Способы и приемы работы с обучающимися по подготовке к ВПР
методическая разработка (4 класс)

Способы и приемы работы с обучающимися по подготовке к ВПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Способы и приёмы работы с обучающимися при подготовке к Всероссийским проверочным работам по русскому языку»

Назначение ВПР по русскому языку— оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС.

 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые выполняются в разные дни и различаются по содержанию и количеству заданий. 
Часть 1 содержит 3 задания: диктант (задание 1) и 2 задания по написанному тексту. 
Часть 2 содержит 12 заданий, в том числе 9 заданий к приведенному в варианте проверочной работы тексту для чтения.

ОБОБЩЁННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Всего заданий — 15; из них по уровню сложности: Б — 13; П — 2. 
Максимальный балл за работу — 38 баллов. 
Общее время выполнения работы — 90 мин. 
Задания частей 1 и 2 выполняются в разные дни. На выполнение заданий части 1 отводится 45 минут, в конце этого времени ответы на задания части 1 сдаются. На выполнение заданий части 2 отводится также 45 минут.

Уровни сложности заданий: Б — базовый; П — повышенный.

Что дают ВПР

Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР выпускников начальной школы в результате позволит:

  • психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ОГЭ и ЕГЭ,
  • определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения,
  • даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах,
  • будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам,
  • родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка,
  • даст возможность улучшить общую систему обучения.

Подготовка к ВПР

Алгоритм подготовки к ВПР

1.  Выписать перечень планируемых результатов по предмету из Примерной программы (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол /15).

2.  Подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов.

3.  Провести повторение по разделам учебной предметной программы.

4.  Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т. д.

5.  Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.

При отборе заданий важно выдерживать такие принципы:

1)  Задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой стороны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения, поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует;

2)  Заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным;

3)  Задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достижение планируемого результата на повышенном уровне.

Как помочь учащимся подготовиться к ВПР?

1. Составить план подготовки по предмету и рассказать о нём учащимся.

Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.

2. Дать учащимся возможность оценить их достижения в учебе.

Обсуждая с учащимися пройденный материал, делать акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.

3. Не говорить с учащимися о ВПР слишком часто.

Регулярно проводить короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Следует обсуждать основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не  следует заострять на них внимание.

4. Использовать при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приёмы.

Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации, например на собственном сайте или в группе в одной из социальных сетей.

5. «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).

Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.

6. Научить учащихся работать с критериями оценки заданий.

Показ простого примера демонстрационного задания и разбор подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.

7. Хвалить своих учеников.

Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Нужно убедиться, что ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.

8. Общение с коллегами!

Использовать ресурсы профессионального сообщества. Знакомиться  с опытом коллег, их идеями и разработками, применять  их на практике. В нашей школе широко распространён обмен опытом и обсуждение информации, поиск решения проблем.

9. Общение с родителями и привлечение их на свою сторону!

Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Постараться обсуждать с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.

Советы во время проверочной работы

Соблюдай правила поведения на проверочной работе!

Слушай, как правильно заполнять бланк!

Работай самостоятельно!

Используй время полностью!

При работе с заданиями:

Сосредоточься!

Читай задание до конца!

Думай только о текущем задании!

Начни с легкого!

Пропускай!

Исключай!

Запланируй два круга!

Проверь!

Не оставляй задание без ответа!

Не огорчайся!

Большую ценность имеют языковые разминки: орфографические, морфологические, лексические, морфемные и т.д. – служащие своеобразным прологом к уроку, включающим младших школьников в активную деятельность. Они могут проходить в форме игр.

Проанализировав результаты апробации ВПР по русскому языку, я определила проблемы подготовки своего класса. На основании чего я искала к уроку задания, опираясь на материалы ВПР за 2018-2019 год.

Способы и приёмы, используемые  при подготовке к ВПР.

С чего же начать? Сначала следует подробно изучить работы, которые писали четвероклассники в прошлом и позапрошлом годах, сравнить задания, форму и направленность вопросов, обратить внимание на объём работ и отобрать из массы существующего материала те пособия, которые посчитали более актуальными. Подготовку можно начать с сентября месяца, как в урочной, так и в неурочной деятельности. Проработав с детьми подобные задания, выяснить, что у нас получается хорошо, а над чем ещё надо поработать.

При подготовке к проверочной работе по русскому языку следует много внимания уделять умению писать тексты под диктовку, соблюдая при письме изученные орфограммы и нормы пунктуации. Первая часть ВПР как раз включает в себя написание диктанта, поэтому на уроках желательно  использовать орфографические минутки, зрительные, объяснительные, предупредительные диктанты, списывание текстов с пропущенными буквами, с исправлением орфографических ошибок, с пропуском запятых.

Большую ценность имеют языковые разминки: орфографические, морфологические, лексические, морфемные и т.д. – служащие своеобразным прологом к уроку, включающим младших школьников в активную деятельность. Они могут проходить в форме игр.

Для отработки заданий из второй части можно использовать дополнительную литературу и интернет-ресурсы. Данный вид работы предполагает прочные знания по предмету. Своих учеников я активно приучаю работать с разными источниками информаций, в том числе и с интернет-ресурсами. Ребята тренировались выполнять тесты в режиме онлайн. Почему мы всё это делаем? Мы хотим, чтобы ученик мог объективно себя оценить и соотнести уровень своей подготовки с эталоном.

Чем хороша работа с тренажерами? Ребята, выполнив задание, сразу же проверяют себя, т.е. они видят правильный ответ.

 Интернет-сайты для подготовки к ВПР

  • сайт ВПР Сайт http://vpr-ege.ru/ ( демоверсии ВПР по всем предметам 2019 года);
  • сайт НИКО (Национальные исследования качества образования)https://www.eduniko.ru (размещен «Банк заданий» — образцы заданий по всем трем предметам);
  • сайт «Образовательные тесты» http://testedu.ru. (проверка школьника на знания по всем предметам и выявление  «слабых мест», над которыми стоит поработать тщательнее);
  •  Современный учительский  портал (различные тестовые задания);
  • Сайт РЕШУ ВПР https://rus4-vpr.sdamgia.ru/  (ежемесячно составляются варианты для самопроверки. По окончании работы система проверяет ответы, показывает правильные решения и выставляет оценку по пятибалльной или стобалльной шкале);
  • nsportal.ruuchitelya.com (материалы в виде тестов, карточек, заданий и др. для подготовки к ВПР).

Также особое внимание следует уделять работе над развитием речи, потому что в проверочных работах очень много заданий творческого характера, таких как «Напиши письмо другу», «Составь приглашение на день рождения», или «Поздравь маму с праздником», а это, к сожалению, одна из слабых сторон наших детей. Поэтому, начиная с первого класса, на занятиях это должно стать  системой работы по развитию речи.

Нужно  активно организовать работу по формированию читательской компетентности. Как показывает практика, работа, которая предполагает по содержанию одного текста ответить на ряд вопросов,   вызывала у ребят затруднения, им, в первую очередь, не хватало времени.

Работа по подготовке к Всероссийским проверочным работам должна вестись  постоянно, но стараться часто не употреблять эти магические буквы, чтобы дети ни нервничали, не боялись, вели себя спокойно и верили в свои силы и знания. Ведь важно не просто натренировать или, как ещё принято выражаться, «натаскать» ученика на определённый тип работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал, как у него получается выполнять разные по типу задания, переключать своё внимание и выбирать наилучший путь для выполнения работы. Ну и, конечно, хочется сказать, что большую помощь и поддержку должны оказать родители учеников. Они всегда готовы прийти на помощь, приобрести пособия и всё необходимое для своих детей, проконтролировать домашнее задание и поддержать добрым словом.

1 часть:

Диктант.

 Ученики справятся неплохо благодаря ежедневным «орфографическим пятиминуткам», на которых можно использовать письмо с комментированием – запись предложения под диктовку и проговаривание всех орфограмм. Также необходимо закрепить умение  давать характеристику предложения (каким является по цели высказывания, по интонации, простое или сложное и т.д.), находить главные и второстепенные члены предложения, словосочетания, а значит, повторить пунктуацию. Обязательно определять морфологическую принадлежность всех слов в предложении, т.к. дети часто путают части речи (с этой целью в кабинете всегда есть плакат «Части речи»). Следует заметить, что диктанты вызывают наибольшую сложность, ведь теперь при оценке достижений чаще используется  тестовая форма, чем письмо под диктовку. Поэтому стараться  почаще заменять задания из учебника вида «спиши текст» на небольшой диктант из 2-3 предложений. Так же при подготовке нужно проконтролировать умение детей быстро ориентироваться в тексте и быть внимательными: по завершении диктанта учитель читает вслух предложение, на основе которого выполняется задание 3 и ребёнок не всегда находит нужное предложение.

2 часть

Задание 4 направлено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму. Это умение можно отрабатывать путём заучивания. Включать в словарные диктанты слова из орфоэпического словаря в конце учебника с постановкой  ударения, затем – самопроверка. Задание достаточно сложное, т.к. подавляющее большинство людей часто ударение в словах ставит неправильно (например, позвОнит), дети это слышат при общении, по телевидению и т.д. и автоматически запоминают неправильное произношение.

Задание 5 направлено на проверку умения классифицировать согласные звуки. Хороший результат  даст наличие  в кабинете звуко-буквенной ленты, по которой изучается  классификация звуков весь первый год обучения и повторяется со 2 по 4 класс при выполнении звуко-буквенного анализа.

Задания 11-15 направлены на проверку знаний обучающимися основных языковых единиц. Хороший результат даст ежедневное повторение всех видов разборов, которые выполняются и в классной и в домашней работе. Объёма заданий, содержащихся в учебнике, достаточно для отработки знаний и умений по данным темам.

Следует обратить внимание и на расположение номеров предложений – не в начале предложения, а в конце, т.к.в учебнике в упражнениях номер предложений находится всегда в начале.

Задания 6-10 и 16  направлены на распознавание  и формулирование  основной  мысли текста в письменной форме, составление  плана, умение задавать вопрос, распознавание значения конкретного слова, умения адекватно формулировать значение слова в письменной форме, подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы), знание норм речевого этикета).

  Перечисленные задания  требуют определённого уровня владения познавательными универсальными учебными действиями и коммуникативными, как например, формулирование вопроса для одноклассника. Поэтому, в первую очередь, на каждом уроке должна быть организована работа с текстом. Например, проектируя урок, учитель в качестве языкового материала использует предложения не разрозненные, а связанные между собой одной темой, которые в конце урока обучающиеся «собирают» в текст. Далее определяют тему, основную мысль текста, придумывают заглавие и т.д. При этом необходима грамотная аргументация всех ответов. Можно усложнить задание, устроив «ловушку»: в одном из предложений нарушить грамматическую связь по отношению к остальным. Такая работа поможет в дальнейшем избегать грамматических ошибок при составлении собственных текстов. То есть речь идёт о том, что работа с текстом организуется не только на уроках развития речи – необходимо использовать потенциал любого урока русского языка (и чтения тоже).

Важное значение для достижения планируемых предметных и метапредметных результатов имеет коммуникативное умение – задавать вопросы. Поэтому необходимо стараться предоставлять такую возможность ученикам. Это могут быть вопросы, адресованные и учителю, и однокласснику, и появившейся вдруг на уроке какой-нибудь части речи, и т.п.

И ещё один важный аспект в подготовке к ВПР - работа над ошибками: не формальная, а содержательная работа, направленная на исследование ошибки, на поиски её причины. Результат возможен только тогда, когда ученик проанализирует, как действовал он, и сопоставит с тем, как надо было действовать (с определённым способом действия). То есть найдёт причину допущенной ошибки и попытается ответить на вопрос: как избежать ошибки. Организованная таким образом работа помогает младшему школьнику вспомнить нужное правило, необходимую последовательность действий (алгоритм); учит задумываться над причинами ошибок, что помогает избегать их в будущем. Эта работа выполняется дома, самостоятельно, взамен подчас бессмысленной традиционной домашней работе, когда ученик вынужден выполнять заданное учителем упражнение, точь-в-точь повторяющее те, с которыми он успешно справлялся на уроке, и не помогающее в продвижении в отличие от исследования собственных ошибок.

Можно предложить ребятам работать над ошибками, используя следующую таблицу:

Слово, словосочетание, предложение, в котором сделана ошибка

Причина ошибки

Как избежать ошибки

Решение похожей орфографической, пунктуационной задачи

Как действовал я (ученик)

Как надо было действовать

Почему я (ученик) ошибся

Сначала ребята осваивают способ заполнения таблицы в совместной деятельности, впоследствии проводят индивидуальное исследование своих ошибок.

Конкретный пример  возможного  варианта анализа ошибки

Слово, словосочетание, предложение, в котором сделана ошибка

Причина ошибки

Как избежать ошибки

Решение похожей орфографической, пунктуационной задачи

Как действовал я (ученик)

Как надо было действовать

Почему я (ученик) ошибся

ответешь

1. н.ф. - отвечать

2. на -ать

3. не искл. (гнать, дышать, слышать, держать)

4. 1 спр.

5. -ешь

1. н.ф. (что сделать?) -ответить

2. на -ить

3. не искл. (брить, стелить)

4. 2 спр.

5. -ишь

Не задал вопрос

Учиться задавать вопрос к начальной (неопределённой) форме глагола

Прибав..шь - что сделаешь?

1. н.ф. - что сделать? - прибавить

2. на -ить

3. не искл. (брить, стелить)

4. 2 спр.

5. - ишь

Представленный способ работы над ошибками обеспечивает и овладение учащимися диагностико-коррекционными действиями, и позитивным личностным отношением к ним.

Рекомендуется начинать подготовку к ВПР уже с 1 класса, поскольку проверочная работа направлена на выявление ВСЕХ результатов, востребовано применение абсолютно всех учебных достижений. Это в корне меняет фон обучения. Необходимо не столько натаскивание и воспроизведение, сколько навык порождения собственных суждений и поиска способов действия. Порой задание дается в такой форме, с которой ребенок не встречался и не мог встретиться: он должен подумать и понять сам.

Цель ВПР — «обеспечение единства образовательного пространства РФ за счет предоставления единых материалов и единых критериев», в образовательном сообществе ВПР — форма итогового контроля. Поэтому учитель должен  суметь наладить формирующее оценивание, то есть такую форму обратной связи, при которой ребенок видит, как он продвигается в освоении навыков — как предметных, так и метапредметных (УУД).

Постараться  обеспечить объективность выполнения работы, чтобы результатам можно было доверять. Это очень важно, прежде всего, для родителей: они смогут получить объективное представление о знаниях своих детей. Также очень важно сразу увидеть пробелы в подготовке ребенка, понять, какие трудности он может испытывать при обучении в основной школе. И помочь ему, не дожидаясь, когда к шестому-седьмому классу проблемы в учёбе ребенка вырастут как снежный ком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные способы и практические приемы работы с обучающимися начальных классов в ходе подготовки к ВПР

Виды приемов, применяемых в ходе обучения, направленных на качественное написвние ВПР в начальной школе....

Эффективные способы и практические приемы работы с обучающимися начальных классов в ходе подготовки к ВПР по русскому языку

Подготовка к ВПР в начальной школе – это систематизированное повторение учебного материала....

Статья "Способы и приемы работы по предупреждению дисграфии у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Одной из важнейших задач  школы является сохранение и укрепление здоровья  детей, а так как с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается, то сегодня я...

«Приемы работы по профориентационной пропедевтической подготовке обучающихся с ОВЗ в начальной школе»

Профориентация в начальной школе способствует расширению знаний и формированию интереса к познанию о мире профессий. В том числе формированию у детей ценностного отношения к труду, осознание роли труд...

«Способы и приемы работы с текстом, книгой для формирования читательской грамотности учащихся начальных классов на уроках и внеурочной деятельности»

laquo;Способы и приемы работы с текстом, книгой для формирования читательской грамотности учащихся начальных классов на уроках и внеурочной деятельности»...