«Организация работы со слабоуспевающими детьми в группе продленного дня.»
статья (1 класс)

Малышева  Зоя Александровна

Тема:

 «Организация работы со слабоуспевающими детьми в группе продленного дня.»

 

В последнее время среди обучающихся становится все больше слабоуспевающих детей. Чтобы понять, почему это происходит, разберемся, кто относится к категории слабоуспевающих детей.

Слабоуспевающими считаются обучающимися:

- с низким уровнем познавательной активности;

- незрелостью мотивации к учебной деятельности;

- со сниженной работоспособностью к восприятию материала;

- неусидчивые, неспособные долго концентрироваться;

- имеющие ограниченные знания об окружающем мире;

- с нарушением пространственных взаимоотношений (путаница левой и правой стороны, неправильное распределение места в тетради, несоблюдение полей и т.п.);

- отставание в речевом развитии.

Все эти проблемы обычно могут быть выявлены еще до начала учебы в школе и есть программа по их исправлению и коррекции (программа «Нейропсихологические занятия с детьми»), но родители обычно надеются на взросление и самостоятельного решения проблемной ситуации.

 

Итак, ребенок приходит в школу. Начинает посещать ГПД. Здесь дети в основном расслаблены, не держат себя в таких рамках, как на уроке. Это связано с тем, что все уроки им приходится сдерживать свои эмоции, «сидеть смирно», не отвлекаться, поэтому в ГПД дети приходят уже эмоционально и физически уставшие.

Во многом рабочий процесс в ГПД зависит от правильно выбранного режима дня. Прогулка является обязательным моментом перед самоподготовкой (чаще всего это выполнение домашнего задания). Польза прогулки в том, что дети благодаря активным играм на воздухе снимают свою эмоциональную усталость, отдыхают от учебы, общаются с одноклассниками, лучше узнают друг друга, чувствуют себя более раскрепощено. По моим наблюдениям, прогулка должна длиться примерно 1 час- если меньше, то дети не успевают отдохнуть, а если больше - дети слишком устают, к выполнению домашней работы относятся негативно.

Помимо помощи в организации самоподготовки и выполнении рекомендаций совместно, существуют методы и принципы работы со слабоуспевающими детьми.

Методы работы с такими детьми:

  1. Словесный – беседы на темы, в которых есть «пробелы».
  2. Наглядный – разбор сложного материала на доске, совместно со слабым учеником.
  3. Использование игрового момента в выполнении сложных для учащегося заданий. Многих слабоуспевающих детей сложно усадить за выполнение работы. У них сразу находится тысяча более важных дел, никак не связанных с учебой. Но стоит их заинтересовать, похвалить за сознательность, как их отношение меняется.
  4. Метод самостоятельных работ. Этот метод лучше использовать после первых 3-х.

При использовании данных методов есть определенные принципы работы со слабоуспевающими детьми:

  1. не ставить детей в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа,
  2. желательны ответы в письменной форме, по ним становится понятно правильно ли выполнено задание;
  3. необходимо подбадривать ребенка, хвалить его. Создавать атмосферу благожелательности, всесторонней поддержки.
  4. выполнять аналогичное задание. Разбирать его вместе, затем предложить самостоятельно выполнить нужное задание, проводя видимую аналогию. Но ни в коем случае: НИЧЕГО НЕ РЕШАТЬ ЗА РЕБЕНКА!

Ниже приведу свои наблюдения. В моей группе продленного дня общее количество человек – 28 (из них 9 «слабых» 19 на «среднем» уровне. В течение обучения «слабая» группа работала с педагогом ГПД   и классным руководителем , каждый день с ними проводилась более тщательная работа (сложные для них темы объяснялись повторно, отрабатывались навыки, упущенные во время уроков, составлялись дополнительные схемы, по которым эти дети могли самостоятельно, без труда, выполнить определенные задания). Помимо этого, проводились индивидуальные игровые задания, помогающие в освоении этих знаний. Это вызывало у детей заинтересованность и легкость в выполнении. В результате 7 из 9 учеников, относящихся к «слабой» группе, улучшили свои результаты в учебе к концу года.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

 «Организация работы со слабоуспевающими детьми в группе продленного дня.»

В последнее время среди обучающихся становится все больше слабоуспевающих детей. Чтобы понять, почему это происходит, разберемся, кто относится к категории слабоуспевающих детей.

Слабоуспевающими считаются обучающимися:

- с низким уровнем познавательной активности;

- незрелостью мотивации к учебной деятельности;

- со сниженной работоспособностью к восприятию материала;

- неусидчивые, неспособные долго концентрироваться;

- имеющие ограниченные знания об окружающем мире;

- с нарушением пространственных взаимоотношений (путаница левой и правой стороны, неправильное распределение места в тетради, несоблюдение полей и т.п.);

- отставание в речевом развитии.

Все эти проблемы обычно могут быть выявлены еще до начала учебы в школе и есть программа по их исправлению и коррекции (программа «Нейропсихологические занятия с детьми»), но родители обычно надеются на взросление и самостоятельного решения проблемной ситуации.

Итак, ребенок приходит в школу. Начинает посещать ГПД. Здесь дети в основном расслаблены, не держат себя в таких рамках, как на уроке. Это связано с тем, что все уроки им приходится сдерживать свои эмоции, «сидеть смирно», не отвлекаться, поэтому в ГПД дети приходят уже эмоционально и физически уставшие.

Во многом рабочий процесс в ГПД зависит от правильно выбранного режима дня. Прогулка является обязательным моментом перед самоподготовкой (чаще всего это выполнение домашнего задания). Польза прогулки в том, что дети благодаря активным играм на воздухе снимают свою эмоциональную усталость, отдыхают от учебы, общаются с одноклассниками, лучше узнают друг друга, чувствуют себя более раскрепощено. По моим наблюдениям, прогулка должна длиться примерно 1 час- если меньше, то дети не успевают отдохнуть, а если больше - дети слишком устают, к выполнению домашней работы относятся негативно.

Помимо помощи в организации самоподготовки и выполнении рекомендаций совместно, существуют методы и принципы работы со слабоуспевающими детьми.

Методы работы с такими детьми:

  1. Словесный – беседы на темы, в которых есть «пробелы».
  2. Наглядный – разбор сложного материала на доске, совместно со слабым учеником.
  3. Использование игрового момента в выполнении сложных для учащегося заданий. Многих слабоуспевающих детей сложно усадить за выполнение работы. У них сразу находится тысяча более важных дел, никак не связанных с учебой. Но стоит их заинтересовать, похвалить за сознательность, как их отношение меняется.
  4. Метод самостоятельных работ. Этот метод лучше использовать после первых 3-х.

При использовании данных методов есть определенные принципы работы со слабоуспевающими детьми:

  1. не ставить детей в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа,
  2. желательны ответы в письменной форме, по ним становится понятно правильно ли выполнено задание;
  3. необходимо подбадривать ребенка, хвалить его. Создавать атмосферу благожелательности, всесторонней поддержки.
  4. выполнять аналогичное задание. Разбирать его вместе, затем предложить самостоятельно выполнить нужное задание, проводя видимую аналогию. Но ни в коем случае: НИЧЕГО НЕ РЕШАТЬ ЗА РЕБЕНКА!

Ниже приведу свои наблюдения. В моей группе продленного дня общее количество человек – 28 (из них 9 «слабых» 19 на «среднем» уровне. В течение обучения «слабая» группа работала с педагогом ГПД   и классным руководителем , каждый день с ними проводилась более тщательная работа (сложные для них темы объяснялись повторно, отрабатывались навыки, упущенные во время уроков, составлялись дополнительные схемы, по которым эти дети могли самостоятельно, без труда, выполнить определенные задания). Помимо этого, проводились индивидуальные игровые задания, помогающие в освоении этих знаний. Это вызывало у детей заинтересованность и легкость в выполнении. В результате 7 из 9 учеников, относящихся к «слабой» группе, улучшили свои результаты в учебе к концу года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы со слабоуспевающими детьми

     В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения....

Статья: Работа с гиперактивными детьми в группе продленного дня.

Эта статья затрагивает одну мз самых сложных проблем - работы с гиперактивным ребенком в школьном коллективе....

"Организация работы со слабоуспевающими детьми"

Выступление на ШМО. Из опыта работы....

Организация работы со слабоуспевающими детьми

В последнее время имеет место быть рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.В ходе моего выступления вы легко найдете что - то общее со своими учениками. В начале немного теории, от ч...

Организация работы со слабоуспевающими детьми.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. И как отмечалось на предыдущем педсовете, в нашей школе ес...