Духовно- нравственное воспитание на основе краеведческого материала
статья

Лидия Анатольевна Замятина

Выступление на педагогических чтениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskih_chteniyah.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Азаматовская средняя общеобразовательная школа

«Духовно- нравственное воспитание

на основе

краеведческого материала»

(педагогические чтения

мастерская №2)

Подготовила:

учительница начальных классов

1 категории

Замятина Лидия Анатольевна

декабрь 2013 года

              На сегодняшний день важной задачей современной школы становится духовно- нравственное воспитание и это не случайно. Современная молодёжь – это общество потребителей, где во главу угла поставлены материальные блага. Глубокий духовный кризис, эгоизм – вот их главные характерные черты. А отсюда и непочтение к родителям и учителям, сквернословие, наркотики, детская преступность. Требования ФГОС нам диктуют, что главное  сейчас не забить голову ребёнка знаниями, а научить добывать эти знания. И если ребёнок будет расти приличным, достойным человеком, то эти знания ему будут нужны, он их сам найдёт и будет применять. А чтобы человек стал приличным, духовно- нравственное воспитание в школе, я считаю, нужно строить на основе краеведческого материала.

Краеведение – это знание, понимание своего края, своей малой родины.

Краеведческий материал доступный, его можно использовать в школе  как учебном, так и в воспитательном процессах. 13 лет работая учителем в старших классах, с уверенностью могу утверждать, что краеведческий материал можно использовать не только на уроках  удмуртского языка, но и на уроках  русского языка и литературы. Работая в школе заместителем директора по воспитательной работе, часто приходилось выезжать в другие школы района. Видела, узнавала много нового, интересного о  школах, удивительны были истории  деревень и судьбы их жителей. Приехав домой, делилась  впечатлениями  со своими учениками. Они внимательно слушали,  для них всё было интересно. Это можно было заметить по их глазам, в них зажигались «искры любопытства». А как же были удивлены дети тому, что я побывала на горе Байгурезь  Дебёсского района, видела берёзки, что стоят вдоль Сибирского тракта. Была на месте городища, которое находится в Алнашском районе в д. Верхний-Утчан, и на месте городища Иднакар. Это ребят увлекало. Если в начале урока сможешь «разбудить» ребят, т.е. заинтересовать, то после этого любой материал урока они схватывают с лёгкостью. Так краеведческий материал тихонько влился в мою работу.

Учащиеся активны на уроке, если им материал понятен. Они испытывают интерес к тем событиям, которые близки им, с которыми их связывают близкие люди. Именно поэтому на уроках литературы при изучении исторических произведений, я  ищу возможность показать — а как в данном событии проявили себя наши односельчане, а какое отношении это событие имело к истории развития нашего села (района, республики). Например, при изучении повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» беседуем о Емельяне Пугачёве и том, как он прошёл по Алнашской земле, как его с хлебом-солью встречал удмуртский народ. И есть предположение, что имена Емельян, Омель, Емельяновы, речка Пугачка, Пугачёво – всё это связано с событиями 1775 года.

             На уроках русского языка в 8 классе устно составляем сочинение-рассказ о храме Василия Блаженного. Для сравнения изучаем на уроке материал о церквях Алнашского района: Свято-Троицкая церковь в с.Алнаши, Спасо-Николаевская церковь в с. Варзи-Ятчи, Софийский храм в Ново-Троицке, Вознесенская церковь в с. Ключёвка.

      При изучении “Дети подземелья»  затрагиваем пребывание Виссариона Галактионовича Короленко в Удмуртии. Кто он такой и какой вклад для нашей республики он сделал?

Очень интересно проходят уроки с приглашением жителей деревни, дети надолго запоминают эти встречи. Приглашала участника войны Петрова Филиппа Федотовича, Будрину Зою Семёновну, рассказала о  ткацком станке, пчеловода Замятина Василия Александровича, он принёс  сотовый мёд и всех угостил. Из этих уроков я сделала вывод, что когда обращаешься к истории жизни самого обычного человека, ребята порой бывают очень удивлены тем, что их соседи, с детства им известные люди, оказываются причастными к таким историческим событиям. И они смотрят на людей уже по - другому, с пониманием, с уважением.

Родной край, его люди, природа – всё это становится частью их судьбы. Ребёнок осознаёт (принимает, понимает) свою малую родину – а это главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. Оказывается, этот процесс легче запустить, если его начать раньше, с начального звена. Третий год работая в начальных классах, я поняла, что дети младшего школьного возраста более восприимчивы к  внешним влияниям, как из пластилина, из них можно лепить добрых людей, они близко к сердцу воспринимают информацию,  верят в истинность  сказанного, не лукавят. Эти особенности являются залогом воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для духовно-нравственного воспитания детей.  А если упустить это время, в последующие годы его уже трудно восполнить.

На уроках в младшем звене использую тот же краеведческий материал, что и в старших классах, но в более  игровой, доступной  форме. Ребятам это нравится, они получают знания, но часто в нашей жизни существует противоречие между знаниями, полученными на уроке, и их использованием, умениями и поведением человека. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания остались «мертвым капиталом», не повлияли на саму личность. Здесь, по-моему, очень важна роль самого учителя, важно, чтобы учитель смог дойти до самого сердца ребёнка. Никакие уставы и программы, как бы хитро они не были придуманы, не могут заменить личность учителя в деле воспитания.

Поэтому стараюсь вести не спешный, душевный диалог с учениками, как с настоящими друзьями. Стараюсь ребёнка открыть, повернуть к себе, включить в деятельность.  И если это удаётся, то, значит, процесс духовно- нравственного развития начат в ребёнке.

Духовно –нравственное воспитание возможно не только на уроке, но и во внеурочное время. Многие классные часы  провожу на основе краеведческого материала, приглашаю родителей, бабушек, дедушек. Мною были проведены занятия: «Как рубашка в поле выросла», «Уголок Отчизны – отчий дом»,  «История района в лицах», «Удмуртия – доре мынам»,«Нам года – не беда».

В младших классах внеурочную работу веду тоже по краеведению «Я- гражданин», «Юный исследователь».

Краеведение – это также и кропотливая работа, которая носит исследовательский характер. Изучая книги, документы, встречаясь со сторожилами деревни, мы открываем новые страницы в истории родного края.

В прошлом году провели среди учащихся 4 класса конкурс исследовательских работ. Каждый защитил свою работу достойно и все работы на краеведческую тему:  «Мой дед – воин», «Откуда пошла моя фамилия», «Судьба моей бабушки», «История деревни Сосновка», «Моя родословная».

 Ежегодно стараемся выступить на районном конкурсе исследовательских работ.

2010-2011 уч. год – «Почему не так, а иначе?» Я. А. (6 класс) 3 место

2011-2012 уч. год – «Плюсы и минусы» Б. П. (3 класс) 2 место

2012-2013 уч.год –участие на межрегиональном этнокультурном форуме в с. с.Варклед- Бодья Татарстана с работой «История деревни Азаматово» Б. П. (4 класс)

2012-2013 уч. год – «А всё началось со сказки…» (история деревни Сосновка) С.Л. (4 класс)-3 место

Участие в исследовательской деятельности способствует формированию активной жизненной позиции учащихся, уверенности в себе. Походы, экскурсии по родному краю позволяют увидеть красоту и неповторимость природы. В нашей местности много забытых деревень, поэтому проводим походы в Ключёвку, Холодный Ключ, Медведку.  

Использование краеведческого материала невозможно без социосреды. Активные помощники – наши родители, где подвезут, расскажут, покажут, а где чаем угостят. Тесная связь с сельским  библиотекарем, она помогает краеведческим материалом.

Духовно-нравственное воспитание - работа сложная, кропотливая и длительная. Может больших результатов  сразу и не увидит учитель начальных классов, но если в ребёнке пробуждаются такие качества, как совесть и стыд, это уже говорит о том, что человек на правильном пути. Я радуюсь этому результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"

Новые стандарты в образовании и воспитании  ориентирует педагогов   на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характер

  Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном  воспитании наносят обществу такой нев...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»

Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...