Рабочая программа "Родной язык"
рабочая программа (1 класс)

Олеся Юрьевна Грибова

Рабочая программа "Родной язык"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_rodnoy_yazyk.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к родному (русскому) языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке. 

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (начальное общее образование), рассчитана на 34 часа в 4 классе.

Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Таким образом, родной язык является эффективным средством развития личности школьника.

Основная цель обучения родному (русскому) языку – способствовать более прочному и

сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников, готовить ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Описание места курса в учебном плане

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 4-х классов.  Проводится 1 раз в неделю (34 учебные недели).

Цель курса:

  • расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку,

показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:
Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие: 

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие

  • развивать смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.

Ведущим принципом, лежащим в основе программы, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию интереса к изучению родного русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала. В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.

Основными из них являются следующие принципы:

1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.

Он заключается в том, что основой должны являться знания полученные учащихся на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.

2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.

Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения на уроках.

3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.

 Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.

4. Принцип занимательности.

Занимательность - одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы уч-ся, развивает любознательность. Для уч-ся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.

5. Принцип разнообразия форм и видов работы.

Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.

Результаты изучения родного (русского) языка

4-й классы

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия–умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; 
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; 
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; 
  • интерес к изучению языка; 
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; 
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; 
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 
  • пользоваться словарями, справочниками; 
  • осуществлять анализ и синтез; 
  • устанавливать причинно-следственные связи; 
  • строить рассуждения; 

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. 
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения; 
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 
  • задавать вопросы

Тематическое планирование по родному (русскому) языку 4 класс.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Формирование УУД

Работа с детьми с ОВЗ

1

И снова о русском языке. Крылатые слова и афоризмы

1

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;  эмпатия умение осознавать и определять эмоции другихлюдей; сочувствовать другим людям, сопереживать; 
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; 
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; 
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; 
  • интерес к изучению языка; 
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; 
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; 
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 
  • пользоваться словарями, справочниками; 
  • осуществлять анализ и синтез; 
  • устанавливать причинно-следственные связи; 
  • строить рассуждения; 
  • Коммуникативные УУД:
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. 
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Работа по карточкам

2

Копилка занимательных заданий

1

Электронное пособие

3

Об именах. О русских фамилиях.

1

Работа по карточкам

4

Игротека.

1

Работа в парах

5

Р/Р Составление текста-описания по картине Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

1

Составление рассказа по картине.

6

Речевые ошибки.

1

Работа по карточкам

7

Логогрифы.

1

Работа по карточкам

8

Предложение. Виды предложений.

1

Электронное пособие

9

Текст. План текста.

1

Работа по карточкам

10

Фразеологизмы. Рифма.

Электронное пособие

11

Словесные забавы

1

Работа по карточкам

12

Р/Р. Составление устного рассказа на выбранную тему

1

Составление рассказа на выбранную тему.

13

Русские пословицы и поговорки

1

Работа в группах

14

Ассорти для любителей русского языка

1

Работа в парах

15

Главные и второстепенные члены предложения.

Основа предложения  

1

Электронное пособие

16

Игротека

1

Работа в группах

17

Словосочетание.  

1

Работа в парах

18

Развитие речи.

Восстановление деформированного текста

1

Восстановление деформированного текста

19

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.

1

Электронное пособие

20

Простые и сложные предложения.

1

Работа в парах

21

Лексическое значение слова

1

Работа в группах

22

Игротека.

1

Работа в группах

23

Заимствованные слова.

Устаревшие слова.

Многозначные слова.

1

Электронное пособие

24

Развитие речи.

Составление текста по рисунку и фразеологизму.

1

Составление текста по рисунку и фразеологизму.

25

Игротека

1

Работа в группах

26

Значимые части слова.

Однокоренные слова.

Корень слова.

1

Работа в парах

27

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

1

Электронное пособие. Памятка.

28

Изложение повествовательного текста.

Развитие умения передавать содержание теста с опорой на вопросы плана.

1

Памятка.

29-30

Части речи.

2

Работа в парах

31

Развитие речи.

Сочинение отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».

1

Сочинение по картине

32

Речевые ошибки.

Электронное пособие

33

Игротека.

Работа в группах

34

Словесные забавы.

1

Работа в парах

Список литературы:

  1. Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963
  2. Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
  3. Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
  4. Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
  5. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
  6. Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
  7. Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
  8. Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
  9. Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
  10. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
  11. Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.
  12. Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
  13. Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
  14. Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979
  15. Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
  16. Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
  17. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992
  18. Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
  19. Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968
  20. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982
  21. Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980
  22. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985
  23. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977
  24. Родари Д. Грамматика фантазии: введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978.
  25.  Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие, 4 класс. - М: Издательство РОСТ, 2012
  26.  Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: рабочая тетрадь для 4 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учётом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П. Английский язык.

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учетом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П....

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

рабочая программа языки и литература 2 класс глубокая умственная отсталость

Пояснительная записка  Рабочая программа по учебному предмету «Языки и литература» составлена на основании на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отстал...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе

Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....