Организация самоподготовки обучающихся во время пребывания в группе продленного дня
статья (2, 3, 4 класс)

Карамышева Елена Васильевна

Самоподготовка младших школьников включает систему самостоятельных упражнений, обеспечивающих усвоение и углубление материала, изученного на уроке, а также формирование навыков самостоятельной работы. Соблюдение некоторых правил позволит успешно организовать самоподготовку. Методике организации выполнения учебных заданий, вопросам руководства самоподготовкой учащихся придается большое значение. От правильного решения этих вопросов зависит качество знаний, умений и навыков, воспитание у школьников стремления к их приобретению, формирование познавательной активности и самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samopodgotovka.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Организация самоподготовки обучающихся во время пребывания

в группе продленного дня

   Самоподготовка младших школьников включает систему самостоятельных упражнений, обеспечивающих усвоение и углубление материала, изученного на уроке, а также формирование навыков самостоятельной работы. Соблюдение некоторых правил позволит успешно организовать самоподготовку. Методике организации выполнения учебных заданий, вопросам руководства самоподготовкой учащихся придается большое значение. От правильного решения этих вопросов зависит качество знаний, умений и навыков, воспитание у школьников стремления к их приобретению, формирование познавательной активности и самостоятельности.

   Ведущие формы учебной деятельности на самоподготовке:

 коллективная деятельность;

 самостоятельная деятельность;

 воспитатель может варьировать различные формы учебной деятельности учащихся в процессе самоподготовки: индивидуальная самостоятельная работа, работа в парах и группах и т.д., т.е. управлять формами взаимодействия, сотрудничества учащихся в условиях учебного общения.

 организация учебной деятельности на самоподготовке предполагает регуляцию общения между воспитателем и учащимися, между учениками, внутри группы, между воспитателем  и одним учеником во время консультации и в ходе самостоятельной работы ученика с книгой, а также систематическую работу педагога по преодолению трудностей объективного и субъективного характера, с которыми сталкивается ученик при самостоятельном выполнении домашних заданий.

    К этим трудностям можно отнести:

 неумение владеть приемами рациональной организации самостоятельной работы, распределить свое время;

 отрицательное отношение к учебной деятельности, отсутствие интереса к учению;

 непонимание целей, содержания домашних заданий;

 общая неорганизованность и отсутствие достаточных волевых качеств, а также помощи и стимулирования со стороны взрослых (педагогов).

   Основные этапы самоподготовки:

 Подготовка детей к работе (организационный этап).

 Самостоятельное изучение материала.

 Самоконтроль и самооценка.

 Заключительный педагогический контроль.

    Гигиенические требования к организации самоподготовки.

 Равномерная и достаточная освещенность всего помещения

 Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.

 Чистота оконных стекол.

 Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.

 Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.

 Поддержание нормального температурного режима.

 Регулярное проветривание классных комнат.

 Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.

 Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.

 Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.

 Поддержание чистоты и порядка в классе.

 Соблюдение школьниками личной гигиены.

 Сохранение у детей правильной позы во время работы.

 Проведение «физкультминуток», особое отношение к детям с ослабленным здоровьем.

 Устранение шумовых раздражителей.

 Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

   Дидактические требования к самоподготовке.

 Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.

 Задания ученики выполняют самостоятельно.

 Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).

 Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).

 Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.

 Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

   Воспитательные требования к самоподготовке.

 Отказ от применения каких-либо мер наказания.

 Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.

 Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.

 Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.

 Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.

 Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.

 Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

   Организация выполнения домашних заданий.

 В плане воспитателя обязательно должна быть связь с уроком (1-я половина дня) – кто, что не усвоил на уроке, кому, в чем нужна помощь.

 Анализ домашнего задания:

- Что задано?

- Какие трудности встретили при выполнении домашнего задания?

 Обоснование трудностей выполнения, т.е. какие правила, схемы, теоремы и другие виды заданий надо выполнить, повторить, чтобы правильно выполнить задание.

 Выполнение (самостоятельно).

Индивидуальный подход воспитателя (помощь тем, кто в ней нуждается). Можно, и нужно, использовать взаимопомощь учащихся.

Класс или группа разбивается на пары или группы (по желанию или усмотрению учителя).

Во время самоподготовки учащиеся друг другу помогают (но не списывают).

Итоги выполнения домашних заданий.

Кто ошибся?

Как исправить?

   Высокая умственная работоспособность – залог успешного усвоения учебной программы. Однако снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма кислородом, замедлению процессов восстановления, снижением работоспособности. Это чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти и т. п. Вот почему так необходим специальный двигательный режим. Нужно включать в работу специальные физкультминутки, которые проводятся в течение 2–3 минут. Благоприятное воздействие на работоспособность учащихся оказывают музыкальные паузы.

Использованная литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня"

Доклад на тему: "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня"...

Статья: Использование современных информационных технологий при организации проектной/исследовательской деятельности школьников в группе продленного дня

       В условиях современного образовательного процесса “одним из путей повышения мотивации учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в уче...

Статья «Организация групповой работы на занятии в группе продленного дня»

Цель статьи: показать, что  групповая работа обучающихся является эффективной формой организации учебно-воспитательной деятельности на занятиях ГПД....

«Организация работы со слабоуспевающими детьми в группе продленного дня.»

Тема: «Организация работы со слабоуспевающими детьми в группе продленного дня.» В последнее время среди обучающихся становится все больше слабоуспевающих детей. Чтобы понять, поч...

Методическое пособие по применению интерактивной доски SMARTBOARD во время занятий группы продленного дня

За последние пять лет, мы часто слышим и произносим «модернизация образования».  А что такое модернизация? Как она влияет на школьников? Для чего все это нужно в образовательном проце...

Самоподготовка по литературному чтению в группе продленного дня

Информационная карта занятия в группе продлённого дня по самоподготовке по литературному чтению в 3 классе на материале рассказа Л.Н. Толстого "Акула"...

«Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в условиях группы продленного дня»

Очень важно, чтобы воспитатели в своей работе использовали разнообразные технологии, методы, и формы работы в ГПД. Одна из таких технологий - здоровьесберегающая технология....