Статья "Информационные технологии в организации научно-исследовательской работы учащихся "
статья
В своей работе я активно использую информационно-коммуникативные технологии, которые необходимы мне на всех этапах исследования. На страницах Интернета существует форумы, в которых можно обсудить любую тему с другими пользователями. Здесь открываются огромные поисковые возможности: например, можно провести опрос, и на его основе изучить общественное мнение. Проводя опрос на форуме, можно попросить указать возраст, профессию, пол и сделать выводы с учётом этих данных. Информационно-коммуникативные технологии помогают в организации исследовательской деятельности не только педагогов, но и учащихся.
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии используются на всех этапах исследовательской деятельности педагога и учащихся.
Использование информационных технологий в организации научно-исследовательской работы учащихся и, в целом в образовании, позволяет расширить границы познавательно-исследовательских возможностей учащихся, повысить эффективность и качество исследовательских работ, и способствует повышению инновационного потенциала учебного заведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информационные технологии в организации научно-исследовательской работы учащихся
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров
Современное информационное общество обусловило важность информации и знаний во всех сферах общественной жизни. Следствием этого является постоянный интерес к новым информационным технологиям, позволяющим обеспечить развитие личности, приспособленной к условиям новой высокотехнологичной среды.
Мир сегодня меняется так быстро, что простое накоплении информации становится малоэффективным. Намного важнее уметь работать с этой информацией: искать, выбирать, систематизировать, отбрасывать частности, понимать, какие новые знания необходимы и где их получить, а значит, самому формировать свое мироощущение.
Использование современных информационных технологий в научно-исследовательской работе учащихся способствует не только формированию информационной культуры, но и складыванию новой познавательной системы ценностей личности.
В настоящее время наиболее широкое применение в образовательной сфере получили следующие виды технологий, которые могут быть максимально использованы в организации и реализации всех этапов научно-исследовательской работы учащихся:
1) базы и банки данных, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам;
2) телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т.д., позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети;
3) электронные библиотеки, позволяющие реализовать доступ учащихся к мировым информационным ресурсам;
4) многоцелевые системы защиты информации (от несанкционированного доступа при хранении информации, от искажений при передаче информации и т.д.).
При использовании любой из перечисленных технологий (или их совокупности), следует помнить, что данные технологии в образовании должны быть проработаны с ориентацией на конкретное применение, на получение результатов определенного этапа научно-исследовательской работы учащихся.
Зачастую в организации работы над проектами используются программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и другие могут с успехом использоваться в процессе обучения. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик.
Развитие информационно-коммуникативных технологий послужило мощным толчком к организации проектной и исследовательской деятельности самих педагогов и учащихся, повысило авторитет учителей, их профессиональный уровень и уровень преподавания. ИКТ помогают разносторонне работать над своей темой исследования, позволяют сделать процесс работы учителя самостоятельным, полноценным и методически оправданным.
В своей работе я также активно использую информационно-коммуникативные технологии, которые необходимы мне на всех этапах исследования. На страницах Интернета существует форумы, в которых можно обсудить любую тему с другими пользователями. Здесь открываются огромные поисковые возможности: например, можно провести опрос, и на его основе изучить общественное мнение. Проводя опрос на форуме, можно попросить указать возраст, профессию, пол и сделать выводы с учётом этих данных. Информационно-коммуникативные технологии помогают в организации исследовательской деятельности не только педагогов, но и учащихся.
Традиционно любое исследование начинается с какой-либо проблемы, которая существует в интересующей ребёнка области. Заинтересовавшись проблемой, ученик пытается раздобыть информацию, за ней сейчас принято обращаться в Интернет в первую очередь и в библиотеку - во вторую.
Изучив, как освещён вопрос в современной науке, исследователь начинает свой поиск. И тут опять прибегает к компьютерным технологиям: проводит опрос, обрабатывает собранный материал. Проанализировать результаты и представить их в форме диаграмм помогает программа MSExcel. Учащиеся приобретают навыки работы в табличном процессоре, что пригодится им в дальнейшем при изучении различных дисциплин.
На следующем этапе ученики должны провести огромную научно-исследовательскую работу, используя большое количество источников информации. Неоценимую помощь в этом оказывает сеть Интернет. Предварительно мы с учащимися составляем каталог информационных ресурсов по интересующим вопросам, что позволяет быстро осуществить поиск необходимых сведений.
Завершающий этап заключается в создании компьютерной презентации, оформлении работы и подготовке к её защите. При создании учащимися компьютерной презентации формируются умения систематизировать и обобщать материал, выделять главное в информационном сообщении, грамотно представлять имеющуюся информацию. Работа над презентацией, её публичное представление и защита положительно влияют на развитие у детей навыков общения и публичного выступления. Красиво и в соответствии со всеми требованиям оформить работу позволяет текстовый редактор MSWord. Учащиеся приобретают навыки установки параметров страницы, вставки в текст различных объектов, создания ссылок и т.д. Большой интерес у школьников вызывает работа по созданию буклетов в программе Microsoft Office Publisher.
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии используются на всех этапах исследовательской деятельности педагога и учащихся.
Но поток информации в сети Интернет очень огромен, поэтому надо тщательно анализировать посещаемые сайты, чтобы составить список полезных ресурсов, необходимых в Вашем педагогическом исследовании.
В целях оказания информативной помощи по различным вопросам, связанным с исследовательской деятельностью, в интернете существуют отдельные странички для педагогов-исследователей, где можно найти полезную информацию, которая обновляется каждый месяц. Полезную информацию для педагога-исследователя можно найти и на страницах сетевых научных сообществ.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся и использование ИКТ помогают развитию важнейших компетенций для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть навыками взаимодействия с окружающими людьми, уметь работать в группе, владеть устным и письменным обобщением, а также информационными технологиями.
Используя метод проектов и ИКТ в течение нескольких лет, я увидела, как меняется отношение ребят к одному из самых сложных предметов школьной программы. За скучными формулами и теоремами мы с учениками открыли целый удивительный мир. Ребята поняли, что математика существует не только на бумаге, она присутствует в архитектуре, в живописи, в музыке, в окружающей нас природе.
Использование информационных технологий в организации научно-исследовательской работы учащихся и, в целом в образовании, позволяет расширить границы познавательно-исследовательских возможностей учащихся, повысить эффективность и качество исследовательских работ, и способствует повышению инновационного потенциала учебного заведения.
Занятие научно-исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Задача
преподавателя как организатора исследовательской работы, – выявить одаренных учащихся и спланировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя в том или ином направлении деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация научно-исследовательской работы с младшими школьниками»
Начальная школа - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры.Учителю очень важно не упустить этот сензитивный период и п...
«Методические рекомендации по организации научно – исследовательской деятельности учащихся»
«Методические рекомендации по организации научно – исследовательской деятельности учащихся»...
Формирование soft skills у младших школьников через организацию научно-исследовательской работы
Формирование гибких навыков у младших школьников через организацию научно-исследовательской работы«Гибкая компетенция» в исследовательской деятельн...
Организация научно – исследовательской, проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения.
Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем ...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся
Благодарственные письма Управления образования города Когалыма за подготовку победителей и призеров городского конкурса проектных и исследлвательских работ младших школьников «Гости из будущего...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся младших классов
Исследовательская деятельность – это научная деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. В статье рассматриваются вопросы ор...
Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Игры народов Севера", "Территория культуры", "Умники и умницы", "Я-исследователь". Планы работы по организации научно-исследовательской деятельности.
Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Игры народов Севера", "Территория культуры", "Умники и умницы", "Я - исследователь". Планы работы по организации ...