Коррекционно - развивающая программа
рабочая программа (1 класс)
Коррекционно-развивающая программа на 2019-2020 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1a_korrektsionno-razvivayushchaya_programma.docx | 592.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
Коррекционно-развивающая программа
для 1А класса
на 2020-2021 учебный год.
Составила:
Кинжабулатова Я.А.
воспитатель ГПД
Нижневартовск 2020
Коррекционно-развивающая программа для 1А класса
на 2020-2021 учебный год.
В основу программы коррекционно-развивающей работы положено понимание:
коррекции как системы действий по внесению необходимых дополнений и корректив в планы и способы действий в случае расхождения эталона, реального действия и его результата как в положительную, так и в отрицательную сторону;
развития как процесса становления специфически человеческих высших психических функций в процессе жизнедеятельности ребёнка; подготовки личности ко всему творческому циклу (выбор проблемы, решение составляющих проблему задач, внедрение).
Составляющими коррекционно-развивающей работы лежит единство пяти функций:
- Информация о проблемах;
- Диагностическая работа в выбранном направлении;
- Анализ результатов и выявление детей, требующих внимания специалистов («группа риска»);
- Разработка плана решения проблем;
- Консультирование всех участников образовательного процесса;
- Оказание коррекционной помощи детям «группы риска» в соответствии с разработанным планом в течение учебного года;
Цель программы: Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на повышение уровня учебной мотивации, успешное освоение программы и развитие детей, с творческим и спортивным уклоном.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
- своевременное выявление детей с проблемами в обучении и поведении, одаренных (способных) детей;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с учётом особенностей психического развития, индивидуальных возможностей детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям детей с проблемами в обучении и поведении.
Содержание программы коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы:
- соблюдение интересов ребёнка
- системность
- непрерывность
- вариативность
- рекомендательный характер оказания помощи.
Организационными формами коррекционно-развивающего сопровождения детей являются:
- индивидуальные и групповые тематические занятия;
- беседы с родителями;
- выступления на родительских собраниях;
- консультации для педагогов и родителей;
- семинары и круглые столы по возникающим проблемам с участием приглашенных специалистов;
Программа коррекционно-развивающей работы направлена на три группы детей:
1. дети, не заинтересованные в учебе. Уровень их учебной мотивации низок, они не проявляют интереса ни на одном занятии;
2. дети, зеркально пишущие буквы и цифры;
3. ученики, чей уровень знаний и заинтересованности в обучении намного выше среднего.
1. Дети, не заинтересованные в учебе.
Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. Гуманизация образования требует формирования ребенка как субъекта деятельности, а гармонично развитая система мотивов является основным фактором, влияющим на этот процесс.
При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости, что и является основанием для проведения с такими учащимися коррекционно-развивающих мероприятий по развитию мотивов учебной деятельности.
Методические рекомендации для учителей начальных классов
Формирование учебно-познавательных мотивов младших школьников, должно явится одним из основных направлений работы учителя начальных классов. Для более эффективной работы в данном направлении учителю необходимо учитывать следующие рекомендации:
1) придание личностного смысла действиям ученика, которые ранее не имели для него внутренней значимости (посредством положительного оценивания, похвалы и т. д.);
2) научить школьника видеть, осознавать отдельные стороны учебного труда, связывать их с имеющейся у ребенка познавательной потребностью.
3) научить ребенка ставить самостоятельные цели в учебной работе или удерживать те, что поставил учитель;
4) вовлекать младшего школьника в процесс анализа, обсуждения условий и путей достижения целей;
5) обратить внимание на усиление роли поисковой деятельности учащихся, углубление в сущность изучаемых явлений, установление причинно-следственных связей.
Цель: развитие учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у учащихся первой группы.
Задачи:
формирование у учащихся определенного уровня понятий, правил, знаний;
расширение знаний, позволяющее увидеть общее и частное в предметах, явлениях, действиях;
знакомство учащихся со знаниями о прогнозировании, о соответствии причины и следствия, о возможных решениях одной и той же задачи;
формирование знаний о различных знаковых системах;
формирование умения ставить перед собой цель или удерживать предложенную учителем;
формирование умения прогнозировать результат деятельности.
Средства коррекции:
вербально-коммуникативные;
изобразительно-графические;
экспрессивно-мимические.
Форма коррекции: групповая.
Условия организации занятий: программа состоит из 10 занятий, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут.
Структура занятий:
организационная часть. Приветствие;
основная часть. Игровой блок;
заключительная часть. Рефлексия.
Занятие № 1
Тема. Знаки и символы
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент начала занятия.
2. Основная часть:
- игра "Игра художников". На индивидуальном листе бумаги, расчерченном на 20 клеточек, ребенок рисует в каждой клеточке (значком или символом) предмет, названный психологом. Интервал между словами 3-5 секунд. Далее проводится индивидуальная проверка нарисованного: ребенок называет подряд нарисованные предметы, объясняя свой рисунок.
Цель: научить детей обозначать предметы символами и значками (основы моделирования), развивать коммуникативные навыки, память.
- игра "Четыре стихии". Психолог произносит слова: "земля" - дети опускают руки вниз; "вода" - дети вытягивают руки вперед; "воздух" - поднимают руки вверх; "огонь" - вращают руками в локтях.
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение в цвете". Детям предлагается выбрать геометрическую фигуру любого цвета, отражающую его эмоциональное состояние, на момент окончания занятия.
Занятие № 2
Тема. Зашифрованная информация
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра "Настроение в цвете" (на начало занятия);
- игра "Найди отличия". Детям предлагаются картинки с 5 - 10 отличиями, которые нужно найти за определенное количество времени, игра направлена на концентрацию внимания.
2. Основная часть:
- игра "Опорные сигналы". Психолог называет косвенные признаки предметов и явлений, по которым ребенок должен угадать предмет. Далее детям предлагается поиграть в эту игру друг с другом.
Цель: показать учащимся методы шифровки и дешифровки информации, развитие внимания, словарного запаса, кругозора.
- игра "Разведчики". В комнате в произвольном порядке расставляются стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату обходя стулья с различных сторон, а другой ребенок (командир отряда) запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.
Цель: развитие моторно-слуховой памяти, объема и концентрации внимания, снятие двигательной расторможенности, негативизма.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение в цвете" (на конец занятия);
- упражнение "Шкала роста". Отработка навыков адекватного оценивания себя и своих достижений. Детям предлагаются три степени оценки: высокая - "звездочка", средняя - "флажок", низкая - "грибок", ребенок выбирает тот предмет, на который сам себя оценивает и кладет в свой "кармашек" занятий, объясняя при этом свой выбор.
Занятие № 3
Тема. Противоположности
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы (образа, выражающего то или иное эмоциональное состояние).
2. Основная часть:
- игра "Рисование на заданную тему". Детям предлагается нарисовать противоположные понятия (добро и зло, красивое и безобразное, веселое и грустное и т.д.).
Цель: формирование умения сравнивать противоположные понятия и передавать свое эмоциональное состояние.
- беседа - обсуждение детских рисунков.
- упражнение "Четвертый лишний". Психолог называет ряд предметов, один из которых по своим признакам является "лишним". Затем дети играют друг с другом.
Цель: развитие умения обобщать предметы по существенным признакам, развитие умения дифференцировать признаки на существенные и несущественные, развитие коммуникативных навыков.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы (на момент окончания занятия).
Занятие № 4
Тема. Ассоциации
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы.
2. Основная часть:
- игра "Ассоциации". Дети с помощью мимики и жестов, показывают различных животных, персонажей из сказок, книг, мультфильмов. Остальные пытаются угадать, того, кого показывает ребенок.
Цель: формирование наблюдательности, воображения; обогащение словарного запаса; углубление знаний о предметах, явлениях, состояниях.
- игра "Дорисуй предмет". Детям предлагаются нарисованные геометрические фигуры, которые нужно дополнить чем - либо, чтобы получился законченный предмет, явление.
Цель: развитие творческого мышления, наблюдательности, внимания.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы;
- упражнение "Шкала роста".
Занятие № 5
Тема. Читаем. Думаем. Говорим
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра "Настроение в цвете" (на начало занятия).
2. Основная часть:
- упражнение "Рассказ по картинке". Детям предлагается за определенное время составить рассказ по предложенной картинке. Детям предлагается оценить свой рассказ и рассказы других детей, выбрать самый лучший.
Цель: развитие навыков кодирования и перекодирования информации, развитие навыка выступления на публике, развитие умения оценивать себя и других.
- игра "Самый - самый". Детям предлагается рассказать о самом лучшем поступке в своей жизни.
Цель: развитие уверенности у ребенка своей уникальности, неповторимости, адекватной самооценки.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение в цвете" (на конец занятия);
- упражнение "Шкала роста".
Занятие № 6
Тема. "Умное предложение"
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра "Настроение в цвете".
2. Основная часть:
- упражнение "Составь предложение". Детям предлагаются наборы слов, из которых дети составляют предложения. Совместно выбираются: самое красивое предложение, самое быстро - составленное предложение, самое правильное предложение.
Цель: расширить знания о соответствии причины и следствия; увидеть общее и частное; развитие навыка оценивания себя и других.
- игра "Неоконченное предложение". Детям предлагается окончить предложения на тему "Моя школа".
Цель: развитие мышления у детей, развитие навыков анализа и синтеза.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение в цвете";
- обсуждение на тему "Что было легко, а что сложно?";
- упражнение "Шкала роста".
Занятие № 7
Тема. Математический урок
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра "Настроение в цвете".
2. Основная часть:
- упражнения "Задачи на движение", "Заполни пропуски в равенствах", основанные на материале уроков математики.
Цель: развитие пространственного мышления; развитие навыков соотнесения общего и частного.
- рисование на тему "Кто чего боится".
Цель: снятие негативных переживаний, препятствующих нормальному самочувствию детей.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение в цвете";
- упражнение "Шкала роста".
Занятие № 8
Тема. Что меня окружает
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы;
2. Основная часть:
- упражнение "Что меня окружает", основанное на материалах уроков окружающего мира. Детям предлагается составить рассказ о своем домашнем животном, о каком - либо времени года, о явлениях живой природы.
Цель: расширение знаний о предметах, явлениях живой природы.
- игра "Найди общее". Детям предлагаются карточки с изображением времен года, явлений живой и неживой природы, животных, птиц, рыб и т. д.
Цель: развитие умения находить общее в предметах и явлениях, умения высказывать свое мнение, расширение словарного запаса.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы;
- упражнение "Шкала роста".
Занятие № 9
Тема. Мир профессий
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра "Настроение в цвете".
2. Основная часть:
- игра "Мир профессий". Ребятам предлагаются карточки с изображением рабочих инструментов (дети выбирают то, что им нравится) , с помощью которых рассказывают о профессиях.
Цель: расширить знания о профессиях, пополнить словарный запас учащихся.
- игра "Кем я хочу быть". Детям предлагается обыграть самую привлекательную на их взгляд профессию ( можно использовать аксессуары, определяющие данную профессию).
Цель: выявить у учащихся имеющиеся профессиональные знания и определить их наклонности.
3. Рефлексия:
- игра "Настроение в цвете";
- упражнение "Шкала роста".
Занятие № 10
Тема. Обобщение. Подведение итогов
1. Организационная часть:
- приветствие;
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы;
2. Основная часть:
- игра "Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться". Детям предлагается составить три списка: "Что я умею", "Чего я не умею", "Чему хочу научиться", совместно обсудить то, что написали дети.
Цель: проанализировать свои умения и навыки.
- рисование на тему : "Наш дружный класс".
3. Рефлексия:
- игра "Настроение" с помощью пиктограммы";
- упражнение "Шкала роста";
- общее обсуждение вопросов "Что понравилось на занятиях, а, что нет?", "Что было полезным?", "Что было самым трудным на занятиях?".
2. Дети, зеркально пишущие буквы и цифры.
Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат:
- недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений ( т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу;
- недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;
- недостаточная сформированность буквенного гнозиса.
Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. В нашем классе таких учеников довольно много: Абрамов М., Качан Е., Капаций А, Качкова Е., Курникова В., Матяш М., Шитиков В., Юлмухаметова А.. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и раздифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.
В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили» на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.
Предпосылки «зеркального» письма могут быть выявлены в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не владеет грамотой. При этом особое внимание нужно обращать на тех детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.
Один из способов выявления таких предпосылок: взяв два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть «зеркально». То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур – ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально.
С началом школьного обучения такие дети точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей и одновременно о несистематичности, как бы случайности их проявления в отношения отдельных букв. Все это свидетельствует об общей несформированности пространственных представлений на фоне которой правильное или зеркальное написание отдельных букв носит во многом случайный характер. Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить.
Важно учитывать, что устойчивое преобладание левой или правой руки окончательно формируется примерно к 6 годам. Если доминирующей оказывается левая рука, то независимо от того, какой рукой ребенок будет писать, он требует в рассматриваемом отношении особого внимания.
Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.
Начинать здесь следует с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки. (Какая рука у тебя правая? А какая левая?).
Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.
Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.
Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п. И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п.
Начинать работу с таким ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно.
Работа по предупреждению «зеркального» письма должна вестись по нескольким направлениям.
Основные направления работы:
1. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).
2. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
3. Развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
4. Расширение поля зрения ребенка.
5. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.
Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «влево». Для осуществления этой цели должны проводиться разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов.
Поиск букв, наложенных друг на друга.
Необходимо выделять буквы, написанные одна на фоне другой.
Реконструирование букв.
Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.
Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К).
Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям.
1. Очень полезно письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э,Э,Э и т. д.
Перед записью каждой буквы ученик должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена - «смотрит».
2. После исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.
Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».
Дело в том, что многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью симметричны, в силу чего их просто невозможно написать «зеркально». Вот эти печатные буквы: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Эти 11 букв можно полностью исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и менее объемной. Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю.Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.
Задания:
- Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины
- узнать буквы, по их зеркальному изображению
- назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
- определить буквы, расположенные неправильно;
- обвести контуры букв;
- добавить недостающий элемент;
- выделить буквы, наложенные друг на друга
- представить фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, полукруг), различные по форме и величине и предложить ребенку подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме, различные по форме и цвету.
- соотнести формы фигур и реальных предметов: круг – арбуз, овал – дыня, треугольник – крыша дома, полукруг – месяц, а так же цвета фигур и реальных предметов
- Расширение объема и уточнения зрительной памяти
- «чего не стало?» - на столе раскладываются 5-6 предметов, картинок, которые необходимо запомнить, затем убирается незаметно одна из них. Ребенок называет чего не стало.
- ребенок запоминает 4-6 картинок, затем отбирают их (узнают) среди других 8-10 картинок
- запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем выбирать их среди других
- «что изменилось?» - разложить 4-6 картинок, нужно запомнить последовательность их расположения. Затем поменять их местами и ребенок показывает что изменилось и восстанавливает первоначальное расположение
- разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности
- Формирование пространственных представлений
- определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе
- определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева», «положи книгу справа, слева от себя»
- определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями – взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить ее у левой руки и ответить на вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»
- можно выполнять задания по инструкции: положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; сказать где находится рука по отношению к книге – справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева.
- дается 3 предмета и предлагается задание: положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа – ручку
- написать буквы справа или слева от вертикальной линии
- положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку
- нарисовать по речевой инструкции точку, ниже – крестик, справа от точки – кружок
- определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв
- Развитие зрительного анализа и синтеза
- найти фигуру, букву в ряду сходных – предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв (ла, лм, ад, вр, вз)
- сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти)
- сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв
- показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных
- дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению
- реконструировать букву, добавляя элемент: из А – Л – Д, К – Ж, З – В, Г – Б.
- реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв: Р – Ь, И – Н, Н – П, Г – Т
- определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: З – В, Р – В
- определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов; но различно расположенных в пространстве: Р – Ь, Г – Т, И – П, П – Н
На заключительном этапе работы широко используются письменные упражнения, так как именно в обеспечении правильного написания букв и состоит конечная цель всей работы. В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы: элементы в буквах дописываются только с правой стороны и в направлении сверху вниз. Важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только готовым «видом» пусть даже и правильно написанных букв.В качестве письменных упражнений можно использовать письмо под диктовку отдельных букв, затем – слогов и слов с этими буквами. При отсутствии ошибок переходят к записи предложений.
Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. Подобные ошибки могут периодически возникать при изучении новой темы. Они – отголоски когда-то актуальных проблем.
«Зеркальность» в математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.
Следует помнить, что даже после проведения комплексной коррекционной работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы, своевременно выполняя работу над ошибками.
3. Ученики, чей уровень знаний и заинтересованности в обучении намного выше среднего.
В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. Стоит заметить, что одаренность детей может проявляться в различных направлениях. Типы одаренности, которые легко увидеть:
1. Интеллектуальный тип одаренности. Именно таких детей называют “светлыми головами”.Они, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто умеют самостоятельно их получать – сами читают литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют различный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности:
- когда проявляются, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации;
- высокие способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знаний.
Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени – сначала высокие способности проявляются как бы “по всему спектру”, а со временем обнаруживается специализация способностей, и соответственно, интересов. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов. Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или как их еще принято называть, “вундеркиндов”.
2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть “академическим”. При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще усваивать материал, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным.
3. Художественный тип – этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности
4. Креативный тип. Главная особенность этого типа выражается в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается на практике, т.к. стандартные программы не дают возможности этим детям выразить себя. Тот факт, что практически у всех творческих детей отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен – именно так называемая не комфортность, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти “в ногу” со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира. У творческой одаренности много различных вариантов: есть дети, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают такие, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.
5. Еще один тип одаренности, который сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, - это так называемая лидерская, или социальная одаренность. Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей предлагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим, необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях решающим. Есть лидеры действия – они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направления движения, ведут за собой
6. Психомоторная или спортивная одаренность. Бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности. Почти все первоклассники занимаются спортом: карате, самбо, ушу, плавание.
Принципы работы для развития способностей и проявления одаренности у детей:
- Эмоциональное отношение к деятельности (положительные эмоции).
- Обязательное включение ребенка в практическую деятельность, только в ней ребенок может осваивать, порождать и применять ее способы.
- Демократический стиль отношений, доброжелательный климат на всех уровнях: (администрация – воспитатель – ребенок – семья).
- Нерегламентированная творческая среда.
- Широкий круг общения: включение в различные общности (в том числе и взрослые профессиональные сообщества).
- Социальная значимость и поддержка развития не только специальных способностей, но и интеллектуальных, творческих способностей через прессу, телевидение, общественную оценку.
- Мотивация, воля, познавательная потребность ребенка.
- Подражание творческой личности – значимому для ребенка взрослому
. Формы работы с одаренными детьми:
- кружки по интересам
- конкурсы, викторины
- спортивные состязания
- выставки прикладного искусства
- индивидуальные выставки
- исследования динамики развития
- оформление индивидуальных портфолио руководителем кружка
- проекты исследовательской и творческой деятельности детей под руководством руководителей кружков
Работа с интеллектуально развитыми детьми. В 1А интеллектуально одаренным можно назвать Сергиенко Софию и Корнилову Александру. С ними мы готовим проектные работы на фестиваль ученических проектов «Грани познания».
Работа с «академическими» детьми. Рябоконь А., Максютов М., Владарчук М., Елкин В., Зайцева В., Перегудов И. - самые ответственные ученики. Во всех викторинах и олимпиадах, проводимых в классе, именно эти дети получают самый высокий балл. С легкостью они могут подготовить короткое сообщение к уроку. Рябоконь А., Зайцева В., Перегудов И. приняли участие в школьных олимпиадах, Максютов М. участвовал в конкурсе «Человек и природа».
Работа с творческими детьми. Прекрасно рисует Юмагужина А., Корнилова А. девочки занимаются в школе искусств. Участвуют во все классных и школьных конкурсах по рисованию. Сергиенко С. и Карташева А.занимаются хореографией, свои таланты они готовятся продемонстрировать на концерте «Зеленый крыжовник». Рябоконь А. выразительно читает стихи, принимала участие в конкурсе чтецов стихотворений Муссы Джалиля.
Работа с лидерами. К лидерству стремятся Панфилов М. и Сергиенко С. при этом между собой они прекрасно ладят. В начале учебного года проводились игры на развитие коммуникативных способностей детей, что необходимо для лидера. В середине года эти детки прекрасно справляются с ролью дежурного в классе.
Работа со спортивно одаренными детьми. Действительно высоких результатов добиваются Шуранский А., Максютов М., Лазарев А. Саша занимается хоккеем, Марат карате, а Артем совмещает карате и хоккей. В школе на секцию карате ходят 4 мальчика, на самбо ходят 7 учеников. К середине года все дети добились высоких результатов.
Итоги проведенной работы.
Первая группа. Большинство деток проявили интерес к школе, к учебе еще на адаптационной неделе. Однако с пятью учениками возникли трудности, связанные с низким уровнем учебной мотивации (Капаций А., Лазарев А., Шуранский А., Антипов А., Абрамов М.). Занятия, описанные выше проводились еженедельно с сентября по ноябрь. Диагностика, проведенная в января показала, что Лазарев А. добился высокого результата по математике; Капаций А. показал средний уровень по русскому языку и высокий по математике; Шуранский А.. показал высокий результат по математике и низкий по русскому языку. Антипов А., и Абрамов М. пока остаются на том же уровне. Им предлагаются дополнительные задания, периодически проводятся консультации с родителями.
Вторая группа. Самая большая группа, состоящая из 8 учеников: Абрамов М., Качан Е., Капаций А, Качкова Е., Курникова В., Матяш М., Шитиков В., Юлмухаметова А.. Занятия с этими детками проводятся еженедельно с октября месяца. На январь месяц можно сделать вывод, что занятия дают результат. Все реже в тетрадях встречаются зеркально написанные буквы и цифры.
Третья группа. На середину года уже можно подвести итоги проведенной работы. Всех деток в разной степени можно назвать одаренными, каждого по-своему.
На праздник первоклассника мы всем классом готовили песню, это было первое выступление ребят на сцене, с которым все прекрасно справились. Сейчас дети активно готовятся к «Зеленому крыжовнику». С Корниловой Сашей и Сергиенко Софией идет подготовка к участию в «Открытии мира» Хрушков А. и Фирхов А. с радостью выступают организаторами в командных соревнованиях в классе. К середине года все дети добились высоких результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.
Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...
Индивидуальная программа развития учащегося Коррекционно-развивающая программа для ученицы 3 общеобразовательного класса
Настоящая программа составлена для ученицы 3 «б» общеобразовательного класса Марии Ф., 1999 г.р. Заключение республиканской комиссии 2008 года – недораз...
Коррекционно – развивающая программа ученика 3 специального коррекционного класса VII вида П. А.
Программа коррекционной работы обеспечивает выявление особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ( ограниченными возможностями здоровья) и осуществлениеиндивидуально ориентированной психол...
Коррекционно-развивающая программа для работы с учащимися начальной школы, имеющими трудности в усвоении учебной программы.
Целью коррекционно-развивающих занятий является развитие познавательных процессов у учащихся начальной школы (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления) и психологических предпосылок ...
Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».
образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...
Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с РАС"
Авторско-составительская программа (в соавторстве). Психологическое сопровождение учащихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации. (2018-2019 учебный год)...
Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ТНР"
Авторско-составительская программа (в соавторстве). Рабочая программа психологического сопровождения учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в образовательном процессе (2018-2019 учебный год)...