Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс
рабочая программа

Логачева Татьяна Андреевна

Юный художник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vn.deyat-t_yunyy_hudozhnik_5_klass.docx45.33 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа для 5 классов  разработана на основе:

- основной образовательной программой начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»,  

- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный художник» в 5 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и  РАХ  Б.М. Неменского – «Рабочие программы по изобразительному искусству     для 5 – 8 классов». Коллектив авторов: Б.М. Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских.  Издательство -  М.: Просвещение, 2016 г., с использованием  программно-методического пособия «Изобразительное искусство в школе. Региональный  компонент. 5-7 класс». Коллектив авторов: Банников В.Н., заведующий кафедрой художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, к.п.н., член Союза художников России, дипломат Российской академии художеств, действительный член ЕАЕН, МАНПО.; Устенко Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, заслуженный учитель России, член корреспондент МАНПО-Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007.

Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства.

Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.

Основная цель программы внеурочной деятельности «Юный художник» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчеством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Задачи программы внеурочной деятельности:

  1. Обучение основам традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в большой семье народов России, умению использовать жизненные наблюдения в творческих работах, поиск новых форм в изобразительной, декоративно-творческой деятельности.
  2. Воспитание эстетического отношения к национальным традициям в культуре и искусстве, произведениям устного народного и профессионального творчества.
  3. Развитие познавательной активности, художественно-творческого интереса к изобразительной и декоративной деятельности на основе культуры обских угров, культуры России.

        Программа данного курса предполагает повышение историко-культурного уровня обучающихся, создаёт атмосферу творческого поиска, толерантности, интереса к культуре народов Севера, а сравнительный анализ культуры обских угров с культурой других народов, проживающих в  регионе, и культурой России дает наиболее широкое представление о своей большой и малой Родине. Программа  рассчитана на два года обучения. В пятом классе 34 часа (1 час в неделю), что составляет 34 часа в год (34 учебные недели).

  1. Планируемые результаты освоения  курса «Юный художник»

                В процессе реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

                Личностные универсальные учебные действия:

-основы гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину,  любви к своему краю, осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов России и мира;

- мотивация учебной деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений;

- эстетические потребности, ценности и чувства

- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

                Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

                Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

                Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

2.Содержание курса внеурочной деятельности

(с указанием форм организации и видов деятельности)

5 класс

1.Многообразие форм и средств изображения предметного мира.(3 часа)

Птицы Севера.

Орнамент на колыбели.

Священные птицы обских угров

2. Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве. (4 часа)

В тайге и на реке моя работа.

Дары сурового края.

Таежный урожай.

Таежный урожай.

3. Народное искусство – источник вдохновения (6 часов)

Тучан и ее секреты.

Тучан и ее секреты.

Керамика старожилов Тобольского Севера.

Северная фантазия.

Северная фантазия.

Легенды и сказания о священных деревьях обских угров.

4. Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции (1час).

Напевы о Югре.

5. Человек и среда его обитания в их взаимопроявлениях и изобразительном искусстве. (3 часа)

Северное сияние.

Северное сияние.

Северное сияние.

6. Народный костюм России как культурное достояние народов мира. (8 часов)

Нюплуева шуба.

Нюплуева шуба.

Головные уборы и обувь обских угров.

Головные уборы и обувь обских угров.

Украшения в культуре народов Севера.

Украшения в культуре народов Севера.

Одежда как отражение национальной традиции.

Одежда как отражение национальной традиции.

7. Международный фольклорный фестиваль проявление народных традиций в пространстве культуры. (2 часа)

Разноликий хоровод.

Разноликий хоровод.

8. Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве. (4 часа)

Олененок быстроногий.

Олененок быстроногий.

Живая зябь.

Живая зябь.

9. Пасха – праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения христова. (2час)

«Как мир хорош в своей красе нежданной…»

«Как мир хорош в своей красе нежданной…»

10. Весеннее многообразие природных форм в искусстве. (1 час)

Поле зыблется цветами.

3.Тематическое планирование

Тип урока

Тема беседы и творческой работы

Виды изобразительной деятельности: материалы

Количество часов

Дата проведения

По

плану

По

факту

1

Урок изобразительного творчества

Птицы Севера.

Анималистический жанр. Искусство художника-анималиста и особенности работы в этом жанре. Особенности графической и живописной манер художников в передаче очертаний птиц и животных, причудливости и изысканности форм, контрастови нюансов цветовых оттенков. Своеобразие техники исполнения. Специфика композиционных построений: формат, размеры и количество изображений, степень проработанности деталей. Выполнение с натуры этюда северных птиц. Композиционные поиски, выбор живописных и графических приемов в выражении собственного впечатления (линия, пятно, штрих, лессировка, раздельный мазок, «а-ля-прима», вливание цвета в цвет). Роль фона в выявлении эмоционального впечатления.

Многообразие форм и средств изображения предметного мира.

М.: карандаши, уголь, мелки, акварель, гуашь, бумага

1

2

Урок народного декоративного творчества

Орнамент на колыбели.

Священные птицы Югры. Сравнение изображений птиц в живописи и декоративном искусстве. Принципы трансформации природных форм вдекоративные: упрощения строения птицы, формы, цветовых оттенков, объема. Роль деталей контрастов и нюансов, размеров изображений в усилении декоративного образа. Своеобразие трансформации формы в искусстве обских угров. Изображение птиц на бересте в технике процарапывания. Выполнения эскиза декоративной формы с использованием приемов стилизации птиц на основе натуральных зарисовок и традиционных орнаментальных решений обских угров

Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира. М.: акварель, бумага, гуашь

1

3

Урок народного творчества.

 Священные птицы обских угров.

Образ глухарки на изделиях народных мастеров и в произведениях художников. Выполнение в технике граттаж или материале декоративной формы с использованием приемов стилизации птиц на основе натуральных зарисовок и традиционных орнаментальных решений обских угров (макет колыбели, круглое панно, подвеска и т.д.)

Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира.

М.: акварель, бумага, гуашь, тушь, воск, береста

1

4

Урок графики

В тайге и на реке моя работа.

Зарисовки фигур промысловиков (рыбаков, охотников). Традиционные виды рыбалки и охоты обских угров. Многообразие тем, сюжетов, средств выразительности в различных видах искусства (изобразительное, музыкальное, поэтическое) для отражения народного праздника труда.

Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве.

М.: по выбору обучающихся

1

5

Урок графики

Дары сурового края.

Зарисовки фигур сборщиков ягод, кореньев, трав, шишек. Осенины – цикл традиционных осенних праздников, связанных с завершением работ на земле, в тайге, со сбором дикоросов, с уборкой урожая. Зарисовки женских фигур в традиционной одежде по описанию и восприятию художественных произведений, отражающих труд сборщиков.

Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве.

М.: по выбору обучающихся

1

6-7

Уроки изобразительного творчества

Таежный урожай.

Создание тематической многофигурной композиции. Художественные приемы решения сюжетной композиции, посвященный труду. Выбор цветовой гаммы в соответствии с замыслом. Передача состояния осени, праздничного настроения. Выявление цветом композиционного центра. Выбор сюжета на темы: «Дары сурового кря», «В тайге», «Последние ягоды», «Таежные урожай». Композиционное решение сюжетного центра, действующих лиц, их размеров, пропорций. Выполнение композиции в цвете

Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве.

М.: простой или цветные карандаши, акварель, гуашь и др.

2

8

Урок народного творчества.

Тучан и ее секреты.

Изучение яркого самобытного прикладного искусства коренных жителей Югры. Его связей с хозяйственной жизнью, бытовым укладом и традиционным мировоззрением. Произведения народного декоративно-прикладного искусства как неотъемлемая часть материальной культуры прошлых лет и нынешних дней, местные этнические и национальные особенности. Выполнение эскиза сумки для рукоделия. Конструирования ее формы, раскрой деталей

Народное искусство – источник вдохновения.

М.: карандаши, цветная бумага, сукно, мех, бисер, нитки, подвески и т.д.

1

9

Урок народного творчества.

Тучан и ее секреты.

Традиционные мешки и сумки, используемые для хранения рукоделия и одежды. Основная форма сумок – полуовальная, вертикально и горизонтально вытянутая. Различные приемы декорирования: орнаментация, чередование темных и белых полос, бахрома, пучки бечевок, низки бус, металлические подвески, нашивки. Техника меховой мозаики. Центральная розетка и орнамент ленточного типа с синонимией фона и узора

Народное искусство – источник вдохновения.

М.: карандаши, бумага, мех, бисер, нитки, подвески и т.д.

1

10

Урок народного творчества.

Керамика старожилов Тобольского Севера.

История керамического промысла на тобольском севере, его особенности орнаментальных композиций древнего искусства. Применение орнаментального декора в декоративном искусстве. Зарисовки-повтор отдельных мотивов. Компоновка-вариация ленточных орнаментов с включением мотивов. Древняя керамика – память о прошлом и современная жизнь. Творческое прочтение многообразия форм традиционных сосудов современными художниками-керамистами

Народное искусство – источник вдохновения.

М.: простой карандаш, бумага, кисть, гуашь, тушь.

1

11-12

Уроки декоративного творчества с элементами художественного конструирования

Северная фантазия.

Создание декоративной вазы. Переосмысление цветового, образного строя старинных орнаментов в современном искусстве. Постоянство ритмических размещений бордюров на поверхности сосудов в соответствии с их конструкцией. Проектирование объекта(вазы). Конструирование современной формы керамического сосуда (на основе вспомогательных готовых форм – пластиковых упаковок) и его декор. Лепка конструкции в материале по готовым формам и проекту.

Народное искусство – источник вдохновения.

М.: пластиковые упаковки (бутылки различных форм, пропорций), глина, пластилин, гуашь, кисть

2

13

Урок изобразительного творчества

Легенды и сказания о священных деревьях обских угров.

Роль деревьев в жизни коренного населения Югры, укладе их отношений с природой. Знакомство с мифами и легендами северных народов о деревьях. Изучение особенностей строения деревьев нашего региона и приемов их изображения.

Народное искусство – источник вдохновения.

М.: простой карандаш, мелки, уголь, кисть, гуашь, тушь, бумага

1

14

Урок диалог об искусстве

Напевы о Югре.

Изучение творчества, поэтов, музыкантов, сказителей, пейзажистов нашего края. Праздник народного творчества, посвященный родному краю. Синкретизм в искусстве.

Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции

1

15

Урок графики

Северное сияние.

Создание пейзажной композиции. Северная природа  и архитектура – памятник величайшему мастеру, народной мудрости и н духу. Своеобразие северной природы и архитектуры в разных регионах России. Зарисовки по памяти, представлению и описанию главных элементов пейзажа с учетом региональной специфики. Выполнение эскиза.

Человек и среда его обитания в их взаимо-проявлениях и изобразительном искусстве. М.: карандаши, гуашь, мелки, фломастеры, бумага

1

16-17

Уроки живописи

Северное сияние.

Создание пейзажной композиции (колористическое решение). Поэтичность северного пейзажа в разные времена года, своеобразие цветного решения зимних пейзажей Югорского края  в произведениях пейзажистов. Поиск выразительного цветового решения

Человек и среда его обитания в их взаимо-проявлениях и изобразительном искусстве. М.: гуашь, акварель, бумага

2

18-19

Урок народного творчества.

Нюплуева шуба.

Традиционная зимняя одежда обских угров. Народный костюм в зеркале истории. Эстетика зимней национальной одежды. Символика образов природы в декоре и покрое традиционной зимней одежды северных народов. Зарисовки по описанию и с натуры зимней национальной одежды по выбору. Конструктивные особенности зимней одежды обских угров.

Народный костюм России как культурное достояние народов мира.

М.: простой карандаш, гуашь, кисть, тушь, бумага

2

20-21

Урок народного творчества.

Головные уборы и обувь обских угров.

Характерные черты традиционной обуви и головных уборов обских угров. Зарисовки по  описанию и с натуры национальных головных уборов и обуви по выбору. Конструктивные особенности головных уборов и обуви обских угров.

Народный костюм России как культурное достояние народов мира.

М.: простой карандаш, гуашь, кисть, тушь, бумага

2

22-23

Уроки декоративного творчества с элементами художественного конструирования

Украшения в культуре народов Севера.

Символика украшений. Изначальное предназначение национального украшения – функции оберега и амулета. Ювелирное изделие как показатель и знаковый символ социального статуса его владельца. Место и значение украшений в ансамбле народного и современного костюма как средство формирования целостности ансамбля. Разработка и моделирование украшений для ансамбля национального костюма. Создание эскизов и вариантов изделий (браслет, пояс, нагрудное украшение), исполняющее функцию оберега. Выполнение изделия в материале по разработанным проектам  

Народный костюм России как культурное достояние народов мира.

М.: береста или ее имитация, бисер, бусинки, шерстяные нитки, фольга.

2

24-25

Урок народного творчества.

Одежда как отражение национальной традиции.

Эстетика народной одежды, ее зависимость от представлений о жизни и смерти, молодости и старости. Символика образов природы в декоре и покроя народного костюма. Характерные черты традиционного костюма обских угров. Народный костюм в зеркале современной моды. Зарисовки по описанию народных костюмов по выбору. Конструктивные особенности народной одежды.

Народный костюм России как культурное достояние народов мира.

М.: акварель, гуашь, цветные мелки, белая или  тонированная бумага

2

26-27

Уроки декоративного творчества. уроки скульптуры

Разноликий хоровод.

Фольклорный фестиваль – праздник народного мастерства, музыки, танца. Особенности фольклорных фестивалей народов мира: разнообразие костюмов участников, специфика представляемых видов традиционного искусства, праздничных действ. Вариант1. Разработка коллективной композиции на одну из тем: «На фольклорном фестивале», «Музыкант» и т.д. Динамика фигуры человека, изображение характерных атрибутов, костюмов участников фестиваля, праздничного колорита. Вариант2. Лепка рельефной плакетки и составление единой фризовой композиции для оформления школьного интерьера к фольклорному празднику.

Международный фольклорный фестиваль проявление народных традиций в пространстве культуры.

М.: цветной пластилин, коробочка – форма плакетки (картон), стеки.

2

28-29

Уроки народного творчества с элементами художественного конструирования

Олененок быстроногий.

Изготовление щепной игрушки. Символ оленя в народной игрушке. Игрушка из дерева –древнейший художественный промысел. Региональные особенности народной игрушки. Русский север – родина щепной птицы, истинного символа добра и красоты. Образ птицы, оленя – синтез мифологических представлений, легенд, сказок, поверий и творческой фантазии мастеров. Органичная слитность конструкции игрушек с декором, материалом, технологией изготовления. Конструирование из бумаги щепной игрушки (имитация) в творческих группах с опорой на план проектируемого объекта.

Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве.

М.: щепа, резак, плотная бумага белая или тонированная (бежевых оттенков), ножницы.

2

30-31

Уроки живописи

Живая зябь.

Пейзаж в половодье. Образ водной стихии как гимн пробуждению природы в народном и профессиональном искусстве. Образ моря в искусстве зарубежных и отечественных художников. Марина – бесконечное многообразие колористических решений. Разнообразие состояний, настроений, драматических событий в пейзажах маринистов. Работа над композицией.

Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве.

М.: акварель, гуашь, цветные мелки (пастель), бумага белая или тонированная. Выбор художественных материалов, приемов письма, соответствующих задуманному сюжету.

2

32-33

Уроки живописи

«Как мир хорош в своей красе нежданной…»

Пасхальный натюрморт. Пасха как праздник дохристианской и христианской традиций. Праздничные звоны, духовные песнопения. Пасхальная радость в образах русского искусства.Эстетика ритуально-бытового поведения в Пасху. Живописно-декоративное решение композиции пасхального натюрморта с натуры. Выбор материалов и техники выполнения работы. Примерный перечень произведения искусства: живопись – Д.Моранди.  «Натюрморт»; И.Машков. «Московская снедь. Хлебы»; Л. Большакова. «Пасхальный натюрморт»; архитектура – Новоиерусалимский и Воскрсенский соборы; народное и декоративно-прикладное искусство – пасхальные яйца – ювелирные произведения Фаберже; пасхальная открытка; музыка – С. Рахманинов. «Светлый праздник».

Пасха – праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения христова. М.: гуашь, акварель, цветные мелки белая или тонированная бумага и др. (по выбору обучающихся)

2

34

Урок графики

Поле зыблется цветами.

Богатство природных форм пробуждающейся природы и отражение их в искусстве. Выразительные средства графики в отражении многообразия форм, силуэтов, строения, декора поверхности растений и насекомых. Графические зарисовки с натуры и по представлению цветов, трав, насекомых к коллективному панно «Земля пробуждается»

Весеннее многообразие природных форм в искусстве.

М.: карандаш, фломастер, тушь, перо, бумага, белая или тонированная

1

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...