Статья "Использование проектно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности учащихся с ОВЗ"
статья
Статья "Использование проектно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности учащихся с ОВЗ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование проектно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности учащихся с ОВЗ
Новые специальные федеральные образовательные стандарты для детей с ОВЗ ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Учитель не только должен дать знания по предметам, но и учить правильному поведению в обществе, помочь узнать окружающий мир, научиться жить и быть востребованным в этом мире, а также сделать школьную жизнь яркой, веселой и интересной.
Как построить учебно-воспитательную работу так, чтобы каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес? Здесь на помощь приходит метод проектов.
Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ :
1. Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.
2.Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.
3. Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
4. Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».
Конечно, у учащихся с ОВЗ закладывается естественное ограничение на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся с ОВЗ в проектную деятельность нужно обязательно с начальных классов. Именно, младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.
Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Использование проектной деятельности в работе с детьми с нарушением интеллекта будет способствовать развитию всех сторон психики, а самое главное социализации детей.
Опыт работы показал, что именно проектная деятельность позволяет учащимися с ОВЗ не только воспринимать учебный материал с интересом, но и самому быть активным участником этого процесса.
Анализируя свою деятельность как воспитателя ГПД в начальной школе, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных федеральными стандартами результатов:
- Низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- Неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
Целью моей работы явилось создание оптимальных условий для проектирования во внеурочной деятельности.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
- Вовлечь детей в проектную деятельность;
- Научить представлять продукты проектов;
Можно выделить следующие принципы организации проектной деятельности:
1)Учёт интересов детей.
Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.
2) Учение через деятельность.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.
3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.
4) Сотрудничество участников педагогического процесса.
Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между воспитателем и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.
5) Свободное творчество в выборе оформления проекта.
План организации проектно-исследовательской деятельности
- Выбор темы.
- Постановка цели и задач.
- Изучение вопроса, объекта исследования.
- Сбор материала.
- Обработка материала, получение результата, анализ.
- Отчёт о проделанной работе.
- Оформление результатов проекта - сообщение, презентация.
Необходимо обязательное соблюдение следующих условий: проект должен быть посильным для выполнения детьми, должны быть созданы условия для успешного выполнения проектов, в случае выполнения групповых (коллективных) проектов каждый обучающийся вносит свой вклад в выполнение проекта.
Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества учителей, детей и их родителей.
Примеры проводимых проектов
«Умелые ручки»
Цель:
Изготовление поделок для украшения класса.
Задачи:
1.Развитие мелкой и крупной моторики.
2. Способствовать накоплению эстетического опыта.
3. Развивать фантазию, творческие способности.
4. Формировать навыки сотрудничества.
5.Привлечь родителей к совместной деятельности.
6. Воспитывать чувство дружбы и коллективизма.
7.Украсить класс.
Выполнение проекта:
В начале проекта было предложено детям вместе с родителями подумать, какие новогодние поделки можно сделать для украшения класса
Решение поставленных задач с детьми:
- Дети принесли из дома цветную бумагу, старые обложки от тетрадей, листы белой бумаги.
- В течение полутора недель,15-20 минут после уроков и дома с родителями, дети обводили и вырезали детали поделок.
- На классном часе собирали и склеивали елочку ,украшали её игрушками
- Решение поставленных задач с родителями:
- Помощь при украшении класса
Результат:
- В ходе работы над проектом учились сотрудничать – вместе планировали работу, работали дружно, помогали друг другу.
- Работа объединила детей и взрослых.
«Веселые буквы»
Цель:
Повторить буквы русского алфавита.
Задачи:
1.Развитие речи детей, пополнение словарного запаса.
2.Развитие мелкой моторики.
3. Развитие фантазии, творческих способностей, памяти.
4. Вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс .
5.Привлечь родителей к совместной деятельности.
4.Оформить выставку поделок.
Выполнение проекта:
Учащимся предлагается выбрать букву.
Подобрать стихотворения, песенки и картинки про нее.
Изготовить поделку, представляющую эту букву
Представить театрализовано свою букву и поделку
Ожидаемый результат:
- Умение читать.
- Умение слушать себя и своих сверстников.
- Обогащение словарного запаса детей, повышение уровня интеллектуального и речевого развития.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся, дает возможность каждому ребенку реализовать свои творческие способности, свою фантазию; повышает самооценку у учащихся, у них появляется ответственность в коллективной работе, улучшается качество знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуальной одарённости обучающихся 1 класса через проектно-исследовательскую деятельность во внеурочное время
Проектная деятельность – это выполнение какой-либо творческой работы совместно либо индивидуально. В процессе выполнения проектно-исследовательских работ у детей формируется позитивная самооценк...
Проектно - исследовательская деятельность в учебной деятельности
Выступление учителя начальных классов на методическом объединении...
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»
Курс «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...
Проектно-исследовательская технология во внеурочной деятельности в начальных классах
в данной статье представлен опыт работы с обучающимися в начальных классах по использованию проектно-исследовательской технологии...
«Проектно - исследовательский метод во внеурочной деятельности у младших школьников. Декоративно- прикладное искусство».
:повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера. Расширение творческих способностей участников...
Мастер-класс по теме: «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы
Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно по настоящему увлечь предметом исследования, показ...
«Развитие универсальных учебных действий в проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время средствами Способа диалектического обучения»
Овладение ребенком УУД означает формирование «умения учиться», т.е. способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, и его коммуникативную компетентность....