Профессиональный и личностный рост воспитателя
материал

Захарова Анастасия

Профессиональный и личностный рост воспитателя

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Профессиональный и личностный рост старшего воспитателя в кадетском корпусе».

Старший воспитатель:

Захарова Анастасия Вячеславовна

При выполнении функциональных обязанностей старший воспитатель решает одновременно несколько задач: образовательную (организация и проведение самоподготовки кадет), воспитательную, организацию дополнительного образования кадет (на какие дополнительные занятия необходимо направить кадет, это касается дополнительных занятий и занятий с учителями), решение возникших спорных вопросов в коллективе (между кадетами, между кадетами и учителями), а также взаимодействие с родителями кадет. Старший воспитатель должен быть готов к ответу на вопросы, касающиеся самых разных областей науки, искусства, быта, межличностных взаимоотношений. Поэтому старшему воспитателю необходим постоянный рост как профессионала, так и личности.

Этапы профессионального роста:

  1. Изучение педагогической, психологической литературы, изучение результатов педагогической деятельности педагогов кадетского корпуса и педагогов других образовательных учреждениях, изучение интернет-ресурсов. Есть методики обучения и воспитания, но нет единого подхода в педагогической деятельности, нужно пробовать, применять в своей практике разные методы и подходы, экспериментировать и находить наиболее подходящий метод в своей педагогической деятельности.
  2. В настоящее время для меня актуальным и серьезным вопросом является повышение уровня успеваемости и качество обученности своего взвода. При организации самоподготовки возникает всегда много вопросов: каким способом организовать внеурочную деятельность, чтобы она была наиболее эффективной?

 В своей практике могу отметить, что каждый день в организации деятельности второй половины не похож на предыдущий, конечно, есть распорядок, существуют определенные требования к организации самоподготовки, но всегда нужно учитывать человеческий фактор. Поведение одного человека сложно предугадать, а поведение коллектива еще сложнее. Поэтому приходится всегда ориентироваться в условиях «здесь и сейчас».

Актуальные вопросы на сегодняшний день: где граница между тотальным контролем за выполнением самоподготовки у кадет и пространство для развития их самостоятельности. Ведь кадеты должны научиться самостоятельно в дальнейшем организовывать собственную деятельность и нести ответственность за свои действия.

  1. Обмен опытом с коллегами.  Обмен опытом на таких мероприятиях как метод объединения, педсовет.

Теоретические знания, конечно же, важны. На мой взгляд, для повышения педагогического мастерства педагогов также полезна организация практических занятий, наставничество. Посещение внеклассных мероприятий других педагогов, посещение самоподготовки опытных старших воспитателей.

  1. Тема самообразования «Социальное развитие кадет».

Кадеты находятся в очень интересном и в то же время сложном возрасте. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится межличностное общение.  Подростки в этом возрасте испытывают первую любовь, возникает оценка поведения сверстников и взрослых, собственных поступков. Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. 

Кадетский корпус – это начальный социальный институт и наши кадеты пребывают здесь круглосуточно, это одно из отличий от других образовательных учреждений. У кадет нет возможности видеть родителей ежедневно и делиться теми эмоциями и переживаниями, которые они испытали за день. Поэтому мы несём ответственность за их социализацию в обществе и старшему воспитателю важно знать особенности социального развития в этом возрасте.  

Изучая материал по этой теме, создаётся впечатление, что развитие обучающегося не всегда понимается как комплексная задача: имеется налицо сильный дисбаланс во внимании к соотношению проблем интеллектуального и личностного развития, при несомненном перевесе первого. Проблема развития подменяется вопросом о передачи знаний учащимся. Между тем кадетский корпус, будучи начальным социальным институтом, должен готовить к жизни. Жизнь- это не только академические знания. Развитие кадета как личности и субъекта деятельности обязательно предполагает:

- развитие интеллекта;

- развитие устойчивости к стрессам;

- развитие уверенности в себе и самовосприятия;

- развитие позитивного отношения к миру и принятия других;

- развитие самостоятельности, автономности;

- развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования;

- развитие МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ как важнейшего элемента саморазвития.

Воспитание по существу представляет собой управляемый и целенаправленный процесс социализации. Однако было бы большим упрощением утверждать будто социализация в социальном институте (кадетском корпусе) всегда представляет собой управляемый и целенаправленный процесс. Социализация в образовательном учреждении одновременно существует и как целенаправленный, и как нерегулируемый процесс одновременно. Конечно, на уроках приобретаются важные знания, многие из которых (особенно по общественным и гуманитарным дисциплинам) имеют непосредственное социальное значение. Однако кадет усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются педагогом в процессе обучения и воспитания. Кадет обогащает свой социальный опыт за счет того, что с точки зрения учителя или воспитателя может показаться сопутствующим, «случайным». Происходит не только закрепление определенных правил и норм, но и присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта взаимодействия педагогов и кадет как между собой, так и внутри социальной группы. И этот опыт может быть как позитивным, то есть совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным, то есть противоречащий поставленным целям.

Изучая литературу по теме самообразования «Особенности социального развития подростков в кадетском корпусе», можно отметить, что информации по ней не так много. Поэтому в перспективе изучить эту более подробно и провести исследовательскую деятельность по изучению особенностей социального развития кадет (например, изучение эмоциональной сферы, наличие тревожности, агрессивности, самооценки, уверенности в себе) и сравнить с выборкой обущающихся из других образовательных учреждений, где обучающиеся не проживают. Для лучшего понимания  личностного развития подростков в этом возрасте в условиях кадетского корпуса и успешной организации воспитательного процесса.

  1. Следующий этап развития профессионального и личностного роста старшего воспитателя- анализ собственной деятельности.

Подведение итогов за день, неделю, четверть, здесь имеется ввиду не только та отчётность, которая является обязательной, а самоанализ своей деятельности (что у меня получилось из запланированного (сюда относится самоподготовка, классные часы, воспитательная работа, соблюдение кадетами режимных моментов, дисциплины и т.п.) и прошли ли эти мероприятия таким образом, как я запланировала и если я не довольна результатом, то в чём причина?).

Саморефлексия является необходимым звеном для понимания того, что я делаю правильно, а в чем мои ошибки.

Личностное и интеллектуальное развитие происходит у старшего воспитателя ежедневно:

- подготовка к урокам, чтобы проверить домашнее задание необходимо прочитать устные предметы, которые задали, прочитать правила, прочитать и вспомнить программу по литературе, чтобы обсудить произведение.

-при подготовке к классным часам и воспитательной работе- вспомнить подробности исторических событий, при подготовки, например, таких тем как толерантность, дружба, любовь возникает много спорных вопросов, на которые воспитатель должен ответить (например, где грань между толерантность и вседозволенностью), и готовя классные часы, я осмысливаю, казалось бы давно мне известные понятия, заново;

- решение возникших спорных вопросов внутри коллектива;

- также интересуюсь тем, чем интересуются мои кадеты (их хобби, какую музыку слушают, каких блогеров смотрят, какие фильмы им интересны), чтобы лучше понять их переживания и их внутренний мир.

Происходит взаимный обмен опытом: я делюсь своим опытом, знаниями, а кадеты, в свою очередь, рассказывают о своих интересах, о том, что происходит в современной молодежной культуре.

Работая в должности старшего воспитателя,  столкнулась со сложностью совмещения функций педагога, который должен организовать самоподготовку, следить за выполнением режимных моментов и при этом эмоционально участвовать в жизни, переживаниях своих воспитанников, учитывая тот фактор, что кадеты проживают здесь без родителей. Ведь всё чётко расписано: во время самоподготовки должна быть тишина, а после нужно, соблюдая режимные моменты, идти на дополнительное образование, ужин, потом отбой. И приходится по минутке вырывать из режима, чтобы выслушать и помочь советом кадету, который нуждается в этом. К сожалению, нельзя выделить специальное  время для душевных разговоров и решения личных проблем, это процесс спонтанный и неконтролируемый, поэтому приходится ориентироваться в ситуации «здесь и сейчас» при оказании эмоциональной поддержки кадетам.

Всегда с кадетами общаюсь искренне, объясняю, делюсь своим мнением и впечатлениями, ссылаясь на то, что есть и другие мнения. Пытаюсь научить их критически мыслить, анализировать, делать собственные выводы, ставить себя на место других и заниматься саморазвитием. Мне бы хотелось, чтобы мои воспитанники получили академические знания и оставались человечными в этом непростом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы. Развитие самостоятельных умений - как путь к личностному росту обучаемых.

Работа содержит теоретический и практический материал по развитию самостоятельности у обучаемых....

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста (в рамках внедрения ФГОС).

Пезентация. Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста ( в рамках внедрения ФГОС)...

Психолого-педагогическое сопровождение личностного роста ученика

Материалы третьей региональной научно-методической конференции (апрель, 2012). Из опыта работы.Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно ...

Оценка уровня личностного роста обучающегося.

Цель:  получение целостного представления о различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по заданным параметрам, оценка сформированности конкретных  к...

Доклад "Личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя в условиях внедрения ФГОС"

В  докладе указаны основные функции классных руководителей в уловиях внедрения ФГОС...

Непрерывное образование современного учителя – путь к повышению профессионального и личностного роста

Профессионализм современного учителя в свете новых задач, поставленных современным образованием, должен соответствовать уровню развития современного ребёнка, а это означает постоянный рост учителя и и...