Проектно-исследовательская работа
проект (4 класс)

Пыль-загадочная штука

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyl-zagadochnaya_shtuka.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская работа

«Пыль-загадочная штука»

Подготовил ученик

Класса 4.2

Фатькин Александр

МАОУ «СОШ «Аврора»

Руководитель :

Лаштур Евгения Степановна

2020 г

 ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ

10

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность:

Пыль - загадочная штука. Сколько ни убирай её, она всё равно накапливается. Во время уборки своей комнаты, вытирая пыль на полках и подоконнике, мне стало любопытно, из чего она состоит, почему появляется, можно ли от нее избавиться насовсем.

Необходимость изучения пыли для меня определяется тем, что она находится повсюду и отрицательно влияет на здоровье человека.

Проблема: 

1. Почему пыль вредна?

 2. Насколько чист воздух в квартире и на улице?

3. Что нужно сделать, чтобы воздух стал чище?

Тип проекта: исследовательский монопроект в парном исполнении.

Объект исследования: пыль

Цель: оценить степень запыленности воздуха в квартире и на улице, исследовать влияние пыли на живые организмы.

Задачи:

1. Выявить самые запыленные места в квартире и определить частоту проведения уборки.

   2 Сравнить степень запыленности воздуха в различных местах своего района.

3. Оценить роль комнатных растений в очистке воздуха от пыли.

4. Изучить избыточное влияние пыли на живые организмы (на примере кресс-салата).

Рабочая гипотеза: пыль вредна, с ней надо бороться!

Методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ.

Практическая значимость: результаты моих исследований позволят мне расширить знания об окружающей среде и о здоровье человека.

Форма продукта проектной деятельности: мультимедийная презентация.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

         Пыль - это  множество мелких твердых частиц, которые содержатся в газовой среде. Пыль может быть видима невооруженным глазом или быть микроскопической. Пылинки могут быть какими угодно по форме. Пыль бывает домашней,  атмосферной и искусственной.

Домашняя пыль состоит из частичек песка, кожи, шерсти домашних питомцев, собственных волос, насекомых и их остатков.

      Источниками атмосферной или природной пыли являются:

  1. почва (выветривания почвы);
  2. океан (океанская пыль – это мелкие кристаллики солей, выбрасываемые морями в воздух и переносимые облаками);
  3.  вулканы и большие лесные пожары;
  4. космическая пыль;
  5. цветочная пыльца, шерсть животных.
  6. пустыни.

      Источниками  искусственной пыли  являются производственная деятельность человека и коммунально-бытовые отходы.

        Главная проблема, вызываемая большими скоплениями пыли, это причина серьезных заболеваний - аллергии, проявляющейся в виде бронхиальной астмы, ринита, конъюктивита и других проблем со здоровьем.

Задача №1. Выявить самые запыленные места в квартире и определить частоту проведения уборки.

Описание выполненной работы:

  1. Определили помещения и  контролируемые в них места;
  2. С помощью клейкой ленты (скотча) обклеили поверхности контролируемых мест и перенесли скотч на лист белой бумаги.
  3. Визуально оценили  степень запыленности (чисто, пыльно, очень пыльно).
  4. Провели сухую и влажную уборки, проветривание помещений.
  5. Повторили п. 2, 3.
  6. Спустя 7 дней  снова повторили п. 2, 3.

В таблице 1 представлены результаты исследований.

Таблица 1 – Результаты исследований помещений квартиры на запыленность

№п/п

Название помещения

Название контролируемого места

Оценка запыленности

Перед уборкой

После уборки

Спустя  7 дней после уборки

1

Детская комната

Открытая полка

пыльно

чисто

чисто

2

Полы (открытая поверхность)

очень пыльно

чисто

пыльно

3

Подоконник

 (при закрытом окне)

пыльно

чисто

чисто

4

Полы под кроватью

очень пыльно

чисто

очень пыльно

5

Стенка шкафа (вертикальная поверхность)

чисто

чисто

чисто

6

Прихожая

Полы

очень пыльно

чисто (незначительные загрязнения)

пыльно

7

Поверхность комода

пыльно

чисто

чисто

8

Поверхность шкафа

очень пыльно

чисто

чисто

9

Коврик у входной двери

очень пыльно

чисто

(ворс коврика)

очень пыльно

Вывод:

Детская комната. Самые запыленные места – горизонтальные поверхности, особенно полы (открытая поверхность) и полы под кроватью, требующие тщательной уборки с периодичностью чаще, чем один раз в неделю. Вертикальные поверхности загрязняются реже горизонтальных и протирать пыль с них мы будем один раз в две недели.

 Прихожая. Кроме домашней пыли здесь наблюдается атмосферная и искусственная пыль (песок, мелкие камушки, частички бытового мусора), которая приносится в квартиру на обуви и верхней одежде. Отсюда следует, что уличную обувь и верхнюю одежду обязательно снимаем при входе в квартиру (в прихожей), а уборка требуется ежедневно.

Задача №2. Сравнить степень запыленности воздуха в различных местах своего района.

Описание выполненной работы:

  1. Определили контролируемые места – у проезжей части дороги, во дворе жилого дома, в парке (в отдаленной от транспорта месте).
  2. Из белой клеёнки вырезали кусочки в форме листьев, на одну сторону нанесли вазелин.
  3. Развесили «листья» в  местах,  согласно  п. 1.
  4. Спустя 7 дней провели визуальную оценку степени загрязнения «листьев» (чисто, пыльно, очень пыльно).

В таблице 2 отражены результаты исследований.

Таблица 2 – Результаты исследований уличного воздуха на запыленность

№п/п

Название контролируемого места

Результаты исследований

1

у проезжей части дороги (ул. им. П.Ф. Батавина возле дома 12)

Пыльно

2

Во дворе жилого дома (по адресу ул. им. П.Ф. Батавина, д. 12)

Очень пыльно

3

Парк «Солнечный»

Пыльно

Вывод: В результате проведенной работы мы убедились, что воздух нашего района достаточно загрязнен. Основным источникам пыли у проезжей части дороги является автотранспорт. Подсчитали загруженность улицы автотранспортом в выходной день, она составила 432 автомобиля за 1 час. Учитывая зимний сезон, предполагаем, что пыль в воздухе появляется также вместе с осадками в виде снега. К сожалению, воздух в парковой зоне тоже оказался загрязненным. На «листьях» были отмечены частицы сажи, которые, возможно, «прилетели» из гаражных застроек.

Задача №3. Оценить роль комнатных растений в очистке воздуха от пыли.

Описание выполненной работы:

  1. Выбрали образцы листьев разных комнатных растений, разложили их на белом листе бумаги;
  2. Рассмотрели с помощью увеличительного стекла поверхность листьев.
  3. Распределили  над листьями пыль, собранную пылесосом.
  4. С помощью мерного стакана отмерили 100 мл  питьевой воды и промыли лист растения.
  5. Полученный смыв пропустили через бумажный фильтр.
  6. После того, как провели операции по п. 4, 5 с каждым образцом и высушили фильтры,  приступили к оценке степени загрязнения фильтра

В таблице 3 представлен список растений, используемых в работе.

Таблица 3 – Список растений, используемых в работе.

№п/п

Название контролируемого места

1

Каланхоэ

2

Фикус Бенджамина

3

Герань

4

Филодендрон

5

Гибискус

6

Хлорофитум

7

Толстянка

Вывод: Все образцы растений, выбранных нами для исследования, в большей или меньшей степени обладают пылеулавливающей способностью, но с разной интенсивностью. Мы отметили, что одни растения имеют гладкую поверхность листьев, другие шершавую, что позволяет им задержать большее количество пыли. Размер листьев также играет роль в определении «лидера» по сбору пыли. Таким образом, делаем вывод, что для поддержания чистоты воздуха в помещениях немаловажная роль принадлежит и комнатным растениям:  они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, листья задерживают частицы пыли. Отметим, чтобы наши комнатные цветы не стали дополнительным источником пыли,  за растениями тоже нужно ухаживать – протирать или смывать пыль с листьев.

Задача №4. Изучить избыточное влияние пыли на живые организмы (на примере кресс-салата).

Кресс-салат – однолетнее овощное растение, обладающее повышенной чувствительностью к загрязнению почвы тяжёлыми металлами, а также загрязнению воздуха газообразными выбросами автотранспорта. Этот биоиндикатор отличается быстрым прорастанием семян и почти стопроцентной всхожестью, которая заметно уменьшается в присутствии загрязнителей.

Описание выполненной работы:

  1.  Посадили семена кресс-салата.
  2.  Через одну недели после посадки, оценили всхожесть семян.
  3.  Образец А продолжили поливать и выращивать в обычных условиях.
  4.  На образец Б распылили домашнюю пыль (повторили 1 раз в сутки на протяжении 1 недели).
  5.  Через две недели после всходов семян для образца Б добавили воздействие сигаретного дыма.
  6.  Провели оценку состояния растений образцов А и Б.
  7. Посадили семена кресс-салата.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы провел исследование воздуха на предмет запыленности. Выявили самые запыленные места в квартире и провели наблюдение за накоплением пыли в этих местах. Определили частоту и способ уборки в квартире.

Нами была проведена работа по изучению степени  запыленности воздуха в микрорайоне «Солнечный-2» по улице им. П. Ф. Батавина в зимний период. Мы оценили загруженность улицы автотранспортом, убедились в неоценимой роли «зеленых» насаждений, которых не хватает в нашем районе.

По результатам проведенного эксперимента с кресс-салатом, можно сделать вывод: что избыточное количество пыли приводит если не к гибели, то точно к угнетению живого организма. Пыль – вредна и с ней надо бороться!


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ

  1. Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом. Начальная школа. – 2005.
  2. Дюбченко Н. Ю. . Практикум по экологии: Учебно-методическое  пособие/Сергиевский губернский техникум – Сергиевск, 2013 г.
  3. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temu-pil-737365.html
  4. http://xn--d1ababeji4aplhbqk6k.xn-p1ai/load/issledovanie_vozdukha_na_soderzhanie_tvjordykh_primesej/54-1-0-8659


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь в оформлении и защите проектно-исследовательской работы

Думаю, данный материал пригодится для работы с детьми...

Опыт работы «Проектно - исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе»

Тема опыта работы актуальна, так как исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс об...

Опыт работы: «Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»

Опыт работы на тему:«Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»...

Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".

Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей  с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...

Проектно-исследовательский метод работы в начальных классах

Всякий урок должен быть ответом,Который тем легче усвоится учеником,Чем самостоятельнее он формулировалВопросы, вызвавшие этот ответ.Э.КлапаредНа данный момент важно научить учащихся разрешать проблем...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА Номинация: «Проектно-исследовательская работа на тему «Роль календарей в жизни людей»

На сегодняшний день практически у каждого дома есть календарь, либо на стене, либо на письменном столе, либо в портфеле или сумочке. Каждый из нас с помощью календаря старается планировать, и тем самы...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...