Повышение качества образования в МОУ: основные проблемы и перспективы развития
статья
В статье "Повышение качества образования в МОУ: основные проблемы и перспективы развития" рассматриваются основные проблемы неуспешности учащихся, работа с одарёнными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_kachestva_obrazovaniya_v_mou.docx | 33.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Повышение качества образования в МОУ: основные проблемы и перспективы развития»
Елизарова Е.М.
В Федеральном государственном образовательном стандарте Начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) прописан ("портрет выпускника начальной школы"):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,
- высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
К сожалению, не все дети по окончании 4 класса показывают такие качества. Не всегда мы видим ученика «владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности».
Все больше детей имеющих трудности в обучении.
Определение неуспеваемости содержится и в работе А.М. Гель-монта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:
I – общее и глубокое отставание по многим или всем учебным предметам
длительное время;
II – частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по одному – трем
наиболее сложным предметам (как правило, математика, русский язык);
III – неуспеваемость эпизодическая – то по одному, то по другому
предмету, относительно легко преодолеваемая.
Во всех случаях А.М. Гельмонт имеет ввиду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок».
В чем причина?
Социальные:
- материальная необеспеченность семьи;
- алкоголизм родителей;
- недостаток любви и заботы;
- педагогическая безграмотность родителей.
Педагогические:
- низкий интерес учебной деятельности;
- пропуск занятий;
- низкая эффективность деятельности;
- отсутствие дифференцированного подхода со стороны учителя.
Все причины социально-педагогического характера и биопсихические, в конечном счёте, сводятся к психологическим причинам. К неуспевающим детям относят не только «двоечников», но и «троечников», которые некачественно, поверхностно, с пробелами усваивают школьную программу.
В качестве показателей неуспеваемости выступают следующие недостатки в овладении содержанием обучения:
1) не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности, комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков;
2) не стремится получать новые знания теоретического характера;
3) избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними;
4) не стремится к оценке своих достижений;
5) не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки;
6) не усвоил понятий в системе.
Указанные черты составляют признаки понятия «неуспеваемость» для тех учебных предметов, в которых ведущая роль принадлежит деятельности творческого характера, основанной на знаниях, умениях и навыках.
Неуспеваемость характеризуется наличием всех перечисленных показателей творческой деятельности. В процессе же обучения могут возникнуть отдельные элементы неуспеваемости, они-то и предстают как отставания.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что необходимо повышать качество образования.
Качество образования “задает” качество жизни человека и общества. И наша с вами задача – и совместно, и каждому - искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности школы, то есть нашей с вами работы.
Одна из задач управления качеством школьного образования - создание и эффективное использование условий для продуктивной и творческой работы коллектива, что предполагает психологическую, организационную и методическую подготовку членов коллектива к работе в режиме обеспечения качества образования; создание в коллективе положительного психологического климата, рождающего стремление работать единой командой; перемещение центра тяжести с административного контроля на коллективные формы контрольной деятельности и самоконтроль; увеличение гласности в отношении принимаемых решений.
Качество образования – это одна из основных проблем современной школы. Это процесс постоянного совершенствования.
Из чего же оно складывается?
- Из высокого уровня профессионализма педагогов.
- Из материально – технического обеспечения школы.
- Из создания комфортности в обучении школьников, соблюдения санитарно-гигиенических норм и прочности знаний учащихся.
Для повышения качества образования необходимо определить основные цели и задачи его повышения.
Целевые направления:
- совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;
- создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;
- обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;
- создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
- совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;
- обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий;
- совершенствование материально-технической базы школы.
Задачи:
- обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;
- формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового младшего школьника;
- создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;
- организация взаимодействия учителей начальных классов, психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся.
Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся: полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность. Это то, что требует постоянной работы, совершенствуясь, чтобы успевать идти «в ногу со временем».
Составляющими качества образования являются:
- качество обученности школьников по образовательным областям;
- качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);
- качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);
- качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);
- качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).
Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Впервые учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной школы – это еще ребенок, который любит играть. Как построить свою работу так, чтобы детям на уроке было интересно, комфортно, но и в то же время, чтобы они учились думать, напряженно работать с учебным материалом, осваивая новые знания.
Для этого необходимо свою работу строить следующим образом:
- следовать традициям и внедряю новации;
- повышать уровень компетентности;
- осваивать и внедрять в работу новейшие информационные технологии;
- определять причины типичных затруднений школьников и их коррекция;
- выявлять уровень сформированности системы качества знаний учащихся;
- фиксировать индивидуальные достижения школьников путём оформления портфолио;
- организовывать проектную деятельность, позволяющую развивать творческие способности учащихся.
Особая роль отводится учителю, так как он является главной движущей силой качественного образования и он должен обладать определенными качествами, такими, как:
- владение современными образовательными технологиями;
- способность делать учебный материал доступным пониманию;
- творческое применение методов обучения;
- способность организовать детский коллектив;
- интерес к детям;
- яркость речи, такт, связь с жизнью, способность к внеклассной работе.
В современных условиях необходимо владеть современными образовательными технологиями и методиками.
Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
В своей педагогической практике можно использовать различные технологии и методики:
- Технологию личностно-ориентированного образования - с целью повышения качества обученности.
- Для предупреждения неуспеваемости можно применять технологии уровневой дифференциации.
Несмотря на то, что сейчас много говорят об индивидуализации и дифференциации образования, очень часто учитель забывает, что нет двух одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все нужно учитывать при отборе заданий для учащихся.
Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся нужно предъявлять достаточно серьезные требования. Нужно создавать ситуацию успеха на уроке, что является одним из направлений повышения качества образования.
- Технологии игрового обучения с целью развития у школьников умений применять полученные знания в практической деятельности.
- технология проблемного обучения, особенно они актуальны при изучении нового материала, когда дети не получают готового знания, а сами его формируют. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока.
- Для развития исследовательских навыков обучающихся в процессе обучения - проектные методы по созданию презентаций.
Это также является средством повышения качества образования – учебный проект, влияет на повышение способностей младших школьников. Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если: учебный проект носит творческий характер; деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира.
- Здоровьесберегающие технологии. Результатами применения этих технологий являются: снижение утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения.
Сохранение здоровья учащихся – одна из основных целей, стоящих передо мной. Основными направлениями здоровьесберегающей программы являются:
- пропаганда здорового образа жизни и формирование здоровьесберегающего мышления;
- решение оздоровительных задач средствами физической культуры;
- использование педагогических технологий, направленных на улучшение физического и психического здоровья детей.
Все это способствует созданию благоприятного психологического климата, мотивации учащихся к учебной деятельности, использованию различных видов учебной деятельности.
- Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. С целью развития исследовательских умений, подготовки личности информационного общества в течение последних лет используется информационно-коммуникационные технологии – это не дань моде, а необходимое условие повышения качества учебно-воспитательного процесса. Это позволит: организовать деятельность учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности, что приведет к повышению качества обученности по предметам.
Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.
Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
- создание презентаций к урокам;
- использование готовых обучающих программ;
Применение информационных технологий:
- способствуют повышению интереса у учеников к обучению:
- позволяют наглядно представлять материал;
- интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
- регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
- повышать познавательную активность обучающихся.
Из всего сказанного можно сделать следующий вывод.
Чтобы повысить качество образования следует:
● улучшать процессы преподавания и обучения;
● использовать разнообразные методики и технологии;
● применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе
Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...
Выступление на ШМО учителей художественно-эстетического цикла на тему: "Проблемы повышения качества образования средствами ИКТ"
Что нового даёт применение новых информационных технологий в управлении качеством образования?...
Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов «Развитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».
Материал из опыта работы по темеРазвитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования». ...
Доклад на тему: Основные образовательные технологии в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования
В данной работе представлен краткий перечень образовательных технологий с примерами из практики. ...
Презентация "Проблема повышения качества образования!
В презентации рассматриваются отдельные вопросы современного образования (повышение качества образования, внедрение инновационных образовательных технологий)...
«Повышение качества образования основные проблемы и перспективы развития» Педагогический совет
Педагогический совет проведен с целью: определения направления развития школы в соответствии с современными преобразованиями имеющимися в ОУ ресурсами....
Презентация выступления на II Всероссийской научно - практической конференции "Современное общее начальное образование: традиции и инновации, проблемы и перспективы развития".
Перед любым педагогом, работающим в современной школе, встаёт проблема, как правильно организовать проектно – исследовательскую деятельность с учащимися, чтобы она приносила нужный результ...