"Мир профессий детям"
план-конспект занятия (1 класс)

Юткина Мария Геннадьевна

В данной работе представлен цикл внеурочных занятий "Мир профессий детям" и методическое пособие.

https://drive.google.com/drive/folders/1tz5OFjihGA...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Мир профессий детям"25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Программа цикла занятий во внеурочной деятельности
по формированию представления о мире профессий у младших школьников

«Мир профессий детям»

Модифицированный вариант программы учителя начальных классов Степанюк, О. П

Возраст детей 7-8 лет

Автор-составитель: Юткина Мария Геннадьевна

Пояснительная записка

Профессиональные интересы детей младшего школьного возраста не позволяют говорить о профессиональной направленности личности, ибо нет потребности в профессии.

Представления о профессиях у ребенка 6-8 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом работы мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика и т.п., которые своей внешней героической и романтической стороной поражают воображение ребенка. Сейчас к этому списку добавились коммерческие профессии (это профессии менеджера, банкира). Но об этих профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует большое количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

Формирование представлений младших школьников о разнообразии существующих профессий имеет свою возрастную специфику, свои возрастные задачи, соответствующие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Это:

  1. Формирование положительного отношения ко всякому труду, желания участвовать в общественно полезном труде, активности в его выполнении, формирование умений преодолевать трудности в работе.
  2. Формирование начальных представлений о трудовой деятельности людей, о народном хозяйстве России, о производственных процессах, рабочих профессиях.
  3.  Формирование убеждения, что современному рабочему, ученому необходимы прочные и глубокие знания основ наук.
  4.  Формирование бережного отношения к результатам труда людей, к электроэнергии, продуктам питания, материалам, инструментам, школьному имуществу, личным вещам.
  5. Формирование привычки соблюдать правила поведения в школе и вне ее, старательно выполнять порученное дело, формирование умений доводить работу до конца.
  6. Формирование умений работать сообща, замечать необходимость помощи и вовремя оказывать ее, сочетать личные интересы с потребностями коллектива.
  7. Изучение индивидуальных способностей и склонностей учеников.

Эти задачи решаются школой в процессе преподавания основ наук, трудового обучения и внеклассной работы.

Формирование интереса к профессии начинается с сообщения учащимся новых знаний, организации практической деятельности. Исследования показывают, что уже в младшем школьном возрасте дети начинают проявлять интерес к деятельности людей, социальной действительности, профессиям. Они замечают, как много у нас строят, как проявляют заботу о просвещении, здоровье и благосостоянии трудящихся. Конечно, профессиональный интерес у детей этого возраста поверхностен, неустойчив. Например, девочки хотят быть врачами, потому что им нравится ходить в белых халатах. Такой интерес, бесспорно, не может быть достаточным для профессиональной ориентации. Интерес должен быть стойким, действенным. Устойчивость детских интересов формируется постепенно. В первых классах они еще не дифференцированы.

Первоклассники при работе с каким-то понятием отмечают, прежде всего, наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?), его назначение (для чего он?) – им еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какому-то виду, подвиду. Например, «трактор» для них – это «для того, чтобы ездить в поле», «чтобы помогать копать картошку», а не «вид сельскохозяйственного транспорта».

Проблемой ситуации воспитания является необходимость формирования представлений обучающихся о разнообразии профессий и значимости их труда и недостаточной разработанностью адекватных педагогических мер по формированию представлений обучающихся о разнообразии профессий и значимости их труда.

Поэтому мы предлагаем следующие способы решения данной проблемы: формирование представлений обучающихся о разнообразии профессий и значимости их труда будет эффективно, если:

  • происходит ознакомление младших школьников с миром профессий;
  • используются различные методы и средства формирования представлений младших школьников о мире профессий;
  • проводится систематическая работа по формированию представлений школьников о разнообразии профессий.

Программа ориентирована на первоклассников. Работа по формированию представлений обучающихся о разнообразии профессий и значимости их труда может быть организована в форме факультативов, кружков, классных и иных занятий. Любая из этих форм обладает достаточно большим потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.


Учебно-тематическое планирование цикла внеурочных занятий «Мир профессий детям»

Дата

Кол-во
часов

Тема внеурочного занятия

Цель и задачи

1

07.05.2020

1

Классный час «Путь в профессию начинается в школе»

Цель: расширение и углубление знаний о мире профессий у младших школьников.

Задачи:

 Познакомить с понятием «профессия», обобщить знания о разнообразии и важности профессий.

 Формировать учебно-познавательные мотивы, интеллектуальные и творческие возможности учащихся.

 Воспитывать уважение к труду, людям любой профессии.

2

12.05.2020

1

Просмотр, обсуждение видеоролика «О профессиях нужных и важных»

Цель: ознакомление с взаимосвязью между профессиями.

Задачи:

 Создать условия для знакомства с разнообразными профессиями;

 Побуждать и поддерживать пытливость и естественную любознательность ребенка; развивать мыслительные операции (анализ, синтез), развивать память, монологическую речь, слух.

 Воспитать уважение к людям различных профессий, результатам их труда

3

13.05.2020

1

Мастер-класс «Профессии наших родителей»

Цель: расширение представлений у детей о профессиях родителей.

Задачи:

 Совершенствовать и конкретизировать представления детей о мире профессий.

 Развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности родителей.

 Формирование у родителей активной позиции участника образовательно - воспитательного процесса.

 Выработка у школьников сознательного отношения к труду.

4

14.05.2020

1

Занятие «Человек – человек»

Цель: расширять знания и представления о профессиях

Задачи:

Обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы, подготавливая их к пересказу текста;

Вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей;

Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

5

15.05.2020

1

Занятие «Человек - техника»

Цель: расширять знания и представления о профессиях

Задачи:

Обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы, подготавливая их к пересказу текста;

Вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей;

Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

6

18.05.2020

1

Занятие «Человек – художественный образ»

Цель: расширять знания и представления о профессиях

Задачи:

Обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы, подготавливая их к пересказу текста;

Вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей;

Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

7

19.05.2020

1

Занятие «Человек – знаковая система»

Цель: расширять знания и представления о профессиях

Задачи:

Обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы, подготавливая их к пересказу текста;

Вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей;

Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

8

20.05.2020

1

Занятие «Человек – природа»

Цель: расширять знания и представления о профессиях

Задачи:

Обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы, подготавливая их к пересказу текста;

Вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей;

Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

9

21.05.2020

Беседа «Моя мечта о будущей профессии»

Цель: содействие личному самоопределению на возрастном этапе 7-8 лет.

Задачами мероприятия являлось:

 Расширение представлений учащихся о мире профессий и их особенностях.

 Формирование интереса к профессиям.

 Информирование учащихся о профессиональных учебных заведениях и рынке труда.

 Воспитывать уважение к труду и людям труда.

10

22.05.2020

1

Онлайн выставка рисунков и фото «Мой труд каждый день дома»

Цель обобщение знаний о мире профессий.

Задачи:

 Показать значимость труда собственного и профессионального.

 Формировать уважения к людям различных профессий, результатам их труда.

 Побуждать любознательность ребенка, способствовать развитию мыслительных операций, памяти, внимания, наблюдательности.

 Создать условия для закрепления полученных знаний о мире профессий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие "Мир профессий" для детей с нарушением интеллекта 7 класса.

Цели:формирование у учащихся ответственного отношения к выбору специальности в ПУ, а затем и профессии.Задачи:Актуализировать проблемы успешного выбора профессии;Формировать у подростков отношен...

Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.

Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен ...

Классный час «Профессия «Спасатель» для детей с умеренной умственной отсталостью 2 класс

Классный час "Профессия "Спасатель" для детей с умеренной умственной отсталость 2 класс.Цели: 1.                Учить ...

"Мир профессий глазами детей"- программа по профориентации в начальной школе

Большое место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам. Созданная программа « Мир профессий глазами детей» позволяет  спланировать работу с младшими школьниками так, что б...

Урок – презентация по основам пожарной безопасности. Познакомить с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии

Роль огня в жизни человека: как положительная, так и отрицательная. Знакомство с профессией пожарного, Составление  памятки, как вести себя при пожаре...

Внеурочное мероприятие с краеведческим материалом «Профессии людей моего края: профессии бабушек и дедушек, профессии современности, профессии будущего.»

 Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие пр...

Конспект внеурочного занятия для детей с ОВЗ "Все профессии важны, все профессии нужны"

Программное содержание:Познание – обобщить знания детей по теме «Профессии» (название профессий, необходимого оборудования, обобщающего слова «посуда»); совершенствовать ...