического строя речи;

- улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;

- улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;

- совершенствование коммуникативной функции речи;

- повышение мотивации речеговорения;

- обогащение речевого опыта;

- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

        В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

  – устранение недостатков звукопроизношения (коррекция нарушенных звуков,               их    автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);

– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;

– расширение пассивного и активного словаря словами-предметами, действиями, признаками, синонимами и антонимами, обобщающими словами (житейские обобщения);

– формирование представлений о звуко-слоговом и звуко-буквенном составе слова;

– формирование представлений о гласных как слогообразующих звуках;

– работа над слоговой структурой слова (с постепенным усложнением звукового состава слогов: прямые, открытые, закрытые, со стечением и т.п.);

– уточнение представлений об артикуляции звуков различных фонетических групп;

– соотнесение звуков и букв, составление и прочтение графических схем слов;

– профилактика нарушений письма и чтения с помощью работы над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом;

– уточнение флексийного словоизменения, форм множественного числа, простых случаев суффиксального и префиксального словообразования;

– умение слушать вопрос учителя и отвечать на него;

– составление рассказов по сюжетной картинке, на свободную тему;

– включение в речь общепринятых форм речевого этикета;

– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

Технологии, используемые на логопедических занятиях:

  • Технологии дифференцированного обучения. 
  • Технологии логопедического обследования.
  •  Технологии коррекции звукопроизношения. 
  • Технологии развития связной речи.
  • Информационные технологии. 
  • Здоровьесберегающие технологии.  

3. Место курса в учебном плане

        Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью. В соответствии с АООП НОО (раздел « Учебный план») на  изучение  коррекционного курса    отводится  99 часов в  год  (3 часа в неделю, 33 учебные недели). Основная форма работы логопеда - фронтальные занятия.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционной программы

        Русский язык является государственным языком Российской Федерации, поэтому коррекционно-логопедические занятия способствуют формированию у обучающихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.         Содержание и последовательность коррекционной работы позволяют предупредить многие специфические ошибки письма, которые могут возникнуть у данной категории обучающихся. Усвоение учащимися коммуникативной функции языка, то есть овладение умением адекватно использовать и воспринимать речь в устной и письменной форме является основной задачей логопедической работы в школе.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционной программы

        В ходе коррекционно – развивающей работы обеспечиваются условия для достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

        Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

        Метапредметными результатами коррекционной работы являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

        Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Регулятивные УУД:

- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми,

- извлекать с помощью логопеда необходимую информацию из текста,

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью логопеда,

- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

- строить речевое высказывание в устной форме,

- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью логопеда;

- учиться высказывать свое предположение (версию).

Познавательные УУД:

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем,

- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие,

- рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя,

- группировать, классифицировать предметы и объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям,

- уметь находить ответы на вопросы;

- делать выводы в результате совместной работы с одноклассниками и логопедом.

Коммуникативные УУД:

- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить,

- вступать в диалог (задавать и отвечать на вопросы собеседника),

- слушать и понимать речь других ребят,

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме,

- сотрудничать с одноклассниками при выполнении работы в паре, в группе.

Результатом изучения данной программы должно быть преодоление типичных недостатков устной речи и профилактика нарушений чтения и письма. Поэтому уже при организации обучения первоклассников следует планировать итоговые результаты, ставя промежуточные цели и подбирая инструментарий для оценки их достижения.

По окончании учебного года проводится повторное диагностическое обследование по направлениям:

– обследование звукопроизношения;

– обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов;

– обследование лексической стороны речи;

– обследование грамматического строя речи;

–обследование связной речи;

–обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой структурой);

–обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и четырехбуквенных слов).

Логопедические методики обследования речи представлены в списке методического обеспечения. (Логопедический альбом Иншаковой и тестовая методика Т.А.Фотековой) Цель методики: определить уровень сформированности речевых умений и навыков, как важного условия развития коммуникативной функции речи.

6. Содержание логопедической программы

Логопедические занятия являются обязательными  для реализации. Они направлены на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей.

Логопедические занятия представляют очень большую ценность для преодоления недостатков не только речевого, но и общего развития ребенка с ЗПР. Их значимость определяется важностью речи для всех аспектов жизнедеятельности школьника.

Основные направления коррекционной работы:

I. Диагностическое направление. Цель: выявление речевых нарушений; определения структуры речевых дефектов учащихся; составление логопедического заключения по результатам обследования.

II. Коррекционно – развивающее направление.

Цель:

 коррекция и развитие фонетико – фонематической стороны речи;

 коррекция и развитие лексико – грамматической, связной стороны речи;

 коррекция чтения и письма (профилактика нарушений чтения и письма).

III. Просветительско – профилактическое направление.

Цель:

 формирование положительной мотивации родителей к взаимодействию с логопедом, активизация заинтересованности в образовательной деятельности по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте;

 выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей;  

 обучение основным приёмам коррекционно-развивающей работы (артикуляторная гимнастика, логопедические игры и т.д.).

Структура логопедического занятия:

  • Организационный момент (создание у учащихся положительного эмоционального фона).
  • Основная часть. Выполнение заданий. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий, в разных вариантах.  
  • Заключительная часть (подведение итогов занятия, обсуждение результатов и трудностей, которые возникали при выполнении заданий).

Форма оценивания знаний учащихся.

В конце групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения с детьми с ЗПР (2 вариант) проводится рефлексия занятия, где работа детей оценивается по безоценочной системе при помощи поощрительных наклеек. Используется система «Разноцветные наклейки» с надписями «Молодец», «Хорошо», «Можешь лучше», «За старание».

        Формы контроля: выполнение тестовых заданий с использованием презентаций, диагностика устной и письменной речи.

  1. Тематическое планирование.

Диагностика устной речи. (2 ч.)

Речь. Предложение. (2 ч.) Усвоение понятия «предложение». Составление предложений по картинке. Определение количества слов в предложении.

Слово как единица речи. (2 ч.) Усвоение понятия «слово». Составление предложений с заданным количеством слов. Составление предложений с заданными словами.

Слова -  предметы. (2 ч.) Составление предложений с заданным словом. Различение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Определение порядка слов в предложении.

Слова – действия. (2 ч.) Составление предложений с заданным словом. Определение порядка слов в предложении. Дифференциация слов - предметов и слов-действий.

Слова – признаки предметов. (2 ч.) Составление предложений с заданным словом. Знакомство со словами, обозначающими признак предметов. Подбор признаков. Развитие словаря по теме овощи, фрукты.

Слово в составе предложения. (2 ч.) Составление предложений с заданным словом.

«Я – ученик». (1 ч.) Развитие словаря активного и пассивного словаря по данной теме.

«Школа». (1 ч.) Развитие словаря активного и пассивного словаря по данной теме.

«Осень». (2 ч.) Развитие словаря активного и пассивного словаря по данной теме. Приметы осени. Осенние месяцы.

Слова с близким значением. (2 ч.) Пополнение активного словаря словами-синонимами.

Слова с противоположным значением. (2 ч.) Пополнение активного словаря словами-антонимами.

«Как ты познаешь мир». (2 ч.) Развитие словаря активного и пассивного словаря по данной теме.

Слова с обобщающим значением. (2 ч.) 

«Режим дня. Правила личной гигиены». (1 ч.)

Образование звуков речи. Гласные звуки. Звуки и буквы а, А, о, О,  У, ы, и, И (4 ч.)

Согласные звуки. Согласные звуки и буквы н, Н, с, С, к, К, т, Т (4 ч.) Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение согласных звуков из слов, предложений. Развитие речеслухового внимания.

Слоговая структура слова. Прямые и обратные слоги. (2 ч.)

Звуковой состав слова. (2 ч.)

Слоги прямые закрытые и слоги со стечением согласных. (2ч.)

Слово. Слог. Ударение. (3 ч.) Выделение гласных из слов. Деление слов на слоги. Определение количества слогов в слове. Подбор слов с заданным количеством слогов.

Звуко-слоговой анализ и синтез. (2 ч.)

«Зима». (1 ч.) Развитие словаря активного и пассивного словаря по данной теме.

Звук и буква л, Л, р, Р, в, В, п, П, м, М, б, Б, д, Д, ж, Ж, ш, Ш, ч, Ч, г, Г, й. (12 ч.) Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение согласных звуков из слов, предложений. Развитие речеслухового внимания.

Обозначение мягкости согласных с помощью букв Я, Ё, Ю, Е. (4 ч.)

Обозначение мягкости с помощью буквы Ь. (2 ч.)

Звонкие и глухие согласные. (4 ч.) Образование звонких и глухих согласных. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация парных звуков и букв Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К-Х. (8 ч.) Образование и дифференциация данных звуков.

Дифференциация парных звуков и букв З-С, Ж-Ш. (4 ч.) Образование и дифференциация данных звуков.

«Весна». (2 ч.) Развитие активного и пассивного словаря по данной теме. Приметы весны. Весенние месяцы.

Текст и его признаки (на основе лексической темы «Весна»). (1 ч.)

Предложение. (4 ч.)

Словосочетание. (3 ч.)

Словоизменение. (3 ч.)

Лето. (1 ч.) Развитие активного и пассивного словаря по данной теме. Приметы лета. Летние месяцы.

Словообразование. (1 ч.)

Обследование устной и письменной речи. (3 ч.)

  1. Учебно - методическое обеспечение программы.
  1. Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников» М., «Владос», 2008;
  2. Ефименкова  Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015;
  3. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда;
  4. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005;
  5. Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014;
  6. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004;
  7. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2010;
  8. Осипова Т.А., Ларионова И.А., Конспекты, программы и планирование фронтальных коррекционно-логопедических занятий в начальных классах с детьми ОНР. - М., Владос, 2015;
  9. Осипова Т.А., Ларионова И.А. Логопедические занятия с детьми с ОНР для 1 класса. Рабочая тетрадь. - М., «Владос», 2018 г.
  10. Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодаление у младших школьников» М., «Владос», 1997;
  11. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников М.: Айрис-пресс, 2000.

Материально-техническое обеспечение программы.

Касса букв и слогов.

Разрезные азбуки, таблицы слогов.

Тетради, ручки, карандаши.

Трафареты.

Материал для формирования кинестетического образа букв (природный         материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).

Сигнальные карточки.

Разноцветные фишки, полоски для составления схем.

Разнообразный демонстрационный материал.

Серии сюжетных картин.

Логопедическое зеркало.

Логопедические зонды для постановки звуков.

Доска с набором магнитов.        

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса

Рабочая программа разработана  на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса

Пояснительная записка Настоящая  программа разработана  на основе:1.     Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок"

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок" для учителей-дефектологов коррекционных школ и реаб...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учебного предмета «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида.

• Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год....

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.

Индивидуальная рабочая  программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса  с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...