Организация работы со слабоуспевающими детьми
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

elviradambaeva

В последнее время имеет место быть рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.
В ходе моего выступления вы легко найдете что - то общее со своими учениками. В начале немного теории, от чего же появляются у нас слабоуспевающие ученики, ведь даём учебный материал всем одинаково, а нет, и есть слабенькие. Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых и детей. Очевидно, что нет ни одного психически здорового ребёнка, который хотел бы плохо учиться. Актуальность данной работы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остаётся наиболее острой в современной педагогике. Преодоление неуспеваемости – важнейшая задача теоретической и практической педагогики.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация работы со слабоуспевающими

Слайд 2

Особенности неуспевающих учащихся: Низкий уровень интеллектуального развития Отсутствие познавательного интереса Не сформированы элементарные организационные навыки Учащимся требуется индивидуальный подход с психологической и педагогической ( в плане обучения) точки зрения Нет опоры на родителей, как союзников учителя Дети, в основном из асоциальных семей Отсутствие адекватной самооценки Частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого низкий уровень интеллекта.

Слайд 3

Низкий уровень умственного развития. Педагогическая запущенность Частые заболевания Пропуски занятий Нарушения центральной нервной системы и головного мозга Ребёнок не умеет учиться: Работать с текстом Выделять главное , существенное Не может организовать своё время и распределить усилия

Слайд 4

Отсутствие познавательного интереса. - с ребёнком никто не занимался, не развивал его познавательные способности - ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение. Несформированность произвольной сферы. Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

Слайд 5

Конфликтные отношения. - со сверстниками -учителями -отказ от усилий в учебной деятельности Низкий познавательный интерес Отвлекаемость, неусидчивость Низкая работоспособность: - в утомляемости -медленном темпе работы



Предварительный просмотр:

Организация работы  со слабоуспевающими детьми

В последнее время имеет место быть рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.

В ходе моего выступления вы легко найдете что - то общее со своими учениками. В начале немного теории, от чего же появляются у нас слабоуспевающие ученики, ведь даём учебный материал всем одинаково, а нет, и есть слабенькие. Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых и детей. Очевидно, что нет ни одного психически здорового ребёнка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребёнка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Актуальность данной работы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остаётся наиболее острой в современной педагогике. Преодоление неуспеваемости – важнейшая задача теоретической и практической педагогики. Число неуспевающих детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощённая наследственность, патология беременности или родов у матери. Хронические заболевания у родителей, алкоголизм у родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и школе, пропуски занятий, негативное влияние сверстников с девиантным поведением. Думаю, что возрастает число неуспевающих из-за перегруженности школьных программ. Но нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение»  сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Становится очевидным, что часть вины за такое количество двоечников ложится на наши плечи, на плечи педагогов. Ещё древние мудрецы говорили « Увидеть и понять проблему - наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы - не потерять, « не упустить» учащихся с низкими возможностями.

Особенности неуспевающих учащихся:

Низкий уровень интеллектуального развития

Отсутствие познавательного интереса

Не сформированы элементарные организационные навыки

Учащимся требуется индивидуальный подход с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения

Нет опоры на родителей, как союзников учителя

Дети, в основном из асоциальных семей

Отсутствие адекватной самооценки

Частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого  низкий уровень интеллекта.

Отставание ученика в усвоение конкретного учебного предмета  можно обнаружить по следующим признакам:

1 Низкий уровень умственного развития.

Причины:

Педагогическая запущенность

Частые заболевания

Пропуски занятий

Нарушения центральной нервной системы и головного мозга

2. Несформированность учебных навыков

Ребёнок не умеет учиться:

  • Работать с текстом
  • Выделять главное, существенное
  • Не может организовать своё время и распределить усилия

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется:

-отвлекаемостью

-подвижностью

-неусидчивостью

3. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено:

- с ребёнком никто не занимался, не развивал его познавательные способности

- ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6.Конфликтные отношения.

- со сверстниками

-учителями

-отказ от усилий в учебной деятельности

7. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры: двойки, наказания и т.д.

Низкая работоспособность:

- в утомляемости

-медленный темп работы

Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителя он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. В моём классе это действительно действует. Дети искренне радуются успехам слабоуспевающих одноклассников. Дорогого стоит услышать от своих одноклассников: молодец!

На уроках стараюсь создавать ситуацию успеха:

- помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоёмкой и сложной деятельности

- слабому ученику выполнить посильный объём работы

Главная идея обучения в сотрудничестве учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде - как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 5 команд разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет  баллов, заработанных каждым учеником и всей командой. В  целом, награды команда получает одну на всех в виде оценки в соответствии с набранным количеством баллов. Индивидуальная ответственность у каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач и неудач каждого участника. Это стимулирует всю  команду следить  за успехами друг друга и приходить на помощь товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это даёт сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами своей команды и соответственно стимулирует желание учиться. У некоторых детей часто стоит проблема общения ученик-учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова, из-за индивидуальных особенностей. У одноклассников проще спросить непонятное, попросить объяснить.

Поэтому, организовываю работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было  страшно получить неудовлетворительную оценку, этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на несколько групп по 3-4 человека. В группе назначается старший, который помогает мне в организации работы, проставляет оценки, проверив работу. Группы получают задания, выполняют  задания все в группе, могут обсуждать, спорить, спрашивать друг у друга

каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад. Сильный объясняет слабому учащемуся, каждый поднимается на ступеньку выше.

Затем группа защищает перед классом своё решение. Выслушав все группы или часть групп, приходим к общему выводу.

Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока.

На уроках математики провожу Блиц турниры, где весь урок, например, решаются задачи, казалось бы скучно, но специально подбираю задачи  разной сложности, а право выбора сложности задачи оставляю за детьми. Например, ученик должен решить 3 сложные задачи или 6 простых задач. Сильные учащиеся быстро набрав нужное количество баллов, выступают в роли консультантов для слабых учащихся, учатся, обучая. Даже слабые учащиеся ощущают свою успешность, ведь задачи с низким уровнем по плечу, ведь всегда можно взять другую задачу или воспользоваться помощью товарища. Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решения задач одного вида, н-р, по теме « Периметр» или « Площадь».

Результатом своей работы считаю, что в моём классе не унижают друг друга, нет насмешливого тона, все дети хотят выговориться, дать ответ, не боясь , что его засмеют. Даже на переменах консультанты усаживают отстающих за парты, ведь они несут за них ответственность.

 Провела диагностику в начале года. Результаты диагностики показали, что у 85 % учащихся УУД сформированы на высоком и среднем уровнях. Данная группа не испытывает трудностей в усвоении материала: учащиеся могут планировать свою деятельность и контролировать свои действия. 15% учащихся испытывают трудности. Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении

         Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении  учебных проблем    

Умение слушать и вступать в диалог;

 участвовать в коллективном обсуждении проблемы.        

 владение монологической и диалогической формами речи.

Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Результаты мониторинга

1 уровень – 10 уч.

2 уровень – 9 уч.

3 уровень – 7 уч.

4 уровень- 4 уч.

  Результаты обучения: Дементьев Женя пишет под диктовку, решает примеры, читает 28 слов, это большой прогресс, так как пришёл в наш класс, когда читал 8 слов в минуту.

Вывод: любого ребёнка можно научить учиться.

Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребёнок должен самореализоваться.