Рабочая программа по кружку "Мастерская ремёсел", 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Матвеева Людмила Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хреновская средняя общеобразовательная школа №1

 

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР  

___________  Е.В.Михайлова

 

«_____»______________2020 г.

 

 

«Утверждено»

Директор школы

_____________ О. П. Кадейкина

 

Приказ № ___

от «_____»______________2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружок «Мастерская ремёсел »

(в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО)

Программа рассчитана на учащихся 2 классов

Срок реализации - 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил:  руководитель кружка Матвеева Л. А.

(учитель начальных классов)

 

с.Слобода

2020-2021г
Пояснительная записка

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Мастерская ремёсел" для 2 класса составлена в соответствии с:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  3. Устав и лицензия образовательного учреждения.

4.Учебный план МБОУ Хреновская СОШ №1.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Актуальность программы состоит в том, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству, к прекрасному.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желание  трудится.

Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой  наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.

Новизна заключается в том, что программа направлена на развитие конструктивных способностей и познания окружающей действительности, на формирование способностей личности адаптироваться в современно –экономических условиях. Она развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

 Основные содержательные линии программы направлены на личность. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона.

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цель программы:

Создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы:

  • Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков  и развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
  • Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Многие задания предполагают разные виды коллективного взаимодействия:

работа в парах, работа в малых группах и больших группах, коллективный творческий проект.

Программа рассчитана на детей 8-9 лет (2 класс).

Сроки реализации образовательной программы – 1 год - 1 час в неделю –35  учебных часов в год.

Ожидаемые результаты

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,  наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Регулятивные:

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; 

- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка результатов работы.

Данная программа способствует формированию у учащихся следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные УУД

Учащийся научится

  • планировать свои действия;
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
    • адекватно воспринимать оценку педагога;
    • различать способ и результат действия.

Учащийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные УУД

Учащийся сможет:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Учащийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные УУД

Учащийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Учащийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотеки сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Оборудование:

  • Ткацкий станок
  • Набор для выжигания  с прибором "Подводный мир"
  • Пяльцы пластиковые
  • Пяльцы-рамка пластиковые, под дерево
  • Клеевой пистолет

Планируемые конечные результаты

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

 

Второй уровень результатов

Третий уровень результатов

 

Предполагает приобретение учениками новых знаний, опыта работы с различными материалами, инструментами. Знакомство с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов. Результат выражается в приобретении социальных и эстетических знаний, представлений и навыков.

 

Предполагает позитивное отношение детей к труду.  Расширение знаний и представлений о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

Результат проявляется в активном использовании школьниками различных материалов для изготовления нужных вещей, предметов, для украшения дома, для изготовления подарков, использовании ранее изученных приёмов в новых комбинациях и сочетаниях. Формирование ценностного отношения к социальной деятельности.

Предполагает получение школьниками самостоятельного опыта работы с различными материалами. Формирование навыков работы с информацией. Опыт самостоятельного социального действия.

Результат проявляется в самостоятельном участии учащихся в выставках, конкурсах на разных уровнях.

 

 

 

Содержание программы

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Ведение.

1

Инструктаж по технике безопасности. Беседа о свойствах и особенностях материалов. Беседа о правильной организации рабочего места на занятии с различными материалами.

Дети на практике знакомятся с материалами: бумага, фетр, кожа, виды картона и т.д., отмечают их особенности.

2

Работа с природным материалом.

 

4

Беседа об особенностях работы с засушенными листьями.

Дети самостоятельно работают с шаблонами, выполняют эскиз работы, оформляют работу.

3

Работа с цветной бумагой и картоном.

7

Беседа об особенностях работы с картоном

Дети самостоятельно работают с шаблонами, выполняют эскиз работы, оформляют работу.

4

Работа с пластилином.

6

Беседа о технике работы с пластилином,  демонстрация разных форм работы с пластилином.

Лепка по образцу или завершение изделия, дополнение его самостоятельной фантазийной частью.

5

Оригами.

6

Ознакомление с искусством оригами.

Дети  аккуратно из квадрата складывают  различные базовые формы оригами, четко следуя основным правилам.

6

Папье-маше.

5

Беседа о технике работы в стиле папье- маше.

ТБ при работе с клеем. Анализ вариантов изделия.

7

Необычное рисование.

6  

Беседа о технике работы с различными материалами, демонстрация разных видов материалов.

Дети выполняют аппликации, используя разные материалы.

Таким образом, содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий.

Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов.

На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Дата

Тема

Количество часов

Примечание

1. Введение (1 ч.)

 

 

1

 

Инструктаж по технике безопасности на уроке. Повторение правил внутреннего распорядка и личной гигиены. Подготовка места к работе.

1

Знакомство с деятельностью кружка. Правила внутреннего распорядка и личной гигиены.

2. Работа с природным материалом (4 ч.)

 

 

2

 

Беседа: «Неприметные подарки осени».

Экскурсия в парк. Сбор природных материалов.

1

Правила первичной обработки собранного материала.

3

 

«Портрет Осени» композиция

1

 

4

 

Изделия из листьев деревьев и кустарников, трав: «Старичок Моховичок и его семейка».

1

Беседа «Береги природу»

5

 

Аппликация «Осенний пейзаж»

1

 

3. Работа с цветной бумагой и картоном (7 ч.)

 

 

6

 

 «Бумажных дел мастер». Основные приемы работы с бумагой. Работа с шаблонами. Вырезание. «Ромашки в вазе».

1

Историческая справка «Из жизни бумаги». Техника безопасности при работе с ножницами.

7

 

Зонтик из бумаги

1

 

8

 

Игрушка «Снеговик»

1

Основные приемы работы с бумагой.

9

 

Игрушка «Коробочка-зайчик»

1

Работа с трафаретами. Вырезание по контуру.

10

 

Объёмная морковка из бумаги

1

Вырезание по контуру.

11

 

Ёлочная игрушка

1

 

12

 

Объёмная снежинка.

1

 

4. Работа с пластилином (6 ч.)

 

 

13

 

«Снежинка»

1

Историческая справка. Правила работы с пластилином.

14

 

Ёлочка из пластилина

1

Вспомогательные предметы для работы

15

 

«Морские обитатели»

1

Просмотр видеоролика о морских обитателях

16

 

Аппликация «Машина моей мечты» «Автобус»

1

 

17

 

«Пингвинёнок»

1

 

18

 

Дом из пластилиновых жгутиков

1

Лепка на плоскости.

5. Оригами (6 ч.)

 

 

19

 

«Собака -кусака»

1

Знакомство с техникой оригами.

20

 

«Вертушка»

1

Основные приёмы

21

 

«Колобок»

1

 

22

 

«Рыбки»

1

 

23

 

«Лодочка»

1

 

24

 

Коробочка «Котик»

1

 

6. Папье- маше(5 ч.)

 

 

25

 

Знакомство с техникой

1

Основные приёмы, термины. Правила работы.

26

 

 

Изготовление тарелки в технике папье- маше

1

Техника безопасности при работе с клеем

27

 

Изготовление тарелки в технике папье- маше

 

1

 

28

 

Роспись  изделия

1

Правила работы с красками

29

 

Роспись изделия. Выставка работ

1

 

7. Нетрадиционные техники рисования (6 ч.)

 

 

30

 

Кляксография. Рисование дерева

1

Знакомство с работой. Понятие о цвете.

31

 

Рисование ватными палочками. Ветка мимозы

1

 

32

 

Пластилинография. Рыбка

1

 

33

 

Монотипия предметная. Рисование бабочки

1

 

34

 

Рисование вилкой. Одуванчик

1

 

35

 

Рисование отпечатками различных предметов.

1

 

Итого: 35 часа

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....