Разное
материал (1 класс)

Щелочкова Любовь Сергеевна

...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по теме «Адаптация первоклассников к обучению в школе»

докладчик: Щелочкова Л.С. учитель начальных классов

2019-2020 учебный год

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.

Изменяется жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением (а таких ребят в классе много), связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ученика. Учитель должен строить свою деятельность с учётом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Ему необходимо быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить отношения со сверстниками.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки на уроке провожу динамические паузы и гимнастику для глаз при обучении письму, чтению, математики. А также слежу за осанкой. На каждом уроке письма и математики проговариваются правила посадки: расстояние от груди до стола должно быть с кулачок, расстояние от глаз до тетради, спина прямая.

В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, так как стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Для сохранения здоровья введён курс внеурочной деятельности «Познай себя», где я знакомлю ребят с правилами гигиены, устройством своего организма и рассказываю о том, как сохранить своё здоровье. Так же на внеурочных занятиях провожу подвижные игры и тренинги общения.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального общего образования, главной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей ядра образования. Обучение ориентировано на развитие учащихся, учёт их способностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

В соответствии с новыми ФГОС период адаптации к школе первоклассников обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогом, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения; прививает навыки индивидуальной, парной и коллективной работы; обучает элементарным приёмам обратной связи, развивает внимание, память, мышление, воображение; формирует классный коллектив.

С самого начала я поддерживаю положительную общую самооценку ребёнка. Для этого использую правила: не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка); - хвалить исполнителя, критиковать только исполнение; - не ставить перед первоклассниками сразу более одной задачи.

В период адаптации учу первоклассников приёмам оценивания своей деятельности, предлагая ребёнку оценить разные стороны своей работы.

В адаптационный период проводила работу с родителями. Старалась заложить основу родительской позиции, которая заключается в следующем:

- эмоциональной поддержке ребенка;

- организации максимальной самостоятельности действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в соблюдении режима дня, чтении).

- проработке правил для учащихся.

В сентябре провела родительское собрание по теме: «Трудности адаптации первоклассников к школе». Родителям даны рекомендации, как помочь ребенку в адаптационный период.

Сегодня можно подвести первые итоги адаптации наших первоклассников. Необходимо ответить на вопрос: успешно ли прошёл этап адаптации учащихся 1-х классов?

В 1-а класс МОУ «Курсаковская СОШ» поступило 21 учащийся. Из них 13 мальчиков и 8 девочек. На момент поступления в школу 7 лет исполнилось 15 учащимся. 6 учащихся поступили в школу с 6,5-6,8 лет. Десять детей, посещали детский сад.

Анализ первичной диагностики на начало учебного года, по готовности детей к обучению в школе следующий:

- девять учеников знают алфавит, умеют читать бегло, знают цифры и счёт до 10.

- пять учеников читают по слогам, знают алфавит, цифры и счёт до 10.

- четверо ребят знают алфавит и цифры, могут прочитать знакомые слова по слогам.

- остальные 3 учащихся помнят некоторые буквы и с ошибками считают до 10.

На конец ноября умеют читать по слогам все учащиеся, но очень слабо читают 3 детей. Счёт до 10 и обратно освоили все ребята, но ещё не все решают примеры без ошибок. Умеют составить задачу и решить её 7 ребят. Справляются с заданиями самостоятельно – 2 учащихся, с небольшой помощью учителя – 5 учащихся, с повторным объяснением и помощью учителя – 3

Не всегда справляются или совсем не справляются – 3 учащихся.

Трудно даётся учёба следующим ребятам: Ашлаеву Роману, Романову Артёму, Ростовой Карине, Рыбалкину Всеволоду.

На уроках не внимательны, часто отвлекаются 5 учащихся. По этой причине не слышат заданий и не знают, что и как нужно выполнять. Это следующие учащиеся: Ашлаев Роман, Балакин Гарсия Джонатан, Парамзин Иван, Понетайкин Андрей,Рыбалкин Всеволод. Данным ребятам необходимо вырабатывать усидчивость, проводить с ними занятия на развитие внимания, памяти, мышления.

Легко даётся учёба Гречишниковой Дарине, Замореву Дмитрию, Корешкову Егору,Новожилову Василию, Урсакий Варваре. Эти дети старательны, прилежны, всегда активны на уроках, раньше всех справляются с заданиями. Хочется отметить Гречишникову Дарину – девочка старается, никогда не отвлекается, всегда поднимает руку, если хочет ответить.

Может хорошо учиться Парамзин Иван, но он ленится, может отвлекаться.

Научился хорошо читать по слогам и решать примеры – Шодикулов Алишер.

Уровень освоения учебного материала:

высокий – 9 учащихся, средний – 9учащихся, низкий - 3 учащихся.

Исследование психологической адаптации

При исследовании процесса деятельностно – психологической адаптации, мною использовались следующие методики:

1. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций авт. А. Эткинд (разработан О.А. Ореховой) «Домики.»

2. Проективная методика «Школа зверей» для диагностики процесса адаптации.

3. Анкета для родителей по процессу адаптации ребёнка.

Анализ методик

1. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций. Посредством данного теста можно определить:

1. Вегетативный коэффициент. Он характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению.

2. Показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка.

3.Сфера социальных эмоций. Здесь оценивается степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

Счастье-горе – блок базового комфорта,

Справедливость – обида – блок личностного роста,
Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,

Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,

Скука – восхищение – блок познания.

4. Эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам.

Результаты исследования по данной методике:

  1. Норма-21

   Отношение к школьной деятельности положительное

  1. Норма- 19

     Проблема с письмом и взаимодействии с одноклассниками

(Ашлаев Роман, Романо Артём, Рыбалкин Всеволод)-левши

  1. Норма-19

Взаимодействие с одноклассниками

(Паразин Иван, Понетайкин Андрей)-потенциальная агрессия

Анализ проективной методики «Школа зверей» показал, что большинство детей привлекает в школе именно учебная деятельность (из 21 – 17 нарисовали процесс обучения).

У четверых учащихся не совсем сформирована позиция ученика. Некоторые учащиеся испытывают тревожность, угнетённое состояние в школе и во взаимодействии с одноклассниками – об этом говорит цветовая гамма рисунка и взаимодействие животных между собой. У всех ребят нарисован учитель, но у нескольких учащихся между детьми и преподавателем нарисован барьер. Но в основном рисунки характеризуют положительный эмоциональный фон: все дети нарисовали школу, школьные предметы – доску, парты, стулья.

Анализ анкет родителей первоклассников.

Родителям было предложено ответить на вопросы анкеты. Основные вопросы и результат ответов приведён в таблице:

1.Охотно ли идет ребенок в школу?

без особой охоты 1

охотно, с радостью 18

затрудняюсь ответить 2

2.Какие изменения в самочувствии и поведении ребенка Вы отмечаете с того времени, как он пошел в школу?

Плохой аппетит -2

Болел в сентябре-октябре -2

Засыпает с трудом – 1

Разговаривает во сне – 1

3.Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

Иногда - 1

довольно часто - 19

затрудняюсь ответить - 1

4.Каков эмоциональный характер этих впечатлений?

  положительных и отрицательных примерно поровну -5

  в основном положительные впечатления -16

5.Жалуется ли ребенок на товарищей по классу, обижается на них?

  довольно часто - 1

  бывает, но редко - 3

  такого практически не бывает - 17

  затрудняюсь ответить-0

6.Жалуется ли ребенок на учителя, обижается на него?

довольно часто- 0

бывает, но редко- 0

такого практически не бывает - 21

затрудняюсь ответить -0

7.Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

Да - 1

скорее да, чем нет - 12

скорее нет, чем да - 6

нет - 1

затрудняюсь ответить - 1

Проанализировав данные анкет родителей, я сделала следующее заключение: практически все дети без особых проблем приспособились к новым условиям своей жизнедеятельности.

Несколько слов о физиологической адаптации:

В период с сентября по ноябрь болели: 5 дней Быховец Полина, 5 дней Владимиров Матвей, 4 дня Рыбалкин Всеволод, 7 дней Шодикулов Алишер и 5 дней Яшина Вероника. Остальные дети не болели, но 12 дней пропустил Корешков Егор т.к. (мама считает, что дети устают и даёт день среди недели отдохнуть).

Данный уровень адаптации можно считать достаточным.

Заключение

Проанализировав уровень усвоения учебного материала и все методики, можно ответить на выше поставленный вопрос – период адаптации первоклассников прошёл практически успешно. Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволяет квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:

достаточный – у 14-ти первоклассников

частичный – у 4-х первоклассников.

недостаточный – у 3 –х первоклассников.

А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.



Предварительный просмотр:

Протокол №6

от 22.05.2020г.

Итоговое родительское собрание

в 1- а классе

Присутствовало: 20 человек

Цель: подведение итогов первого учебного года.

Задачи:    

  • проанализировать трудности в обучении младших школьников, их       причины, дать рекомендации родителям о способах их преодоления.
  • создать условия для поддержания тёплой эмоциональной атмосферы между учащимися и семьями учащихся.

Ход собрания:

-Добрый вечер, уважаемые родители! Я  рада новой встрече с вами!

Вот и закончился наш с вами первый год школьной жизни. Совсем недавно вы, приведя  в этот класс своих деток, настороженно смотрели на меня: «Поможет ли? Не обидит ли?», придирчиво скользили взглядом по ставшему совсем уже родным кабинету: «Светло ли? Тепло ли? Уютно ли будет моему ребенку тут?». И вот промчался год. И малыши выросли, стали старше на год. И знаете... Хорошие растут у нас ребятишки. Светлые и радостные. Слайд 2,3

-И поскольку наша сегодняшняя  встреча проходит в конце года, давайте вместе подведём итоги, подумаем о работе над ошибками, отметим достижения, оценим результаты.

-Каким он был для нас, первый учебный год?

Слайд 4,5

Ни для кого не секрет, что успех в жизни человека во многом зависит от его интеллекта и кругозора. И чтение – их главная  составляющая.  И я рада, что  в конце первого класса все ученики умеют читать.

Нормы техники чтения  в 1 классе. Слайд 6

Каковы же наши результаты чтения?  Слайд 7

В ходе многолетних наблюдений за учащимися выявлена одна закономерность: те дети, которые с первых шагов обучения чтению добиваются успехов, в дальнейшем демонстрируют стабильно высокую успеваемость, неуклонное повышение эрудиции и общего уровня культуры и в итоге во взрослой жизни оказываются в преимущественном положении в сравнении с теми, кто в начальной школе на уроках чтения не блистал. Последние, напротив, демонстрируют снижающуюся год от года успеваемость, пополняют ряды двоечников по всем предметам. Они чаще других бросают школу до окончания обучения и во взрослой жизни чаще вливаются в армию неудачников.

    Чтение, выступающее для учащихся младших классов самостоятельным навыком, требующим освоения, по мере взросления ребёнка начинает выступать уже средством овладения всеми прочими знаниями и умениями, инструментом расширения кругозора и повышения уровня культуры. Те, кто до третьего класса не преуспел в освоении этого средства, в дальнейшем затрудняются в получении всё новых и новых знаний. Отсюда проистекают разнообразные школьные трудности, и как вторичное следствие, - нарушение поведения. Впоследствии восполнить эту недостачу становится ещё труднее: умелые продвигаются вперёд всё более успешно. Отстающие всё более безнадёжно отстают.

Для того чтобы за три летних месяца каникул дети не утратили беглость чтения, не потеряли интерес к интеллектуальным занятиям, родители обязательно должны позаботиться о том, чтобы у них был список литературы для 1 класса на лето.Слайд 8

        Начнет ребенок действительно читать или отложит листочек, в котором будет приведена литература на лето для 1 класса с перечислением авторов и их произведений, далеко в ящик письменного стола – зависит от родителей.

Ну а для того, чтобы мотивировать вас взрослых, проведем такую параллель: если мы хотим, чтобы наши дети научились танцевать – мы отдаем их на танцы, играть на музыкальном инструменте – в музыкальную школу, стали ловкими и сильными – в спортивную секцию. Тогда вопрос: а что же делать, если мы хотим, чтобы наши дети умели не только воспринимать информацию, словесно передавать ее, но еще и анализировать, имея при этом свою собственную точку зрения? Ответ, думаем, ясен: они должны читать хорошую литературу.

Что должен уметь ребёнок к концу 1-го класса:  Слайд 9

Русский язык

  1. Ставить ударение в словах.
  2. Делить слова на слоги.
  3. Определять количество букв, звуков в словах.
  4. Находить главные члены предложения.
  5. Находить твёрдые, мягкие согласные
  6. Писать диктант  из 35-40 слов.

Математика

  1. Решать числовые выражения.
  2. Знать единицы длины дм и см.
  3. Решать  простые и составные задачи.
  4. Находить длину ломаной, определять сумму
  5.  длин сторон прямоугольника.

Итоги контрольных работ по русскому языку и математике Слайд 10, 11, 12, 13

Трудности, которые испытывают младшие школьники в обучении и их

причины: Слайд 14, 15, 16

  • Пропуск букв в письменных работах   -  причины: низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания, несформированность приёмов самоконтроля.
  • Частые орфографические ошибки(хотя знают все правила) – причины: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха.
  • Невнимательность, рассеянность– причины: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объёма внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
  • Трудности при решении математических задач – причины: плохо развито логическое мышление, слабое понимание грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления.
  • Затруднения при пересказывании текста – причины: несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.
  • Трудности в понимании объяснения учителя с первого раза – причины: слабая концентрация внимания, несформированность приёмов учебной деятельности, низкая система восприятия и произвольности.
  • Постоянная грязь в тетради– причины: слабое развитие мелкой моторики пальцев рук и недостаточный объём внимания.
  • Плохо запоминают таблицу сложения (а потом умножения)– причины: низкий уровень развития механической и долговременной памяти, слабая концентрация внимания, несформированность приёмов учебной деятельности.
  • Постоянно забывают дома учебные предметы – причины: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.
  • Плохо списывает с доски, плохо справляется с работой в классе – причины: не умение работать по образцу. Низкая скорость протекания психических процессов, низкий уровень развития произвольности.
  • Постоянно переспрашивают – причины: низкий уровень объёма внимания, слабая концентрация и устойчивость внимания, низкий уровень развития переключения внимания и развития кратковременной памяти.
  • Плохо ориентируется в тетради – причины: низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве, слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
  • Поднимает руку, а при ответе молчит – причины: заниженная самооценка, возможны трудности в семье, внутреннее стрессовое состояние, индивидуально-типологические особенности.
  • Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями – причины: трудности в семье, перенесение функции матери на учителя.

Как видите, причины многих трудностей, встречающихся у первоклассников, -  низкий уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения. В распечатках есть упражнения на развитие этих процессов. Выполняйте их ежедневно по два, три и они помогут справиться ребёнку с его трудностями.

Кроме того, было установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук и телесных движений. Поэтому выполняем физические упражнения: растяжки, дыхательные упражнения, гимнастику глаз (активизируют процесс обучения), пальчиковую гимнастику, упражнения для тела.

Наши достижения

В этом учебном году наши дети были активными участниками различных конкурсов, олимпиад.

Школьный уровень: Слайд 18, 19, 20

Муниципальный уровень  Слайд 21, 22, 23

Что нас ждёт во 2 классе  Слайд  24

Новые предметы: английский язык

Школьная форма             Слайд 25

Подготовка кабинета к новому учебному году    Слайд 26

Инструкция для родителей на летние каникулы по безопасному нахождению детей дома, на улице   Слайд 27,28,29,30,31

Успех человека, безусловно, заслуга его самых близких людей с незаметными, на первый взгляд, ежедневными усилиями, трудом, терпением и ответственностью.

Я благодарю Вас за творческий подход и активную жизненную позицию. От всей души желаю вам крепкого здоровья, счастья и благополучия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разные люди - разные культуры

Интегрированный урок в 1  классе по теме: «Звуки осени» (музыка и технология). Урок проведён в рамках семинара: «Здоровье сберегающие технологии на уроках эстетического цикла»...

Проект "Эта разная, разная плесень".

Разработка проекта " Эта разная,разная плесень". Презентация к пректу "Этаразная, разная плесень"...

Разные материалы - разные свойства

Урок технологии для учащихся 2 класса (УМК "Начальная школа 21 века")...

Разные люди - разные характеры

Вашему вниманию было представлено занятие "Разные люди - разные характеры" по Программе развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г...

Мы разные - в этом наше богатство. Мы разные - в этом наша сила.

Конспект внеклассного мероприятия ко Дню толерантности....

Классный час "Продукты разные нужны, продукты разные важны"

Классный час "Продукты разные нужны, продукты разные важны"...

"Одежда в разные времена и в разных странах"

Конспект урока , в котором происходит систематизация знаний о одежде народов России....