Коррекционные занятия по предмету "Предметно-практические действия" (для детей с ТМНР), 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Донских Елена Валентиновна

 Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами» (вариант 2).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-850-18-03, 8-495-850-19-03, 8-495-592-46-26                        e-mail:cenreab@mos.ru

Утверждаю

Директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Л.И. Пономарева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по учебному предмету «Предметно-практические действия»

Адаптированная основная общеобразовательная программа
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

 

на 2019/2020 учебный год

 1 «Б»  класс

Учитель: Донских Е.В.

Рассмотрено на заседании МО                            Заведующий образовательным отделением                                                                                                                  «СОГЛАСОВАНО»                                               ________      Т.Е. Максименко

протокол №____ от «___»______2019 г                  «___»____________2019 г                                                                                               

Пояснительная записка

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих из этих детей действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Задачи:

- знакомство с различными материалами и предметами;

- формирование приемов элементарной предметной деятельности;

- формирование навыков продуктивной деятельности.

Форма проведения занятий: индивидуальная и в парах.

 Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».

Коррекционная направленность:

 Занятия по данной программе способствуют более эффективному освоению учащимися АООП за счет формирования приемов предметно-практической деятельности.

В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.


Личностные и предметные результаты  освоения учебного курса

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта. 

Личностные результаты:

Минимальный уровень:

  • Формирование минимального  интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
  • Овладение элементарными  навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
  • минимальный  опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
  • минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

Достаточный уровень: 

  • Формирование   интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
  • Овладение  навыками предметно-практической деятельности как       необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
  • владение  навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
  • опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
  • умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
  • потребность  участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

-  освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами

- использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью.

- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).

- уметь захватывать и удерживать предмет;

- уметь сминать лист бумаги;

- уметь открывать емкости для хранения;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;

- уметь погружать руки в сухой бассейн;

- уметь доставать из сухого бассейна предметы;

- уметь пересыпать крупы с помощью кулака;

- уметь отбирать крупы (единичные представители круп);

Достаточный уровень: 

- освоение простых действий с предметами и материалами.

- умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.

- умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

 - уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;

- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;

- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;

- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;

-  уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;

- рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы

- выполнять последовательно организованные движения;

- играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;

- уметь погружать руки в сухой бассейн ;

- уметь доставать из сухого бассейна предметы;

- уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;

- уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;

- уметь сортировать крупы (3 вида);

- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.

- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

- узнавать материалы на ощупь, по звуку;

- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;

- играть с конструктивными материалами.

- формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и объекте.

- формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;

- формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из него предметы;

- формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана

Содержание курса

Действия с материалами

Пропедевтический уровень. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в  разные стороны. Размазывание материала (пена, краска) руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками. Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками. Переливание воды с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.).

Действия с предметами.

Пропедевтический уровень Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.), катание валика двумя (одной) руками. Умение ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Нажимание на кнопку, коммуникатор всей кистью (пальцем). Застегивание/расстегивание липучек. Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой). Вынимание предметов из емкости (корзины, коробки). Складывание предметов в емкость (корзины, коробки). Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, вкладыши и др.)

 Результаты освоения программы.

Действия с материалами.

Пропедевтический уровень.

- умеет сминать материал (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками и одной рукой;

- умеет разрывать материал (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в  разные стороны;

- умеет размазывать материал (пена, краска) руками (сверху вниз, слева направо, по кругу);

- умеет разминать материал (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками;

- умеет пересыпать материал (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками;

- умеет переливать воду с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.).

Действия с предметами

Пропедевтический уровень.

- умеет захватывать и  удержать предметы (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.);

- умеет встряхивать предметы, издающие звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.);

- умеет толкать предмет от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.);

- умеет  катать валик двумя и одной руками;

- умеет ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины);

- умеет притягивать предмет к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.);

- умеет нажимать на кнопки, коммуникатор всей кистью или пальцем;

- умеет застегивать и расстегивать липучки;

- умеет сжимать предмет (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой);

- умеет вынимать предметы из емкости (корзины, коробки);

- умеет складывать предметы в емкость (корзины, коробки);

- умеет перекладывать предметы из одной емкости в другую;

- умеет вставлять предметы в отверстия (одинаковые стаканчики, вкладыши и др.)

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет.

В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Занятия по курсу проводятся 3 часа в неделю, 99 часов за год

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой).

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой).

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой).

Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в  разные стороны.

Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в  разные стороны.

Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в  разные стороны.

Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в  разные стороны

Размазывание материала (пена, краска) руками (сверху вниз, слева направо, по кругу).

Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками.

Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками.

Практическое задание.

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики)

Захватывание, удержание, отпускание предмета (кубики).

Практическое повторение.

Захватывание, удержание, отпускание предмета (мелкие игрушки).

Захватывание, удержание, отпускание предмета (мелкие игрушки).

Практическое повторение.

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шишки)

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шишки)

Практическое задание.

Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.).

Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.).

Практическое повторение.

Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.),

Толкание предмета от себя( катание валика двумя (одной) руками.

Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.), катание валика двумя (одной) руками.

Практическое повторение.

Умение ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины).

Умение ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины).

Практическое повторение.

Практическое повторение.

Вкладыши, втыкалочки, мозаика

Вкладыши, втыкалочки, мозаика

Простые постройки из кубиков

Простые постройки из кубиков

Практическое задание.

Выбор предмета по заданию педагога

Выбор предмета по заданию педагога

Рисование пальчиками

Рисование пальчиками

Рисование ладошками

Рисование ладошками

Практическое задание.

Размазывание пластилина по заготовкам

Размазывание пластилина по заготовкам

Складывание кубиков

Складывание кубиков

Практическое задание.

Разложи по цвету

Разложи по цвету

Разложи по форме

Разложи по форме

Практическое задание.

Расстёгивание молний.

Расстёгивание молний.

Расстёгивание пуговиц

Расстёгивание пуговиц

Практическое задание.

Практическое повторение.

Пересыпание крупы.

Пересыпание гороха.

Практические задание.

Иры с водой

Игры с водой

Практические задание.

Рисование на песке.

Работа с кисточкой и краской.

Работа с кисточкой и краской.

Размазывание пластилина по готовым изображениям

Размазывание пластилина по готовым изображениям

Практические задание.

Игры с природным материалом

Игры с природным материалом

Практические задание.

Рисование пальчиками.

Рисование ладошками.

Практические задание.

Сортировка фасоли.

Сортировка гороха.

Простые постройки из кубиков

Простые постройки из кубиков

Практические задание.

Выкладывание кубиков по цветному шаблону

Выкладывание кубиков по цветному шаблону

Практические задание.

Катание валика по столу одной рукой.

Катание валика по столу двумя руками.

Катание валика по столу одной и двумя руками.

Практическое задание.

Игры со звучащими предметами.

Игры со звучащими предметами.

Катание игрушек от себя.

Катание игрушек  к себе.

Практическое задание.

Выкладывание предметов из ёмкостей, в ёмкости (контейнеры)

Выкладывание предметов из ёмкостей, в ёмкости (корзинки)

Выкладывание предметов из ёмкостей, в ёмкости (коробки)

Практическое задание.

Практическое повторение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие по теме "Развитие зрительного восприятия и памяти" 4 класс

Коррекционное занятие по теме Развитие зрительного восприятия и памяти. Цель:обучающая - учить выделять существенные признаки и свойства предметов и явлений. Рациональным приемам запоминания. Наб...

Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения.  Тема: «Дополнение изображения на плоскости пластилиновыми элементами. Транспорт».Цели: учить ...

Конспект внеклассного занятия по развитию познавательной активности для детей с ТМНР

Внеклассное занятие, на котором дети знакомятся с астрономическим символом: солнце. Занятие для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. На занятии используются специальные коррекционные ...

Конспект внеклассного занятия по развитию познавательной активности для детей с ТМНР

Тема занятия: знакомство с астрономическим символом: солнце Цель: познакомить детей с астрономическим символом-солнцем. Задачи: образовательные: формировать пространственно-временные представления уча...

Коррекционные занятия по предмету "Сенсорное развитие" (для детей с ТМНР), 1 класс

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)....

Разнообразные приемы и формы работы крышками на коррекционных занятиях, как средство развития сенсомоторных навыков детей с ОВЗ.

Сенсомоторика – умение слышать, видеть, осязать, т.е. воспринимать окружающий мир. Сенсомоторное развитие ребенка обеспечивает формирование представлений о себе и об окружающем мире, благоприятн...

Конспект индивидуального занятия по альтернативной коммуникации для неговорящих детей с ТМНР "Соотнесение слов с предметными картинками"

Цель данного конспекта: формирование умения соотносить слова с предметными картинками. На занятии ребенок не только учиться соотносить слова с картинками, но и упражняется в использовании средств...