Программы дополнительное образования
рабочая программа
В данном файле представленны программы по кукольному театру "Рукавичка" и Мастерской народной игрушки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukolnyy_teatr_rukavichka.docx | 41.8 КБ |
masterskaya_narodnoy_igrushki.docx | 28.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная автономная образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 165
620137, Екатеринбург, Садовая, 18, тел. (343) 341-76-21
e-mail: school_165@mail.ru
http: //165.uralschool.ru
Рассмотрена Согласовано
на Педагогическом совете №1 директор МАОУ-СОШ № 165
от 30 августа 2019 года. В.В. Васильева
приказ № 310 от 02.09.2019 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР «РУКАВИЧКА»
Возраст обучающихся: 7 - 9 лет,
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Шевченко Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
г. Екатеринбург
2019г.
I. Паспорт программы:
Название программы | Кукольный театр «Рукавичка» |
Автор-составитель | Шевченко Наталья Владимировна |
Вид программы | типовая |
Направленность | Художественная |
Форма реализации | Очная |
Срок реализации | 1 год |
Возраст обучающихся | 7-9 лет |
Категория детей | Учащиеся младшего школьного возраста |
Уровень освоения программы | Стартовый |
Краткая аннотация | Программа содержит комплекс занятий по основам актерского искусства и творческой прикладной деятельности, направленный на развитие фантазии, памяти, внимания, чувства ритма, пространства, времени и других психологических составляющих личности. Театральное творчество, развивая познавательные интересы детей, творческое мышление, оказывает влияние и на качественный уровень обучения по школьным дисциплинам. На обучение по программе принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по физическому здоровью. |
II. Пояснительная записка.
Данная образовательная программа составлена на основе нормативных документов:
- Концепции развития дополнительного образования/распоряжение Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2010/;
- Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996р-г/.;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ № 196 от 9 ноября 2018 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной программы по дополнительным общеобразовательным программам»
- Устава МАОУ-СОШ № 165;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы организации;
- Положения о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации обучающихся организации;
- Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Театральное творчество».
Пояснительная записка.
Социальный заказ общества педагогическим коллективам дополнительного образования можно сформулировать как организацию содержательного досуга детей и подростков, приобщение детей к культуре, развитие творческой личности ребенка (через удовлетворение интересов и потребностей, работу с одаренными детьми), в конечном счете социализацию личности ребенка. Базовая культура личности прежде всего основывается на развитии коммуникативной культуры и художественно-эстетической культуры. И здесь, роль театрального творчества невозможно переоценить.
Театр как синтетический вид искусства активизирует интерес к разным видам искусства - литературе, живописи, архитектуре, музыке, вокальному искусству, искусству танца и искусству актера.
Театр как искусство коллективное - искусство общения. Развитие навыков общения, формирование раскованного, общительного человека, владеющего и телом, и словом, умеющего слушать, а главное понимать своего партнера.
Занятия театральным творчеством развивает фантазию, память, внимание, чувство ритма, пространства, времени и другие психологические составляющие личности, т. е. театральное творчество, развивая познавательные интересы детей, творческое мышление, оказывает влияние и на качественный уровень обучения по школьным дисциплинам.
Отличительные особенности программы – комплексность занятий по основам актерского искусства.
На обучение по программе принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по физическому здоровью, в возрасте 7-9 лет.
Новизна данной программы заключается в использовании ИКТ – это учение с увлечением, постижение мира человеческих отношений и характеров через игру, лицедейство, которое поможет детям заселить свое уникальное духовное царство великолепными образами человеческого творения, посеять там зерна возвышенных идей, из которых вырастут потом убеждения, мировоззрения, моральные устои. В современном мире важны не столько фундаментальные знания, сколько творческое мышление, способность к фильтрации, быстрота реакции, устойчивость к психологическим нагрузкам.
Актуальность программы определяется потребностью у детей и подростков живого общения. Однако, живя в веке информационных и коммуникационных технологий, они уделяют большое количество времени виртуальному общению и виртуальным играм, в связи с этим у детей и подростков возникают сложности в живом общении друг с другом и организации своего досуга.
Театральная образность стимулирует творческое и прогностическое мышление, учит сводить многообразную информацию к сжатой и информационно емкой метафоре. Эмоциональная подвижность, готовность к публичному выступлению. Отработка быстроты и свежести реакции. Все это навыки, которые пригодятся студийцам в любой профессиональной деятельности. Занятия театральным искусством воспитывают зрителя, знакомят ребенка с началами эстетики. Чем раньше театр станет инструментом воспитания, тем больше выигрывает и ребенок, и общество в целом.
«Театральное творчество» - стартовая программа, рассчитанная на перспективу, т. е. ребенку предоставляется возможность переходить от одного уровня к другому по степени накопления навыков.
Педагогическая целесообразность.
Первая ступень в обучении маленького актера. Основная задача уровня – увлечь детей театральным искусством, привить зрительский этикет, научить правильному поведению и общению в коллективе. Театральное творчество, развивая познавательные интересы детей, творческое мышление, оказывает влияние и на качественный уровень обучения по школьным дисциплинам.
Цель программы – изучение основ театрального исполнительского искусства, способствующих нравственно-эстетическому воспитанию личности, развитию творческих способностей и индивидуальности обучающихся.
Задачи программы:
- познакомить с театром как видом искусства, сущностью театрального исполнительского творчества;
- научить основам техники безопасности на занятиях и при работе на сцене;
- сформировать у детей интерес к искусству театра.
- воспитать творческую инициативу;
- воспитать нормы поведения в коллективе при соблюдении определённых правил;
- воспитывать культуру зрителя.
- устранить излишнее мышечное напряжение, зажатость и скованность движений;
- развить внимание, память, фантазию и воображение, быстроту реакции, сообразительность, чувство ритма;
- развить мотивацию личности к познанию и творчеству;
Формы организации образовательного процесса индивидуальная, подгрупповая и групповая. Уровень сложности: стартовый – рассчитан на детей первого года обучения в школе.
Режим и продолжительность занятий.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 2 академических часа в неделю, всего 76 часа в год. Периодичность занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Виды занятий по программе - игры, упражнения, тренинги, беседы, творческие отчеты, деловые игры, выездные тематические занятия, конкурсы, постановка спектаклей, концертная деятельность, посещение театров, экскурсий, участие в разработке и реализации проектов (проектная деятельность).
Ожидаемые результаты.
Знают:
- правила поведения и технику безопасности на занятиях, сценической площадке, в театре;
- о театре как виде искусства;
- театральные термины: жест, мимика, слово, сценическое внимание, герой сказки, сюжетная линия, театр на столе т.д.
педагогом театральных игр и упражнений;
- строение артикуляционного и дыхательного аппарата;
- приемы дыхания, характерные для театрального исполнительства.
Умеют:
- участвовать в театральных играх и упражнениях
- согласованно действовать в группе, одновременно командой выполнять заданные движения и придумывать новые;
- сосредотачиваться на задании педагога и выполнять его;
- ориентироваться в сценическом пространстве;
- фантазировать на заданную тему;
- восстанавливать последовательность всех предметов задания;
- изменять свое поведение в соответствии с заданием;
- организовывать сценическое пространство на столе из подручных предметов;
- сочинять маленькие сказки с помощью подручных предметов и при помощи рук;
- с помощью рук и предметов конструировать сказочных персонажей;
в течение 15-20 минут;
- видеть, слышать, воспринимать на сценической площадке;
- равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом в разных темпах;
- подготовить речевой аппарат к звучанию;
- звучать в голосовых резонаторах;
- разделять текст на речевые такты логическими паузами и определять главное слово или словосочетание в нем.
По окончании прохождения программы предусмотрен отчетный спектакль для родителей и детей.
Аттестация.
В качестве итоговой аттестации в конце каждого полугодия проводится итоговый спектакль для родителей и спектакли для учеников начальной школы.
Количество детей в группе: от 15 до 20 человек.
III. Учебный план
№ | тема | час. | теория | практика | форма контроля |
1 | Введение в образовательную программу. | 2 | 1 | 1 | Опрос детей с целью определения знаний инструкций по технике безопасности и понятия «кукловод перчаточной куклы». |
2. | Основы мастерства актера. | 2 | 1 | 1 | Контроль умения управлять движениями куклы. |
3. | Работа над мини-спектаклем. | 6 | 3 | 3 | Определение уровня понимания содержания пьесы, знания своих ролей и навыков совместной творческой деятельности в диалогах и отдельных сценах спектакля |
4. | Работа над спектаклем. Куклы и реквизит. | 3 | 1 | 2 | Изготовление своей куклы для спектакля |
5. | Работа над мини- спектаклем. Выступление. | 7 | 1 | 6 | Мини- спектакль |
6. | Художественное слово. | 20 | 10 | 10 | Контроль уровня усвоения знаний о речевом дыхании и голосовых резонаторов. Умение воспроизводить чистоговорки и ставить логические ударения и паузы, исполнять малые стихотворные формы. |
7. | Театральная игра. | 16 | 8 | 8 | Контроль уровня усвоения навыков правильной осанки и походки. |
8. | Основы мастерства актера. | 8 | 2 | 6 | Определение уровня развития фантазии и воображения, темпо-ритма и актёрского внимания. |
9. | Работа над спектаклем. | 9 | 3 | 6 | Умение воспроизводить свои реплики в совместной сценической деятельности. Определение общего качества работы коллектива при изготовлении декораций и мелких элементов спектакля. |
10. | Реализация воспитательного потенциала творческой, художественно-эстетической деятельности обучающихся. | 3 | 1 | 2 | Определение уровня формирования эмоционального и интеллектуального восприятия театральной деятельности |
Итого часов: | 76 | 31 | 45 |
IV. Содержание учебного плана.
Тема 1. Вводное занятие.Теория: Изучение инструкций по Т.Б. |
Тема 2. Знакомство с понятием «кукловод перчаточной куклы».Теория: В игровой форме проводится знакомство с понятием «кукловод перчаточной куклы». |
Тема 3. Знакомство с принципом управления движениями перчаточной куклы.Теория. Принцип управления движениями перчаточной куклы. Практика. Знакомство с принципом управления движениями перчаточной куклы в игровой форме. |
Тема 4. Отработка движений головы куклы.Теория. Знакомство с принципом движений головы куклы. Практика. Отработка движений головы куклы в игровой форме. |
Тема 5. Отработка движений рук куклы.Теория. Принцип движений рук куклы.Практика. Отработка движений рук куклы в игровой форме. |
Тема 6. Выбор пьесы.Практика. Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Обсуждение выбора пьесы. Диалог. |
Тема 7. Работа с содержанием пьесы.Практика. Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Обсуждение содержания пьесы. |
Тема 8. Работа с содержанием пьесы.Практика. Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Обсуждение содержания пьесы в игровой форме. |
Тема 9. Выразительное чтение сценария «по ролям»Практика. Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Обсуждение необходимой интонации, пауз, повышение и понижение голоса в зависимости от роли. |
Тема 10. Распределение и пробы ролей.Практика. Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Обсуждение распределения ролей и пробы ролей в игровой форме. |
Тема 11. Разучивание ролей, репетиция отдельных сцен спектакля.Практика. Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Разучивание ролей, репетиция отдельных сцен спектакля в игровой форме. |
Тема 12. Разучивание ролей, репетиция отдельных сцен спектакля.Практика. Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Разучивание ролей, репетиция отдельных сцен спектакля в игровой форме. |
Тема 13. Разучивание ролей, репетиция отдельных сцен спектакля.Практика. Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Разучивание ролей, репетиция отдельных сцен спектакля. |
Тема 14. Изготовление головы куклы.Практика. Подготовка необходимых материалов. Изготовление головы куклы. |
Тема 15. Обработка и покрытие головы куклы.Практика. Подготовка необходимых материалов. Обработка и покрытие головы куклы. |
Тема 16. Изготовление туловища куклы.Практика. Подготовка необходимых материалов. Изготовление туловища куклы. |
Тема 17. Мини- спектакль. Выступление.Практика. Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Организация выступления артистов мини-спектакля. |
Тема 18. Осанка. Теория. Понятие о анатомическом строении человеческого тела, роли скелета и мышечного каркаса в формировании осанки. Практика. Практическое освоение правил формирования хорошей осанки. |
Тема 19. Речевое дыхание. Теория. Понятие о анатомическом строении человеческого тела, органов дыхания, ротовой полости. Практика. Практическое освоение правил формирования хорошего дыхания. |
Тема 20. Голосовые резонаторы. Теория. Понятие о анатомическом строении человеческого тела, голосового аппарата. Практика. Практическое освоение правил формирования развитого голосового аппарата. |
Тема 21. Звукоряд. Теория. Понятие о анатомическом строении человеческого тела, голосового аппарата, носоглотки. Практика. Практическое освоение правил формирования развитого голосового аппарата. |
Тема 22. Чтение чистоговорок. Теория. Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Чтение чистоговорок. Приведение примеров. Практика. Разучивание чистоговорок в игровой форме. |
Тема 23. Речевые такты и логические паузы. Теория. Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Понятие о речевом такте и логических паузах. Приведение примеров. Практика. Практическое освоение правил речевого такта, использования логических пауз. |
Тема 24. Логические ударения. Теория. Понятие о логическом ударении. Приведение примеров. Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Практика. Практическое освоение правил использования логических ударений. |
Тема 25. Главное слово или словосочетание в речевом такте. Теория. Понятие о главном слове или словосочетании в речевом потоке. Приведение примеров. Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Практика. Практическое освоение нахождения главного слова или словосочетания в речевом потоке. |
Тема 26. Разбор художественного произведения. Теория. Изучение алгоритма разбора художественного произведения. Практика. Практическое изучение алгоритма разбора художественного произведения на примерах. |
Тема 27. Исполнение стихотворений малых форм (ролей) Теория. Изучение алгоритма подготовки к исполнению ролей. Практика. Практическое применение алгоритма подготовки к исполнению ролей. |
Тема 28. Правильная осанка. Теория. Понятие о анатомическом строении человеческого тела, роли скелета и мышечного каркаса в формировании осанки. Практика. Практическое освоение правил формирования хорошей осанки. |
Тема 29. Правильная походка. Теория. Понятие о анатомическом строении человеческого тела, роли скелета и мышечного каркаса в формировании походки. Практика. Практическое освоение правил формирования походки. |
Тема 30. Развитие мимики. Теория. Понятие о анатомическом строении головы, роли мимических мышц в формировании мимики человека. Практика. Практическое освоение правил формирования развитой мимики. |
Тема 31. Азбука тела. Теория. Понятие о анатомическом строении человеческого тела, роли скелета и мышечного каркаса. Практика. Практическое освоение правил формирования здорового и тренированного тела и их роли в работе артиста. |
Тема 32. Беби-степ. Теория. Понятие о основах беби-степа. Практика. Практическое освоение основ беби-степа и использования в подготовке спектакля. |
Тема 33. Герой. Теория. Обсуждение характеристики героя, его взаимоотношений с другими персонажами. Практика. Обсуждение характеристики героя, его взаимоотношений с другими персонажами в процессе игры. |
Тема 34. Жизнь сказки. Теория. Обсуждение сюжета сказки, отдельных сцен и персонажей. Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Практика. Обсуждение сюжета сказки в процессе игры. |
Тема 35. Загадки превращений. Теория. Знакомство с «превращениями» в сюжете сказки. Практика. Обсуждение «превращений» в процессе игры. |
Тема 36. Актерское внимание. Практика. Отработка алгоритма и правил формирования актерского внимания. |
Тема 37. Фантазия и воображение. Практика. Отработка алгоритма и правил формирования фантазии и воображения. |
Тема 38. Сценическое действие. Практика. Отработка алгоритма и правил формирования сценического действия. |
Тема 39. Темпо-ритм. Практика. Отработка алгоритма и правил формирования темпо-ритма. |
Тема 40. Разучивание ролей, репетиция отдельных сцен спектакля. Практика. Разучивание ролей, репетиция отдельных сцен спектакля. |
Тема 41. Рабочая репетиция спектакля. Практика. Первичная рабочая репетиция спектакля. |
Тема 42. Объёмные декорации. Изготовление декораций. Практика. Подготовка необходимых материалов и работа с ними. Коллективное изготовление. Объёмные декорации. Изготовление декораций. |
Тема 43. Изготовление декораций и мелких элементов спектакля. Практика. Подготовка необходимых материалов и работа с ними. Коллективное изготовление декораций и мелких элементов спектакля. |
Тема 44. Изготовление декораций и мелких элементов спектакля. Практика. Подготовка необходимых материалов и работа с ними. Коллективное изготовление декораций и мелких элементов спектакля. |
Тема 45. Генеральная репетиция. Практика. Последняя репетиция перед показа спектакля. |
Тема 46. Спектакль. Практика. Показ спектакля аудитории. |
Тема 47. Посещение спектакля в кукольном театре. Практика. Посещение спектакля государственного театра кукол г. Екатеринбурга с экскурсией в «закулисье» |
V. Методическое обеспечение программы.
Методы обучения
Игровые:
- игры являются одним из способов постижения мира, а также адаптации ребенка в социальной среде;
- игровая методика обучения способствует развитию у детей воображения, внимания, памяти;
- театральные беседы и игры способны реализовать потребности детей в самовыражении, а также раскрыть их творческий потенциал; они способствуют развитию у детей познавательных интересов;
- театральные игры обладают огромным потенциалом по раскрепощению, творческому преобразованию и раскрытию личности.
В игре ребенок испытывает радость общения, открывает в себе новые возможности.
Словесные:
- объяснение, рассказы и беседы;
практические:
- игры, тренинги как комплекс упражнений, целью которых является приобретение и закрепление определенных навыков;
- творческие задания: письменные и устные (сочинения, рисунки), сценические (этюды, спектакли, музыкально-поэтические композиции и др.);
наглядные: - просмотр видеозаписей спектаклей и презентаций по конкретным темам; - просмотр спектаклей для детей, посещение концертов и выставок с обязательным обсуждением увиденного;
- просмотр творческих работ учащихся в различных видах деятельности;
репродуктивные:
- участие в концертах, театрализованных тематических вечерах, спектаклях, конкурсах и фестивалях различного уровня;
частично-поисковые: совместный с преподавателем выбор репертуара, определение темы, жанра;
проблемные: создание проблемных ситуаций и поиска различных способов решения задачи.
Формы подведения итогов реализации программы
Навыки, полученные в процессе обучения, реализуются обучающимися в конкретной творческой работе в виде этюдов, сценических номеров, концертных выступлений и спектаклей, которые исполняются для зрителей в течение каждого учебного года.
Информационное обеспечение:
• библиотека аудио- и видеозаписей профессиональных чтецов и актеров;
• библиотека словарей и художественной литературы;
• компьютер, оснащенный звуковыми колонками, видеопроектор;
• использование сети Интернет.
Дидактическое обеспечение
• кроссворд и викторина по технике безопасности;
• сформирована фонотека звуков: звук ветра, вьюги, хруст снега, плеск волн, птиц и др.;
• используются книги с русских народных сказок, басен Крылова и Михалкова;
• используется схема строения дыхательного, речевого и артикуляционного аппарата человека для занятий по художественному слову;
• изготовлены из бумаги бабочки, кораблики, снежинки для дыхательных упражнений по художественному слову;
• карточки со скороговорками и детскими стихотворениями;
VI. Материально-техническое обеспечение программы.
1. Кабинет;
2. Ширма;
3. Занавес для создания фона.
4. Парты - 32шт;
5. Компьютер.
6.Интерактивная доска с проектором
VIII. Сведения о составителе.
Шевченко Наталья Владимировна.
Бирский государственный педагогический институт.
Специальность «Педагогика и методика начального образования»
Дата окончания: 1994 год.
Квалификационная категория: первая.
Предварительный просмотр:
Муниципальная автономная образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 165
620137, Екатеринбург, Садовая, 18, тел. (343) 341-76-21
e-mail: school_165@mail.ru
http: //165.uralschool.ru
Рассмотрена Согласовано
на Педагогическом совете №1 директор МАОУ-СОШ № 165
от 30 августа 2019 года. В.В. Васильева
приказ № 310 от 02.09.2019 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МАСТЕРСКАЯ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ»
Возраст обучающихся: 7 - 8 лет,
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель: Шевченко Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
г. Екатеринбург
2019г.
I. Паспорт программы:
Название программы | Мастерская народной игрушки |
Автор-составитель | Шевченко Наталья Владимировна |
Вид программы | типовая |
Направленность | Техническая |
Форма реализации | Очная |
Срок реализации | 1год |
Возраст обучающихся | 7-8 лет |
Категория детей | Учащиеся младшего школьного возраста |
Уровень освоения программы | Базовый |
Краткая аннотация | Программа содержит комплекс занятий по основам прикладного народного творчества, направленный на развитие мелкой моторики, фантазии, памяти, внимания и других психологических составляющих личности. Развивает познавательные интересы детей, творческое мышление, оказывает влияние и на качественный уровень по школьным дисциплинам. На обучение принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по физическому здоровью. |
Пояснительная записка.
Программа «Мастерская народной игрушки» имеет техническую и художественную направленность и создает условия, обеспечивающие выявление и развитие индивидуальных творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации.
Обретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое самим. На занятиях ребёнок приобретает способность видеть красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, запоминать, анализировать, обобщать.
Программа развивает способности ребенка с помощью видов художественного творчества: бумагопластика, лепка из глины и пластилина, работы в технике папье-маше, основы композиции, основы макетирования. В мире современной компьютерной анимации и IT – технологий владение навыками рукотворной художественной деятельности является весьма актуальным, так как даёт возможность реализоваться в самых разнообразных современных профессиональных сферах.
Данная образовательная программа составлена на основе нормативных документов:
- Концепции развития дополнительного образования/распоряжение Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2010/;
- Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996р-г/.;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ № 196 от 9 ноября 2018 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной программы по дополнительным общеобразовательным программам»
- Устава МАОУ-СОШ № 165;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы организации;
- Положения о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации обучающихся организации.
При составлении программы был учтён и использован материал следующих типовых программ, утверждённых Министерством образования и науки РФ: «Изобразительное искусство и художественный труд» Неменского Б.М.; «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» Шпикаловой Т.Я. Также был использован материал разработки педагогов специалистов по бумагопластике, таких как: С. Ю. Афонькина, Е.Ю., Афонькиной,
Отличительная особенность.
Отличительной особенностью данной программы заключается в добавлении разделов программы «Основы изобразительного искусства», разработке и применении максимально широкого спектра разделов лепки, пластического моделирования, объёмного декоративно-прикладного искусства и бумагопластики. Это позволяет создавать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка, для большей заинтересованности у обучающегося и приобретению им практических предметных навыков. Занятия помогают сформировать у ребенка понимание возможности синтезировать материалы в изобразительном искусстве, развивают в нем эстетические качества. Кроме того, в программе уделяется внимание воспитательному блоку, нацеленному на формирование культурного и социально компетентного гражданина.
Новизна.
Новизна данной программы заключается в использовании в практической части элементов декоративного и прикладного творчества. С этой целью в программу включены занятия прикладной направленности, а так же используются ИКТ-технологии (проведение интернет поиска и обзора, фиксация наиболее значимого материала и новых разработок в интернет-сообществе коллектива).
Актуальность.
Актуальность программы определяется потребностью у детей живого творчества, выражается в развитии навыков работы с различными материалами посредством коммуникативного, игрового методов. В мире современной компьютерной анимации и IT – технологий владение навыками рукотворной художественной деятельности даёт возможность реализоваться в самых разнообразных сферах.
Педагогическая целесообразность.
Программа педагогически целесообразна, так как обладает мощным воспитательным потенциалом. Дети самостоятельно создают поделки - игрушки, преодолевают технические сложности, что способствует развитию трудолюбия, усидчивости, уважения к труду другого человека.
Творчество, развивая познавательные интересы детей, творческое мышление, оказывает влияние и на качественный уровень обучения по школьным дисциплинам
Цель программы.
Цель программы - обучение традиционным и современным техникам прикладного народного искусства для содействия творческому и личностному развитию обучающихся.
Задачи программы.
Обучающая:
• освоить терминологии прикладного искусства;
• обучить различным художественным материалам;
• ознакомить техникам художественной деятельности;
• обучить проектной деятельности;
• сформировать навыки восприятия и передачи объема и формы;
Развивающая:
• развить творческие способности;
• развить колористическое видение;
• Развить моторику, пластику, гибкости рук и точности глазомера.
• развить художественной вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
• развить компетенцию межличностного общения, трудовой культуры, эстетической культуры.
Воспитательная:
• сформировать у детей устойчивый интерес к народному искусству и занятиям художественным творчеством;
• воспитать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;
• воспитать аккуратность.
Формы и режим занятий.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7-8 лет.
Срок реализации образовательной программы 1 год.
Программа курса предусматривает 2 академических часа в неделю, всего 76 часов в год. Периодичность занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.
Количество детей в группе: от 12 до 20 человек.
Ожидаемые результаты обучения.
Результатами работы являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в социуме, элементарный опыт творческой и проектной деятельности. А так же:
- воспитана творческая инициатива;
- воспитаны нормы поведения в коллективе;
- устранено излишнее мышечное напряжение, зажатость и скованность движений мелких мышц.
- умение взаимодействовать с педагогом и обучающимися в творческом процессе;
- развита мотивация личности к познанию и творчеству;
- развиты внимание, память, фантазия и воображение, быстрота реакции, сообразительность.
Аттестация. В конце каждого полугодия в качестве итоговой аттестации проводится выставка творческих работ детей, с награждением наиболее успешных детей и поощрением членов остального коллектива кружка.
III. Учебный план
№ | тема | час. | теория | практика | форма контроля |
1. | Введение в образовательную программу. | 3 | 1 | 2 | Тест на знание инструкций по технике безопасности и приемов работы с клеевыми материалами. |
2. | Старая сказка на новый лад. | 32 | 2 | 30 | Изготовление простых изделий с мягкой и полумягкой бумагой, клеевыми материалами, умение выбирать наиболее эстетически пригодный материал для декорирования изделия. |
3. | Изобразительные техники. Бумажная пластика | 17 | 3 | 14 | Изготовление игрушки в совместной деятельности с педагогом и детьми. Работа в паре и малой группе. |
4. | Народная роспись. Цветоведение. | 10 | 4 | 6 | Изготовление игрушки в техниках народной росписи на базовом уровне |
5. | Основы композиции. | 2 | 1 | 1 | Умение применять масштаб и знания о пропорциях –построение лекал. |
6. | Проектная деятельность. Одежда для матрешки. | 7 | 1 | 6 | Созданиесвоего проекта изделия. |
7. | Воспитание культурного и социально компетентного гражданина. | 5 | 1 | 4 | Оценка предметов творчества в выставках, на экскурсиях |
Итого часов: | 76 | 13 | 61 |
IV. Содержание учебного плана:
- Введение в образовательную программу – 3 ч.
Инструкции по Т.Б. Правила работы с инструментами. Особенности технологических процессов. Приемы работы. Особенности работы с клеевыми материалами. Техника безопасности.
- Старые сказки на новый лад – 32 ч.
Знакомство с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами Создание героев народных сказок для постановки мини-спектаклей на столе в технике бумажной пластики, изучая и используя различные приемы и способы работы. Изготовление декораций к спектаклю «на столе». Изготовление игрушек.
- Изобразительные техники. Бумажная пластика – 17 ч. Изучение азов рисунка и живописи, используя натуру. Работа над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Знакомство с историей народных кукол и создание собственных игрушек по мотивам кукол и игрушек народов Урала, России, итальянской и японской игрушки-куклы.
- Народная роспись. Цветоведение. 10 ч. Работа с натуры. Спектр. Калейдоскоп. Насыщенность. Народная роспись в русском стиле. Контраст.
- Основы композиции – 2 ч.
Масштаб. Пропорции. Статика и динамика.
- Проектная деятельность. Одежда для матрешки – 7 ч. Любимая кукла наших предков. Знакомьтесь – русская матрешка. Подготовка основы – заготовки из папье - маше. Обработка готовой заготовки. Декорирование заготовки.
- Воспитание культурного и социально компетентного гражданина – 5 ч.
Экскурсии на выставки. Итоговые выставки детей.
V. Методическое обеспечение программы:
Основными видами учебной деятельности обучающихся являются: знакомство и изучение произведений изобразительного искусства; практическая творческая деятельность в различных жанрах, изучение художественных средств, художественных материалах и техниках. Применяемые методы обучения: репродуктивный, наглядный, практические и частично-поисковые методы. Кроме того, предполагается оптимальное использование таких инновационных технологий и методов организации учебно-воспитательного процесса, нацеленных на максимальное раскрытие личностного потенциала ребёнка, как модельный и творческий методы, а так же технологий индивидуального и дифференцированного подхода к обучению.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся, с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Проектная деятельность - творческая, исследовательская. Проектная деятельность предусматривает работу индивидуально и в малых группах (2-3 обучающихся).
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
VI. Материально-техническое обеспечение программы:
1. Учебный кабинет;
2. Ширма;
3. Занавес для создания фона.
4. Парты - 32шт;
5. Компьютер.
6.Интерактивная доска с проектором
7. Стулья ученические -32 шт;
8. Лекалы для изготовления мягких игрушек.
VIII. Сведения о составителе:
Шевченко Наталья Владимировна.
Бирский государственный педагогический институт.
Специальность «Педагогика и методика начального образования»
Дата окончания: 1994 год.
Квалификационная категория: первая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год
Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....
Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»
Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...