Живые существа в сказках, пословицах, поговорках народов Южного Урала
методическая разработка


Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного  занятия

«Живые существа в сказках, пословицах, поговорках народов Южного Урала»

Название кружка:  «Моя малая Родина»

Направленность внеурочной деятельности: общекультурная

Класс / возраст детей: 4 «Б» / 11-12

Тема:  занятие 3;  «Живые существа в сказках, пословицах, поговорках народов Южного Урала»

Планируемые результаты: 

 Предметные: участвовать в диалоге, слушать и понимать окружающих, учиться высказывать своё мнение.

Личностные: развивать связную речь; мотивировать к познавательной деятельности, воспитывать нравственное чувство, желать и стремиться  изучать историю Южного Урала.

Цель: формирование представления о фольклоре народов Южного Урала, о творчестве народов Южного Урала.

Задачи:

- способствовать формированию у обучающихся понимания выражения « малая Родина»;

-способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма и т.д.;

-способствовать формированию знаний о фольклоре Южного Урала через живых существ в сказках, пословицах, поговорках.

Форма проведения: познавательная  беседа- викторина.

Дата проведения: 10.10.2018

Этапы

Время

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности

2 мин

-Здравствуйте, ребята!

-Удобно ли вам? Всем ли слышно? Если все готовы – начинаем наше занятие. Посмотрите на доску, что здесь написано? А что означают эти слова? (Слайд1)

Готовятся к уроку.

Р.: Мотивирование к учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивация

3мин

  - Удивительный мир устного народного творчества возник в давние времена, когда люди поклонялись силам природы, не умея объяснять их. Они не понимали, почему день сменяется ночью, гремит гром и сверкает молния, почему одни растения и животные помогают людям, а другие – вредят им. Народ хотел понять, всё, что происходит вокруг, хотел научиться управлять силами природы и не зависеть от них. Мечты и надежды людей на лучшую жизнь, их вера в справедливость и победу над злом нашли отражение в сказках, былинах, песнях, пословицах и поговорках, загадках и считалках.

Слушают учителя, проявляют заинтересованность к теме урока.

П.: осуществлять для решения учебных задач операции анализа.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

Р: Контроль , коррекция, оценка знаний

П.: Подведение к теме урока.

Постановка

учебной задачи

  5 мин

-В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа, Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее.    Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей.

-Вот почему произведения, которые создавались народом и передавались устно – и называются устное народное творчество.

 

- Кто скажет цель нашего занятия?

-Чтобы интереснее нам было вспоминать жанры устного народного творчества, мы отправимся с вами в путешествие по некоторым станциям.

-Какие сказочные, волшебные средства передвижения вы знаете?

-На чем ездил Емеля Дурачок? (Слайд 2)

-Мы тоже будем путешествовать на печи. Кто помнит заклинание?

-Чтобы добраться до первой станции, нам тоже надо провести это заклинание!

(По щучьему веленью, по нашему хотенью,

Ступай печь, на станцию « Пословицы») 

Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность.

Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность.

Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность.

Р. :постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Л.: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Включение в систему знаний, повторение

Физминутка

25 мин

 

3мин

- В русском фольклоре много пословиц и поговорок. Сейчас мы узнаем, как хорошо вы их знаете. Я начну, а вы кончайте хором дружно отвечайте.
Делу время,---------------------------- потехе – час.

Терпенье и труд --------------------- всё перетрут.

Семь раз отмерь---------------------- один раз отрежь. (Слайд 3)

-А теперь посмотрите на слайды и попробуйте составить пословицы из предложенных, попарно соединенных, слов.

1.  Дело – смело. Слайд 4

(«Кончил дело, гуляй смело».)

2.  Пером - топором. Слайд 5

(«Что написано пером, того не вырубишь топором»)

3.  Друга - береги. Слайд 6

(«Нет друга ищи, а нашел береги».)                                 

4.  Гоп - перепрыгнешь.  Слайд7                                        
(«Не говори гоп, пока не перепрыгнешь».)

- Следующее задание такое: Подобрать к началу пословицы её окончание. ( на карточках выполняют парами)

-Вот и побывали на станции «Пословицы и поговорки», молодцы справились с заданиями команды, чтобы добраться до второй станции, нам тоже надо провести заклинание!

(По щучьему веленью, по нашему хотенью,

Ступай печь, на станцию «Загадки»)(Слайд 8)

-Загадки – это ещё один вид народного творчества. Загадка – это задача, головоломка. Предмет, который загадывается, скрыт, спрятан за другим предметом, с которым он сопоставляется. Например:,, Два братца пошли в воду купаться.” – Говорится в народной загадке о вёдрах. Вёдра похожи, как братья друг на друга. Зачерпнёт девушка ими в речке воды, вёдра и искупаются.

-Есть загадки, в которых указываются признаки предмета. Знаешь, эти признаки – отгадаешь загадку. Например: ,, Зимой беленький, а летом серенький.” Кто это? Ну конечно заяц, который меняет цвет своей шубы в зависимости от времени года.  Интересны загадки, построенные на сравнении. Например: ,, Сижу на дереве, круглая, как шар, красная, как кровь, сладкая, как мёд.” Что это? Это вишня. 

-В загадке она сравнивается с шаром по форме, с мёдом по вкусу, с кровью по цвету. Некоторые загадки сложены в рифму и легко запоминаются. Люди сочиняли загадки обо всём, что их окружало: о человеке, о растениях, о явлениях природы, о вещах.

- Ребята, какие загадки вы знаете?
-Ребята, а эти более трудные загадки, они на смекалку и сообразительность.
(Слайд 9-17)

1. Кто может говорить на всех языках?( Эхо.)

2. Кто может ткать без станка и без рук?(Паук.)

3. Что родится без костей? ( Язык.)

4. Кто всегда идёт и с места не сходит? ( Часы.)

5. Кто хозяин мельницы? ( Мельник.)

6. От чего гусь плавает? ( От берега.)

7. Сидит в ложке, свесив ножки. (Лапша.)

8. Четыре ушка, два брюшка. (Подушка.)

9. Из какой посуды нельзя поесть? ( Из пустой.)

  -Чтобы дойти до следующей станции, нужно сказать заклинание, скажем хором.

 (По щучьему веленью, по нашему хотенью,

Ступай печь, на станцию «Сказки») ( Слайд 18)  

Выполняем движения за учителем.

- Ребята, давным-давно сказки только рассказывали вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, о лучшей доле для бедняка, об уме и трудолюбии простых людей. Сначала, конечно, сказку придумывал один человек, рассказал другому. Ему она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то ещё, а те в свою очередь ещё кому-то. Когда появилась сказка точно нельзя сказать, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно. Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут разговаривать, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль.

- А коли речь зашла о сказах и сказочном, то и я, как в сказке, стану сейчас не учителем, а сказительницей. Итак, я начинаю. А вы, ребята, слушайте, и яркие страницы жизни писателя запоминайте.

В уральской деревне, что близ Полевского завода, жил себе поживал парнишечка Павлушка Бажов, Петров сын. Отец работал мастером на заводе, а мать была искусной кружевницей.

- А уж красив уральский край, так что и не описать: озера синие, леса сосновые светлые, горы высокие, от земли воспарение и дух легкий. Сказочный край.

- Несметные богатства хранятся в Уральских горах. Есть там золото и серебро, есть драгоценные самоцветные камни. Есть медная руда, зеленый камень малахит.

Так-то он невзрачный, а если отшлифуешь и отполируешь, пойдет по малахиту затейливые узоры, точно художник какой разрисовал этот камень или даже волшебник.

- Богатый край! А народ на Урале жил бедно. С давних пор стояли тут заводы. Хозяева заводов были богатыми людьми, а простой народ от зари до зари трудился в шахтах, у плавильных печей да в гранильных мастерских, где наводили красоту на дикий уральский камень.

- Бывало, под вечер соберутся старики и давай байки рассказывать: про каменный цветок, что в самых глубинных шахтах цветет, про Малахитницу да её чудеса. А уж про Медную гору, где завод медеплавильный Гумешки стоит, и вовсе чего только не рассказывали.

- Слушал Павлуша тайные сказы, запоминал.

- Когда пришло время учиться, мальчика отдали в 3-летнюю школу. В летние месяцы будущий писатель много путешествовал по Уралу. Где бы ни был Бажов, везде он приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы Писательский же талант открылся у Бажова, когда ему было уже почти 60 лет.

Первая его книга – «Сказы старого Урала» – так сначала называлась знаменитая «Малахитовая шкатулка». Сборник объединил 14 произведений.

Затем, из года в год, он пополнялся всё новыми и новыми сказами. А всего Павел Бажов написал 56 произведений.  

- Сейчас проверим  насколько хорошо вы знаете сказки. Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.

-Золотое копытце.

- Хозяин медной избушки.

- Синюшкин ручей.

-  Огневушка-поскакушка.

- Божественный полоз.

- Голубая змейка.

- Молодцы вы справились с заданием.

-Еще вам задание: ( Слайд 19-24)

Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею 
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода 
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Отворили дверь козлята 
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)

На окошке он студился 
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок)

Что за чудо, что за диво 
Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)

Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)

- Ребята, посмотрите на слайд, вы видите иллюстрации к сказкам.

Назовите сказку и перечислите героев по очереди.

1.«Гуси лебеди» Слайд 25

2.«Морозко» Слайд 26

3.«Колобок» Слайд 27

4.«Сивка Бурка» Слайд 28

5.«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Слайд 29

6. «Конёк - горбунок» Слайд 30

7. « Сказка о золотой рыбке» Слайд 31

8. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Слайд 32

9. «12 месяцев» Слайд 33

10. «Бобовое зёрнышко» Слайд 34

11. «Волк и семеро козлят» Слайд 35

12. «Курочка Ряба» Слайд 36

Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность.

Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность.

Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность, выполняют задания.

Выполняют движения за учителям.

Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность, выполняют задания.

Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность, смотрят фильм.

Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность.

Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность.

Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность.

Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность к теме.

Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность

Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность

Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность

Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность

Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность

Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность

Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность

Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность

Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность

Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность

П.: понимать информацию, осуществлять анализ.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

Р: Контроль , коррекция, оценка знаний

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

П.: понимать информацию, осуществлять анализ.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

Р: Контроль , коррекция, оценка знаний

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

П.: понимать информацию, осуществлять анализ.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

Р: Контроль , коррекция, оценка знаний

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

П.: понимать информацию, осуществлять анализ.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

Р: Контроль , коррекция, оценка знаний

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

П.: понимать информацию, осуществлять анализ.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

Р: Контроль , коррекция, оценка знаний

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

П.: понимать информацию, осуществлять анализ.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

Р: Контроль , коррекция, оценка знаний

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

П.: понимать информацию, осуществлять анализ.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

Р: Контроль , коррекция, оценка знаний

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.

Рефлексия деятельности

5 мин

-Ребята, сейчас мы вам раздадим листы, на которых вам необходимо обвести свою руку и написать на каждом пальце свою позицию.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. 
Большой палец – для меня важно и интересно; 
Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось ); 
Средний – для меня было недостаточно; 
Безымянный палец – мое настроение; 
Мизинец – мои предложения.
 

-Спасибо за работу на уроке, до новых встреч.

Выполняют рефлексию.

Л: Адекватное понимание темы.

П: Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико...

Программа по внеурочной деятельности "Игры народов Южного Урала". 3 класс.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению....

Обобщение по теме "Читаем сказки, пословицы, поговорки" 1 класс

Урок-обобщение по литературному чтению в 1 классе по ОС "Начальная школа 21 века"...

Творчески - познавательный проект «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)

Актуальность темы«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качес...

Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Предмет: литературное  чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные:...

Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Цели: Образовательные:Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использовани...

Обычаи и традиции народов Южного Урала

Проект, выполненный по окружающему миру....