Программа внеурочного занятия
рабочая программа (4 класс)

Проскурина Александра Иосифовна

"Учусь создавать проект"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchus_sozdavat_proekt_4_klass.docx69.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
                                                                    «Березовская средняя школа № 4»

РАССМОТРЕНО:        

на заседании  методического объединения  учителей начальных классов руководитель

________________   Е.В.Поцелуева

протокол № ___ от «___» _____ 2016 г.

СОГЛАСОВАНО:        

на заседании методического совета

зам. директора по УР:

____________   И.Г.Филимонова

протокол № __ от «___» ______ 2016 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ БСШ № 4

____________  В.А.Осипов  

приказ № __от «___» _______ 2016 г.

Рабочая программа курса

«Учусь создавать проект»

                                                                                                                                                                       Количество часов: 135

                                                                                                                                                                                                                                                                         Разработчик

 Проскурина А.И.

 учитель начальных классов

пгт. Березовка

 2016 г.

Пояснительная записка

       Рабочая программа по дополнительному образованию, подпрограмма – курс «Учусь создавать проект»  составлена на основе ФГОС НОО, примерной  основной образовательной программы, базисного учебного плана и  авторской программы обучающего и развивающего курса для младших  школьников Р.И. Сизовой  и  Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»

    Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:

- Р,И. Селимова и Р.Ф. Селимова Программа курса «Учусь создавать проект»; М: Издательство «Рост», 2014 г.

- Р,И. Селимова и Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие» для 1,2,3,4 классов; М: Издательство «Рост», 2014 г.

- Р,И. Селимова и Р.Ф. Селимова  комплект  рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся для 1,2,3,4 классов;   М: Издательство «Рост», 2014 г.

                                                                                           Место курса

Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет. Курс включает 135 часов по 1 занятию в неделю продолжительностью по 35-40 минут.  В  1 классе на изучение курса  отводится 33 часа, во 2 классе – 34 часа, в 3 классе – 34 часа, в 4 классе – 34 часа.

                                                                      Требования к уровню подготовки

    Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности. Только когда детям интересно, когда они заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся, а также гармоничного сочетания индивидуализации освоения знаний и коллективных форм их применения даёт проектная технология.

    Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно–воспитательного процесса, направленного   на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснение своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путём анализа информации, проведения эксперимента и исследований.

     Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении и способствует социализации обучающихся, что, в конечном счёте, и является одной из целей учебно- воспитательного процесса

Планируемые результаты

  Ученик получит возможность научиться:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:    

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  •  Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Программа  предусматривает    достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

  Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.

 Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.

Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта.

 Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

Личностные  и  метапредметные   результаты образовательного процесса

Результаты

Формируемые умения

Обучающийся получит возможность для формирования:

Личностные

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов  обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты освоения программы 1 класса

     Обучающийся будет знать: основы проведения исследовательской работы; что такое мини – проект и творческий проект; методы исследования: наблюдение, опыт; способы поиска необходимой для исследования информации; правила сотрудничества в процессе исследования; основные логические операции, их отличительные особенности; правила успешной презентации работы.

     Обучающийся будет уметь: определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; подбирать материал, необходимый для исследования; оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других; сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.

Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса

     Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; что такое информационный проект и практико– ориентированный проект; методы исследования: эксперимент, интервьюирование; правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов; правила осуществления самоконтроля; правила успешной презентации работы.

     Обучающийся будет уметь:  выбирать пути решения задачи исследования ;  классифицировать предметы, явления и события;  самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;  правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;  собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;  осуществлять сотрудничество со взрослыми;  презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; использовать разные источники информации. 

 Ожидаемый результат освоения программы 3 класса

    Обучающийся будет знать:  основные особенности проведения исследовательской работы;  что такое информационный проект и практико– ориентированный проект;  методы исследования: эксперимент, анкетирование, моделирование интервьюирование; основы работы с компьютером, что такое социальный проект и его значимость для жизни окружающих; способы методы, стимулирующие саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в  работе,   правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;  правила осуществления самоконтроля;  правила успешной презентации работы.

     Обучающийся будет уметь:  выбирать пути решения задачи исследования;   классифицировать предметы, явления и события;  самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;  правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;  собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;  осуществлять сотрудничество со взрослыми;  презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.

Ожидаемый результат освоения программы 4 класса

    Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; метод исследования: анкетирование, моделирование; основы работы с компьютером; что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих; способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе.

   Обучающийся будет уметь:  самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;  правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;  собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;  пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; делать выводы и умозаключения; указывать пути дальнейшего изучения объекта;  осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;  презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; реализовывать право на свободный выбор.

Способы проверки результатов освоения программы

    В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: выставки творческих работ учащихся; мини – конференции по защите исследовательских проектов, школьная научно-практическая конференция (4 кл.).

                                                                           Содержание  курса

       Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

       Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

       Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

       В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

       Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.   Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.

       Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

        Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

        Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

       Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

       

                                                 

                                                Эту структуру можно представить в следующем виде:

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

        Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

       а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

       б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

       в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

       г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

       д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

      е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

      ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Особенности учебных проектов младших школьников.

        Всё вышеизложенное справедливо по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

      При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

      Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, мало дифференцированы и одноплановы.

      Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

     Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.  Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как обще учебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

    Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск.  Например, «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

      Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».

      Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

      После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.  Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

     Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.

Этапы проектов и их характеристики.

      В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

I этап – подготовительный.

       На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности, по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.

II этап – практический.            

       Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково-исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта. Одной   из особенностей является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Она связана с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное, делать обобщения.

III этап – презентация   результатов.  Планирование публичного выступления.

IV этап – оценка результатов и процесса проектной деятельности, анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей. Подведение итогов работы проектной группы (пожелания, замечания, планирование).

      В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера - как обучающихся, так и творческих. Их тематику предлагает учитель, либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

                                                               

                                                                                 Рекомендуемая модель занятия

     Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются   следующие рубрики:

1.  Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют

ребёнка на начало своего исследования.

2.    Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а

часто и дополнительные решения.

3.  Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4.  Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5.  Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

     Все занятия проходят в формах игровой учебной деятельности, которые во многом способствуют развитию и совершенствованию всех интеллектуальных качеств личности и обеспечивают плавный переход ученика к самостоятельной деятельности.

Организационные формы, применяемые на занятиях:

-  групповые;

-  коллективные;

-  индивидуальные;

-  самостоятельное выполнение занятий.

Формы проведения занятий:

-  игры;

-  кроссворды;

-  презентации;

-  конкурсы проектной и исследовательской деятельности;

-  интервью;

-  знакомство с интересными людьми.

                             

                                                                             

                                                                           

                                                          Тематическое планирование для 1 класса

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Кто я? Моя семья

1

2

Чем я люблю заниматься Хобби

1

3

О чем я больше всего хочу рассказать.  Выбор темы твоего проекта.

1

4

Как собирать материал. Твои помощники. Этап

1

5

Повторение. Давай вспомним

1

6

Проблема

1

7

Проблема. Решение проблемы

1

8

Гипотеза. Предположение. Играем в предположения

1

9

Цель проекта

1

10

Задача проекта

1

11

Выбор нужной информации

1

12

Интересные люди - твои помощники

1

13

Продукт проекта

1

14

Виды продукта. Макет

 1

15

Повторение пройденных проектных понятий

1

16

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту

1

17

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту

1

18

Мини-сообщение. Семиминутное выступление

2

19

20

Выступление перед знакомой аудиторией

1

21

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно

2

22

23

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта

1

24

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

2

25

26

Повторение. Давай вспомним

1

27

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно

1

28

Играем в ученых.  Получение электричества с помощью волос. Это интересно

1

29

Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно

1

30

Тест «Чему я научился?»

1

31

Памятка для учащегося-проектанта

1

32

Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им

1

33

Советы на лето от Мудрого Дельфина

1

Всего:

33

Тематическое планирование для 2 класса

№ п/п

    Тема занятия

Кол-во часов

1

Круг твоих   интересов. Хобби. Увлечения

1

2

Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант

1

3

Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями

1

4

Выбор помощников в работе над проектом

1

5

Этапы работы над проектом

6

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»

1

7

Проблема. Решение проблемы

1

8

Выработка гипотезы-предположения.

1

9

Цель проекта

10

Задачи проекта

1

11

Сбор информации для проекта

1

12

Знакомство с интересными людьми. Интервью

1

13

Обработка информации. Отбор значимой информации

1

14

Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка»

1

15

Играем в ученых. Это интересно

1

16

Тест «Чему ты научился?»

1

17

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)

1

18

Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация»

1

19

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация

20

Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft Power Point

1

21

Совмещение текста выступления с показом презентации

1

22

Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией

1

23

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

1

24

Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»

1

25

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

1

26

Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ»

1

27

Играем в ученых. Это интересно

1

28

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

1

29

Памятка жюри конкурсов

1

30

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

1

31

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

1

32

Играем в ученых. Это интересно

1

33

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проектам. Пожелание будущим проектантам

1

34

Советы на лето от Мудрого Дельфина

1

Всего:

34

Тематическое планирование для 3 класса

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом

1

2

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы

1

3

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи

1

4

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

2

5

6

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

2

7

8

Памятки. Составление памяток по теме проекта

9

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере

1

10

Практическая работа. Создание мини-постера

1

11

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

3

12

13

14

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

3

15

16

17

Программа МРР.   Дизайн    

2

18

19

Фотографии на слайдах.  Работа с фотографиями

2

20

21

22

Требования к компьютерной презентации Power Point

2

23

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

2

24

25

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

2

26

27

Составление первой презентации по заданному тексту

1

28

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью Визитка

2

29

30

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

1

31

Твои впечатления от работы над проектом

1

32

Пожелания будущим проектантам

1

33

Страницы благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель, консультанты – родители; помощники – друзья; Мудрый дельфин)

 

1

34

Советы на лето от Мудрого Дельфина

1

Всего:

34

                                                                       

                                                   Тематическое планирование  для 4 класса

№ п/п

    Тема занятия

Кол-во часов

1

Твои новые интересы и увлечения

1

2

Виды проектов.

1

3

Исследовательско-творческий проект

1

4

Творческий проект

1

5

Ролево-игровой проект

2

6

7

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой

2

8

9

Информационно-исследовательский проект

2

10

11

Иформационно-ориентированный проект

1

12

Практико-ориентированный проект

1

13

Монопредметный проект

2

14

15

Межпредметный проект

1

16

Виды презентационных проектов

1

17

Вид презентации проекта, как отчет участников исследовательской экспедиции

1

18

Вид презентации проекта, в рамках научной конференции

19

Правильная подготовка презентации к проекту

1

20

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления

2

21

22

Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

1

23

Типичные ошибки проектантов

1

24

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся

1

25

Программа МРР. Формирование умения работы с диаграммой

26

Программа МРР. Формирование умения работы с таблицей

1

27

Практическая работа

1

28

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

29

Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации

1

30

Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев

1

31

Твои впечатления от работы над проектом

1

32

Пожелания будущим проектантам

1

33

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководителю проекта и т.д.)

1

34

Советы мудрого Дельфина на лето

1

Всего:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочного занятия "Кулачки-ладошки"

Программа внеурочного занятия по развитию речи с использованием пальчиковых игр...

Рабочая программа внеурочных занятий "Дружим с математикой" для 2 класса на основе УМК "Начальная школа 21 век" автора Е.Э. Кочуровой

Рабочая программа внеурочных занятий по математике расчитана на 34 часа и составлена на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой по УМК "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС.  Рабоча...

Программа внеурочного занятия "Моё настроение" 1 класс

         В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального ...

Развитие творческой активности на занятиях декоративно-прикладным творчеством с опорой на экологическое воспитание. Программа внеурочных занятий «Интересный труд».

Дано теоретическое обоснование предлагаемого материала. Рассмотрены различные виды практической деятельности. Материал дается с уклоном на экологическое воспитание. Предложена программа занятий "...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Перспектива", программы внеурочных занятий и план воспитательной работы.

Архив содержит программы по предметам, внеурочных занятий и  по воспитательной работе....