Непрерывное образование современного учителя – путь к повышению профессионального и личностного роста
статья

Паничева Анна Витальевна

Профессионализм современного учителя в свете новых задач, поставленных современным образованием, должен соответствовать уровню развития современного ребёнка, а это означает постоянный рост учителя и использование разнообразных форм повышения квалификации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nepreryvnoe_obrazovanie.doc632.5 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывное образование современного учителя – путь к повышению профессионального и личностного роста

ГБОУ школа № 411 «Гармония» на протяжении последних 25 лет является основной площадкой по апробации культуротворческой модели, разработанной авторским коллективом кафедры эстетики и этики РГПУ им. А. И. Герцена под руководством члена-корреспондента РАО, д. ф. н., профессора А. П. Валицкой.

Концепция культуротворческой школы стала теоретической платформой, опираясь на которую 411 школа оказалась готовой реагировать на актуальные вызовы времени и решать новые задачи, которые ставит перед образованием общество и государство. При этом педагогический коллектив продолжает заниматься инновационной деятельностью, ориентированной на освоение современных образовательных практик, формирующих мировоззренческие и ценностные позиции учащихся.

Данная концепция способствует профессиональному и личностному росту учителя и повышению его интереса к инновационной деятельности через непрерывность образования. Помимо традиционных форм этому в значительной степени содействует сетевое взаимодействие культуротворческих школ северо-запада, базовой школой которых является ГБОУ № 411 «Гармония». На протяжении 15 лет школы обмениваются положительным опытом работы, проводя совместные конференции, семинары, посещая мастер-классы учителей-новаторов, внедряя новшества в свою практику. Взаимообмен, посещение семинаров и уроков сетевых школ, проведение своих мастер-классов совместно с учителями-предметниками в значительной степени обязывает учителя к самосовершенствованию в профессии.

Профессионализм современного учителя в свете новых задач, поставленных современным образованием, должен соответствовать уровню развития современного ребёнка, а это означает постоянный рост учителя и использование разнообразных форм повышения квалификации. Это побудило нас к дальнейшему росту через новую форму повышения квалификации – учёбу в магистратуре РГПУ имени А. И. Герцена на факультете философии человека на кафедре этики и эстетики по интересующей нас проблеме «Педагогическое Петербурговедение». Учёба в магистратуре способствовала расширению кругозора, обогащению и педагогического, и духовного опыта, позволила нам по-новому интерпретировать социокультурное пространство города и иначе строить работу с младшими школьниками, нацеленную на сохранение и трансляцию аксиосферы города.

Основная идея А. П. Валицкой – это воспитание культурой, в культуре и для культуры, легла в основу нашей практической деятельности с учащимися, мы постоянно используем культурный потенциал Санкт-Петербурга в системе учебных занятий и в рамках внеурочной деятельности, в соответствии с утверждённой педагогическим советом программой «Полихудожественный подход в развитии творческой активности младших школьников». Формирование современного петербуржца как носителя уникального этоса может строиться на основе фундаментальных базовых представлений, актуальность формирования которых определяется многими историко-культурными факторами.

Как показывает многолетний опыт работы и проведённое анкетирование учащихся и их родителей реальный интерес к городу и его культурному наследию нужно формировать именно в начальной школе. Посещение театров, музеев, работа лектория «Знай и люби свой город», сетевое взаимодействие, ведение путевого дневника школьника, активное привлечение родителей и детей к участию в проектной деятельности, позволяющей осваивать городское пространство с учётом открытости и доступности всех информационных источников, остаются традиционными формами сопровождения учебного процесса и формируют у младших школьников устойчивый интерес к изучению истории и культуры Санкт-Петербурга.

Традиционный способ обучения – передача ученику информации в готовом виде, вне контекста поиска и открытия, устарел. Сегодня урок должен стать для ученика культурным событием, которое будет восприниматься детьми как захватывающий процесс. Урок-событие динамичен, он противостоит однообразным, стереотипным урокам. Понятие «урок–событие» оказывается одним из ключевых в концепции культуротворческой модели школы А. П. Валицкой. Его задача – становление человека в процедурах многослойного диалога культур[1]. Урок-событие будет восприниматься детьми как захватывающий процесс, в котором ребёнок может включиться в действительный диалог с культурой.

Понятие «урок-событие» родилось в 411 школе в результате творческого сотрудничества учителей-предметников для создания единого образовательного пространства, в котором формируется целостная картина образа мира. Если кто-то воспринимает урок-событие как методически продуманное и срежиссированное действие с заученными ролями, которое возвышается над школьной рутиной и ориентировано на внешнюю аудиторию, то это не имеет под собой никаких оснований. «Урок-событие» в культуротворческой школе рассматривается как со-бытие: ребёнка и культуры, современности и культуры эпох прошлого. Такой формат понимания урока-события как со-бытия актуализирует коммуникативную функцию культуры, её диалоговые функции и определяет максимальную степень включённости ребёнка в процесс освоения культурного наследия. Каждый учитель находит место в уроке - со-бытии, что стало нормой в школе № 411 и носит активный характер как для учителей, так и для учеников.

«Мир детства» всегда открыт постижению новых смыслов. Об этом нельзя забывать и необходимо помнить, определяя константы образовательного процесса и выстраивая подлинную, живую и ценностную коммуникацию ребёнка и культуры, не ограничивающуюся стандартными технологиями.

В качестве примера хочу показать, как в целом строится работа над уроком-событием.

В Санкт-Петербурге мы встречаем на фасадах много элементов архитектурного декора, многие из которых читаются.

Есть общая тема «Язык флоры – язык цветов». Мы можем её последовательно разрабатывать на уроках:

– изобразительного искусства – через визуальный образ;

– на уроках технологии – через работу с материалами;

– на уроках литературного чтения – через анализ художественных текстов;

– работа с литературным образом уточняется в работе со словом на уроках русского языка (работа со словарями);

– на уроках окружающего мира с точки зрения природных сообществ.

Все эти формы работы по своим ценностным установкам оказываются условием формирования целостного мировоззрения учеников начальных классов, одной из основных задач культуротворческой школы.

Сочетание традиционных форм совершенствования профессиональной компетенции (курсы повышения квалификации в АППО) и нетрадиционных форм (учёба в магистратуре, сетевое взаимодействие культуротворческих школ северо-западного региона, посещение школ-партнёров), участие в межрегиональных и международных конференциях и семинарах (выступление в качестве докладчика на XXII международной конференции «Ребёнок в современном мире. Территория детства», на XXIII международной конференции «Ребёнок в современном мире. Дети и информационное пространство», на районных Рождественских образовательных чтениях «Традиции и новации: культура, общество, личность») позволяют постоянно повышать свой профессиональный и личностный рост, соответствовать потребностям и запросам современного ученика, успешно реализовывать задачи, поставленные ФГОС перед современным образованием.


[1]  Валицкая А. П. Урок – событие в культуротворческой школе // Валицкая А. П., Антонова О. А., Жигалко Е. В. Урок как событие культуры. Сценарии: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. – С. 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути оптимизации современного урока в целях повышения качества начального образования.

Виды работы на развитие логического мышления через уроки русского языка по учебникам Нечаевой...

Образовательная среда как условие личностного роста учащегося и повышения качества образования (педсовет)

Цель педсовета: содействовать формированию у педагогов потребности использования в своей работе принципа «Успех порождает успех»....

Пути повышения профессиональной компетентности учителя

Повышение уровня преподавания в школе –актуальная методическая проблема,которая волновала и продолжает волновать ведущих зарубежных и отечественных ученых-методистов.Особенно остро звучит она на...

Профессиональный и личностный рост воспитателя

Профессиональный и личностный рост воспитателя...

Владение современными образовательными технологиями, как условие профессионального роста учителя

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Столбовская средняя общеобразовательная школаЧеховского г.о.  Доклад на школьном методическом объединении учителей начальных классов на...

Пути повышения профессиональной компетентности педагога – одно из условий эффективности учительского роста

В презентации рассмотрены;1.. основные составляющие   профессиональной компетентности педагога;2. формы и этапы повышения профессионального мастерства педагогов...