Когда в классе ребёнок- инофон.
статья

Серёгина Юлия Александровна

Методы и технологии работы с детьми -нофонами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_v_klasse_rebyonok.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Когда в классе ребёнок-инофон»

Во многих школах возникает необходимость создания условий для обучения детей-инофонов. Возникла эта проблема (необходимость0 и  школе, в которой я преподаю.

В непривычных условиях оказываются учителя, когда им приходится учить не только писать, но и говорить на русском языке своих подопечных. В не менее непривычных условиях оказались и одноклассники, говорящие на разных языках. Данная группа детей делится на две, так называемые подгруппы –билингвы и инофоны. В чём же отличие?

учащиеся-билингвы –это учащиеся, в семьях которых говорят как на своём родном языке, так и на русском. .Многие из таких учеников никогда не были на своей исторической родине. Для учеников –билингвов русский язык является почти родным.

Как правило, такие учащиеся коммуникабельны, они свободно говорят по-русски, пишут грамотно, не испытывают затруднения в общении с другими учащимися .

учащиеся –инофоны- Это учащиеся. Чьи семьи недавно мигрировали в Россию.Эти дети владеют иными фоноваыми знаниями, русским языком они или владеют на пороговом, бытовом уровне, или не владеют вообще.. При этом такие ученики часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, т.к. дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке.  В школе же учащиеся-инофоны вынуждены общаться с учителями и одноклассниками только на русском языке. Преодоление языкового барьера создаёт для детей определённые трудности:в общении с учителем и сверстниками, в усвоении русского языка, других учебных предметов, где от них требуется свободное владение лексикой и осознанное употребление слов.

Закрывать глаза на эту проблему нельзя.

Работа с детьми-инофонами сродни работы с учащимися с тугоухостью. Нужны чёткие методы и приёмы. У педагога должна быть безупречная дикция, чёткое произношение каждой фразы. Нужно использовать крупные картинки, картинка дублируется крупно написанным  словом. И, конечно. Помогает игра. У многих детей-инофонов творческие задания в обычной форме (например, мини-сочинение) могут вызвать затруднения в связи с алым словарным запасом. В игре же учащийся преодолевает этот барьер легко- при помощи учители или товарищей по команде-и не испытывает дискомфорта от своего «незнания». Так у детей снижается страх допустить ошибку: они поглощены игрой, а следовательно, в этом случае появляется благодатная почва для искоренения комплекса говорения на втором языке.

На основе игрового общения формируется речевое общение, определённые практические действия и расширяется кругозор ребёнка об окружающем мире и о себе. Необходимо соблюдать поэтапность введения игр. На начальном этапе это  творческие задания и дидактические игры, так как ребёнок в этот период набирает словарный запас . Позже можно включать сюжетно-ролевые, подвижные и т.д. Таким образом ученик-инофон будет продолжать развивать устную речь.

При обучении русскому языку как неродному можно использовать  правила-инструкции,

Разъясняющие закономерности русского языка и помогающие формировать языковую компетенцию школьников

Например:

О людях и животных мы спрашиваем кто? О вещах мы спрашиваем что?

О мальчике, мужчине говорим  он,  о девочке. ,мальчик говорит я рад, я сам.

Такого рода разъяснения нужно давать с самого раннего периода обучения русскому языку в форме, доступной пониманию учащихся определённого возраста.

Существенную помощь в усвоении детьми-иностранцами программного материала оказывают опорные схемы. ( Это обычные опорные схемы. При изучении подобного материала я использую картинки- ед. число и рядом предмет мн. число несколько подобных предметов и  т. д.)  .Также можно использовать:

  • Заучивание наизусть  и выразительное чтение учащимися не только стихотворных текстов , но и прозаических отрывков
  • Запоминание отдельных выражений, оборотов литературной речи
  • Частое выразительное чтение художественных текстов самим учителем с целью вызвать у ребят стремление исправить свою речь

 В конце статьи позвольте представить вашему вниманию несколько игр.

Игра «Умная стрелка»    ( закрепление согласования глагола и существительного)

Используется наглядное пособие: круг, разделённый на части, и подвижная стрелка, закреплённая в центре круга. На круге различные сюжетные картинки. Учитель называет действие (рисует, играют,строят, улыбаются и т.д.) Дети ставят стрелку на соответствующую картинку и придумывают к ней предложение.

Игра «Мой, моя моё, мои»     ( Закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными)  Назовите предметы, про которые можно сказать –мой , моя. Моё

Игра  «Найди ошибку»   (закрепление правильного построения предложения)

Предлагается детям прослушать предложение и определить, правильно ли оно составлено, а если нет-исправить ошибку.

Шёл дождь, потому что я взяла зонтик.

Соловьи-они уже прилетели.

Заяц обошёл вокруг пенёк.

Я вижу одной берёзы и двух дубов.

Каковы же планируемые результаты?

  1. Снижение чувства тревожности(Более свободное общение с русскоязычными одноклассниками и педагогами.  Постепенно уходит зажатость, боязнь совершить ошибку при устном ответе.)
  2. Положительный эмоциональный фон, психологическая комфортность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что? Где? Когда?" 3 класс.

параллель третих классов...

Тематическое планирование по внеурочной деятельности. "Что? Где? Когда?". 2 класс

Тематическое планирование по внеурочной деятельности. "Что? Где? Когда?". 2 класс....

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" 3 класс

Игра расширяет знания учащихся по разным предметам....

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" 3 класс

Сценарий интеллектуальной игры для младших школьников....

план-конспект по математике 4 класс "Когда трех классов для записи числа недостаточно" ПНШ

Тема: «Когда трех классов для записи числа недостаточно»Тип урока: урок открытия новых знанийЦели деятельности учителя: ввести в рассмотрение, нового класса чисел, который носит название ...

Конспект классного часа по теме: «Что? Где? Когда?» (3 класс)

Цель:  развитие логического мышления и внимания; воспитание чувства коллективизма...

Технологическая карта урока математики «Когда трёх классов для записи числа недостаточно»( УМК «Перспективная начальная школа», 4 класс)

Цель урока: создание условий для изучения нового класса миллиардов, формирование умений записывать числа класса миллиардов.Задачи урокаДидактические:Знать правила записи чисел класса миллиардовУметь н...