Как мотивировать детей читать.
статья

У учителей в школе и у родителей дома есть довольно сильные способы повлиять на мотивацию детей больше читать. Конечно, в некоторых случаях истинное желание читать лучше замещать соревновательным эффектом, но это все же лучше, чем ничего. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_motivirovat_detey_chitat.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Как мотивировать детей читать.

- просить читать регулярно и выбирать выбрать для этого короткие и увлекательные истории                 - предлагать простые тексты                                                                                                                                                     - поощрять чтение интересного самим детям сюжетов-книг, статей и даже комиксов                                                - вдохновлять своими примерами

Как ребёнку преодолеть «угадывающее» чтение.

- использовать рамку, которая не даёт глазам забегать вперёд по строке, или линейку, которая не   даёт потерять строку                                                                                                                                                                 - вести пальцем по строке                                                                                                                                                             - читать слова по очереди со взрослым                                                                                                                                             - выделять в тексте окончания слов маркером                                                                                                                              - чередовать чтение вслух и про себя (по 1-2 слова)                                                                                                                      - чередовать громкое и тихое чтение (по 1-2 слова)

Как работать над смысловыми словами речи.

- развивать словарь, работать над наполнением семантических полей (слова различных частей речи, значения которых имеют один общий семантический признак. Например: СП «свет» — свет, вспышка, молния, сиять, сверкать, светлый, ярко и др.)                                                                                                                - развивать память                                                                                                                                                                                       - создавать ситуации, в которых дети захотят читать и писать; игры,  квесты, сочинения и истории                                     - работать над связанностью речи, просить составлять предложения и тексты по картинкам или сериям сюжетных картинок                                                                                                                                                                  - просить детей иллюстрировать любимые тексты                                                                                                                        - ставить мини спектакли

Движение глаз во время чтения.

- движение глаз осуществляется быстрыми скачками – саккадами. Между ними можно опознать, что увидели во время того, как глаз был неподвижен и зафиксирован на слове                                               - начинающий читатель делает 10-12 фиксаций на строке., опытному достаточно 3-4

Начинающий читатель может схватить 1-2 буквы, опытный – группу слов или целое предложение. Чем меньше читательский опыт ребёнка, тем чаще его взгляд возвращается к прочитанному с целью уточнения, проверки понимания смысла, исправление допущенных ошибок.         «Забегание вперед» облегчает понимание прочитанного.

Продвижение глаз во время чтения.

Ребёнок впервые при чтении должен контролировать движение глаз:

- уметь выделять начало текста                                                                                                                                                          - прослеживать строку слева направо                                                                                                                                                  - точно переходить от одной строки к другой без пропусков и поворотов                                                                                    - фиксировать взгляд, чтобы отличить визуально похожие буквы

Этапы формирования навыка чтения.  

  1. Овладение звуко-буквенного обозначения. Оперативная единица чтения- буква. Допустимо: побуквенное, позвуковое или отрывистое послоговое чтение
  2. Плавное слоговое чтение (к концу 1 класса) единица чтения – слог
  3. Становление целостных приёмов чтения (во 2 классе). Простые слова читаются легко, многосложные читаются послогово                                                                                              
  4. Ступень синтетического чтения- ребёнок оперирует целыми словами и группами слов, бегло и правильно читает целые предложения (3-4 класс)

Скорость чтения слов в одну минуту:

Первое полугодие:    1 кл.                         2кл.                       3кл.                          4кл.

                                                                                     25-35                      50-60                        70-80

              Второе полугодие:      1 кл.                          2 кл.                     3кл.                          4 кл.

                                                      20-25                       40-50                     60-70                        80-90

Количественная оценка навыков чтения:

                                                                             1 кл.                    2кл.                    3кл.                    4кл.      

Средняя скорость чтения:                             43                        70                        77                       84                                      

Среднее количество ошибок:                       7                          5                           5                         2

Анализ навыка чтения. Качественные:          

- характер ошибок (какие специфические ошибки ребёнок совершает регулярно)                                           - способ чтения                                                                                                                                                                              - степень понимания прочитанного        

     Дислекси́я (от др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение, и λέξις — речь) — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

Регуляторная дислексия: пропуск букв, слогов и слов; повторение слогов и добавление лишних; трудно выделяются предложения; пауза в речи в неверном месте; неправильное расставление знаков препинания; совершаются ошибки по невнимательности.

Зрительно-пространственная: слабость переработки информации; невидимость целостности букв; ориентация на листе бумаги; взоры по тексту; отступление от строчки письма; неустойчивый почерк; буквы в зеркальном отображении; сложность в запоминании словарных слов; пропуск и замена ударных гласных.

Фонематическая дислексия: ошибки слухового выбора; замена звуков близких по звучанию; (глух,. и зв., твёрд,. и мягк,: л/р, ц/ч)                                                                                                                            Ошибки кинестетического выбора, замена звуков близких  по произношению: ж/з, т/п, т/н.                         

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нужно ли заставлять детей читать?»

Умение ребенка-дошкольника быстро и осмысленно читать сослужит ему незаменимую службу при обучении в школе. Всем известны печальные случаи, когда даже в старших классах некоторые дети читают по ...

Методическая разработка "Увлекательно учим детей читать""

Методическая разработка "Увлекательно учим детей читать" представлена в сиде  родительского всеобуча с практическими рекомендациями по игровому обучению чтению ребенка 5-6 лет....

Конкурсная программа для читающих детей "Читаем всей семьей"

Конкурсная программа «Читаем всей семьёй», проведённая в классе, совместно с родителями, повышает интерес к книге, пробуждает желание читать. Задания подбирались с учётом формирования у детей познават...

Как научить детей читать бегло

упражнения для техники беглого чтения...

Читайте детям. Читайте с детьми.

В статье говорится о пользе чтения , обосновывается необходимость   совместного чтения с детьми....

Безотметочная система обучения в первом классе. Как мотивировать детей?

При безотметочной системе обучения в первом классе важно поддерживать интерес учеников к учёбе и самому процессу обучения.Хочу поделиться своим опытом и рассказать, что мы делаем с первоклассниками.В ...