Статья "Использование проектно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности учащихся с ОВЗ"
статья

Чернова Ольга Викторовна

Статья "Использование проектно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности учащихся с ОВЗ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проектно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности учащихся с ОВЗ

                                                         

Новые специальные федеральные образовательные стандарты для детей с ОВЗ ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Учитель не только должен дать знания по предметам, но и учить правильному поведению в обществе, помочь узнать окружающий мир, научиться жить и быть востребованным в этом мире, а также сделать школьную жизнь яркой, веселой и интересной.

Как построить учебно-воспитательную работу так, чтобы каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес? Здесь на помощь приходит метод проектов.

Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ :

1. Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.

2.Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.

3. Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

4.  Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».

 Конечно, у учащихся с ОВЗ закладывается естественное ограничение на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся с ОВЗ в проектную деятельность нужно обязательно с начальных классов. Именно, младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Использование проектной деятельности в работе с детьми с нарушением интеллекта будет способствовать развитию всех сторон психики, а самое главное социализации детей.

Опыт работы показал, что именно проектная деятельность позволяет учащимися с ОВЗ не только воспринимать учебный материал с интересом, но и самому быть активным участником этого процесса.

Анализируя свою деятельность как воспитателя ГПД в начальной школе, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных федеральными стандартами результатов:

  • Низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • Неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

Целью моей работы явилось создание оптимальных условий для проектирования  во внеурочной деятельности.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

  • Вовлечь детей в проектную деятельность;
  • Научить представлять продукты проектов;

Можно выделить следующие принципы организации проектной деятельности:

1)Учёт интересов детей.

Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2) Учение через деятельность.

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между воспитателем и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.

5) Свободное творчество в выборе оформления проекта.

План организации проектно-исследовательской деятельности

  • Выбор темы.
  • Постановка цели и задач.
  • Изучение вопроса, объекта исследования.
  • Сбор материала.
  • Обработка материала, получение результата, анализ.
  • Отчёт о проделанной работе.
  • Оформление результатов проекта - сообщение, презентация.

Необходимо обязательное соблюдение следующих условий: проект должен быть посильным для выполнения детьми, должны быть созданы условия  для успешного выполнения проектов, в случае выполнения групповых (коллективных) проектов каждый обучающийся вносит свой вклад в выполнение проекта.

Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества учителей, детей и их родителей.

Примеры проводимых проектов


«Умелые ручки»

Цель:

Изготовление поделок для украшения класса.

Задачи:

1.Развитие мелкой и крупной моторики.

2. Способствовать накоплению эстетического опыта.

3. Развивать фантазию, творческие способности.

4. Формировать навыки сотрудничества.

5.Привлечь родителей к совместной деятельности.

6. Воспитывать чувство дружбы и коллективизма.

7.Украсить класс.

Выполнение проекта:

В начале проекта было предложено детям вместе с родителями подумать, какие новогодние поделки можно сделать для украшения класса

Решение поставленных задач с детьми:

  • Дети принесли из дома цветную бумагу, старые обложки от тетрадей, листы белой бумаги.
  • В течение полутора недель,15-20 минут после уроков и дома с родителями, дети обводили и вырезали детали поделок.
  • На классном часе собирали и склеивали елочку ,украшали её игрушками
  • Решение поставленных задач с родителями:
  • Помощь при украшении класса

Результат:

  • В ходе работы над проектом учились сотрудничать – вместе планировали работу, работали дружно, помогали друг другу.
  • Работа объединила детей и взрослых.

«Веселые буквы»

Цель:

Повторить  буквы русского алфавита.

Задачи:

1.Развитие речи детей, пополнение словарного запаса.

2.Развитие мелкой моторики.

3. Развитие фантазии, творческих способностей, памяти.

4. Вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс .

5.Привлечь родителей к совместной деятельности.

4.Оформить выставку поделок.

Выполнение проекта:

Учащимся предлагается выбрать букву.

Подобрать стихотворения, песенки и картинки про нее.

Изготовить поделку, представляющую эту букву

Представить театрализовано свою букву и поделку

Ожидаемый результат:

  • Умение читать.
  • Умение слушать себя и своих сверстников.
  • Обогащение словарного запаса детей, повышение уровня интеллектуального и речевого развития.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся, дает возможность каждому ребенку реализовать свои творческие способности, свою фантазию; повышает самооценку у учащихся, у них появляется ответственность в коллективной работе, улучшается качество знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальной одарённости обучающихся 1 класса через проектно-исследовательскую деятельность во внеурочное время

Проектная деятельность – это выполнение какой-либо творческой работы совместно либо индивидуально.  В процессе выполнения проектно-исследовательских работ у детей формируется позитивная самооценк...

Проектно - исследовательская деятельность в учебной деятельности

Выступление учителя начальных классов на методическом объединении...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

Проектно-исследовательская технология во внеурочной деятельности в начальных классах

в данной статье представлен опыт работы с обучающимися в начальных классах по использованию проектно-исследовательской технологии...

«Проектно - исследовательский метод во внеурочной деятельности у младших школьников. Декоративно- прикладное искусство».

:повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.  Расширение творческих способностей  участников...

Мастер-класс по теме: «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы

            Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно   по настоящему увлечь предметом исследования, показ...

«Развитие универсальных учебных действий в проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время средствами Способа диалектического обучения»

Овладение ребенком УУД означает формирование «умения учиться», т.е. способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, и его коммуникативную компетентность....