Общение младших школьников с нарушением зрения.
статья

В статье рассказываеся о трудностях и особенностях общения младших школьников с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общение младших школьников с нарушениями зрения

Автор: Евтеев Михаил Александрович.

Дефекты зрения нарушают взаимодействие человека со средой, в результате при врожденной или рано возникшей слепоте затрудняется установление социальных связей и отношений. У ослепших нарушаются уже установившиеся связи.

Дефекты зрения в зависимости от времени их появления и глубины могут в той или иной мере обуславливать возникновение условий, препятствующих формированию или проявлению активной жизненной позиции, установлению дружеских и деловых отношений с детьми и взрослыми.

Особенности процесса формирования образа восприятия при нарушениях зрения и его специфика, такие качества этого образа, как нечеткость, огрубленность, неточность, недостаточная целостность, фрагментарность, малая обобщенность не могли не сказаться на общении.

М.И. Лисина определяет общение, как взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование их усилий с целью установления отношений и достижения определенного результата, а также характеризует его как один из видов деятельности, развивающийся у ребенка с первых дней жизни. Это свидетельствует о том, что данное понятие и коммуникация воспринимаются часто как отражение одного и того же – взаимодействие индивидов.

Язык, как средство общения, обеспечивает коммуникативные акты и обмен информацией при совместной деятельности. Поэтому так важно, чтобы партнеры говорили на «одном языке». При этом речь идет о понимании друг друга, включающим содержание, мимику лица, пантомимику тела, эмоциональную выразительность, объем терминов, слов, разнообразных ситуаций.

 Однако общение довольно часто рассматривают только как речевой акт, который является лишь одним из его компонентов. Структура же его более широка и раскрывается как в речевом, так и в неречевом взаимодействии. Слово, его содержание, интонация, жест, мимика, взгляд являются средствами такого общения. Овладение ими позволяет лучше понять друг друга как в совместной деятельности, так и в эмоциональных взаимоотношениях.

Нарушение или потеря зрения по-разному сказываются на уровне речевого и неречевого общения.

Опыт речевого общения незрячего ребенка со взрослым и неминуемо приводит его к необходимости использовать речь для все более правильного отражения объективных свойств предмета, что позволяет ребенку достигать большего эффекта во взаимоотношениях со старшими в ходе совместной предметной деятельности, в которой взрослые применяют речевые словесные обозначения как самих предметов, так и действий с ними.

Отсутствие или глубокое нарушение зрения ведет к потере информации от неречевых средств коммуникации. Это затрудняет и обратную связь со  взрослым. Здесь необходимо видеть две стороны невербального общения:

1. слепой или слабовидящий ребенок не видит или нечетко видит движения собеседника и не может их интерпретировать и точнее понять нюансы его отношения к себе или к событию, о котором идет речь;

2. не владея образными средствами, он не может дать взрослому дополнительные сведения  об обсуждаемых проблемах из-за отсутствия у него выразительных средств коммуникации.

Для ребенка с зрительными дефектами, особенно при общении на расстоянии, характерно неточное восприятие жестикуляции вследствие снижения остроты центрального зрения и нарушения бинокулярности. Он реже использует ее и, как правило, только для уточнения словесной информации.  Изучение замены жестов у слабовидящих детей выявляет бедность и однозначность образов представлений о движениях, прочно закрепленных за одним словом. Круг суждения у такого ребенка становится значительно уже, а сами образы фрагментарны, нечетки, слабо обобщены. Они выступают не как самостоятельные единицы в средствах невербальной коммуникации, а лишь как вспомогательные средства, уточняющие речевую информацию.

Развитие пантомимики как информационной функции коммуникации затруднительно и для нормально видящих, и для детей с нарушениями зрения. Зрительные дефекты связаны также с трудностями развития движений: отсутствие стереоскопического восприятия, монокулярный характер зрения у ребенка с амблиопией и косоглазием снижает его двигательную активность. Имея меньшую подвижность и небольшой опыт общения, он плохо ориентируется в элементах выразительных движений тела и не использует крупную моторику для выражения своих чувств, желаний, тем самым не создает для систему двигательных образов, отражающих отношение к объектам и субъектам, с которыми контактирует, не имея четких образов выражения своих чувств в пантомимике. Все это также затрудняет общение детей с нарушениями зрения со взрослыми.

Коммуникации и социальные отношения для слепых являются проблемой, которая решается тяжело, несмотря на то что построение общественных связей и взаимодействия с окружающим миром и людьми у незрячего ребенка начинается достаточно рано.

При анализе возникающих противоречий выявилась особенность детей с нарушением зрения. Для них характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что проявилась в более частом обращении за помощью и оценкой деятельности к взрослому, переводе этой оценки в вербальный коммуникативный план.

Нечеткий образ восприятия взрослого человека не позволяет учащимся на основе экспрессивно-мимического выражения судить о его состоянии, а также отношении к собеседнику и обсуждаемой теме.

Анализ развития средств общения на уровне их воспроизведения  у учащихся младших классов с нарушением зрения показал, что такие дети значительно отстают от  зрячих дошкольников по степени овладения неречевыми формами коммуникации.

Наибольшее отставание отмечается в предметно-действенных средствах общения, что выражается в позах и жестах, неадекватных конкретной ситуации и не соответствующих эмоциональному состоянию человека. Для них характерна скованность движений, стереотипия в выражении эмоциональных состояний, вербальность знаний о правильных жестах, действиях при общении со взрослыми. Отмечаются недостатки в речевых средствах межличностного общения (в культуре устной речи при контакте «лицом к лицу», в ее плавности, понимании и воспроизведении в речи эмоционального состояния человека по описанию, в связи между речевыми и неречевыми средствами коммуникации и т.д.).

Трудности общения со взрослыми наблюдаются также при переходе к деятельности, требующей изменения средств общения. Однако они связаны не только со зрительным дефектом, но и со слабой работой по развитию взаимоотношений в школе. Проведение коррекции по направленному формированию методов коммуникации помогает устранить выявленные недостатки.

 В основе трудностей и недостатков общения детей с нарушениями зрения со взрослыми как в речевой, так и в неречевой сфере лежит дефицит образов представлений, связанных с объектом и субъектом коммуникаций, или их нечеткость, фрагментарность, малая обобщенность, голый вербализм.

Недостатки коммуникативной деятельности и общения в целом можно компенсировать и корригировать в ходе специальной работы, направленной как на исправление первичного дефекта медицинскими средствами, так и на коррекцию вторичных отклонений в ходе психолого-педагогического обучения, основанного на развитии зрительного восприятия, умения получать, понимать и использовать информацию от сохранных анализаторов. Это позволяет создать целостное, системное, обобщенное и адекватное представление о мире, человеке и его позиции как в индивидуальном, так и в коллективном общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ, КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Программа скорректирована на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли - сад - начальная школа)./ Под ред.  Л.И. П...

Формирование навыков устных вычислений у младших школьников с нарушениями зрения.

У младших школьников с нарушениями зрения возникают трудности при выполнении математических заданий, и повышение уровня сформированности устных вычислительных навыков возможно путем специально организ...

Особенности развития зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения

В статье освещены основные направления работы по развитию зрительного восприятия учащихся классов "Охраны зрения"....

Рекомендации по совершенствованию восприятия формы у младших школьников с нарушением зрения

В разработке представлены игры и упражнения, способствующие развитию восприятия формы младшими школьниками с нарушениями зрения....

Особенности письменной речи младших школьников с нарушениями зрения

Проблема выявления особенностей развития письменной речи младших школьников с нарушениями зрения....

Статья" Адаптивная физическая культура для младших школьников с нарушениями зрения"

Принцип адаптации рабочей программы по предмету физическая культура...