Реализация адаптированной программы для работы с детьми с ОВЗ
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Одно из требований к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии должны рассматриваться в контексте одной из основных задач образования – обеспечения максимально благоприятных условий для самореализации любого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это тщательно разработанный, точный и действенный профессиональный педагогический инструмент, выполняющий роль посредника между ребенком с особенностями развития и системой дошкольного и школьного образования. АООП широко открывают двери учебных заведений категориям детей, которые еще десять лет назад не могли и мечтать об общем, а не коррекционном образовании, о школьной жизни наравне со здоровыми ровесниками.

Реализация АОП направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью, овладение жизненными компетенциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_adaptirovannoy_programmy.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация адаптированной программы

для работы с детьми с ОВЗ

Одно из требований к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии должны рассматриваться в контексте одной из основных задач образования – обеспечения максимально благоприятных условий для самореализации любого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это тщательно разработанный, точный и действенный профессиональный педагогический инструмент, выполняющий роль посредника между ребенком с особенностями развития и системой дошкольного и школьного образования. АООП широко открывают двери учебных заведений категориям детей, которые еще десять лет назад не могли и мечтать об общем, а не коррекционном образовании, о школьной жизни наравне со здоровыми ровесниками.

Реализация АОП направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью, овладение жизненными компетенциями.

Цели и задачи

Цель деятельности учителя — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.

Задачи:

1) создать условия для освоения образовательной программы всеми учащимися инклюзивного класса:

- организация в классе без барьерной, развивающей предметной среды;

- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;

- формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации;

- применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;

- адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;

- адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

2) создать условия для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, в школьном сообществе:

- организация уроков, вне учебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;

- организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;

- использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и вне учебной деятельности.

3) привлекать дополнительные ресурсы, поддержки:

- специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в инклюзивном классе;

- формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров — методического центра, ППМК, общественных организаций;

- организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

- повышать профессиональную компетенцию.

Обучение детей – инвалидов и детей с ОВЗ невозможно без специалистов психолого-педагогического сопровождения. В новых Федеральных образовательных стандартах (ФГОС) для детей с ОВЗ предусмотрено создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ, их комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение. Основной формой взаимодействия всех специалистов является психолого-педагогический консилиум (ПМПк).

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ разрабатывается на основе:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012г.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002г. N 29/2065-н «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. N 1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. N 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  5. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015г. №1297 «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 – 2020годы.

Адаптированная образовательная программа разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы школы с учетом адаптированной основной образовательной программы для категории детей с ОВЗ, к которой относится ребенок.

При этом модификации, то есть изменению, преобразованию, адаптированию, в соответствии с образовательными потребностями и индивидуальными возможностями учащихся, подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с учащимися.

Адаптирование учебных программ предусматривает:

  • Частичное выполнение учебной программы в соответствии с возможностями ученика с ОВЗ
  • Сокращение числа и объема учебных заданий с акцентированием внимания на главных, ключевых темах, понятиях
  • Альтернативное замещение трудновыполнимых заданий
  • Предоставление выбора объекта изучения в рамках одной темы (например, выучить наизусть большое или маленькое стихотворение)
  • Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (несколько небольших сообщений, устное сообщение по результатам наблюдения, экскурсии и т.п.)

Адаптированная образовательная программа также предусматривает включение разделов (модулей), обеспечивающих коррекционно-развивающую направленность образования.

Структура индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида включает в себя:

  • Титульный лист
  • Пояснительная записка
  • Индивидуальный учебный план
  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся (на соответствующей ступени образования)
  • Мониторинг достижений обучающихся
  • Заключение и рекомендации

На титульном листе указываются:

  • наименование учреждения;
  • назначение программы;
  • срок реализации;
  • адресность программы (фамилия, имя воспитанника, год обучения);
  • гриф утверждения руководителем;

В пояснительной записке указываются:

  • сведения о ребенке: возраст, класс, социальное окружение, интересы;
  • диагноз;
  • психолого-педагогическая характеристика ребенка;
  • данные углубленной диагностики различных сфер развития ребенка;
  • структура индивидуальной образовательной программы, её цель и задачи;
  • основные общеобразовательные и парциальные программы, на основании которых разработана ИОП;
  • обоснованность и варьирование используемых программ;
  • перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др. (при необходимости).

В индивидуальном учебном плане отражается варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов (при необходимости).

Содержание программы включает в себя следующие компоненты:

Образовательный компонент

  • Индивидуальный образовательный план
  • Задачи по предметным областям
  • Критерии оценивания достижений по образовательным областям
  • Календарно-тематическое планирование;

Коррекционный компонент

Индивидуальный маршрут развития ребёнка, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы специалистов сопровождения (учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника) с обучающимися, её приёмы, методы и формы, рекомендации выше указанных специалистов учителю и родителям.

Социализация (воспитательный компонент)-содержит раздел классного руководителя, условия взаимодействия учителей и специалистов с ребёнком с ОВЗ или ребёнком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения

  • внеклассная и внеурочная деятельность;
  • мероприятия, направленные на социализацию ребёнка.

В мониторинге достижений обучающегося сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций (динамика развития ребёнка, оценка результатов обучения и социализации).

В заключении и рекомендациях дается

  • обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики;
  • заключение о реализации АОП в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года.

Прежде чем составлять адаптированную образовательную программу и индивидуальный учебный план, педагогам необходимо ознакомиться с рекомендациями ПМПК и результатами диагностики ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума школы (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога). Причем роль учителя состоит в определении не степени готовности или неготовности ребенка, а возможности его обучения и развития через определение «зоны ближайшего развития» и постановку соответствующих целей и задач обучения.

Адаптированная рабочая программа обучающегося с задержкой психического развития направлена на овладение обучающимся учебной деятельностью и формирование у него общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

         Только принимая ребенка как личность, можно воспитать и развить в нем положительные личностные качества. Какие бы идеальные условия не были бы разработаны, как бы хороши они не были по отношению к потребностям конкретного ребенка – положительный эффект будет в том случае, если в процесс их реализации будет вовлечен весь педагогический коллектив и специалисты сопровождения.

Из Конвенции ООН о правах ребёнка:

«Мы работаем в первую очередь в интересах детей.

Все дети имеют надежду и возможности.

Все дети имеют право на охрану здоровья,

безопасность и развитие.

Все дети имеют право голоса и возможность влиять

на решения, касающиеся их жизни».

 Таким образом, адаптированная образовательная программа является одним из индивидуально-ориентированныхспециальных образовательных условий, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями. Реализация Адаптированной образовательной программы обучающегося с ОВЗ (инвалидностью) с одной стороны - соответствует государственной политике в области доступности и качества образования для всех категорий детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, в том числе, в рамках инклюзивного (включающего) образования. С другой стороны – это система и направление деятельности педагогического коллектива образовательной организации, базирующаяся на определенных методологических и методических принципах, основным организационным механизмом которой является междисциплинарное и межведомственное взаимодействие. 

Литература

1. Кутепова Е.Н. Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ: Учебно- методическое пособие / Педагогический университет «Первое сентября», 2014.

2. Лебединцев В.Б., Горленко Н.М. Позиции педагогов при обучении по индивидуальным образовательным программам// Народное образование. 2011. № 09. С. 224–231.

3. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие/отв.ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. М.: МГППУ, 2013.

4. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012.

5. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свидетельство о публикации методического материала "Коррекционная работа учителя в реализации адаптированной программы с учетом создания особых условий и учетом психофизических особенностей учащихся ".

Свидетельство о публикации методического материала "Коррекционная работа учителя в реализации адаптированной программы с учетом создания особых условий и учетом психофизических особенностей учащихся "...

«Использование технологии «коврограф» для реализации ФГОС в работе с детьми с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)»

Коврограф –  инновационная технология, которая основывается на игровой методике Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Изготавливается из ковролина и обладает рядом несомненных преимуществ:...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ОВЗ. В соответствии с тре...

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в образовательном учреждении: подходы и способы реализации». (из опыта работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ)

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каж...

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в образовательном учреждении: подходы и способы реализации». (из опыта работы с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ)

Инклюзивное образование процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ ...

Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ

Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ...