Программа по внеурочной научно-исследовательской работе "Хочу все знать"
элективный курс (1 класс)

Авторская программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hochu_vsyo_znat.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Краткая аннотация проекта
  2. Вид проекта – завершённый

3.Сроки реализации проекта  - 2015 – 2019 г.г.

Этапы: 2015 – 2016 – подготовительный этап проекта

              2016 – 2018 – Организация

              2018 - 2019 – заключительный этап проекта 

Участники проекта:

Доленко Ирина Анатольевна учитель начальных классов;

 группа обучающихся 1в – 4в классов; учащиеся 5д класса, родители обучающихся начальных классов.

Задачи проекта:

  1. Обучение проектно-исследовательской деятельности в начальной школе в рамках конкретных предметных областей (окружающий мир, математика, литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, технология) и  в плане достижения учебных и метапредметных результатов у младших школьников в урочном и внеурочном пространстве.
  2. приобщить школьников к самостоятельной работе с дополнительной литературой, как печатной, так в сети Интернет;
  3. научить находить основные положения, относящиеся к избранной проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать практический материал, на основании чего делать соответствующие выводы;
  4. научить методикам для проведения исследований и правильно осуществлять статистическую обработку полученных данных;
  5. отработать технику оформления проектных работ;
  6. выработать навыки представления результатов проектно-исследовательских работ с учетом требований и регламента.
  7. активизация интереса к знаниям;
  8. развитие представлений о межпредметных связях;
  9. развитие коммуникативной направленности;
  10. развитие научного мышления;

развитие творческого подхода к собственной деятельности

освоение новых информационных технологий

Критерии оценки ожидаемых результатов

В  ходе реализации проекта обучающихся, сформированность у них универсальных учебных  действий (анкеты), их учебные результаты (анализ административных контрольных работ), образовательные результаты (портфолио), уровень самостоятельности в организации обучения вне урока (анализ участия ребёнка в конкурсах, олимпиадах, индивидуальных и коллективных проектах

     Актуальность темы. Новый ФГОС в современной начальной школе ориентирован на формирование у младших школьников так называемых универсальных учебных действий. Термин «универсальные учебные действия» означает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса; полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

         В стандарте выделены четыре вида универсальных учебных действий: личностные (внутренняя мотивация к учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение), регулятивные (способность принимать и сохранять учебную цель, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия), познавательные (умение использовать знаково-символические средства, овладение действиями моделирования, широким спектром логических действий и операций, общими приёмами решения задач), коммуникативные (умение учитывать позицию собеседника, партнёра, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи).

         В современной начальной школе реализуются разные технологии обучения ,направленные на формирование указанных в стандарте результатов, в том числе и проектно-исследовательская деятельность. Под проектно-исследовательской деятельностью мы понимаем специально организованную учебно-познавательную деятельность учащихся по проектированию индивидуального или коллективного исследования, которая предполагает: а) постановку образовательных задач; б) планирование хода и способов исследования;  в) определение ожидаемых результатов и продуктов; г) развёртывание деятельности по решению личностно-значимых образовательных задач (инициатив); д) создание конкретного продукта.

        Интерес  к проектно-исследовательской деятельности на современном этапе развития начальной школы обусловлен следующими её образовательными ресурсами в достижении личностных и образовательных результатов

  •  Во-первых, учащиеся приобретают позитивный опыт проектирования и пробных поисковых действий, а также опыт разных способов соорганизации (учитель-ученик, ученик – ученики, ученик – родители, разновозрастное сотрудничество);
  • Во-вторых, у детей формируются универсальные учебные действия: познавательные; информационно-речевые; связанные с организацией деятельности;
  •  В-третьих, дети получают первые  представление о работах отечественных и зарубежных учёных в определённой области знания, практически знакомятся с понятием" исследование" и его методами, у них развиваются такие личностные качества, как любознательность, самостоятельность, ответственность, коммуникативность, способность к самообучению.

Таблица №1:  Организация  обучения проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Первый этап : пропедевтический  (1 касс)

Цель этапа: Погружение детей в проектно-исследовательскую деятельность через организацию разновозрастного сотрудничества с учащимися  1-х и 5-х  классов.

Формы работы:

-презентационные занятия совместно  с  учащимися  1-х и  5-х  классов;

Содержание

Позиция учителя и учащихся

Деятельность детей

УУД, формирующиеся в рамках данного этапа

- формирование первичных представлений детей о проектно-исследовательской деятельности через организацию разновозрастного сотрудничества с учащимися 5-х классов.

 - проведение свободных уроков с целью формирования и реализации собственных познавательных интересов;

Учитель: лидер в организации совместной учебно-познавательной деятельности детей.

Учащиеся:

исполняют, выбирают

- знакомятся с книгой, со способами  получения информации;

- овладевают первоначальными навыками сотрудничества (в паре, группе);

- учатся представлять результаты познавательной деятельности в виде рисунка, моделей, макетов;

- с помощью родителей выполняют мини-проекты;

- под руководством учителя проводят кратковременные исследования в рамках уроков;

- учатся оценивать свою деятельность (по совместно с учителем разработанным критериям).

Познавательные:

- умение наблюдать;

- находить доступную информацию в книге, из рассказа учителя, старших учеников;

- сохранять в памяти увиденное, услышанное, прочитанное;

-составлять небольшие сообщения по изучаемой теме;

- представлять результаты деятельности в виде сообщения, рисунка, модели.

Регулятивные:

-способность принимать учебную цель, участвовать в планировании её реализации;

- способность сосредоточиться на общем деле, определять свою роль;

- сотрудничать с другими детьми, учителем для реализации проекта;

- обсуждать результаты деятельности с учителем, пятиклассниками.

Коммуникативные:

- умение услышать другое мнение;

-отстаивать свою точку зрения без конфликтов;

- делиться информацией, в форме монолога (доклад) и диалога (обсуждение);

       Результатом первого этапа обучения детей проектно-исследовательской деятельности можно считать:

-появившийся у детей интерес к исследовательским действиям преимущественно практического характера;

-приобретение первичных коммуникативных навыков в общении с одноклассниками, учащимися 5-х классов, учителями;

-опыт пробных проектно-исследовательских действий, осуществляемых с помощью, учителя, родителей.

Второй этап : организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности (2класс--3класс)  

Цель этапа: Научить детей поэтапной организации коллективного  исследования с элементами проектной деятельности с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений.

Формы работы:

-коллективные исследования, осуществлённые с учётом детской инициативы с постепенным развёртыванием всех этапов исследования;

-организация осуществления мини-проектов в рамках учебных предметов;

-специальные занятия по формированию отдельных исследовательских умений на всех уроках.

Содержание

Позиция учителя и учащихся

Деятельность детей

УУД, формирующиеся в рамках данного этапа

- практическая реализация основных этапов исследования (рождение замысла, разворачивание замысла в деятельности, оформление и предъявление результатов;

 - формирование первоначальных проектно-исследовательских умений;

-  работа по реализации коллективных и индивидуальных мини-проектов;

- выход учащихся за пределы класса  школы с результатами работ

Учитель: помощник-консультант в организации совместной проектно-исследовательской деятельности детей.

Учащиеся:

Выбирают, инициируют.

-осуществляют поиск информации из рассказа учителя, рисунка, наблюдения в природе, учебного текста, схемы;

- сотрудничают в группе по реализации коллективных проектов;

- самостоятельно осуществляют мини-проекты;

- совместно с учителем и учащимися оценивают свою деятельность;

- участвуют в  районных и областных конференциях с результатами своих работ.

Познавательные:

- с помощью учителя выстраивать гипотезы, определять цели и задачи работы;

- искать и анализировать доступную информацию;

-представлять результаты деятельности в виде иллюстраций, макетов, моделей;

-совместно выстраивать выводы по итогам реализации коллективного проекта.

Регулятивные:

-выбирать учебную цель, планировать её реализацию;

-участвовать в распределении задач между участниками проекта, сотрудничать друг с другом, учителем по их реализации;

-осуществлять взаимооценку  действий и результатов коллективной  работы, оценивать свой вклад в неё;

Коммуникативные:

-консультироваться у педагога, друг у друга по содержанию работы;

-вести учебный диалог с учителем, одноклассниками;

-строить монологические высказывания, отображая предметное содержание изучаемого материала;

-способность представлять результаты коллективных проектов перед широкой аудиторией детей за рамками класса, школы.

         Результатами второго этапа можно считать: приобретение детьми опыта создания инициативных групп, реализующих коллективные исследовательские проекты; формирование универсальных учебных действий, связанных с реализацией проектов (осуществлять поиск информации разными способами;  формулировать  вопросы и выстраивать простейшие гипотезы исследования; разнообразно представлять результаты и продукты своей деятельности; оценивать свою деятельность и деятельность группы); на данном  этапе  происходит  расширение  коммуникативных  каналов  за  счёт выхода  детей  с результатами работ за пределы не только класса, но и школы.

Третий этап: расширение пространства проектно-исследовательской деятельности через овладение разными видами проектирования ( 4 класс)

Цель: Научить детей разным видам проектирования с осуществлением индивидуальных и групповых исследований по определённому плану.

Формы работы: учебный проект; образовательный проект; социальный проект;

овладение способами организации  индивидуального исследования

Содержание

Позиция учителя

и учащихся

Деятельность детей

УУД, формирующиеся в рамках данного этапа

- формирование более сложных проектно-исследовательских умений;

- овладение новыми видами проектов (учебный, образовательный, социальный проект);

  -организация разновозрастного сотрудничества с учащимися среднего и старшего звена.

Учитель:

организатор и участник проектно-исследовательской деятельности детей.

Учащиеся:

инициируют,

выбирают.

- осуществляют поиск информации в источниках разного типа;

- анкетируют других детей и взрослых;

-осуществляют индивидуальные и коллективные учебные проекты;

- с помощью учителя осуществляют образовательные проекты;

- овладевают навыками социального проектирования;

-  оценивают свою деятельность по разработанным совместно с учителем критериям;

- участвуют в  конференциях с результатами своих работ и выступают в качестве экспертов.

Познавательные:

-формулировать гипотезы, определять цели и задачи работы;

-выбирать методы исследования (наблюдение, эксперимент, анкетирование, измерение, сравнение,  интервьюирование и др.);

-творчески преобразовывать результаты познавательной деятельности, представлять их в виде макетов, моделей, сказок, игр и пр.;

-формулировать выводы и заключения.

Регулятивные:

-инициировать учебную цель, планировать деятельность по её реализации;

-распределять задачи в группе и самостоятельно по реализации проекта;

-осуществлять взаимооценку и самооценку по реализации проекта.

Коммуникативные:

-аргументированно отстаивать свою точку зрения;

-сотрудничать с учениками среднего звена по реализации проектов в роли равноправных партнёров;

-инициировать и осуществлять сотрудничество с учителями по реализации индивидуальных проектов;

-представлять результаты индивидуальных проектов на уровне школы, района, области.

Результатами третьего этапа можно считать: овладение детьми способами организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности (исследовательский, творческий, комбинированный проекты); умение самостоятельно осуществить все этапы этой деятельности, приобретение навыков равноправного делового сотрудничества с одноклассниками, учителями, родителями, учащимися среднего звена;  анализ (экспертиза) результатов и продуктов своей и совместной работы; приобретение опыта разных видов проектирования.

 Результат:

  •  повысить мотивацию школьников к учению;
  • расширить свой творческий потенциал;
  • способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;
  • создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;
  • способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;
  • наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;
  • получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.

Цели и задачи проекта были достигнуты.

Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, региональной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

План мероприятий на 2015-2016г.

Участники

организаторы

1.

Обучение проектной работе  на уроках математике,окружающего мира и во внеурочное время

1.Математикус.

2. «Геометрия вокруг нас»

2.

Исследовательская деятельность

1.исследовательская работа «коровье молоко» октябрь 2015

5д 1в родители

5д,

2.подготовка 5кл НПК «Серебряная Альфа» ноябрь-декабрь 2015

5кл,Слушатели  1в

3.родительское собрание декабрь 2015

Родители 1в

Вика В 5д

4.Исследовательская работа  в урочное время окружающий мир

5.подготовка к НПК индивидуальные консультации

Аяна Д

Егор Л

Амелия Б

Милана В

И.А

План мероприятий на 2016-2017г.

Участники

организаторы

1.

Обучение проектной работе  на уроках математике,окружающего мира и во внеурочное время

2.

Исследовательская деятельность

1.исследовательская работа (предметная)

А.вода

, И.А

2.подготовка 6кл НПК «Серебряная Альфа» ноябрь-декабрь 2016

6кл,Слушатели  2в

Рита Ш

Эрдем П

И А

3.родительское собрание  октябрь 2016

Родители 2в

И.А

4.Исследовательская работа  в урочное время окружающий мир

5.подготовка к НПК индивидуальные консультации

Аяна Б

Анна Л

Алексей А

Егор Л

Милана В

Доленко И.А

План мероприятий на 2017-2018г.

Участники

организаторы

1.

Обучение проектной работе  на уроках математике,окружающего мира и во внеурочное время

И.А

2.

Исследовательская деятельность

1.исследовательская работа  «Родной край» «экология»

3 в

, И.А

2.подготовка Республиканской НПК «Первые шаги»

Егор Л

Милана В

5.подготовка к НПК индивидуальные консультации

Елена М

Нарана Ц

Арина Ц

Кира Е

И.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о научно-исследовательском проекте"Хочу все знать"

Статья  в школьной газете  посвящена   работе  научного общества "Созвездие" учащихся 3 класса  МБОУ "Сош №8" города Астрахани, в рамках  работы по  проекту "Хо...

научно-исследовательская работа "Развитие математических способностей младших школьников во внеурочное время

- Процесс совершенствования математических знаний при реализации различных форм внеклассных занятий по математике....

Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях

Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...

Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"

Научно-исследовательская работа "Программа внеурочной деятельности "Юный журналист" как средство социализации и развития творческих способностей младших школьников"...

Внеурочное занятие в 3 классе по НИО («Научно-исследовательская деятельность»)

Тема: Работа над структурой проекта. Мини проект «Нарядная клумба на школьном дворе»Учитель: Сапрыкина С.И....

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Игры народов Севера", "Территория культуры", "Умники и умницы", "Я-исследователь". Планы работы по организации научно-исследовательской деятельности.

Рабочие программы по внеурочной деятельности: "Игры народов Севера", "Территория культуры", "Умники и умницы", "Я - исследователь". Планы работы по организации ...