Прошлое и настоящее вышивки крестом. исследовательская работа
проект (4 класс)

Москальцова Елена Викторовна

Введение……………………………………………………………………….3-4

1. Вышивка крестом – популярна и в наши дни………………………………5

2. Из истории вышивки крестиком…………………………………………...6-8

3. Воронежская вышивка……………………………………………………..9-10

    3.1 Народные мастера Воронежской области……………………………....10

4. Технология изготовления вышитой картины…………………………….....11

     4.1 Работа в творческой мастерской………………………………………...11

     4.2 Мастер – класс « Рождение вышивки»……………………………….....12

5. Выводы……………………………………………………………………..13-14

6. Используемые источники…………………………………………………….15

7. Приложение……………………………………………………………...…….16

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Прошлое и настоящее вышивки крестом.

исследовательская работа

Выполнила:

Прудникова Ксения,

ученица 4 «А» класса,

МБОУ Калачеевская СОШ № 1

Введение.

    Вышивка крестом в наши дни приобретает все больший  интерес. Вышивали женщины всегда: начиная с времен динозавров и по наши дни. Раньше вышивка предназначалась для сшивания одежды, потом для ее украшения, а сейчас для декоративного украшения жилья. Вышитые картины связывают нас с наследием наших предков. Ведь на Руси вышивке всегда придавали особое значение, ведь она связано с традициями русского народа. Особенно это относится к кресту. Крест считался оберегом, способным защитить от сглаза и нечистой силы.

    Я помню, когда первый раз увидела вышитую картину. Это была выставка мастериц на празднике хлеба. Чего там только не было! Все картины были разного размера и содержания. А еще раньше я видела вышивку на моей блузке. И много вышитых картин у моего классного руководителя дома. А еще мне очень нравятся уроки краеведения. И вот однажды в 1 классе, после рассказа учителя о народном костюме Воронежской области мне захотелось больше узнать о традиционной вышивке и самой вышить хотя бы небольшой рисунок, но  не все оказалось так легко и просто как казалось на первый взгляд.

     Так я увлеклась вышивкой и занимаюсь ее с 7 лет дома в свободное время дома и на уроках технологии в школе. Как оказалось, моя мама и бабушка тоже умеют вышивать и делают это профессионально. Мама поделилась со мной секретами мастерства. Я узнала о разных видах швов и разных видах вышивок, но увлек меня крест. Узнала историю вышивки крестом.

     И я для себя решила, что буду продолжать традицию наших предков. А по возможности и увлеку за собой моих друзей. Ведь вышивка имеет большое значение в истории Воронежской области, поэтому я хочу возрождать традиции своего народа, своей малой родины.

    Цель: изучение особенностей вышивки крестом Воронежской области, приобщение к искусству вышивки.

   Объект исследования- вышивка крестом на Воронежских народных костюмах.

   Предмет исследования- изготовление вышитой картины.

   Гипотеза: процесс вышивания очень интересный, им можно увлечь взрослых и детей.

   Задачи: 1. Изучить историю Воронежской вышивки на одежде.

2. Раскрыть технологию изготовления вышитой картины.

3. Провести выставку своих работ в классе и в школе на « Покровской ярмарке».

4. Популяризация вышивки крестом- мастер класс с учащимися моей школы.

   Методы исследования: 1. Библиографический метод.

2. Интервьюирование.

3. Практический метод.

4. Аналитический и графический метод обработки первичного материала.

Ожидаемые результаты.

  1. Повышение интереса среди моих знакомых, друзей и одноклассников к вышивке крестом, ее истории, технике создания картины.
  2. Развитие сформированных навыков самостоятельной работы и повышение искусства вышивания.

4

1.Вышивка крестом – популярна и в наши дни.

В человечестве всегда жило стремление к красоте. После появления первой одежды люди стали заниматься ее украшением. В результате появились разные виды художественного искусства. Не последнее место среди них занимает вышивание.

Лозунг современной жизни - скорость и мобильность. Человеку постоянно приходится пребывать в движении. Тихие радости для большинства людей превращаются в мечту. Вот и вышивка является аналогом восточной медитации, которая дает возможность взять передышку. В течение нескольких десятилетий этот вид рукоделия был предан забвению. В наши дни вышивка поистине переживает второе рождение.

Кому-то может показаться странным обострение к вышивке сегодня, когда прилавки магазинов изобилуют различными видами украшения  для ткани. Просто вещи, вышитые собственными руками, неординарны, самобытны и эксклюзивны. Во время рукоделия человек вкладывает в каждый стежок частичку собственной души. Вещи, украшенные ручным шитьем, создают атмосферу благополучия, тепла и уюта. [3]

Множество мастериц продолжают дело своих предков, на основе старых традиций создают новые. Сейчас вышивать узоры и картины стало намного проще, ведь в магазинах можно купить любой оттенок ниток, любую иглу. Канву можно купить уже с узором, останется только вышить. Хотя мне лично нравится вышивать по белой канве и наблюдать рождение картины от ее истоков.

  1. Из истории вышивки крестиком.

А вот раньше, в первобытном обществе, когда люди охотились на мамонтов и жили в пещерах, стало появляться рукоделие. Предпосылки к его возникновению послужило одно событие. После удачной охоты на мамонтов, мясо убитого животного съедалось, а шкура использовалась в качестве одежды.

Вот тогда человек понял, что для того что бы скрепить шкуру мамонта, нужно сделать первый стежок. Он и положил начало искусству, живущему и развивающемуся много веков. Со временем вышивание стало применяться в декоративных целях. Женщины всегда хотели выглядеть оригинально. С начало они скрепляли шкуры по своему вкусу, а потом стали такими стежками украшать одежду. С тех пор вышивка определяется как украшение готовых изделий орнаментом, выполняемым вручную. Самые древние вышивки были найдены учеными в Древнем Китае и датированы примерно 5 веком до нашей эры. Рисунок на этих вышивках выполнен волосом, золотом и серебряными нитями. Из Китая и других стран востока вышивка распространилась и на страны Европы по Великому шелковому пути. В каждой стране вышивка развивалась по собственному пути. В восточных странах изображали сказочных птиц и животных, используя при вышивке самые яркие и самые сложные орнаменты. В Западной Европе наиболее распространенной темой вышивок была церковная. Они выводили Библейские тексты и сюжеты. Каждый народ изображал в вышивке свое понятие красоты. Через вышивку можно понять мечты о будущем, мировоззрения. Что касается России, то в нашей стране вышивкам придавали значение оберегов. Каждый узор на вышивке имел свой особый смысл.

Любимым занятием русских девушек всегда было рукоделие.

Вышивать умели все : от самых юных до старух; от самых богатых до

крестьянок. На Руси вышивке всегда придавали особое значение, ведь вышивание связано с традициями русского народа. Особенно это относится к кресту. Крест считался оберегом, способным защитить от сглаза и нечистой силы. Во время язычества основные изделия, которые расписывались вышитыми узорами, это полотенца, простыни, занавески. Расшивались также рубахи, сарафаны, свадебные платья.

Когда Русь приняла христианство, украшать стали окна, зеркала и когда рождался ребенок, непременным атрибутом были удивительные работы мастериц. Каждый символ в узоре скрывал особый смысл. Круг, например, означал солнце, а крючковатый крест- пожелание добра, счастья. Часто изображали мифических животных и райских птиц. Одежда знатных людей были расшиты золотом и шелком.

Одновременно с этим начала развиваться сюжетная вышивка, отображающая бытовые сцены, природные пейзажи, портреты людей и изображения животных.

С приходом на Русь христианства вышивка приобретала новое значение. Теперь вышитые изделия рассматривались как символ Христовой веры. Особенная роль при этом отводилась вышивке крестом. Вышитые полотенца стали использоваться для убранства иконостаса, зеркал, окон и дверей жилища. Рукодельницы заранее готовили обереги к каждому венчанию, крестинам и рождению ребенка.

Когда вышивание появилось на Руси, оно считалось рукоделием высшего сословия. Объяснялось это высокой ценой материалов.

До наших дней сохранилось покрывало, предназначенное для убранства царского престола, которое было вышито одной из самых искусных мастериц своего времени, дочерью царя Бориса Годунова. Ксения вышила покрывало в 1601 году.

Сюжет вышивки- коленопреклонение святых мужей Никона и Сергия Радонежского Пресвятой Деве Марии, Иисусу Христу и Иоанну Предтече.

Постепенно вышивальное искусство перестало быть привилегией дворянства. В начале XVIII века вышивка стала привычным занятием крестьянских девушек.[ 4]

3. Воронежская вышивка

3.1 Народные мастера Воронежской области

  В каждой губернии были свои способы украшения одежды. Вышивка наиболее глубоко отражает традиции и художественный вкус народа.

Ценным наследием народного декоративно- прикладного искусства является воронежская вышивка. Она была самым любимым женским ремеслом. Накопленный многими поколениями опыт вышивальщицы хранят по сей день.

Большим разнообразием по технике и цветовой гамме отличаются воронежские вышивки.

  Широко известна вышивка « набором» черной нитью ( в Коротоякском, Бирючинском, Острогожском, Валуйском и Нижнедевицком).

Вышивки этой местности отличаются большой содержательностью, четким графическим геометрическим рисунком.

Вышивка украшала праздничные рубахи, передники, полотенца, поневы.     Праздничные рубахи и передник вышивались одинаковым строгим орнаментом ( черной нитью). Понева расшивалась почти сплошь яркими разноцветными шерстяными нитями. Такое неожиданное сочетание строгой черной вышивки на рубахе и переднике с поневой, переливающейся всеми цветами радуги, придавало одежде особую праздничность и характерное своеобразие.

  В южных уездах Воронежской губернии ( Лосевском, Бутурлиновском, Воронцовском) при украшении одежды вышивка черным дополнялась красноузорным ткачеством, нашиванием полосок цветной ткани, галуна, блесток и т. п.

В центральных уездах губернии ( Воронежском, частично Нижнедевицком) и в северных – Задонском, Землянском) вышивка черной нитью не вышивали, а вышивали красной нитью. [7]

В Воронежской губернии применялись многие виды швов. К числу наиболее древних и распространенных принадлежат : « роспись», « набор», « счетная гладь», « вырезы».

 В настоящее время в Воронежской области известно несколько мастеров художественной ручной вышивки.

Возрождением художественной вышивки занимается

Кузнецова Мария Михайловна — мастер художественной вышивки (г. Воронеж)

Мария Михайловна с 2003 года создаёт реплики старинных рушников и восстанавливает утраченные рисунки вышивки. Мастер великолепно владеет техниками — вышивка гладью и счётный крест. Она с точностью копирует схемы рисунков с фотографий, альбомов и книг, занимается реконструкцией старинных вышитых изделий с утраченными элементами. Особое место среди работ мастера занимают рушники. Для их создания использует общерусские сюжеты и мотивы, но традиционные для Воронежского региона цвета – красный и черный. М.М. Кузнецова — хороший копиист и реставратор. Ее вышивки отличаются высокой культурой исполнения. Работы мастерицы, выполненные на канве, выглядят современно. Создавая копии старинных вышивок, М.М. Кузнецова продлевает им жизнь в будущих поколениях.

 В нашем Калачеевском районе возрождением Воронежской художественной вышивки занималась Сапронова Лидия Васильевна. К сожалению, ее уже нет в живых, но у нас сохранилось видео с ее мастер- классом. Многие мастерицы поменяли место жительства и уехали из Калача. Живет на горе Пеньковой удивительная мастерица- Дьякова Ольга Ивановна. Она вышивает прекрасные картины крестиком. Но мастериц возрождающих Воронежскую вышивку у нас в районе не осталось.

4. Технология изготовления вышитой картины.

4.1 Работа в творческой мастерской.

Занимаясь вышивкой, прочитав книги Аристамбековой Н.Е. « Вышивка крестом» [4] и Шиманевской В.В.  « Вышивка крестом шаг за шагом» [5], я узнала секреты этого искусства:

1 Ткань нужно выбирать в зависимости от будущего изделия.

2. Крестом вышивать по ткани, где отчетливо видны нити основы.

3. Один стежок крестом должен полностью занимать маленький квадратик.

4. Для выполнения вышивки применяют хлопчатобумажные нити.

5. Аккуратное и надежное закрепление нити- это основа вышивки. Это красота изнанки и долговечность вышивки. Плохо закрепленные кончики вылезут при первой же стирке.

6. Стремление к ровным и аккуратным крестам может вызвать только уважение.

7. Для удобства натянуть ткань на пяльцы.

8. Для того, чтобы вышивка была более наглядная, все верхние стежки должны лежать в одну сторону.

9. Строчка из крестиков вышивается в два приема: сначала вышиваем строчку из нижних стежков в нужном количестве, затем заканчиваем крестики верхними стежками.

10. Ткань необходимо разбить на квадраты, размером 10 на 10 маленьких квадратиков.

11. Готовое изделии нужно аккуратно постирать, высушить и прогладить только с изнаночной стороны.

12. Теперь картину нужно натянуть и вставить в рамочку.

Подробная технология моей картины дана в приложении 6.

За 4 года занятием вышивкой мной изготовлено много картин. Я устроила в школе выставку из моих картин. Мои работы показаны в приложениях 5.

4.2 Мастер – класс « Рождение вышивки»

Я очень люблю вышивать, но может ли вышивка увлечь моих одноклассников? Чтобы ответить на мой вопрос, я решила провести мастер-класс в своем классе.

Сначала я рассказала о  истории вышивки крестом, потом о народном костюме Воронежской области и ее отличительных чертах. Затем познакомила ребят со своими работами. Детям мои картины очень понравились и некоторые всерьез заинтересовались вышивкой. На занятие я принесла с собой канву, мулине и простую схему. Рассказала о всех этапах рождения картины. Вышивать крестом оказалось не так уж и просто, но интересно. Я видела, как горят глаза одноклассников от появления на белом полотне небольшого рисунка. Конечно, результат удивил и воодушевил многих, многие захотели попробовать свои силы в более сложном рисунке- схеме.

5. Выводы. Заключение.

Вышивка существует с древних времен и несет в себе частичку истории. Вышивка знала взлеты и падения. Путь этого вида рукоделия через века в современность был тернистым, однако истинное искусство не может предаваться забвению и я решила, что буду продолжать это искусство.

Постараюсь умело сочетать опыт предков и свой творческий полет фантазии. Хотя вышивать картины очень сложно, но этот процесс успокаивает. На создание картин порой уходит несколько месяцев.

В процессе исследования я подробно познакомилась с историей вышивки. И не только вышивки в целом, а именно Воронежской вышивки. Она тесно связана с культурой нашего народа и традициями.

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. Вышивка- часть истории и культуры нашего народа, поэтому очень важно сохранить старинную вышивку, технологию ее изготовления как народную традицию.
  2. В нашей области секреты вышивки не забыты.
  3. Знакомство с творчеством Воронежских мастериц показало, что, как и в далеком прошлом, этим видом искусства занимаются женщины.
  4. Познакомившись и изучив настоящие работы мастеров, можно научиться выполнять их дома.
  5. Неожиданно поразила реакция сверстников после мастер класса. Они захотели заниматься ей дома. Многие даже купили наборы для вышивания крестиком.
  6. Процесс создания вышитой картины трудный, но интересный и может увлечь многих, что подтвердил мой мастер-класс « Рождение картины». Вышивка  крестиком одновременно дарит радость творчества и развивает интерес к данному виду искусства. Это подтверждает мою гипотезу.

Перспективы: В будущем я хотела бы открыть свой магазин для рукодельниц нашего района и там же обучать всех желающих вышивке крестиком.

Результатом моего исследования стала вышитая картина, сделанная своими руками, и приобщение учеников нашей школы к этому творчеству. В этом я считаю и заключается практическая значимость моей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно – исследовательская работа «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее»»

Изучить историю Свято-Троицкого храма с.Супонь, познакомиться с внешним и внутренним устройством храма....

научно-исследовательская работа "Прошлое и настоящее моей малой Родины"

Цель работы: воспитание патриотических чувств у учащихся начальной школы; любви к своей малой Родине; уважение к прошлому своего края....

научно-исследовательская работа "Прошлое и настоящее моей малой Родины"

Цель: воспитание патриотизма,  привитие любви к К своей малой Родина, уважение к истории своего народа....

Исследовательская работа "Открытки. Прошлое и настоящее"

Исследовательская работа об истории возникновении открыток....

Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»Проектно – исследовательская работа «Свято-Троицкий храм села Супонь: прошлое и настоящее»»

Урок обобщения и систематизации знаний.Курс ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») УМК «Перспектива»...

Исследовательская работа "Игры прошлого и настоящего"

Данная работа выполнена совместно с учащимся 2 класса Резником Игорем. Цель работы: сравнить игры поколений: детей и их родителей.Задачи::1. Познакомиться с литературой по теме и узнать, что тако...