Программы дополнительное образования
рабочая программа

В данном файле представленны программы по кукольному театру "Рукавичка" и Мастерской народной игрушки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukolnyy_teatr_rukavichka.docx41.8 КБ
Файл masterskaya_narodnoy_igrushki.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная автономная образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 165

620137, Екатеринбург, Садовая, 18, тел. (343) 341-76-21

e-mail: school_165@mail.ru

http: //165.uralschool.ru

                                                                                                                                                                           Рассмотрена                                                                      Согласовано

на Педагогическом совете №1                         директор МАОУ-СОШ № 165

от 30 августа 2019 года.                                                  В.В. Васильева

приказ   № 310 от 02.09.2019 года 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР «РУКАВИЧКА»

Возраст обучающихся:  7 - 9 лет,

Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:

 Шевченко Наталья Владимировна,
                                                                         педагог дополнительного образования
                                                                      первой квалификационной категории

г. Екатеринбург

2019г.

I. Паспорт программы:

Название программы

Кукольный театр «Рукавичка»

Автор-составитель

Шевченко Наталья Владимировна

Вид программы

 типовая

Направленность

Художественная

Форма реализации

Очная

Срок реализации

1 год

Возраст обучающихся

7-9 лет

Категория детей

Учащиеся младшего школьного возраста

Уровень освоения программы

Стартовый

Краткая аннотация

Программа содержит комплекс занятий по основам актерского искусства и творческой прикладной деятельности, направленный на развитие фантазии, памяти, внимания, чувства ритма, пространства, времени и других психологических составляющих личности. Театральное творчество, развивая познавательные интересы детей, творческое мышление, оказывает влияние и на качественный уровень обучения по школьным дисциплинам. 

На обучение по программе принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по физическому здоровью.

        

II. Пояснительная записка.

Данная образовательная программа составлена на основе нормативных документов:

  • Концепции развития дополнительного образования/распоряжение Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2010/;
  • Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года;
  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996р-г/.;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Приказ № 196 от 9 ноября 2018 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной программы по дополнительным общеобразовательным программам»
  •  Устава МАОУ-СОШ № 165;
  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы организации;
  • Положения о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации обучающихся организации;
  • Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Театральное творчество».

Пояснительная записка.

Социальный заказ общества педагогическим коллективам дополнительного образования можно сформулировать как организацию содержательного досуга детей и подростков, приобщение детей к культуре, развитие творческой личности ребенка (через удовлетворение интересов и потребностей, работу с одаренными детьми), в конечном счете социализацию личности ребенка. Базовая культура личности прежде всего основывается на развитии коммуникативной культуры и художественно-эстетической культуры. И здесь, роль театрального творчества невозможно переоценить. 

Театр как синтетический вид искусства активизирует интерес к разным видам искусства - литературе, живописи, архитектуре, музыке, вокальному искусству, искусству танца и искусству актера. 

Театр как искусство коллективное - искусство общения. Развитие навыков общения, формирование раскованного, общительного человека, владеющего и телом, и словом, умеющего слушать, а главное понимать своего партнера. 

Занятия театральным творчеством развивает фантазию, память, внимание, чувство ритма, пространства, времени и другие психологические составляющие личности, т. е. театральное творчество, развивая познавательные интересы детей, творческое мышление, оказывает влияние и на качественный уровень обучения по школьным дисциплинам. 

Отличительные особенности программы – комплексность занятий по основам актерского искусства.

На обучение по программе принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по физическому здоровью, в возрасте 7-9 лет. 

         Новизна данной программы заключается в использовании ИКТ – это учение с увлечением, постижение мира человеческих отношений и характеров через игру, лицедейство, которое поможет детям заселить свое уникальное духовное царство великолепными образами человеческого творения, посеять там зерна возвышенных идей, из которых вырастут потом убеждения, мировоззрения, моральные устои. В современном мире важны не столько фундаментальные знания, сколько творческое мышление, способность к фильтрации, быстрота реакции, устойчивость к психологическим нагрузкам.

Актуальность программы определяется потребностью у детей и подростков живого общения. Однако, живя в веке информационных и коммуникационных технологий, они уделяют большое количество времени виртуальному общению и виртуальным играм, в связи с этим у детей и подростков возникают сложности в живом общении друг с другом и организации своего досуга.

Театральная образность стимулирует творческое и прогностическое мышление, учит сводить многообразную информацию к сжатой и информационно емкой метафоре. Эмоциональная подвижность, готовность к публичному выступлению. Отработка быстроты и свежести реакции. Все это навыки, которые пригодятся студийцам в любой профессиональной деятельности. Занятия театральным искусством воспитывают зрителя, знакомят ребенка с началами эстетики. Чем раньше театр станет инструментом воспитания, тем больше выигрывает и ребенок, и общество в целом.

 «Театральное творчество» - стартовая программа, рассчитанная на перспективу, т. е. ребенку предоставляется возможность переходить от одного уровня к другому по степени накопления навыков. 

Педагогическая целесообразность.

Первая ступень в обучении маленького актера. Основная задача уровня – увлечь детей театральным искусством, привить зрительский этикет, научить правильному поведению и общению в коллективе. Театральное творчество, развивая познавательные интересы детей, творческое мышление, оказывает влияние и на качественный уровень обучения по школьным дисциплинам. 

Цель программы – изучение основ театрального исполнительского искусства, способствующих нравственно-эстетическому воспитанию личности, развитию творческих способностей и индивидуальности обучающихся. 

Задачи программы:

- познакомить с театром как видом искусства, сущностью театрального исполнительского творчества; 

- научить основам техники безопасности на занятиях и при работе на сцене;

- сформировать у детей интерес к искусству театра.

- воспитать творческую инициативу;

- воспитать нормы поведения в коллективе при соблюдении определённых правил; 

- воспитывать культуру зрителя.

- устранить излишнее мышечное напряжение, зажатость и скованность движений; 

- развить внимание, память, фантазию и воображение, быстроту реакции, сообразительность, чувство ритма; 

- развить мотивацию личности к познанию и творчеству; 

Формы организации образовательного процесса индивидуальная, подгрупповая и групповая. Уровень сложности: стартовый – рассчитан на детей первого года обучения в школе.

Режим и продолжительность занятий. 

Программа рассчитана на 1 год обучения, 2 академических часа в неделю, всего 76 часа в год. Периодичность занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу. 

Виды занятий по программе - игры, упражнения, тренинги, беседы, творческие отчеты, деловые игры, выездные тематические занятия, конкурсы, постановка спектаклей, концертная деятельность, посещение театров, экскурсий, участие в разработке и реализации проектов (проектная деятельность). 

Ожидаемые результаты.

Знают: 

- правила поведения и технику безопасности на занятиях, сценической площадке, в театре; 

- о театре как виде искусства; 

- театральные термины: жест, мимика, слово, сценическое внимание, герой сказки, сюжетная линия, театр на столе т.д.

 педагогом театральных игр и упражнений; 

- строение артикуляционного и дыхательного аппарата; 

- приемы дыхания, характерные для театрального исполнительства. 

Умеют: 

- участвовать в театральных играх и упражнениях 

- согласованно действовать в группе, одновременно командой выполнять заданные движения и придумывать новые; 

- сосредотачиваться на задании педагога и выполнять его; 

- ориентироваться в сценическом пространстве; 

- фантазировать на заданную тему; 

- восстанавливать последовательность всех предметов задания; 

- изменять свое поведение в соответствии с заданием; 

- организовывать сценическое пространство на столе из подручных предметов; 

- сочинять маленькие сказки с помощью подручных предметов и при помощи рук; 

- с помощью рук и предметов конструировать сказочных персонажей; 

в течение 15-20 минут; 

- видеть, слышать, воспринимать на сценической площадке; 

- равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом в разных темпах; 

- подготовить речевой аппарат к звучанию; 

- звучать в голосовых резонаторах; 

- разделять текст на речевые такты логическими паузами и определять главное слово или словосочетание в нем.

По окончании прохождения программы предусмотрен отчетный спектакль для родителей и детей.

Аттестация.

В качестве итоговой аттестации в конце каждого полугодия проводится итоговый спектакль для родителей и спектакли для учеников начальной школы.


       
Количество детей в группе: от 15 до 20 человек.

III. Учебный план

тема

час.

теория

практика

форма контроля

1

Введение в образовательную программу.

2

1

1

Опрос детей с целью определения знаний инструкций по технике безопасности и понятия «кукловод перчаточной куклы».

2.

Основы мастерства актера.

2

1

1

Контроль умения управлять движениями куклы.

3.

Работа над мини-спектаклем.

6

3

3

Определение уровня понимания содержания пьесы, знания своих ролей и навыков совместной творческой деятельности в диалогах и отдельных сценах спектакля

4.

Работа над спектаклем. Куклы и реквизит.

3

1

2

Изготовление своей куклы для спектакля

5.

Работа над мини- спектаклем. Выступление.

7

1

6

Мини- спектакль

6.

Художественное слово.

20

10

10

Контроль уровня усвоения  знаний о речевом дыхании и голосовых резонаторов.

Умение воспроизводить чистоговорки и ставить логические ударения и паузы, исполнять малые стихотворные формы.

7.

Театральная игра.

16

8

8

Контроль уровня усвоения навыков правильной осанки и походки.

8.

Основы мастерства актера.

8

2

6

Определение уровня развития фантазии и воображения, темпо-ритма и актёрского внимания.

9.

Работа над спектаклем.

9

3

6

Умение воспроизводить свои реплики в совместной сценической деятельности.

Определение общего качества работы коллектива при изготовлении декораций и мелких элементов спектакля.

10.

Реализация воспитательного потенциала творческой, художественно-эстетической деятельности обучающихся.

3

1

2

Определение уровня формирования эмоционального и интеллектуального восприятия театральной деятельности

Итого часов:

76

31

45

IV. Содержание учебного плана.

Тема 1. Вводное занятие.

Теория: Изучение инструкций по Т.Б.

Тема 2. Знакомство с понятием «кукловод перчаточной куклы».

Теория: В игровой форме проводится знакомство с понятием «кукловод перчаточной куклы».

Тема 3. Знакомство с принципом управления движениями перчаточной куклы.

Теория.  Принцип управления движениями перчаточной куклы.

Практика. Знакомство с принципом управления движениями перчаточной куклы в игровой форме.

Тема 4. Отработка движений головы куклы.

Теория.  Знакомство с принципом движений головы куклы.

Практика.  Отработка движений головы куклы в игровой форме.

Тема 5. Отработка движений рук куклы.

Теория. Принцип движений рук куклы.

Практика. Отработка движений рук куклы в игровой форме.

Тема 6. Выбор пьесы.

Практика.  Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Обсуждение выбора пьесы. Диалог.

Тема 7. Работа с содержанием пьесы.

Практика. Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними.  Обсуждение содержания пьесы.

Тема 8. Работа с содержанием пьесы.

Практика.  Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Обсуждение содержания пьесы в игровой форме.

Тема 9. Выразительное чтение сценария «по ролям»

Практика.   Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Обсуждение необходимой интонации, пауз, повышение и понижение голоса в зависимости от роли.

Тема 10. Распределение и пробы ролей.

Практика. Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Обсуждение распределения ролей и пробы ролей в игровой форме.

Тема 11. Разучивание ролей, репетиция отдельных сцен спектакля.

Практика. Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Разучивание ролей, репетиция отдельных сцен спектакля в игровой форме.

Тема 12. Разучивание ролей, репетиция отдельных сцен спектакля.

Практика.  Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Разучивание ролей, репетиция отдельных сцен спектакля в игровой форме.

Тема 13. Разучивание ролей, репетиция отдельных сцен спектакля.

Практика. Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Разучивание ролей, репетиция отдельных сцен спектакля.

Тема 14. Изготовление головы куклы.

Практика.  Подготовка необходимых материалов. Изготовление головы куклы.

Тема 15. Обработка и покрытие головы куклы.

Практика.  Подготовка необходимых материалов. Обработка и покрытие головы куклы.

Тема 16. Изготовление туловища куклы.

Практика.  Подготовка необходимых материалов. Изготовление туловища куклы.

Тема 17. Мини- спектакль. Выступление.

Практика.  Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Организация выступления артистов мини-спектакля.

Тема 18. Осанка.

Теория. Понятие о анатомическом строении человеческого тела, роли скелета и мышечного каркаса в формировании осанки.

Практика. Практическое освоение правил формирования хорошей осанки.

Тема 19. Речевое дыхание.

Теория. Понятие о анатомическом строении человеческого тела, органов дыхания, ротовой полости.

Практика. Практическое освоение правил формирования хорошего дыхания.

Тема 20. Голосовые резонаторы.

Теория. Понятие о анатомическом строении человеческого тела, голосового аппарата.

Практика. Практическое освоение правил формирования развитого голосового аппарата.

Тема 21. Звукоряд.

Теория. Понятие о анатомическом строении человеческого тела, голосового аппарата, носоглотки.

Практика. Практическое освоение правил формирования развитого голосового аппарата.

Тема 22. Чтение чистоговорок.

Теория.  Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Чтение чистоговорок. Приведение примеров.

Практика. Разучивание чистоговорок в игровой форме.

Тема 23. Речевые такты и логические паузы.

Теория.  Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними. Понятие о речевом такте и логических паузах. Приведение примеров.

Практика. Практическое освоение правил речевого такта, использования логических пауз.

Тема 24. Логические ударения.

Теория. Понятие о логическом ударении. Приведение примеров. Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними.

Практика. Практическое освоение правил использования логических ударений.

Тема 25. Главное слово или словосочетание в речевом такте.

Теория. Понятие о главном слове или словосочетании в речевом потоке. Приведение примеров. Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними.

Практика. Практическое освоение нахождения главного слова или словосочетания в речевом потоке.

Тема 26. Разбор художественного произведения.

Теория. Изучение алгоритма разбора художественного произведения.

Практика. Практическое изучение алгоритма разбора художественного произведения на примерах.

Тема 27. Исполнение стихотворений малых форм (ролей)

Теория. Изучение алгоритма подготовки к исполнению ролей.

Практика. Практическое применение алгоритма подготовки к исполнению ролей.

Тема 28. Правильная осанка.

Теория. Понятие о анатомическом строении человеческого тела, роли скелета и мышечного каркаса в формировании осанки.

Практика. Практическое освоение правил формирования хорошей осанки.

Тема 29. Правильная походка.

Теория. Понятие о анатомическом строении человеческого тела, роли скелета и мышечного каркаса в формировании походки.

Практика. Практическое освоение правил формирования походки.

Тема 30. Развитие мимики.

Теория. Понятие о анатомическом строении головы, роли мимических мышц в формировании мимики человека.

Практика. Практическое освоение правил формирования развитой мимики.

Тема 31. Азбука тела.

Теория. Понятие о анатомическом строении человеческого тела, роли скелета и мышечного каркаса.

Практика. Практическое освоение правил формирования здорового и тренированного тела и их роли в работе артиста.

Тема 32. Беби-степ.

Теория. Понятие о основах беби-степа.

Практика. Практическое освоение основ беби-степа и использования в подготовке спектакля.

Тема 33. Герой.

Теория. Обсуждение характеристики героя, его взаимоотношений с другими персонажами.

Практика. Обсуждение характеристики героя, его взаимоотношений с другими персонажами в процессе игры.

Тема 34. Жизнь сказки.

Теория. Обсуждение сюжета сказки, отдельных сцен и персонажей. Подготовка необходимых печатных материалов и работа с ними.

Практика. Обсуждение сюжета сказки в процессе игры.

Тема 35. Загадки превращений.

Теория. Знакомство с «превращениями» в сюжете сказки.

Практика. Обсуждение «превращений» в процессе игры.

Тема 36. Актерское внимание.

Практика. Отработка алгоритма и правил формирования актерского внимания.

Тема 37. Фантазия и воображение. Практика. Отработка алгоритма и правил формирования фантазии и воображения.

Тема 38. Сценическое действие.

Практика. Отработка алгоритма и правил формирования сценического действия.

Тема 39. Темпо-ритм.

Практика. Отработка алгоритма и правил формирования темпо-ритма.

Тема 40. Разучивание ролей, репетиция отдельных сцен спектакля.

Практика. Разучивание ролей, репетиция отдельных сцен спектакля.

Тема 41. Рабочая репетиция спектакля.

Практика. Первичная рабочая репетиция спектакля.

Тема 42. Объёмные декорации. Изготовление декораций.

Практика. Подготовка необходимых материалов и работа с ними.  Коллективное изготовление. Объёмные декорации. Изготовление декораций.

Тема 43. Изготовление декораций и мелких элементов спектакля.

Практика. Подготовка необходимых материалов и работа с ними.  Коллективное изготовление декораций и мелких элементов спектакля.

Тема 44. Изготовление декораций и мелких элементов спектакля.

Практика. Подготовка необходимых материалов и работа с ними.  Коллективное изготовление декораций и мелких элементов спектакля.

Тема 45. Генеральная репетиция.

Практика. Последняя репетиция перед показа спектакля.

Тема 46. Спектакль.

Практика. Показ спектакля аудитории.

Тема 47. Посещение спектакля в кукольном театре.

Практика. Посещение спектакля государственного театра кукол г. Екатеринбурга с экскурсией в «закулисье»

V.   Методическое обеспечение программы.

Методы обучения 

Игровые: 

- игры являются одним из способов постижения мира, а также адаптации ребенка в социальной среде; 

- игровая методика обучения способствует развитию у детей воображения, внимания, памяти; 

- театральные беседы и игры способны реализовать потребности детей в самовыражении, а также раскрыть их творческий потенциал; они способствуют развитию у детей познавательных интересов; 

- театральные игры обладают огромным потенциалом по раскрепощению, творческому преобразованию и раскрытию личности. 

В игре ребенок испытывает радость общения, открывает в себе новые возможности. 

Словесные: 

- объяснение, рассказы и беседы; 

практические: 

- игры, тренинги как комплекс упражнений, целью которых является приобретение и закрепление определенных навыков; 

- творческие задания: письменные и устные (сочинения, рисунки), сценические (этюды, спектакли, музыкально-поэтические композиции и др.); 

наглядные: - просмотр видеозаписей спектаклей и презентаций по конкретным темам; - просмотр спектаклей для детей, посещение концертов и выставок с обязательным обсуждением увиденного; 

- просмотр творческих работ учащихся в различных видах деятельности; 

репродуктивные: 

- участие в концертах, театрализованных тематических вечерах, спектаклях, конкурсах и фестивалях различного уровня; 

частично-поисковые: совместный с преподавателем выбор репертуара, определение темы, жанра;

проблемные: создание проблемных ситуаций и поиска различных способов решения задачи.

Формы подведения итогов реализации программы 

Навыки, полученные в процессе обучения, реализуются обучающимися в конкретной творческой работе в виде этюдов, сценических номеров, концертных выступлений и спектаклей, которые исполняются для зрителей в течение каждого учебного года. 

Информационное обеспечение: 

• библиотека аудио- и видеозаписей профессиональных чтецов и актеров; 

• библиотека словарей и художественной литературы; 

• компьютер, оснащенный звуковыми колонками, видеопроектор; 

• использование сети Интернет. 

Дидактическое обеспечение 

• кроссворд и викторина по технике безопасности; 

• сформирована фонотека звуков: звук ветра, вьюги, хруст снега, плеск волн, птиц и др.; 

• используются книги с русских народных сказок, басен Крылова и Михалкова; 

• используется схема строения дыхательного, речевого и артикуляционного аппарата человека для занятий по художественному слову; 

• изготовлены из бумаги бабочки, кораблики, снежинки для дыхательных упражнений по художественному слову; 

• карточки со скороговорками и детскими стихотворениями; 

VI. Материально-техническое обеспечение программы.

1. Кабинет;

2. Ширма;

3. Занавес для создания фона.

4. Парты - 32шт;

5. Компьютер.

6.Интерактивная доска с проектором

VIII.     Сведения о составителе.

Шевченко Наталья Владимировна.

Бирский государственный педагогический институт.

Специальность «Педагогика и методика начального образования»

Дата окончания: 1994 год.

Квалификационная категория: первая.



Предварительный просмотр:

Муниципальная автономная образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 165

620137, Екатеринбург, Садовая, 18, тел. (343) 341-76-21

e-mail: school_165@mail.ru

http: //165.uralschool.ru

Рассмотрена                                                                      Согласовано

на Педагогическом совете №1                         директор МАОУ-СОШ № 165

от 30 августа 2019 года.                                                  В.В. Васильева

приказ   № 310 от 02.09.2019 года 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«МАСТЕРСКАЯ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ»

Возраст обучающихся:  7 - 8 лет,

Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель: Шевченко Наталья Владимировна,
                                                                         педагог дополнительного образования
                                                                      первой квалификационной категории

г. Екатеринбург

2019г.

I. Паспорт программы:

Название программы

Мастерская народной игрушки

Автор-составитель

Шевченко Наталья Владимировна

Вид программы

типовая

Направленность

Техническая

Форма реализации

Очная

Срок реализации

1год

Возраст обучающихся

7-8 лет

Категория детей

Учащиеся младшего школьного возраста

Уровень освоения программы

Базовый

Краткая аннотация

Программа содержит комплекс занятий по основам прикладного народного творчества, направленный на развитие мелкой моторики, фантазии, памяти, внимания и других психологических составляющих личности. Развивает познавательные интересы детей, творческое мышление, оказывает влияние и на качественный уровень по школьным дисциплинам. 

На обучение принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по физическому здоровью.

        

Пояснительная записка.

Программа «Мастерская народной игрушки» имеет техническую и художественную направленность и создает условия, обеспечивающие выявление и развитие индивидуальных творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации.

Обретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое самим. На занятиях ребёнок приобретает способность видеть красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, запоминать, анализировать, обобщать.

Программа развивает способности ребенка с помощью видов художественного творчества: бумагопластика, лепка из глины и пластилина, работы в технике папье-маше, основы композиции, основы макетирования. В мире современной компьютерной анимации и IT – технологий владение навыками рукотворной художественной деятельности является весьма актуальным, так как даёт возможность реализоваться в самых разнообразных современных профессиональных сферах.

Данная образовательная программа составлена на основе нормативных документов:

  • Концепции развития дополнительного образования/распоряжение Правительства РФ от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2010/;
  • Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года;
  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996р-г/.;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Приказ № 196 от 9 ноября 2018 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной программы по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Устава МАОУ-СОШ № 165;
  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы организации;
  • Положения о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации обучающихся организации.

При составлении программы был учтён и использован материал следующих типовых программ, утверждённых Министерством образования и науки РФ: «Изобразительное искусство и художественный труд» Неменского Б.М.; «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» Шпикаловой Т.Я. Также был использован материал разработки педагогов специалистов по бумагопластике, таких как: С. Ю. Афонькина, Е.Ю., Афонькиной,

Отличительная особенность.

Отличительной особенностью данной программы заключается в добавлении разделов программы «Основы изобразительного искусства», разработке и применении максимально широкого спектра разделов лепки, пластического моделирования, объёмного декоративно-прикладного искусства и бумагопластики. Это позволяет создавать условия для более успешного развития творческого потенциала каждого ребенка, для большей заинтересованности у обучающегося и приобретению им практических предметных навыков. Занятия помогают сформировать у ребенка понимание возможности синтезировать материалы в изобразительном искусстве, развивают в нем эстетические качества. Кроме того, в программе уделяется внимание воспитательному блоку, нацеленному на формирование культурного и социально компетентного гражданина.

Новизна.

         Новизна данной программы заключается в использовании в практической части элементов декоративного и прикладного творчества. С этой целью в программу включены занятия прикладной направленности, а так же используются ИКТ-технологии (проведение интернет поиска и обзора, фиксация наиболее значимого материала и новых разработок в интернет-сообществе коллектива). 

Актуальность.

 Актуальность программы определяется потребностью у детей живого творчества, выражается в развитии навыков работы с различными материалами посредством коммуникативного, игрового методов. В мире современной компьютерной анимации и IT – технологий владение навыками рукотворной художественной деятельности даёт возможность реализоваться в самых разнообразных сферах. 

Педагогическая целесообразность.

Программа педагогически целесообразна, так как обладает мощным воспитательным потенциалом. Дети самостоятельно создают поделки - игрушки, преодолевают технические сложности, что способствует развитию трудолюбия, усидчивости, уважения к труду другого человека.

Творчество, развивая познавательные интересы детей, творческое мышление, оказывает влияние и на качественный уровень обучения по школьным дисциплинам

Цель программы.

 Цель программы - обучение традиционным и современным техникам прикладного народного искусства для содействия творческому и личностному развитию обучающихся.

Задачи программы.

Обучающая:

• освоить терминологии прикладного искусства;

• обучить различным художественным материалам;

• ознакомить техникам художественной деятельности;

• обучить проектной деятельности;

• сформировать навыки восприятия и передачи объема и формы;

Развивающая:

• развить творческие способности;

• развить колористическое видение;

• Развить моторику, пластику, гибкости рук и точности глазомера.

• развить художественной вкус, способность видеть и понимать прекрасное;

• развить компетенцию межличностного общения, трудовой культуры, эстетической культуры.

 Воспитательная:

• сформировать у детей устойчивый интерес к народному искусству и занятиям художественным творчеством;

• воспитать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие;

• воспитать аккуратность.

Формы и режим занятий.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7-8 лет.

Срок реализации образовательной программы 1 год.

Программа курса предусматривает 2 академических часа в неделю, всего 76 часов в год. Периодичность занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.


Количество детей в группе: от 12 до 20 человек.

Ожидаемые результаты обучения.

Результатами работы являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в социуме, элементарный опыт творческой и проектной деятельности. А так  же:

- воспитана творческая инициатива;

- воспитаны нормы поведения в коллективе;

- устранено излишнее мышечное напряжение, зажатость и скованность движений мелких мышц.

- умение взаимодействовать с педагогом и обучающимися в творческом процессе; 

- развита мотивация личности к познанию и творчеству;

- развиты внимание, память, фантазия и воображение, быстрота реакции, сообразительность.

Аттестация. В конце каждого полугодия в качестве итоговой аттестации проводится выставка творческих работ детей, с награждением наиболее успешных детей и поощрением членов остального коллектива кружка.

III. Учебный план

тема

час.

теория

практика

форма контроля

1.

Введение в образовательную программу.

3

1

2

Тест на  знание инструкций по технике безопасности и приемов работы с клеевыми материалами.

2.

Старая сказка на новый лад.

32

2

30

Изготовление простых изделий с мягкой и полумягкой бумагой, клеевыми материалами, умение выбирать наиболее эстетически пригодный материал для декорирования изделия.

3.

Изобразительные техники. Бумажная пластика

17

3

14

Изготовление игрушки в совместной деятельности с педагогом и детьми. Работа в паре и малой  группе.

4.

Народная роспись. Цветоведение.

10

4

6

Изготовление игрушки  в техниках народной росписи на базовом уровне

5.

Основы композиции.

2

1

1

Умение применять масштаб и знания о пропорциях –построение лекал.

6.

Проектная деятельность. Одежда для матрешки.

7

1

6

Созданиесвоего проекта  изделия.

7.

Воспитание культурного и социально компетентного гражданина.

5

1

4

Оценка предметов творчества в выставках, на экскурсиях

Итого часов:

76

13

61

IV. Содержание учебного плана:

  1. Введение в образовательную программу – 3 ч.

Инструкции по Т.Б.  Правила работы с инструментами. Особенности технологических процессов. Приемы работы. Особенности работы с клеевыми материалами. Техника безопасности.

  1. Старые сказки на новый лад – 32 ч.

Знакомство с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами Создание героев народных сказок для постановки мини-спектаклей на столе в технике бумажной пластики, изучая и используя различные приемы и способы работы. Изготовление декораций к спектаклю «на столе». Изготовление игрушек.

  1. Изобразительные техники. Бумажная пластика – 17 ч.                         Изучение азов рисунка и живописи, используя натуру. Работа над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Знакомство с историей народных кукол и создание собственных игрушек по мотивам кукол и игрушек народов Урала, России, итальянской и японской игрушки-куклы.

  1. Народная роспись. Цветоведение. 10 ч.                                                                   Работа с натуры. Спектр. Калейдоскоп. Насыщенность. Народная роспись в русском стиле. Контраст.

  1. Основы композиции – 2 ч. 

Масштаб. Пропорции. Статика и динамика.

  1. Проектная деятельность. Одежда для матрешки – 7 ч.                         Любимая кукла наших предков. Знакомьтесь – русская матрешка. Подготовка основы – заготовки из папье - маше. Обработка готовой заготовки. Декорирование заготовки.

  1. Воспитание культурного и социально компетентного гражданина – 5 ч.

Экскурсии на выставки. Итоговые выставки детей.

V.   Методическое обеспечение программы:

Основными видами учебной деятельности обучающихся являются: знакомство и изучение произведений изобразительного искусства; практическая творческая деятельность в различных жанрах, изучение художественных средств, художественных материалах и техниках. Применяемые методы обучения: репродуктивный, наглядный, практические и частично-поисковые методы. Кроме того, предполагается оптимальное использование таких инновационных технологий и методов организации учебно-воспитательного процесса, нацеленных на максимальное раскрытие личностного потенциала ребёнка, как модельный и творческий методы, а так же технологий индивидуального и дифференцированного подхода к обучению. 

Для реализации программы используются несколько форм занятий: 

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся, с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. 

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания). 

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру. 

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память. 

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка. 

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей. 

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога. 

Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей. 

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии. 

Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач. 

Проектная деятельность - творческая, исследовательская. Проектная деятельность предусматривает работу индивидуально и в малых группах (2-3 обучающихся). 

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам. 

VI. Материально-техническое обеспечение программы:

1. Учебный кабинет;

2. Ширма;

3. Занавес для создания фона.

4. Парты - 32шт;

5. Компьютер.

6.Интерактивная доска с проектором

7. Стулья ученические -32 шт;

8. Лекалы для изготовления мягких игрушек.

 

VIII.     Сведения о составителе:

Шевченко Наталья Владимировна.

Бирский государственный педагогический институт.

Специальность «Педагогика и методика начального образования»

Дата окончания: 1994 год.

Квалификационная категория: первая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....

Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»

Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...