разное
статья (3 класс)

Работа по выявлению  и развитию способности у учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выявление и развитие способностей обучающихся

учитель начальных классов МБОУ БСОШ

Мартиросян Наталья Анатольевна

В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий.

Одним  из главных направлений  моей работы  – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась.

 Методика моей работы с одаренными детьми составляется и реализуется совместно с  психологом, учителями, администрацией, родителями.  

Учитывая возрастные особенности  учеников,  я строю свою работу поэтапно:

год

Этапы

Способы

Результат

2018-2019

1 класс

Диагностический этап

педагогическая диагностика;

психологическая диагностика;

специальная диагностика (углубленная);

диагностический мониторинг (анализ динамики развития ).

Карта одарённого ребёнка

2019 – 2020

2 класс

Выделение группы детей со специальными способностями

Углубленная диагностика  с целью определения зоны  их ближайшего развития.

Подбор литературы по тематике;

создание банка информации по  работе  с  одаренными детьми;

подготовка  бесед по проблемам одаренности;

просветительская работа с родителями.

составление планирования   ИГЗ (индивидуально-групповые занятия)

Участие в олимпиадах, конкурсах.

Создание мини-проектов.

Проведение родительских собраний.

«Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников».

«Детская одаренность: что я знаю о своем ребенке».

Анкетирование

2020 – 2021

3 класс

Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися

  Составление планирования   ИГЗ (индивидуально-групповые занятия)

Банка информации по  работе  с  одаренными детьми;

Участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах.

Проектная деятельность

2021 – 2022

4 класс

Поддержка и стимулирование   одаренных детей

Поощрение их активности;  развитие стремления к  самообучению

Участие в различных предметных, творческих олимпиадах и конкурсах.

Проектная деятельность

Портфолио ученика

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карта одарённого ребёнка

Класс___________

Ф.И.____________________________________

Возраст _____год __________месяц

Сведения о родителях.

(Ф.И.О.  отца, матери)

Результаты психологической диагностики

Результаты педагогической диагностики

Результаты социометрического исследования

Область одаренности

Признаки одаренности

Диагностика одаренности

Выводы и рекомендации

Анкетирование

        Инструкция для родителей

  • Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
  • На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

  • Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»
  • 1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
  • 2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
  • 3) петь, музицировать;
  • 4) заниматься физкультурой;
  • 5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
  • 6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
  • 7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
  • 8) играть с техническим конструктором;
  • 9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
  • 10) самостоятельно рисовать;
  • 11) играть в спортивные, подвижные игры;
  • 12) руководить играми детей;
  • 13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
  • 14) ходить в магазин за продуктами;
  • 15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
  • 16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
  • 17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
  • 18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
  • 19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
  • 20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
  • 21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
  • 22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
  • 23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
  • 24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
  • 25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
  • 26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
  • 27) ухаживать за домашними растениями;
  • 28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
  • 29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
  • 30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
  • 31) участвовать в постановке спектаклей;
  • 32) заниматься спортом в секциях и кружках;
  • 33) помогать другим людям;
  • 34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
  • 35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать
  • Лист ответов

Дата ___________        Фамилия, имя_________________

  • Обработка результатов
  • Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка по следующим направлениям:
  • научная
  • творческая
  • спортивная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной) и творческой деятельности показаны в таблице.

Основные моменты: выявление и развитие.

Выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое

наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся.

Развитие способностей: проведение факультативных курсов «Занимательная математика с элементами логики», «Занимательные игры». Участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях. Включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы, формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности.

Способы выявления у учащихся

способностей к научной (интеллектуальной),

творческой, физкультурно-оздоровительной

деятельности

Способы развития у учащихся

способностей к научной

(интеллектуальной), творческой,

физкультурно-оздоровительной

деятельности

Работа по выявлению способностей

выстраивается с помощью:

- инструментальной диагностики;

- педагогического наблюдения;

- изучения результатов деятельности (работ

учащихся);

- диагностики познавательных интересов

Богданова Т.Т («Диагностика

познавательной сферы ребенка»);

- использования методики Н.Ц. Бадмаевой, для диагностики учебной мотивации

школьников;

- учета желаний родителей;

- наблюдения за проектной деятельностью

учащихся и анализ продуктов деятельности;

- использования методики «Репка»,

позволяющей определить изменения

в личности учащегося

Работа по развитию способностей

выстраивается с помощью:

- применения индивидуального подхода в

работе с одаренными учащимися на

уроках и во внеурочное время с учетом

возрастных особенностей детей;

- создания условий включения в активную

познавательную деятельность учащихся;

- включения в образовательный процесс

выше перечисленных образовательных

технологий;

- проведения родительских собраний

«Одаренный ребенок»;

- формирования навыков

исследовательской, проектной

деятельности через участие в конкурсах,

олимпиадах, НПК

Для определения способности к научной деятельности применяю методики, созданные А.И. Савенковым:

- «Оценка общей одаренности»;

- «Карта одаренности»;

- анкетирование «Интерес к предмету

«Математика»;

- выявление творческих способностей через

анализ результативной деятельности

учащегося

Дополнительные задания для одаренных

детей усложненного уровня.

Дифференцированная домашняя работа.

Мною разработаны и проводятся

факультативные курсы «Занимательная математика с элементами

логики», «Юный исследователь». Проведение интеллектуальных игр.

Выявление интеллектуальных способностей:

- диагностика способностей к обучению

(тесты «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой);

- интегрированные диагностические работы;

- анализ результатов контрольных работ,

тестов в течение учебного года.

Педагогическое наблюдение с помощью

методик мозгового штурма, игровые

методики, КТД

Участие в Международных и

Всероссийских олимпиадах и конкурсах.

Поведение предметных недель.

Используется познавательная деятельность в группе, команде, сотрудничество при

решении учебных задач. Наблюдение за

внеурочной деятельностью обучающихся

(творческие работы, проекты,

исследовательские работы)

Участие в творческих конкурсах, смотрах,

интеллектуальных играх, математических

КВНах и других мероприятиях, где

используется деятельность в команде,

группе

Диагностика воспитанности

Диагностику воспитанности провожу по методике Н.П. Капустина. Она позволяет

определить качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха.

Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)

Качества личности

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1. Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки

2. Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам

обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание вшколе и дома

3. Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу

4. Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила

внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми

5. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда; 4 – часто; 3 – редко; 2 – никогда; 1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

Мониторинги оценки ключевых компетентностей учащихся

Методика «РЕПКА»

Цель:определить изменения, происшедшие в личности учащихся 3 класса за три

года обучения.

Учащимся предлагаются следующие вопросы:

Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше.

Поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак

«—»):

а) физическая сила и выносливость;

б) умственная работоспособность;

в) сила воли;

г) выдержка, терпение, упорство;

д) ум, сообразительность;

с) память;

ж) объем знаний;

з) внимание и наблюдательность;

и) критичность и доказательность мышления;

к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);

л) умение планировать работу

м) умение организовать свой труд (организованность);

н) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;

о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

п) чуткость и отзывчивость к людям;

р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;

с) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

т) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;

у) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться.

Обработка полученных данных.

Полученные результаты систематизирую с помощью следующей таблицы (фрагмент таблицы)

Фамилия, имя учащегося

Физическая сила и выносливость

Умственная работоспособность

Сила воли

Выдержка, терпение

Ученик 1

+

+

+

+

Ученик 2

-

-

+

+

Ученик 3

+

+

-

-

Мониторинг оценки качеств личности учащихся 3 класса  по методике «Репка» (по количеству учащихся)

Качество

2018-2019 г

2019-2020 г

2020-2021 г

физическая сила и выносливость

5

6

7

умственная работоспособность

4

6

6

сила воли

4

5

7

выдержка, терпение, упорство

5

6

6

ум, сообразительность

3

4

5

память

4

6

6

объем знаний

5

6

7

внимание и наблюдательность

5

7

7

критичность и доказательность мышления

3

4

4

целеустремленность

3

5

7

умение планировать работу

3

4

6

умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки

3

5

7

умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи

4

6

7

чуткость и отзывчивость к людям

4

5

5

 умение работать вместе с товарищами

5

6

6

умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива

4

6

6

Выводы: По результатам мониторинга видна положительная динамика. Данная методика позволяет оценить уровень сформированности у учащегося компетентности самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии. Анализ ответов учащихся на вопросы методики позволил мне получить информацию о личностном росте каждого ребенка, о самооценке школьников, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии.

Виды упражнений из факультативного курса «Занимательная математика с

элементами логики» для3 класса»

Упражнения для тренировки памяти

1.Учитель произносит ряды слов, ученики должны определить общий звук во всех словах

ряда:

-Глобус, бутон, клуб, баул.

- Барбос, краски, снег, полюс.

- Крем, свирель, бездна, свет.

- Крик, миска, лиса, парик.

2.К каждому слову утро, яблоко, губы, роза, пирог, лето, вечер напишите подходящее

определение (красивое, неожиданное, неповторимое). А теперь к каждому определению напишите исходное слово.

3.Учитель три раза читает семь слов: Буратино, Золушка, Мальвина, Пиноккио, Карлсон,

Тортилла, Пятачок.

4.Письменно ответить на вопросы:

- Кто автор сказки, героиня которой вторая в ряду? (Шарль Перро)

- Есть ли среди персонажей один и тот же герой, который носит разные имена? (Буратино, Пиноккио)

- Каких имен названо больше - женских или мужских? (мужских - 4)

- Какие персонажи являются героями сказки "Золотой Ключик"? Кто ее автор? (Мальвина,

Буратино, Тортилла, А.Толстой)

- В написании каких имен есть удвоенные буквы? (Пиноккио)

Упражнения для тренировки внимания

1. Сколько групп из трех цифр дают в сумме 15 ? 4 8 9 5 6 1 3 4 8 5 2 6 4 1 9 5 6 9 7 2 4

2. Сколько чисел делятся одновременно на 2 и 3 ?   33 18 56 66 74

3. Задана последовательность чисел. Найти закономерность и вместо ... написать

следующее число.

5, 10, 15, 20, ...

4. Шел мужик в Москву и повстречал 7 богомолок; у каждой из них было по мешку, а

в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?

5. Два отца и два сына, дед и внук разделили три яблока так, что каждому досталось

по целому яблоку. Может ли так быть?

Упражнения для проверки способности слушать

Прослушав задание только один раз, нужно ответить на вопросы:

1. В каком из слов парта, парад, коробка, седло, мама есть буква "Д" ?

2. В ряду слов сон, кон, стон, слон, вон - вторым стоит "Стон".Так ли это ?

3. Вам дали указание: поднимитесь на третий этаж здания, зайдите в комнату 325. В

правом нижнем ящике стола лежит статья из детской газеты. Принесите ее шефу. А

теперь определите, верно ли следующее утверждение:

Вам надо было зайти в комнату 235.

Вам предложили спуститься на третий этаж.

Статья находилась в правом ящике, а не в левом.

Статья находилась в верхнем ящике, а не в нижнем.

Это была статья из детского журнала

Упражнения на развитие логического мышления

1. Как из трех спичек сделать одиннадцать?

2. Как при помощи спичек доказать, что если отнять пять от восьми, то ничего не

останется?

3. Когда мы смотрим на две, а говорим десять?

4. Как можно разделить двенадцать пополам, чтобы получилось не шесть, а семь?

5. Незнайка начертил три прямых линии. На каждой из них отметил три точки. Всего

он отметил 6 точек. Покажи, как он это сделал?

6. Разрежь квадрат на три треугольника, чтобы среди них был лишь один треугольник

с прямым углом.

Упражнения для развития интеллекта

Быстро ответить на вопросы:

1. "Что написано пером, не вырубишь топором". Что может опровергнуть эту

пословицу? (Ластик)

2. Четыре уха и перьев не сосчитать. Что это? (Подушка)

3. Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:

Хвост нашли. Плакать перестал. (Ослик Иа)

Помни, все исчезает после 12 ночи. (Фея из "Золушки")

Ушел от зайца, волка и медведя. (Колобок)

Купили самовар. Приглашаю к чаю. (Муха-Цокотуха)

Ключ достал. Скоро буду. (Буратино)

4. Какого цвета середина у светофора? (Желтого цвета)

5. Как называется сумка школьника и солдата? (Ранец)

6. Сколько штук в дюжине?(12)

7. Одна игра по-русски называется крестословица. Как это звучит по-английски?

(Кроссворд)

8. Что украла Клара у Карла? (Кларнет)

Постоянно работаю над совершенствованием системы выявления и сопровождения одаренных детей, стараюсь отбирать технологии, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности, творчества учащихся. Стараюсь создавать среду, которая способствует развитию детей.

Организация внеурочной деятельности

Неотъемлемая часть образовательного процесса является  деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но, одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Благодаря внеурочной деятельности наблюдаю снижение учебной нагрузки обучающихся, обеспечение благоприятной адаптации ребёнка в школе, улучшение условий его развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Кроме того такая деятельность имеет большое воспитательное значение.  Внеурочные занятия с учащимися приносят мне большую пользу. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, мне приходится постоянно расширять свои познания по математике. Это благотворно сказывается и на качестве моих уроков.

Учитывая возможности, запросы и интересы своих учеников провожу математические игры «Всезнайка», которые способствуют более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой, повышению познавательного интереса, углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привитию вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.

Участие в реализации воспитательных программ в образовательной организации

Активная работа по выявлению и развитию способностей обучающихся к научной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности проводится мной.

В ходе работы проводятся  классные часы, родительские собрания, беседы с психологом по данным  темам. 

 

В 2017 – 2018 учебном году основной задачей воспитательной работы стало создание условий для успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу. В ходе совместной работы со школьным психологом проводились различные диагностики, анкетирования (учащихся и родителей), различные мероприятия.

В 2018– 2019 учебном году основным направлением в работе стала диагностика и преодоление адаптации первоклассников. Проводится совместная работа со школьным психологом, социальным педагогом и родителями. Были проведены ряд диагностик .

Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников.

Социальная активность  моих учащихся реализовывается через участие в различных акциях, проектах социального характера.  У учащихся появляется реальная возможность проявить себя, найти признание в глазах сверстников, развиваются активная жизненная и гражданская позиция, ответственность, активность, коммуникабельность. Считаю, что привлечение школьников к социально значимой деятельности имеет исключительно положительные результаты. 

Доля обучающихся вовлеченных в социально-значимые дела, социально-образовательные проекты, составляет 50 – 70%.

Систематически ведется работа по развитию интеллектуально-творческого потенциала личности обучающихся. Данная работа реализовывается через участие детей в различных творческих конкурсах, школьных мероприятиях, физкультурно-спортивных соревнованиях. 

Наличие проектов научной и творческой направленности,

реализованных с обучающимися

Обучающиеся участвуют в проектно-исследовательской деятельности. Такая форма работы очень эффективна, поскольку позволяет удовлетворить все возрастающие интеллектуальные потребности одаренного ребенка, исследовать именно ту проблему, которая в данный момент интересует. Результатами проектной деятельности чаще всего являются презентации, но также учащиеся выполняют плакаты, стенгазеты, коллажи и буклеты. 

Наличие победителей, призеров, лауреатов олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров и выставок творческих работ

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. 

Работа по подготовке к олимпиадам школьного, муниципального, регионального, всероссийского, международного  уровней проводится в течение всего учебного года. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разные люди - разные культуры

Интегрированный урок в 1  классе по теме: «Звуки осени» (музыка и технология). Урок проведён в рамках семинара: «Здоровье сберегающие технологии на уроках эстетического цикла»...

Проект "Эта разная, разная плесень".

Разработка проекта " Эта разная,разная плесень". Презентация к пректу "Этаразная, разная плесень"...

Разные материалы - разные свойства

Урок технологии для учащихся 2 класса (УМК "Начальная школа 21 века")...

Разные люди - разные характеры

Вашему вниманию было представлено занятие "Разные люди - разные характеры" по Программе развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г...

Мы разные - в этом наше богатство. Мы разные - в этом наша сила.

Конспект внеклассного мероприятия ко Дню толерантности....

Классный час "Продукты разные нужны, продукты разные важны"

Классный час "Продукты разные нужны, продукты разные важны"...

"Одежда в разные времена и в разных странах"

Конспект урока , в котором происходит систематизация знаний о одежде народов России....