Повышение качества образования в МОУ: основные проблемы и перспективы развития
статья

Елизарова Елена Михайловна

В статье "Повышение качества образования в МОУ: основные проблемы и перспективы развития" рассматриваются основные проблемы неуспешности учащихся, работа с одарёнными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_kachestva_obrazovaniya_v_mou.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Повышение качества образования в МОУ: основные проблемы и перспективы развития»

Елизарова Е.М.

В Федеральном государственном образовательном стандарте Начального общего образования  (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)  прописан  ("портрет выпускника начальной школы"):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,
  • высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

К сожалению, не все дети по окончании 4 класса показывают такие качества. Не всегда мы видим ученика «владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности».

Все больше детей имеющих трудности в обучении.

Определение неуспеваемости содержится и в работе А.М. Гель-монта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:

I – общее и глубокое отставание по многим или всем учебным предметам

длительное время;

II – частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по одному – трем

наиболее сложным предметам (как правило, математика, русский язык);

III – неуспеваемость эпизодическая – то по одному, то по другому

предмету, относительно легко преодолеваемая.

Во всех случаях А.М. Гельмонт имеет ввиду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок».

В чем причина?

Социальные:

- материальная необеспеченность семьи;

- алкоголизм родителей;

- недостаток любви и заботы;

- педагогическая безграмотность родителей.

Педагогические:

- низкий интерес учебной деятельности;

- пропуск занятий;

- низкая эффективность деятельности;

- отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя.

Все причины социально-педагогического характера и биопсихические, в конечном счёте, сводятся к психологическим причинам. К неуспевающим детям относят не только «двоечников», но и «троечников», которые некачественно, поверхностно, с пробелами усваивают школьную программу.

       В качестве показателей  неуспеваемости выступают следующие недостатки в овладении  содержанием обучения:

1) не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков;

2) не стремится получать новые знания теоретического характера;
3) избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними;

4) не стремится к оценке своих достижений;

5) не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки;

6) не усвоил понятий в системе.

     

Указанные черты составляют признаки понятия «неуспеваемость» для тех учебных предметов, в которых ведущая роль принадлежит деятельности творческого характера, основанной на знаниях, умениях и навыках. 
     

Неуспеваемость характеризуется наличием всех перечисленных показателей творческой деятельности. В процессе же обучения могут возникнуть отдельные элементы неуспеваемости, они-то и предстают как отставания.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что необходимо повышать качество образования.

Качество образования “задает” качество жизни человека и общества.   И наша с вами задача – и совместно, и каждому -  искать пути повышения качества образования, ведь  качество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы.

        

Одна из задач управления качеством школьного образования - создание и эффективное использование условий для продуктивной и творческой работы коллектива, что предполагает психологическую, организационную и методическую подготовку членов коллектива к работе в режиме обеспечения качества образования; создание в коллективе положительного психологического климата, рождающего стремление работать единой командой; перемещение центра тяжести с административного контроля на коллективные формы контрольной деятельности и самоконтроль; увеличение гласности в отношении принимаемых решений.

Качество образования – это одна из основных проблем современной школы. Это процесс постоянного совершенствования.

Из чего же оно складывается?

  • Из высокого уровня профессионализма педагогов.
  • Из материально – технического обеспечения школы.
  • Из создания комфортности в обучении школьников, соблюдения санитарно-гигиенических норм и прочности знаний учащихся.

Для повышения качества образования необходимо определить основные цели и задачи его повышения.

Целевые направления:

  • совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;
  • создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;
  • обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;
  • создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
  • совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;
  • обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий;
  • совершенствование материально-технической базы школы.

Задачи:

  • обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;
  • формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового младшего школьника;
  • создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;
  • организация взаимодействия учителей начальных классов, психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся.

Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся: полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность. Это то, что требует постоянной работы, совершенствуясь, чтобы успевать идти «в ногу со временем».

Составляющими качества образования являются:

  • качество обученности школьников по образовательным областям;
  • качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);
  • качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);
  • качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);
  • качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).

Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Впервые учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной школы – это еще ребенок, который любит играть. Как построить свою работу так, чтобы детям на уроке было интересно, комфортно, но и в то же время, чтобы они учились думать, напряженно работать с учебным материалом, осваивая новые знания.

Для этого необходимо свою работу строить следующим образом:

  • следовать традициям и внедряю новации;
  • повышать уровень компетентности;
  • осваивать и внедрять в работу новейшие информационные технологии;
  • определять причины типичных затруднений школьников и их коррекция;
  • выявлять уровень сформированности системы качества знаний учащихся;
  • фиксировать индивидуальные достижения школьников путём оформления портфолио;
  • организовывать проектную деятельность, позволяющую развивать творческие способности учащихся.

Особая роль отводится учителю, так как он является главной движущей силой качественного образования и он должен обладать определенными качествами, такими, как:

  • владение современными образовательными технологиями;
  • способность делать учебный материал доступным пониманию;
  • творческое применение методов обучения;
  • способность организовать детский коллектив;
  • интерес к детям;
  • яркость речи, такт, связь с жизнью, способность к внеклассной работе.

В современных условиях необходимо владеть современными образовательными технологиями и методиками.

Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.

В своей педагогической практике можно  использовать различные технологии и методики:

  1. Технологию личностно-ориентированного образования   -  с целью повышения качества обученности.
  2. Для предупреждения неуспеваемости можно применять технологии уровневой дифференциации.

Несмотря на то, что сейчас много говорят об индивидуализации и дифференциации образования, очень часто учитель забывает, что нет двух одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все нужно учитывать при отборе заданий для учащихся.

Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся нужно предъявлять достаточно серьезные требования. Нужно создавать ситуацию успеха на уроке, что является одним из направлений повышения качества образования.

  1. Технологии игрового обучения с целью развития у школьников умений применять полученные знания в практической деятельности.
  2.  технология проблемного обучения, особенно они актуальны при изучении нового материала, когда дети не получают готового знания, а сами его формируют. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока.
  3. Для развития исследовательских навыков обучающихся в процессе обучения -  проектные методы по созданию презентаций.

Это также является средством повышения качества образования – учебный проект, влияет на повышение способностей младших школьников. Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если: учебный проект носит творческий характер; деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира.

  1. Здоровьесберегающие технологииРезультатами применения этих технологий являются: снижение утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения.

Сохранение здоровья учащихся – одна из основных целей, стоящих передо мной. Основными направлениями здоровьесберегающей программы являются:

  • пропаганда здорового образа жизни и формирование здоровьесберегающего мышления;
  • решение оздоровительных задач средствами физической культуры;
  • использование педагогических технологий, направленных на улучшение физического и психического здоровья детей.

Все это способствует созданию благоприятного психологического климата, мотивации учащихся к учебной деятельности, использованию различных видов учебной деятельности.

  1. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. С целью развития исследовательских умений, подготовки личности информационного общества в течение последних лет используется информационно-коммуникационные технологии – это не дань моде, а необходимое условие повышения качества учебно-воспитательного процесса. Это позволит: организовать деятельность учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности, что приведет к повышению качества обученности по предметам.

Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • создание презентаций к урокам;
  • использование готовых обучающих программ;

Применение информационных технологий:

  • способствуют повышению интереса у учеников к обучению:
  • позволяют наглядно представлять материал;
  • интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
  • регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
  • повышать познавательную активность обучающихся.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод.

Чтобы повысить качество образования следует:

● улучшать процессы преподавания и обучения;

● использовать разнообразные методики и технологии;

● применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...

Выступление на ШМО учителей художественно-эстетического цикла на тему: "Проблемы повышения качества образования средствами ИКТ"

Что нового даёт применение новых информационных технологий в управлении качеством образования?...

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов «Развитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».

Материал из опыта работы по темеРазвитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».               ...

Презентация "Проблема повышения качества образования!

В презентации рассматриваются отдельные вопросы современного образования (повышение качества образования, внедрение инновационных образовательных технологий)...

«Карта готовности к школьному обучению как один инструментов решения проблемы повышения качества образования»

На наш взгляд, одним из инструментов решения проблемы повышения качества образования является использование «Карты готовности к школьному обучению».  Карта позволяет осуществлять...

«Повышение качества образования основные проблемы и перспективы развития» Педагогический совет

Педагогический совет проведен с целью: определения направления развития школы в соответствии с современными преобразованиями имеющимися в ОУ ресурсами....

Повышение качества образования: проблемы и пути решения.

Повышение качества образования –   одна из основных задач Концепции модернизации российского образования.Показатель качества обученности учащихся был и остается основным при оценк...