"Мир профессий детям"
план-конспект занятия (1 класс)
В данной работе представлен цикл внеурочных занятий "Мир профессий детям" и методическое пособие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа цикла занятий во внеурочной деятельности
по формированию представления о мире профессий у младших школьников
«Мир профессий детям»
Модифицированный вариант программы учителя начальных классов Степанюк, О. П
Возраст детей 7-8 лет
Автор-составитель: Юткина Мария Геннадьевна
Пояснительная записка
Профессиональные интересы детей младшего школьного возраста не позволяют говорить о профессиональной направленности личности, ибо нет потребности в профессии.
Представления о профессиях у ребенка 6-8 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом работы мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика и т.п., которые своей внешней героической и романтической стороной поражают воображение ребенка. Сейчас к этому списку добавились коммерческие профессии (это профессии менеджера, банкира). Но об этих профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует большое количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
Формирование представлений младших школьников о разнообразии существующих профессий имеет свою возрастную специфику, свои возрастные задачи, соответствующие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Это:
- Формирование положительного отношения ко всякому труду, желания участвовать в общественно полезном труде, активности в его выполнении, формирование умений преодолевать трудности в работе.
- Формирование начальных представлений о трудовой деятельности людей, о народном хозяйстве России, о производственных процессах, рабочих профессиях.
- Формирование убеждения, что современному рабочему, ученому необходимы прочные и глубокие знания основ наук.
- Формирование бережного отношения к результатам труда людей, к электроэнергии, продуктам питания, материалам, инструментам, школьному имуществу, личным вещам.
- Формирование привычки соблюдать правила поведения в школе и вне ее, старательно выполнять порученное дело, формирование умений доводить работу до конца.
- Формирование умений работать сообща, замечать необходимость помощи и вовремя оказывать ее, сочетать личные интересы с потребностями коллектива.
- Изучение индивидуальных способностей и склонностей учеников.
Эти задачи решаются школой в процессе преподавания основ наук, трудового обучения и внеклассной работы.
Формирование интереса к профессии начинается с сообщения учащимся новых знаний, организации практической деятельности. Исследования показывают, что уже в младшем школьном возрасте дети начинают проявлять интерес к деятельности людей, социальной действительности, профессиям. Они замечают, как много у нас строят, как проявляют заботу о просвещении, здоровье и благосостоянии трудящихся. Конечно, профессиональный интерес у детей этого возраста поверхностен, неустойчив. Например, девочки хотят быть врачами, потому что им нравится ходить в белых халатах. Такой интерес, бесспорно, не может быть достаточным для профессиональной ориентации. Интерес должен быть стойким, действенным. Устойчивость детских интересов формируется постепенно. В первых классах они еще не дифференцированы.
Первоклассники при работе с каким-то понятием отмечают, прежде всего, наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?), его назначение (для чего он?) – им еще сложно определять внутреннюю сущность предмета, отнести его к какому-то виду, подвиду. Например, «трактор» для них – это «для того, чтобы ездить в поле», «чтобы помогать копать картошку», а не «вид сельскохозяйственного транспорта».
Проблемой ситуации воспитания является необходимость формирования представлений обучающихся о разнообразии профессий и значимости их труда и недостаточной разработанностью адекватных педагогических мер по формированию представлений обучающихся о разнообразии профессий и значимости их труда.
Поэтому мы предлагаем следующие способы решения данной проблемы: формирование представлений обучающихся о разнообразии профессий и значимости их труда будет эффективно, если:
- происходит ознакомление младших школьников с миром профессий;
- используются различные методы и средства формирования представлений младших школьников о мире профессий;
- проводится систематическая работа по формированию представлений школьников о разнообразии профессий.
Программа ориентирована на первоклассников. Работа по формированию представлений обучающихся о разнообразии профессий и значимости их труда может быть организована в форме факультативов, кружков, классных и иных занятий. Любая из этих форм обладает достаточно большим потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Учебно-тематическое планирование цикла внеурочных занятий «Мир профессий детям»
№ | Дата | Кол-во | Тема внеурочного занятия | Цель и задачи |
1 | 07.05.2020 | 1 | Классный час «Путь в профессию начинается в школе» | Цель: расширение и углубление знаний о мире профессий у младших школьников. Задачи: Познакомить с понятием «профессия», обобщить знания о разнообразии и важности профессий. Формировать учебно-познавательные мотивы, интеллектуальные и творческие возможности учащихся. Воспитывать уважение к труду, людям любой профессии. |
2 | 12.05.2020 | 1 | Просмотр, обсуждение видеоролика «О профессиях нужных и важных» | Цель: ознакомление с взаимосвязью между профессиями. Задачи: Создать условия для знакомства с разнообразными профессиями; Побуждать и поддерживать пытливость и естественную любознательность ребенка; развивать мыслительные операции (анализ, синтез), развивать память, монологическую речь, слух. Воспитать уважение к людям различных профессий, результатам их труда |
3 | 13.05.2020 | 1 | Мастер-класс «Профессии наших родителей» | Цель: расширение представлений у детей о профессиях родителей. Задачи: Совершенствовать и конкретизировать представления детей о мире профессий. Развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности родителей. Формирование у родителей активной позиции участника образовательно - воспитательного процесса. Выработка у школьников сознательного отношения к труду. |
4 | 14.05.2020 | 1 | Занятие «Человек – человек» | Цель: расширять знания и представления о профессиях Задачи: Обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы, подготавливая их к пересказу текста; Вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. |
5 | 15.05.2020 | 1 | Занятие «Человек - техника» | Цель: расширять знания и представления о профессиях Задачи: Обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы, подготавливая их к пересказу текста; Вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. |
6 | 18.05.2020 | 1 | Занятие «Человек – художественный образ» | Цель: расширять знания и представления о профессиях Задачи: Обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы, подготавливая их к пересказу текста; Вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. |
7 | 19.05.2020 | 1 | Занятие «Человек – знаковая система» | Цель: расширять знания и представления о профессиях Задачи: Обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы, подготавливая их к пересказу текста; Вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. |
8 | 20.05.2020 | 1 | Занятие «Человек – природа» | Цель: расширять знания и представления о профессиях Задачи: Обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы, подготавливая их к пересказу текста; Вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление. |
9 | 21.05.2020 | Беседа «Моя мечта о будущей профессии» | Цель: содействие личному самоопределению на возрастном этапе 7-8 лет. Задачами мероприятия являлось: Расширение представлений учащихся о мире профессий и их особенностях. Формирование интереса к профессиям. Информирование учащихся о профессиональных учебных заведениях и рынке труда. Воспитывать уважение к труду и людям труда. | |
10 | 22.05.2020 | 1 | Онлайн выставка рисунков и фото «Мой труд каждый день дома» | Цель обобщение знаний о мире профессий. Задачи: Показать значимость труда собственного и профессионального. Формировать уважения к людям различных профессий, результатам их труда. Побуждать любознательность ребенка, способствовать развитию мыслительных операций, памяти, внимания, наблюдательности. Создать условия для закрепления полученных знаний о мире профессий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/25/picture-33183-1611561512.jpg)
Коррекционно-развивающее занятие "Мир профессий" для детей с нарушением интеллекта 7 класса.
Цели:формирование у учащихся ответственного отношения к выбору специальности в ПУ, а затем и профессии.Задачи:Актуализировать проблемы успешного выбора профессии;Формировать у подростков отношен...
Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.
Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/25/picture-33183-1611561512.jpg)
Классный час «Профессия «Спасатель» для детей с умеренной умственной отсталостью 2 класс
Классный час "Профессия "Спасатель" для детей с умеренной умственной отсталость 2 класс.Цели: 1. Учить ...
"Мир профессий глазами детей"- программа по профориентации в начальной школе
Большое место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам. Созданная программа « Мир профессий глазами детей» позволяет спланировать работу с младшими школьниками так, что б...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-395147-1391240932.jpg)
Урок – презентация по основам пожарной безопасности. Познакомить с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии
Роль огня в жизни человека: как положительная, так и отрицательная. Знакомство с профессией пожарного, Составление памятки, как вести себя при пожаре...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/03/picture-731395-1451845066.jpg)
Внеурочное мероприятие с краеведческим материалом «Профессии людей моего края: профессии бабушек и дедушек, профессии современности, профессии будущего.»
Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие пр...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/26/picture-1381273-1643193290.jpg)
Конспект внеурочного занятия для детей с ОВЗ "Все профессии важны, все профессии нужны"
Программное содержание:Познание – обобщить знания детей по теме «Профессии» (название профессий, необходимого оборудования, обобщающего слова «посуда»); совершенствовать ...