Конспект внеурочного занятия "И снова пословицы".
план-конспект занятия (2 класс)

В ходе занятия учащиеся пополнят свой активный словарный запас пословицами, уточнят их значение, научатся распределять пословицы по группам и темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_snova_poslovitsy.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

КОНСПЕКТ

ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА:

«И СНОВА ПОСЛОВИЦЫ»

Подготовила и провела

учитель высшей квалификационной категории

Новикова Анжелика Евгеньевна

12 марта 2019 года

Цели.

Образовательные:

  • пополнить активный словарный запас учащихся пословицами, уточнить их  значение;
  • научиться распределять пословицы по группам  и  по темам.

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся, мышление, речь;  
  • учить детей обмениваться информацией, высказывать свою точку зрения, доказывать.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к родному языку;
  • учиться работать самостоятельно, в парах и группах.

Планируемые результаты.

Предметные: учащиеся приобретут элементарный опыт творческой деятельности, начальный уровень читательской компетентности.

Метапредметные результаты:

  • учащиеся получат возможность формирования читательских умений: отработки навыка внимательного чтения текста;
  • получат возможность для развития мышления, памяти, внимания, связной речи, интереса и любви к чтению, расширения читательского кругозора.

Личностные результаты:

  • учащиеся приобретут навыки работы в парах и группе.

Используемые технологии, методы и приемы: 

  • мотивирующий прием создания проблемных ситуаций «яркое пятно» (технология деятельностного метода обучения);
  • работа группах (активные методы обучения, организация учебного сотрудничества);
  • технология видео, презентаций (иллюстрация и поддержка учебного материала); дискуссия (организация совместной деятельности учащихся).
    Оборудование:
  • мультимедийный  проектор;
  • компьютер;
  •  экран;
  • карточки для самостоятельной работы;
  • карточки для работы в группах;
  • карточки для работы в парах.

Ход занятия.

1.Организационный момент.
Вы пришли сегодня в школу,

В наш любимый класс.

Много заданий  интересных  и  новых

Ожидают   вас.

2. Определение темы занятия. Работа по теме.

Учитель: Я приглашаю вас, ребята, в мир удивительных пословиц.

Учащиеся у доски рассказывают стихотворения:

1. Как не бывает худа без добра,
Так не бывает и добра без худа!
Нам на себя надеяться пора,
А мы, увы, надеемся на чудо!

2. Жил в гордом одиночестве сапог, 
Был левым он, не радовали шутки и забавы,
Всю жизнь свою найти другой не мог,
Такой же точно, только – правый!

3. Рыбак! Придется потрудиться,
Простую истину скажу я наперед:
Коль будешь тунеядничать, лениться,
Сама ведь рыбка в невод не зайдет!


Учитель: С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные  выражения, так похожие на стишки, например: "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда", " Мал золотник, да дорог", " Не имей сто рублей, а имей сто друзей". Придя в школу, на уроках чтения мы узнали, что это называется...

Учащиеся: Пословицы и поговорки.

Учитель: Совершенно верно. И стали их широко использовать в нашей речи. Значит, сегодня на занятии мы будем говорить... (о пословицах).

Учитель: Посмотрите на доску. Объясните значение слов: ученье –  неученье,  свет – тьма.  Составьте предложение.

(УЧЕНЬЕ – СВЕТ,   А  НЕУЧЕНЬЕ – ТЬМА).

Учитель: Что это? Объясните ее значение. Пусть эта пословица будет эпиграфом нашего занятия.

Трудно сказать, с каких времен среди народа ходили пословицы – устные краткие изречения на самые разные темы. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа.

Учитель: Ребята, скажите, пословицы легко запоминаются? (Да).

А почему? (т.к. в них есть рифма, созвучие и даже ритм).  

Учитель: Люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, и другого способа хранить свой жизненный опыт и свои наблюдения у них не было.

Учитель: Перейдем к первому заданию «ЗАКОНЧИ    ПОСЛОВИЦУ  И  ОБЪЯСНИ  ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ» (работа в группах по 4 пословицы)

  1. Был бы обед,… а ложка сыщется.
  2. Не имей 100 рублей, … а имей 100 друзей.
  3. Кто любит лгать, …того нельзя в друзья брать.
  4. Нет ничего на свете краше, … чем Родина наша.
  5. За много дел не берись, … а в одном отличись.
  6. Не нужен клад, … если в семье лад.
  7. Не говори – не умею, … а говори – научусь.
  8. Дружба крепка не лестью, … а правдой и честью.
  9. Глупая голова … ногам покою не дает.
  10. Без дела жить … только небо коптить.
  11. Готовь сани летом, … а телегу зимой.
  12. Где родился, … там и пригодился.

Пословицы можно разделить на три группы по их смыслу.

  1. Пословицы, которые не имеют переносного значения (употребляются в прямом смысле)

Пример:

«Век живи, век учись».

«Не хвали себя – есть умней тебя».

«Все за одного, а один за всех».

«Друзья познаются в беде».

«Не ищи правды в других, коли в тебе ее нет».

  1. Пословицы, которые не употребляются в буквальном, прямом смысле (переносное значение)

Пример:

 «С волками жить –  по-волчьи выть».

«Пуганая ворона -  и куста боится».

«Крепкую дружбу топором не разрубишь».

«Бархатный весь, а жальце есть».

  1. Пословицы, которые  употребляются  в двух значениях.

Пример:

 «Что посеешь, то и пожнешь».

«Любишь кататься – люби и саночки возить» и др.

Учитель: вот и второе задание. Чтобы его выполнить, вам нужно поработать в парах. Вам надо исправить ошибки в поговорках. Чья пара больше найдет ошибок, та заработает больше баллов (работа на листочках 5-6 мин).

  • Два сапога — тара.
  • Ус хорошо, а два — лучше.
  • Один в золе не воин.
  •  Трус своей лени боится.
  • Толочь в ступе соду.
  •  Полк в овечьей шкуре.
  • Мы сами с ушами.
  • От бобра бобра не ищут.
  • В здоровом теле здоровый пух.
  • Крутиться как булка в колесе.
  • На безрыбье и бак — рыба.
  • Яйца куницу не учат.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель: Пословицы мы используем в разных жизненных ситуациях, поэтому их еще можно распределить  по темам. О чем они?

  • О дружбе
  • О труде
  • О личностных качествах человека и т.д.

Учитель: Следующее задание: объедините данные пословицы по темам.

 3. Работа в творческих группах.

(Детям раздаются карточки с заданием  и отводится время  на  выполнение)

                      ИГРА:  «СЛО-ГО-ВИ-ЦА».

                      Перед вами слоговица,

                      В ней пословица таится.

                      Отправляйся в путь- дорогу,

                      Делай шаг от слога к слогу.

                      Всю пословицу прочти,

                      Не запутайся в пути.

1. НЕТ ДРУГА – ИЩИ, А НАШЕЛ – БЕРЕГИ (о дружбе)

2. НЕ МЕСТО КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА, А ЧЕЛОВЕК МЕСТО (о личностных качествах человека)

3. БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫНЕШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА (о труде)

Учитель: Следующее задание: «Подумаем вместе». Вспомните пословицу по двум словам. Объясните ее значение.

ДЕЛО – ПОТЕХА (Делу время - потехе час)

ПОСПЕШИШЬ — НАСМЕШИШЬ (Поспешишь — людей насмешишь)

ДЕЛО — СМЕЛО (Сделал дело — гуляй смело)

ТРУД — ПРУД (Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

ТРУД — ЛЕНЬ (Труд человека кормит, а лень портит)

Учитель: Следующее задание сделайте самостоятельно.

Тест:  «Вставь слово в пословицу».

  • Ум хорошо, а … лучше.

1. много        2. два                3. десять

  • За двумя  …  погонишься – ни одного не поймаешь.

1.волк                2.заяц                3.белка

  • Человек  без …  что дерево без корней.

1.людей        2.вещей        3.друзей

Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Ребята, наше мероприятие подошло к концу. Я предлагаю вам оценить свою работу самостоятельно  (карточка с воздушными шариками)

Зеленый – я много узнал, активно работал,  мне  было легко выполнять все задания.

Красный – я хорошо работал, но не все задания давались легко.

Оранжевый – я очень старался, но задания оказались  очень сложными.

Учитель: Молодцы! Мы справились со всеми заданиями. Есть пословица, которая поможет нам закончить наше занятие. Прочитаем хором.

КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Конспект внеклассного мероприятия - викторина "Пословицы и поговорки"

Данная викторина разработана для учеников с ограниченными возможностями здоровья с учетом их двигательных и познавательных возможностей....

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

План-конспект внеклассного занятия "Мудрость пословиц и поговорок"

Внеклассное игровое занятие на знание детьми  пословиц и поговорок....

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...

Занятие по внеурочной деятельности : "Здравствуй , пословица!"

Материал подготовлен для занятия  внеурочной деятельности для обучающихся 1-3 классов. Занятие даст возможность обучающемуся расширить и закрепить свои знания  о пословице. В занятии ...