КАК УЧИТЬ РАЗНЫХ ДЕТЕЙ
материал

Худякова  Елена  Анатольевна

КАК УЧИТЬ РАЗНЫХ ДЕТЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uchit_raznyh_detey.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Владимир Павлович Беспалько (фото) выделяет 4 уровня восприятия учебной информации при оценке качества усвоения знаний школьниками.

Понимание

Это «нулевой» уровень, на котором ученик показывает отсутствие знаний по конкретной, изучаемой на уроке теме. Направлены на актуализацию знаний.

(Задания по предыдущей теме, связанной с ней. Например: тема окончания имен существительных, а нужно вспомнить  что такое окончание и найти его и т.д.).

Узнавание

Это самый простой репродуктивный вид деятельности, который предусматривает восприятие фактов и явлений и последующее их осмысление.

 Обучающийся выполняет свои действия, опираясь на образец.

Обычно эти задания включают в содержание урока на этапе первичного закрепления, после знакомства с новой темой.

Применяются задания на :

  • - на опознания: задаются вопросы, высказывания, нужно определить истина или ложь
  • - на различение: даётся понятие и несколько признаков. Ученик должен выбрать признаки, соответствующие данному понятию
  • -на классификацию: даются несколько понятий и признаков. Необходимо выбрать признаки, соответствующие первому понятию и второму понятию.

Тема: Предлог

1.Спиши, подчеркни одной чертой предлоги:      Весь  день на улице идёт дождь. В доме ти-хо. Андрюша сидит за столом и рисует. Валя сидит на кресле  и читает. Кот Сенька спит в уголке.

2. Спиши слова, поставь ударение:     Дерево, вишня, яблоня, сосна.

Воспроизведение

Это более сложный уровень репродуктивной деятельности.

От учащегося требуется применять ранее усвоенные действия в видоизмененной ситуации. Решение задач на данном уровне носят типовой характер, так как выполнение действий идет по заранее заданному алгоритму, который надо воспроизвести по памяти.

Применяются задания подобного типа

  • - подстановка: даётся неполная запись, необходимо дописать
  • - воспроизвести информацию самостоятельно в полном объёме
  • -  типовая задача, например, задание: пользуясь формулой, решить задачу

Тема Предлог 1.Спиши, записывая правильно  предлоги из скобок:      Боря (с, из) дядей Сашей были ( у, в) саду. Они  убирали сорняки ( по, на) грядках.   (На, в)  небе ярко светило солнце. Громко пели птицы  (за, над) головой. Все были рады теплу и свету.

  • 2.  Найди лишнее слово и спиши остальные слова, поставь  ударение:    кошка, корова, собака, воробей, лошадь.

Применение

Задания на применение предусматривают продуктивный вид учебно – познавательной деятельности, предусматривающий внесение своих изменений, элемента творчества.

От учащегося требуется уточнить ситуацию и выбрать, какие из ранее усвоенных действий могут подойти для решения данной нетиповой задачи. В ходе самостоятельной переработки известной информации учащийся добывает субъективно новую информацию.

Деятельность этого уровня выполняется не по готовому алгоритму, или правилу, а по правилу, которое создается в ходе выполняемого действия.

Среди примеров можно выделить:

1.Комбинированные задачи: задания в которых нужно применить несколько правил.

2.Задачи с неполными или избыточными данными

Тема : Предлог

1.Спиши, вставляя по смыслу  правильно  предлоги :     Наступила весна. Звонкая капель падает  …  землю. Ручей вбежал   …   норку    …   кроту. Зверёк проснулся … воды. Вылез … норы, вдохнул воздух. Как хорошо! 2.Придумай и запиши предложение о весне. Поставь  ударение в словах.

Творчество

Это наивысший уровень восприятия учебной информации и самый сложный уровень продуктивной деятельности.

Учащийся сам ставит перед собой цель задачи и осуществляет поиск решения. Подобные решения имеют творческий характер и осуществляются без заранее заданных норм действий и правил.

К заданиям относятся:

-исследовательские задачи, сочинения.

https://mega-talant.com/biblioteka/didakticheskiy-material-posobie-raznourovnevyh-diagnosticheskih-zadaniy-po-russkomu-yazyku-i-po-matematike-dlya-uchaschihsya-1-4-klassov-95903.html - подборка заданий для 1- 4 класса по русскому и математике по темам, но без понимания

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ЗАДАНИЯ ( в презентации)

Класс:

Тема: 

Уровень восприятия учебной информации: понимание, узнавание, воспроизведение, применение.

Вид деятельности: репродуктивный, продуктивный.

Цель:

Задачи : 3 штуки

Содержание ( это тоже само задание, но перефразированное, типа учащиеся….)

Текст задания: 

Методические комментарии: то, на каком этапе урока лучше взять это задание, что повторить на уроке, какие инструкции провести, как должны его выполнять, выделить , найти и т.д., какие правила

Предполагаемые ответы учащихся: тоже задание, но с ответами

Образцы целей и задач.

Цель задания:

познавательные

Ознакомление учащихся с новыми фактами, явлениями.

Изучение новых понятий

Введение новых терминов и условных обозначений

Совершенствование известного знания, его расширение и развитие.

Обучение работе с таблицами, картами, учебными пособиями, каталогами и другими дидактическими средствами.

Обобщение и систематизация знаний.

Изучение нового способа действия, формирование умений и навыков.

Связь вновь изученного материала с ранее пройденным.

Формирование речевых, интеллектуальных и практических умений школьников.

Овладение практическими способами деятельности.

Цели по закреплению и углублению знаний

научить давать определение термина и узнавать термин по его определению

научить составлять план или работать по заданному плану

научить иллюстрировать свои мысли и утверждения

научить аргументировать свою точку зрения или строить доказательство

научить устанавливать связи, различать причину и следствие

научить строить прогнозы, обобщать факты и делать выводы, формулировать суждения

Воспитательные цели на уроке

Формирование научного мировоззрения, убеждений.

Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек.

Воспитание эстетического отношения к окружающему миру, культуры мышления и речи.

Пробуждение познавательного интереса к учебному предмету.

Развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

Задачи

Образовательные задачи урока( слайд 7)

-Обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление следующих основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов (учитель вписывает их наименование)

-Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие специальные умения  по предмету (приводится их перечень)

-Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие общеучебные умения и навыки (навыки планирования работы с книгой; умение читать, писать; навыки самоконтроля.

Воспитательные задачи урока( слайд 8)

-Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений в зависимости от содержания урока (идейно-политическому, нравственному воспитанию, актуальности, патриотизму, коллективизма)

-Содействовать трудовому воспитанию и профориентации школьников (ознакомить с трудовыми традициями; с определёнными профессиями)

-Содействовать эстетическому воспитанию школьников (ознакомить с произведениями литературы и искусства; эстетикой труда; природой; наукой; бытом; традициями)

-Содействовать физическому воспитанию школьников, заботиться о профилактики их утомляемости на уроках.

Развивающие задачи урока( слайд 9)

-Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

-Развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности

-Развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. Использовать яркие примеры, иллюстрации, демонстрации и т. п.

-Развивать познавательный интерес учеников.

Примеры глаголов для формулировки задач ( слайд 10)

- вспомнить, определить, сформировать, изложить, регистрировать.

-понимать , объяснить, обозначить, сделать обозрение, дискутировать.

- описать, использовать, составить план, таблицу; сыграть.

- увидеть разницу, характеризовать, сравнивать, установить связь, сопоставить, предвидеть, проверить, расчленить.

- проверить, изменить, обособить, сделать вывод, критиковать, анализировать.

Рекомендации по постановке целей  и задач уроков русского языка определенного типа.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний( слайд 11)

Личностная цель: помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности по изучению и первичному закреплению новых знаний.

Задачи метапредметные:

 - создать условия для развития умений анализировать…, выделять главное…, классифицировать…

Задачи предметные:

-обеспечить повторение ранее изученного материала;

- организовать деятельность учащихся по изучению нового материала;

- сформировать представление о последовательности действий при изучении и первичном закреплении учебного материала.

Результат : первичное осознание учащимися нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Урок закрепления знаний( слайд 12)

Личностная цель: помочь осознать практическую и личностную значимость данного учебного материала.

Задачи метапредметные:

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи;

- создать условия для развития умений анализировать познавательный объект, выделять главное в познавательном объекте, структуировать информацию, осуществлять самоконтроль, самооценку.

Задачи предметные:

-обеспечить закрепление понятий через организацию деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях;

- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий.

Логика процесса закрепления знаний:

Актуализация опорных знаний и их коррекция.

Определение границ (возможностей) применение этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?

Пробное применение знаний.

Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.

Упражнения с переносом знаний в новые условия.

Результат: вторичное осмысление учащимися уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

     3.Урок обобщения и систематизации знаний( слайд 13)

Личностная цель: помочь осознать практическую значимость данного учебного материала и ценность совместной деятельности.

Задачи метапредметные:

- обеспечить развитие умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

-осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;

- обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;

-обеспечить развитие умений общаться в ходе совместной деятельности.

Задачи предметные:

-организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий.

Результат: усвоение знаний в системе.

4. Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений учащихся. ( слайд 14)

Личностная цель: помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности по

применению знаний в различных ситуациях.

Задачи метапредметные:

-закрепить умения: использовать научные методы познания;

планировать свою деятельность и использовать необходимые средства и способы их достижения;

структурировать информацию;

полно и точно выражать свои мысли;

осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

Задачи предметные:

-обеспечить организацию деятельности учащихся по определению уровня знаний, сформированности умений и навыков;

- обеспечить закрепление и систематизацию знаний через организацию деятельности учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

Деятельность учащихся направлена

на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях:

-уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел;

-уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец;

- уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2-ом уровне и научился переносить в новые условия.

Результат: применение знаний, умений в разнообразных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Такие разные дети!!!

Педагогический опыт при работе с трудными детьми : в учёбе и поведении....

Такие разные дети!

Консультации для родителей....

Один учитель и такие разные дети, работа со сложными детьми

Статья по тема" Один учитель и такие разные дети, работа со сложными детьми"Для детей очень сложно начать школьную жизнь. Привыкание к школе, к новому укладу жизни, к новым требованиям называется...

Игровой сеанс "Разные дети - равные возможности" (Мастер-класс)

Методический (практический материал) материал предназначен для воспитателей и музыкальных руководителей, осуществляющих образовательную деятельности с детьми с проблемами в развитиии....

Такие разные дети. Вопросы толерантности

«Такие разные дети. Вопросы толерантности»(выступление на родительском собрании 2 класса педагога-психолога А.В.Чекановой) 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон «Об образовании» от...

Такие разные дети

Каждый ребенок индивидуален. Задача педагога правильно организовать учебный процесс, применять дифференцированный подход к воспитанию и обучению школьников....

Разные дети в школу приходят... Откуда берется школьная неуспеваемость

Проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех: и родителей, и учителей, и самого ребенка. Причины неуспеваемости могут быть различными. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребен...