Внеурочная деятельность
рабочая программа (4 класс)

Бурнашова Мадина Сергеевна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Антоньевская средняя общеобразовательная школа»

Петропавловского района Алтайского края

РАССМОТРЕНА

педагогическим советом

«___» ________   2020г.

Протокол № _____

СОГЛАСОВАНА

заместителем директора  школы по УР

«___» _________2020г.

_________   О.А.Кизилова

УТВЕРЖДЕНА

директором школы

«___ »  ________  2020г.

Приказ №  ___

__________ К.В. Пигина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Дорогою добра»

(духовно-нравственное направление) 4 класс 

Срок реализации программы 1 год

                                                       Учитель Бурнашова Мадина Сергеевна

                                                                     

с.Антоньевка

2020 год

Программа внеурочной деятельности для учащихся 4 б класса

«Дорогою добра»

Планирование составлено на основе:  

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»./М-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2011г.
  2. « Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методический конструктор».: в 2-х частях, под редакцией А.Я. Данилюка./ М.: Просвещение, 2011г.
  3. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»./А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2011г.

Пояснительная записка

     В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать недоброжелательность и напряженность в социальной среде. Наше общество уже почувствовало потребность в культуре общения. Недоброжелательность, агрессивность все больше распространяется в детской среде. Духовно-нравственное воспитание детей – дело большой социальной значимости. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть ребенок, его мировосприятие, отношение к самому к себе, окружающим людям, к природе.

     Основной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный образовательный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане  образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

     Воспитание на основе вечных, истинных ценностей – не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества.

Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве в процессе воспитания и образования.

     Необходимость культурно-нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. В начальной школе культурно-нравственное воспитание актуально само по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. И чем раньше начинается культурно-нравственное обучение ребенка, тем больше у них возможности для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

    Коммуникативная компетенция учащихся предполагает умение решать средствами языка задачи общения в коммуникативно-речевых ситуациях (знакомство, приветствие, обращение, согласие, утешение, извинение, просьба, совет, отказ, комплимент), типичных для их деятельности.

     Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контактов между собеседниками, поддержанию общения в тональности доброжелательности, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между детьми. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Основная цель – формирование у детей культурно-нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания. Преодоление и предупреждение социально – эмоциональных проблем обучающихся.

     Задачи:

  1. развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
  2. воспитание толерантности на основе получения знаний о традициях и культуре России и других стран;
  3. познакомить с формулами речевого этикета (благодарность, прощание, приветствие, извинение, комплимент, утешение и т. д.);
  4. предоставить возможность ребенку проявить себя и свое отношение  к окружающему миру;
  5. прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству;
  6. уметь использовать культурную речь в собственной речи в соответствии с ситуациями общения;
  7. выявлять случаи проявления агрессивного поведения, обсуждать их, предупреждать его тяжелые последствия.

Общая характеристика.

      Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности факультативного курса «Дорогою добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие. 

     Для достижения поставленных задач могут быть использованы следующие формы организации деятельности:

     -  игровая;

    - познавательная;

     - конкурсы;

     - сюжетно – ролевые игры;

     - диалог;

     - просмотр мультфильмов;

     - посещение библиотеки.

Место предмета в учебном плане.

«Дорогою добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 34 часа – 1час в неделю.

      Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идет к следующей логике:

 - Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Четвероклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Дорогою добра».

     При освоении материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием сказок, пословиц о добре, учении, труде, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям, животным, к окружающему миру. Система вопросов и заданий, носящих диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями. Обсуждение пословиц, сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание этических представлений обучаемых (понятие добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.  Для овладения метапредметными результатами (обобщение, анализ, сравнение, синтез, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся задания, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся.

     В целях формирования УУД в коллективных обсуждениях, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Зачем?.. Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т.е. работать в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения.

     Работа в библиотеке и использование художественной литературы помогает ученикам учиться использовать различные способы поиска информации в интернете, в библиотеке. Тематические задания позволят учащимся научиться работать в библиотеке и интернете с целью решения информационных и коммуникативных задач.

         В результате реализации  программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Программа состоит из 4 разделов:

  • Правила общения
  • Этика отношений в коллективе
  • Школьный этикет
  • Доброе слово, что ясный день

Содержание программы «Дорогою добра» 4 класс

Раздел 1. Правила общения (8 часов)

Тема 1. Узнай себя.(1ч)

Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

     Тема 2. Слова приветствия(1ч)

     Приветствие как установление контакта общающихся. Подтверждение людьми своего знакомства и выражение желания продолжать его. Работа в парах.

     Тема 3. Толерантность(1ч)

 Беседа. Объяснение смысла высказывания: «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет культуры войны  к культуре мира».

     Тема 4. Веселые правила хорошего тона.(1ч)

     Знакомство с книгой А. Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками.

     Тема 5. Дружим с добрыми словами.(1ч)

     Идет работа по «превращению» слов. Зависть заменяется доброжелательностью, расположенностью, жадность – щедростью и т.д.

     Тема 6. Умеем общаться.(1ч)

     Чтобы быть приятным окружающим и себе, надо соблюдать правила общения. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: считаться с желанием другого, уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, уступать ему.

     Тема 7. Слово утешает.(1ч)

     Структура утешения. Способ выражения в зависимости от того, кто, кому в какой обстановке говорит-стараясь преуменьшить неудачу(Это пустяки!, Ничего страшного и т.д.)

     Тема 8. Обращение к собеседнику.(1ч)

Основная функция обращения – привлечение внимания, призывы собеседника. Обращение к незнакомому в ситуации нейтрального, обиходно-делового общения на улице, в магазине, транспорте.

     Раздел 2. Этика отношений в коллективе. (8 часов)

     Тема 9. Мы идем в гости.(1ч)

     Культура речи, главным понятием которой является «норма». Благоприятный климат общения. Определение понятий «этика», «речевой этикет», установление взаимосвязи между этими понятиями.

     Тема 10. Подари дело и слово доброе.(1ч)

     Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил.

     Тема 11. Подарок коллективу.(1ч)

     Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: стихотворение, песенку, открытку сделанную своими руками и т.д.

     Тема 12. Каждый интересен.(1ч)

     Дети говорят сидящему (по очереди), чем он им интересен. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

     Тема 13. Будем знакомы.(1ч)

     Знакомство как средство установлений связей между собеседниками. При содействии третьего лица – знакомство через посредника. Социальная роль собеседника и его относительные признаки в сравнении с собственными признаками говорящего: моложе он, старше или равен, общественное положение.

     Тема 14. Когда рядом много людей.(1ч)

     Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: в магазине, на улице и т.д.

     Тема 15. Чтобы быть коллективом.(1ч)

     Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость в коллективе тоже общая.

     Тема 16. Коллектив начинает меняться.(1ч)

     Как жить в коллективе, будучи очень разными? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Что считать хорошим в коллективе, что плохим.

Раздел 3. Школьный этикет. (8 часов)

     Тема 17.Школьные правила этикета.(1ч)

     Разыгрывание сценок-миниатюр поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение на уроке, в столовой.

     Тема 18. Простые правила этикета.(1ч)

     Беседа. Решение задач по культуре поведения в школе.

     Тема 19. Если радость на всех одна.(1ч)

     Правила для класса. «Уважаешь человека, уважаешь себя».

     Тема 20. Мой класс – мои верные друзья.(1ч)

     Работа в парах. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».

     Тема 21. О дружбе мальчиков и девочек.(1ч)

     Знакомство с рассказом Е. Пермяка «Надежный человек».

     Тема 22. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.(1ч)

     Разговор доброжелательности и равноправии в классе. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того не делай сам». Изготовление значков вежливости. Работа в группах.

     Тема 23. Делу – время, потехе – час.(1ч)

     Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе – час». Выставка значков для школы вежливости.

     Тема 24. Вот школа, дом, где мы живем.(1ч)

     Разбор этикетных ситуаций в форме «Дискуссия». Формулирование правил этикета в школе.

Раздел 4. Доброе слово, что ясный день.(10ч)

     Тема 25. Отворите волшебные двери добра и доверия.(1ч)

     Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее.

     Тема 26. Хорошие песни к добру ведут.(1ч)

     Дети поют песни о добре. Просмотр добрых мультфильмов.

     Тема 27. Любим добрые поступки.(1ч)

     Учимся видеть добрые поступки вокруг. Просмотр мультфильма «Кот Леопольд». Разучивание песни кота Леопольда.

     Тема 28. Добрым жить на белом свете радостно.(1ч)

     Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Беседа о доброте и смелости.

     Тема 29. Тепло родного дома.(1ч)

     Тепло дома должно согревать всех его обитателей.

     Тема 30. Как решать семейные проблемы.(1ч)

Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не было крика, чтобы не произошла ссора, чтобы нравилось быть дома.

     Тема 31-34. Доброта что солнце.(4ч)

     Итоговое занятие. Дети подводят итоги. Игры. Песни. Чаепитие

Тематическое планирование  

Дата проведения (прим.)

Дата проведения (факт)

Название темы

Форма деятельности

Правила общения. 8ч.

1

Узнай себя

Путешествие в сказку. Игра

2

Слова приветствия

Познавательная беседа. Конкурсы

3

Толерантность

Разговор.

4

Веселые правила хорошего тона.

Познавательная беседа.

Ролевые игры.

5

Дружим с добрыми словами

Игра. Познавательная беседа

6

Умеем общаться

Рассказ. Беседа. Игры

7

Слово утешает

Познавательная беседа

8

Обращение к собеседнику

Беседа. Решение задач

Этика отношений в коллективе. 8ч.

9

Мы идем в гости

Ответы на вопросы. Игры

10

Подари дело и слово доброе

Путешествие в сказку

11

Подарок коллективу

Урок – сюрприз.

12

Каждый интересен

Познавательная беседа. Игры

13

Будем знакомы

Познавательная беседа. Игры.

14

Чтобы быть коллективом

Познавательная беседа.

Практическое занятие в столовой.

15

Коллектив начинает меняться

Беседа.

16

Когда рядом много людей

Праздник Новый год-параллель.

Ролевые игры.

Школьный этикет. 8ч.

17

Школьные правила этикета

Познавательная беседа. Игра.

 Инсценирование. Работа в группах.

18

Простые правила этикета

Беседа. Решение задач.

19

Если радость на всех одна

Познавательная беседа. Игра. Работа в группах.

20

Мой класс – мои верные друзья

Познавательная беседа. Игра. Работа в парах.

21

О дружбе мальчиков и девочек

Познавательная беседа. Работа с таблицами.

22

Чего в другом не любишь, того и сам не делай

Работа в группах. Беседа. Изготовление  значков

23

Делу – время, потехе – час.

  Познавательная беседа. Игры.

24

Вот школа, дом, где мы живем.

Сценки-миниатюры. Праздничное чаепитие для мам и бабушек.

Доброе слово, что ясный день. 10ч.

25

Отворите волшебные двери добра и доверия.

Познавательная беседа. Игры.

26

Хорошие песни к добру ведут.

Познавательная беседа. Игра. Просмотр мультфильмов.

27

Любим добрые поступки.

Познавательная беседа. Разучивание песни.

28

Добрым жить на белом свете радостно.

Путешествие в сказку. Конкурсы.

29

Тепло родного дома.

Познавательная беседа.

30

Как решать семейные проблемы.

Беседа. Игры.

31-34

Доброта, что солнце.

Игры.

Разучивание песен.

Подготовка к празднику.

Игры.



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Антоньевская средняя общеобразовательная школа»

Петропавловского района Алтайского края

РАССМОТРЕНА

педагогическим советом

«___» ________   2020г.

Протокол № _____

СОГЛАСОВАНА

заместителем директора  школы по УР

«___» _________2020г.

_________   О.А.Кизилова

УТВЕРЖДЕНА

директором школы

«___ »  ________  2020г.

Приказ №  ___

__________ К.В. Пигина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Азбука безопасности жизнедеятельности»

(социальное направление) 4 класс 

Срок реализации программы 1 год

                                                       Учитель Бурнашова Мадина Сергеевна

                                                                     

с.Антоньевка

2020 год

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Азбука безопасности жизнедеятельности» для 4 класса разработана на основе

1.   Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 Ф З « Об образовании в Российской Федерации».

2.   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г, 22.09.2011 г, 18.12.2012 г., 29.12.2014 г., 18.05.2015 г., 31.12.2015 г.). (с изменениями и дополнениями).

3.  Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Правительством  Российской Федерации от 29.05.2015г. 996-р )

4.   Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 (утв. Правительством Российской Федерации от 29.11.2014 г. №2403- р)

5.  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Титков В.А.)

6.   Письма Минобрнауки (с изменениями и дополнениями) и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (методические рекомендации)»

7.  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г. № 81 «О внесении изменений № 3В СанПин»

8.   4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»

9.  Авторской программы: Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: методические рекомендации. 1-4.: М.: Просвещение, 2009  и относится к социальному  направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

10.  Учебного плана  МБОУ «Антоньевская средняя общеобразовательная школа» на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа внеурочной занятости «Азбука безопасности» в 4 классе направлена  на  обучение  детей  правильным  действиям  в  опасных  для жизни  и  здоровья условиях,  при  возникновении  чрезвычайных  ситуаций,  правильному  поведению  в  быту, здоровому  образу жизни, поведению на  дорогах. Программа построена  с  учётом  уровня подготовки  и  общего  развития  учащихся  начальной  школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Актуальность,  педагогическая  целесообразность  программы  внеурочной деятельности:

Учитывая  неравномерность  психического  и  физического  развития  детей  9-10-летнего  возраста,  образовательный  процесс  по  основам  безопасности  дорожного движения должен быть построен на основе дидактических закономерностей: от простого к  сложному;  от  непонимания  к  пониманию;  от  частного  к  общему;  от  конкретного  к абстрактному; от абстрактного к конкретному.

К  дидактическим  принципам,  которые  должны  быть  реализованы  в образовательном процессе, относятся следующие.

Преемственность.  Каждая  новая  ступень  обучения  младших школьников  должна опираться  на  уже  усвоенные  ими  знания,  умения  и  навыки,  полученные  в  дошкольных учреждениях  от родителей.

Последовательность  и  постепенность.  Знания  по  основам  безопасности жизнедеятельности следует  давать постепенно,  определенными  дозами,  без перегрузки,  с нарастающим объемом информации.

Принцип  развивающего  обучения.  Организация  обучающих  воздействий  на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не  следует  заставлять  школьников  начальных  классов  зазубривать  сложные  термины, определения, схемы, таблицы и т.д. Задачей  является  достижение  понимания,  осмысления  и  осознания  учащимися смысла  конкретных  безопасных  действий  в  традиционной  обстановке.  Успешность обучения  определяется  способностью  ребенка  самостоятельно  объяснить,  почему  Он должен  поступить  именно  так,  а  не  иначе.  И  как  результат —  осознанно  вести  себя  в реальных условиях.

Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают  сложную  информацию  с  детализацией  общепринятых  определений  и понятий, к ним необходимы комментарии.

Наглядность.  Этот  принцип  традиционно  используется  в  работе  с  учащимися, когда  они  должны  сами  все  увидеть,  услышать,  потрогать  и  тем  самым  реализовать стремление  к  познанию.  При  обучении  основам  безопасности  жизнедеятельности необходимы  наглядные  средства:  учебные  книжки-тетради  с  иллюстрированным материалом,  плакаты,  макеты,  специальное  оборудование  для  проведения  игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.

Основная цель:  формирование социального опыта школьника и осознание им необходимости применять полученные знания в нестандартной ситуации.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи:

  • развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
  • привитие учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;
  • формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;
  • выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Форма организации: внеурочная деятельность.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

        В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности курса  «Основы безопасной жизнедеятельности»:

- формирование доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- формирование потребности в соблюдении здорового образа жизни;

- формирование навыков культуры поведения на дорогах, в транспорте, общественных местах, безопасного поведения в природе;

  нравственного выбора и ответственности человека в отношении к самому себе и окружающим людям;

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.

Содержание программы

4 класс (34 часа)

1. Основы здорового образа жизни.

1.1 Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».

Понятие здоровья. Факторы влияющие на него. Основы здорового образа жизни и  безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания,  пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.

1.2 Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.  

Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.

2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

2.1 Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская  помощь.

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы,  вывихи, и растяжения связок. Когда следует вызывать «Скорую помощь» и порядок ее  вызова. Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание  инородных тел в глаз, ухо, нос- первая медицинская помощь. Первая медицинская  помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Кровотечение из носа - оказание первой

медицинской помощи.

2.2 Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран.  Перевязка ран. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Оказание первой

помощи при отравления. Первая медицинская помощь при травмах опорно- двигательного

аппарата.

3. Опасные ситуации возникающие в повседневной жизни, правила поведения  учащихся.

3.1 Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного в 1-3

классах).

Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в  быту. Опасная высота.

3.2 Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Элементы дорог. Дорожная разметка.

Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы подаваемые водителями транспортных

средств Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно  транспортного травматизма. Государственная инспекция безопасности дорожного  движения. Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при  следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

3.3 Безопасное поведение на природе.

Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по  компасу, по солнцу, часам и местным признакам. Безопасная преграда через водную  преграду. Умение вязать узлы. Костер. Меры пожарной безопасности при разведении  костра.

3.4 Безопасное поведение на воде.

Основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на

лодке. Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства.

4. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные  конфликты).  Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.  Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени.

На занятиях используются методы:

  • Словесные  (рассказ, объяснение, беседа).
  • Наглядные  (иллюстрация, демонстрация, показ педагога).
  • Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
  • Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
  • Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
  • Методы контроля и самоконтроля.
  • Эвристические.

Планируемые результаты

ЛичностныеУУД:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных  интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к  индивидуальной и   общественной ценности.

Метапредметные результаты:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных   и чрезвычайных    ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять   причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и вразличных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей  деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации  последствий чрезвычайных ситуаций.

         Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1-й уровень  -  школьник  знает и понимает общественную жизнь. 

2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь.

3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Содержание

Способ достижения

Формы деятельности

Первый уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта

Беседа, лекция

Второй уровень результатов

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом

Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать)

Дебаты, тематические вечера,  диспут

Третий уровень результатов

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде

Акции, социальные проекты

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения (прим.)

Дата проведения (факт)

Тема

Кол-во часов

Основы здорового образа жизни (10 ч)

1

Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него

1

2

Основы здорового образа жизни и безопасность  человека. Измерение температуры тела человека (инф.)

1

3

Режим дня

1

4

Здоровое питание

1

5

Профилактика переедания, пищевых отравлений

1

6

Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Поиск информации в энциклопедиях, в Интернете (инф.)

1

7

Профилактика инфекционных заболеваний

1

8

Вредные  привычки.  Курение  и  его  влияние  на

состояние здоровья

1

9

Вредные привычки. Алкоголь и его влияние на

состояние здоровья

1

10

Профилактика вредных привычек

1

         

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (7 ч)

11

Основные виды травм у детей

1

12

Средства помощи при травмах

1

13

Первая  медицинская помощь при ушибах и  кровотечениях

1

14

Правила обработки ран

1

15

Перевязка ран

1

16

Переломы, вывихи и растяжения связок

1

17

Первая  медицинская помощь при  травмах опорно-двигательного аппарата

1

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни,

правила поведения учащихся (15 ч)

18

Опасные шалости. Возможные последствия  шалостей

1

19

Опасные игрушки. Работа с иллюстративным материалом (инф.)

1

20

Опасная  высота

1

21

Правила безопасного поведения на дорогах

1

22

Правила перехода дорог

1

23

Соблюдение правил движения велосипедистами

1

24

Причины  дорожно-транспортного травматизма

1

25

Ориентирование на местности

1

26

Определение сторон горизонта по   местным   признакам

1

27

Определение сторон горизонта по компасу

1

28

Определение сторон горизонта по  солнцу

1

29

Безопасная переправа через водную преграду

1

30

Умение вязать узлы

1

31

Меры пожарной безопасности при разведении  костра

1

32

Правила безопасного поведения на воде

1

Защита человека в чрезвычайных ситуациях (2 ч)

33

Тестирование. «Мир и безопасность». Поиск информации в энциклопедиях, в Интернете (инф.) «Мир и безопасность».

1

34

Чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа

1

Итого

34

5. Список использованной литературы

1. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: методические рекомендации. 1-4.: М.: Просвещение, 2009.

2. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для 4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Антоньевская средняя общеобразовательная школа»

Петропавловского района Алтайского края

РАССМОТРЕНА

педагогическим советом

«___» ________   2020г.

Протокол № _____

СОГЛАСОВАНА

заместителем директора  школы по УР

«___» _________2020г.

_________   О.А.Кизилова

УТВЕРЖДЕНА

директором школы

«___ »  ________  2020г.

Приказ №  ___

__________ К.В. Пигина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Эрудит»

(общеинтеллектуальное направление) 4 класс 

Срок реализации программы 1 год

                                                       Учитель Бурнашова Мадина Сергеевна

                                                                     

с.Антоньевка

2020 год


Пояснительная записка

                                        к программе курса «Эрудит»

Интеллект человека определяется не суммой накопленных знаний,

а высоким уровнем логического мышления.

А.З.Зак

     Актуальность выбора курса «Эрудит» определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у дошкольников, занимающихся в нашей школе  предшкольной подготовкой, слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

     Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Курс «Эрудит» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий.

Курс включает 34 занятия: одно занятие в неделю. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

Продолжительность занятий: 4 класс – 40 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса в четвертом классе.

    В результате изучения курса «Эрудит» четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
  • формировать личностный смысл учения;
  • формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УДД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;
  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
  • познавательные УУД;
  • осознанно строить речевое высказывание;
  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации  в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
  • формировать мотивацию к работе на результат;
  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:

  • определять виды отношений между понятиями;
  • решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
  • находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
  • устанавливать ситуативную связь между понятиями;
  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
  • решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».

Содержание программы

4 класс

  1. Сравнение (2 часа)

     Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.

  1. Комбинаторика (2 часа)

    Решение задач с помощью таблиц и графов.

  1. Элементы логики (11 часов)

    Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно0следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.

  1. Развитие творческого воображения (11 часов)

    Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.

  1. Практический материал (3 часа)

    Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.

4 класс

Тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения (прим.)

Дата проведения (факт)

Тема занятия

Всего часов

Контроль

1.

Входной тест.

1

Тест №1

2.

Повторение основных мыслительных операций.

1

3.

Причинно-следственные цепочки.

1

4.

Интегрированный: логика в окружающем мире.

1

5.

Интегрированный: логика в русском языке.

1

6.

Виды отношений между понятиями.

1

7.

Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц.

1

8.

Понятие о графах.

1

9.

Рефлексивность отношений.

1

10.

Симметричность отношений.

1

11.

Тест «Отношения между понятиями».

1

Тест №2

12.

Классификация.

1

13.

Язык и логика. Фразеологизмы.

1

14.

Язык и логика. Образность и меткость речи.

1

15.

Язык и логика. Речевые ошибки.

1

16.

Язык и логика. Пословицы.

1

17.

Тест «Язык и логика».

1

Тест №3

18.

Работа над ошибками.

1

19.

Логические связки «или», «и».

1

20.

Логическая связка «если …, то».

1

21.

Логические возможности.

1

22.

Ситуативная связь между понятиями.

1

23.

Оценка ситуации с разных сторон.

1

24.

Образное сравнение.

1

25.

Синонимы. Многозначность.

1

26.

Антонимы.

1

27.

Тест «Языковая логика».

1

Тест №4

28.

Работа над ошибками.

1

29.

Комбинаторика. Решение задач с помощью графов.

1

30.

Рассуждения.

1

31.

Выводы в рассуждениях.

1

32.

Юмор и логика.

1

33.

Юмор и логика.

1

34.

Конкурс эрудитов.

1

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический  контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;
  • меньше 30% - низкий уровень.

Приложение

Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

Входной тест

4 класс

  1. Логика – это наука о том, как нужно …, …, … .
  2. Назови одним словом, исключив лишнее.
  • Злость, радость, восторг - … .
  • Пингвин, журавль, верблюд - … .
  • Тюмень, Киев, Москва - … .
  • Желудок, позвоночник, череп - … .
  1. Сравнение.

Сравнить – это значит найти признаки … и … .

  1. Классификация.

Сходство

Различие

Книга

Тетрадь

  1. Аналогия.
  • Продолжи по аналогии:
  • Побежал, подарок, походка;
  • 701, 6002, 50003, … .
  • Маленький, умненький, кисленький, … .
  1. Расшифруй слова:

А Г И К Л О  - …                           Е М А В И Н И Н - …

П Т А Я М Ь - …                          Ш Л Ы М Е Е Н И - …

4 класс

Тест «Отношения между понятиями»

  1. Определи вид отношений между понятиями и продолжи по аналогии.

____________

Дятел – птица

Учитель – …

Часы – …

_____________

Улыбнулся – нахмурился

Упрямый – …

 Заболел – …

______________

Книга – страница

Здание – …

Рассказ – …

________________

Чай – кофе

Ручка – …

Землетрясение – …

_________________

Кровь – кислород

Яблоко - …

Овца - …

__________________

Ноябрь – декабрь

Утро - …

1/7 - …

__________________

Грубость – обида

Шутка - …

Дождь - …

  1. Напиши аналогичную пару:

Стол – мебель

Китай - …

Машина – кузов

Паровоз - …

Глаза – картина

Уши - …

Широкий – бескрайний

Безымянный - …

Лето – июль

Рубашка - …

  1. Выполни аналогичное задание.

А)  Лук – связка лука.

сыр - …                                           чай - …

бензин - …                                      песок - …

суп - …                                             клей - …

 молоко - …

Б) Лиса – хищный зверь – зверь – животное – живая природа.

Ель - … - … - … - … .

Апельсин - … - … - … - … .

В) Подчеркни две фразы, наиболее близкие по смыслу.

  • Вымыть посуду.
  • Передохнуть.
  • Справиться с напряжением.
  • Находиться в отпуске.
  • Тянуть лямку.
  • Гнуть спину.
  • Испытывать судьбу.
  • Потерять почву под ногами.

4 класс

Тест «Язык и логика»

  1. Задание на внимание. Исправь ошибки там, где они есть.
  • Старые лебеди склонила над ним горные шеи.
  • Зимой в саду расцвели яблони.
  • Внизу над ними расстилалась пустыня.
  • В ответ я киваю ему рукой.
  • Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними.
  • Сорняки шипучи и плодовиты.
  • На столе лежала карта нашего города.
  • Самолет сюда, чтобы помочь людям.
  • Кораблю медленно подплывал к берегу, на котором везли обезьянку.
  • Дети страдали от недоедания пищи.
  1. Закончи фразеологизмы:
  • Ни к селу, … .
  • В час по … .
  • Как снег … .
  • Совать нос … .
  • … из мухи … .
  1. Продолжи пословицы.
  • Январь – году начало, зиме … .
  • … всякий молод.
  • Красна птица пером, а человек … .
  • Крепкую дружбу … .
  • Мал золотник, да … .
  1. Подчеркни фразы, наиболее близкие по смыслу.
  • Вести честную игру.
  • Играть со смертью.
  • Быть хозяином своей судьбы.
  • Играть по правилам.
  1. Объясни смысл следующих фразеологизмов:
  • с  минуты на минуту;
  • утереть нос;
  • перемывать кости;
  • говорить в глаза.
  1. Вспомни и запиши фразеологизмы, которые мы говорим о :
  • полной темноте;
  • том, кто сам не пользуется т и другим не дает;
  • делах, которые идут успешно, удачно;
  • том, что одно плохое портит много хорошего.
  1. У шпиона обнаружена шифровка. В ней зашифрована секретная информация, Расшифруй ее.

Верные друзья обещали мне ежедневно брать около магазина большие арбузы.

  1. Для рифмовки поэты иногда используют слова созвучные, но с разным ударением, например:
  • Я под синим пулогом
  • На холме полугом.
  • Найди такие слова для стихотворения Я Козловского:
  • На двери замка ни … .
  • Живет щегол здесь – первый … .
  • И утром белка из …
  • Ему готовит гоголь-моголь.

4 класс

Тест «Языковая логика»

  1. Внимательно прочитай прилагательные, запомни их и запиши рядом с данными существительными:
  • дом                                           бабочка
  • книга                                         лекарство
  • класс                                          дорога  
  • аппетит                                      взгляд
  • лето                                             кресло
  1. Составь как можно больше вопросов, соединив два понятия ситуативной связью.

Хлеб – ручка.

а) …

б) …

  • Вымыть посуду.                                    В мгновение ока.
  • Передохнуть.                                         Пока еще не поздно.
  • Справиться с напряжением.              Лучше поздно, чем никогда.
  • Находиться в отпуске.                         В два счета.
  1. Оцени событие с положительной и отрицательной сторон.

Учитель поставил «двойку» за плохое поведение на уроке.

  1. Объясни смысл следующих сравнений:
  • Медвежья услуга - … .
  • Заячья душа - … .
  • Волчьи законы - … .
  1. Найди синонимы и подчеркни их.
  • Больной, необычный, усталый, странный, далекий.
  • Шалить, играть, драться, баловаться, кричать.
  • Бежать, сидеть, лететь, мчаться, гнаться.
  1. Угадай многозначное слово.
  • Помещение в гостинице ( … ) один выпуск газеты или журнала.
  • Часть книги ( … ) часть дерева.
  • Древнее оружие ( … ) овощ.
  • Сфера общения ( … ) геометрическая фигура.
  • Часть литературного произведения ( … ) руководитель учреждения.
  1. Подбери антонимы к данным словосочетаниям:
  • Свежая газета - …
  • Свежая рубашка - …
  • Свежий воздух - …
  • Свежие новости - …
  1. К каждой паре существительных подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.
  • ____________________________ хвост, холод.
  • ____________________________ характер, перстень.
  • ____________________________ нервы, труба.
  • ____________________________ жизнь, конфета.
  1. Реши анаграммы и исключи лишнее слово.

К О Х Й Е К

СНИНЕТ
ОЖИВТ
Л У Ф О Б Т

4 класс

Конкурс эрудитов

  1. Закончи фразеологизмы.
  • Ни в зуб … .
  • Как снег … .
  • Ждать у моря … .
  • Язык … .
  1. Вставь в скобки слово из трех букв, которое служило бы окончанием первого и началом второго.

Например: ВОК ( ЗАЛ) ПЫ.

  • ГОР ( … ) ОЛАД.
  • КАБ ( … ) ОШКО.
  • ЗА ( … ) ЕЦ.
  1. За 15 минут автомат упаковывает 40 коробок. Сколько коробок он упакует за час?
  2. В русских народных сказках часто встречаются постоянные эпитеты( определения): красна девица, добрый молодец и др.

Какие эпитеты употребляются со словами:

  • Ночь                                              Сокол
  • Вода                                              Леса
  • Горы                                              Поле
  • Солнышко                                    Реки
  1. Пятеро друзей обменялись между собой фотографиями. Сколько всего было роздано фотографий? Ответ поясни.
  2. Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков.
  3. Вставь на свое место ( изменяя где нужно форму падежа, рода и числа) слова-синонимы старинный, давний, старый, ветхий, в отрывок текста:

… человек обыкновенно любит вспоминать … происшествия и рассказывать о … обычаях; а если он скуп и жаден, то в сундуке его найдешь много … вещей.

  1. В стихотворении А.А.Фета «Береза» две соседние строки противоречат одна другой, так как в них употребляются контрастные слова (антонимы). Найди и подчеркни эти слова.

Печальная береза

У моего окна.

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят.

И радостен для глаза

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы (заря)

Я наблюдать за ней.

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

  1. Исключи лишнее слово, предварительно решив анаграммы.

Ю К И Л Т

Л Ю Т А Н Ь П

ОЗАР
А Л И Ф К А

  1. Вставь пропущенное слово в паре по аналогии  с первой парой:

Квадрат – куб;                               d) Жара – зной;

Треугольник  - …;                               Смелый - …;

Дуб – дерево;                                  e) Дерево – ствол;    

Стакан - …;                                            Человек - …;

Река – озеро;                                     f) Молоко – сыр;

Яблоко - …;                                             … - печенье.

  1. Какие из двух приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?
  • Куй железо, пока горячо.
  • Один в поле не воин.
  • Лес рубят – щепки летят.
  • Не все золото, что блестит.
  • Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....