Специфика работы с леворукими детьми, имеющими интеллектуальные нарушения
статья (1 класс)

Леворукость детей с интеллектуальными нарушениями один из приоритетных вопросов в педагогике и психологии, требующий особого внимания. В связи с чем возникает необходимость изучать психофизические особенности леворуких детей с интеллектуальными нарушениями, используя специальные подходы к образовательному процессу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Специфика работы с леворукими детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Леворукость детей с интеллектуальными нарушениями один из приоритетных вопросов в педагогике и психологии, требующий особого внимания. Некоторое время назад было общепринятым принудительное переучивание детей, использующих левую руку активнее, чем правую, в том числе при письме, но положительной динамики из такого подхода не наблюдалось.

В связи с этим возникла необходимость изучать психофизические особенности леворуких детей с интеллектуальными нарушениями, используя специальные подходы к образовательному процессу для сохранения их здоровья, снижая нагрузку на их нервную систему и психику, в связи с совершенно иной дифференциацией функций полушарий головного мозга.

Леворукость может быть природной, естественной, которая объясняется особенностями функционирования мозга, а именно преобладанием правого полушария над левым.

Леворукость по мнению ученых закладывается в период развития плода на шестой неделе после оплодотворения.

Достоверно известно, что леворукость чаще можно наблюдать в семьях, где один из родителей левша. У наследственных левшей, как правило, не бывает в развитии никаких нарушений, что тогда считается индивидуальной особенностью, нормальным вариантом развития.

Компенсаторную или патологическую леворукость связывают с нарушениями в развитии головного мозга в результате отклонения в протекании беременности, родовой травмы (маленький вес, внутриутробные инфекции, асфиксия младенца, стремительные или слишком затяжные роды, при применении медицинских инструментов и так далее). На этом фоне возникает нарушение функционирования левого полушария, а правое полушарие может принять на себя соответствующие функции. Как следствие, левая рука становится ведущей, она проявляет большую активность при осуществлении повседневных действий, а потом, вероятнее всего, и при обучении письму.

Высокая частота леворукости наблюдается среди больных шизофренией, олигофренией, эпилепсией, детей с расстройством аутистического спектра.

Вынужденная леворукость может быть и вызванной объективными причинами, например, ребенок сломал или потерял правую руку, в итоге – он вынужден осваивать левую руку.

Когда нет полноценного развития в надлежащих областях головного мозга для межполушарного взаимодействия, встречается нетипичное психическое развитие, что не позволяет формированию преобладающего полушария по отношению к левой или правой руке. В связи с этим отмечается псевдолеворукость – относительно равное применение обеих рук. При организации коррекционных занятий на межполушарные связи ребенок без насилия со стороны взрослого начинает активнее использовать правую руку в быту и при письме.

Заставить ребенка с естественной леворукостью писать и работать правой рукой – это означает ломать, перестраивать сложную функциональную систему мозга, что и приводит к нервным срывам.

В практике известны прецеденты, когда переучивание леворукого ребенка с интеллектуальными нарушениями на правую руку приводило к писчему спазму (зажиму мышц правой руки). Это состояние требует продолжительного лечения, так как плохо поддается коррекции. Леворукие дети с интеллектуальными нарушениями, переученные на написание правой рукой, в жизни по-прежнему используют левую руку как ведущую при рисовании, шитье, вырезании и т.д.

Леворукие дети с интеллектуальными нарушениями имеют творческий потенциал выше, чем у праворуких детей с интеллектуальными нарушениями. Это нужно учитывать в ходе правильно организованной воспитательной работы, привлекая таких детей в коллективные творческие объединения (кружковую работу).

Обучая леворуких детей с интеллектуальными нарушениями важно обеспечивать наглядную опору: схемы, картинки, таблицы и другой наглядный материал, т.к. у них доминирует правое (художественное) полушарие. Важно учитывать, что леворукие хуже работают в больших группах и лучше в индивидуальной работе.

Дети с интеллектуальными нарушениями не любят жесткой регламентации и жестких требований. Они инициативны и больше проявляют самостоятельность.

Родителям необходимо помочь ребенку с леворукостью с распределением ежедневных дел так, чтобы ребенок смог проявить творческий подход в любом занятии. Неорганизованность и непоследовательность в действиях взрослых недопустимо в общении с леворукими детьми с интеллектуальными нарушениями.

Леворукие дети с интеллектуальными нарушениями воспринимают лучше через тактильные ощущения, обоняние и визуализацию.

Если левша не успевает выполнить задания, торопить его не нужно. Проявление доверия, понимания и терпения помогут ребенку раскрыться больше, чем резкие замечания в его сторону.

Для большей концентрации внимания при выполнении домашних заданий важен порядок на рабочем месте, простота обстановки, спокойный цвет стен, чтобы ничто левшу не отвлекало, но в то же время необходимо нерабочую часть комнаты организовать так, чтобы ребенок смог проявить свои фантазию и творчество.

Интерес к его успехам, отсутствие негативных оценок, поощрение новой книгой, интересной игрой или посещением любимых мест – будут способствовать его к активной деятельности.

Таким образом, леворукость у детей с интеллектуальными нарушениями тесно связана с особенностями личностного развития и состоянием нервно-психического здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

В данном докладе вы узнаете о том, как  поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...

"Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.Эти методы терапии принадлежат к числу...

МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга      МАСТЕР-КЛАСС  на совме...

МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга      МАСТЕР-КЛАСС  на совме...

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Альтернативная коммуникация считается формой языка, исключающей речь. Пользуясь ее методами, с детьми общаться легче. В частности, использование альтернативных средств коммуникации становится единстве...

Куклотерапия как метод коррекции в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, к...

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми имеющими интеллектуальные нарушения

Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что у детей возрасте 5 – 6 лет и у более старших детей с интеллектуальными нарушениями преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в осно...