Воспитание в многонациональной семье
статья

Данная статья посвящена вопросам воспитания в межнациональных семьях. В статье показывается роль сказок в воспитании в многонациональной семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М. А. Лифанова

Учитель начальных классов

ГБОУ Школа № 693 Невского района

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

ВОСПИТАНИЕ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬЕ

Аннотация

Данная статья посвящена вопросам воспитания в межнациональных семьях, где приводится ряд тенденций развития межнациональных браков. Представлены направления обучения толерантности, которые освещены федеральной целевой программой "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе". В статье  показывается роль сказок в воспитании в многонациональной семье.

Ключевые слова

Многонациональная семья, воспитание сказками, толерантность, культурные ценности.

Одним из распространенных явлений в наши дни становятся браки с иностранцами и людьми других национальностей. Отсюда возникает множество проблем: на каком языке будет говорить ребенок, какую веру он примет, как будет происходить процесс воспитания детей, в силу того, что менталитет и культура родителей могут отличаться?

В СССР социологи, исследуя межнациональные семьи, сделали вывод, что межнациональный брак обладает такой особенностью, как прочность. Главный фактор, определяющий прочность такого брака, состоит в том, что вступающие в него взвешивали все "за" и "против", т.е. вступают с большей социальной ответственностью.

В своей статье Л. А. Хачатрян и А. А. Чадова приводят ряд тенденций развития межнациональных браков и семей:

  • в городах и регионах с этнически смешанным населением доля межнациональных семей достигает 50 % от общего числа семей;
  • в брачной структуре населения преобладают браки между представителями близких по культуре и языку наций;
  • наблюдается рост числа браков, в которых супруги принадлежат к различным историческим и национально-культурным традициям;
  • количество разводов примерно такое же, как и в этнически смешанных семьях;
  • чаще всего межнациональные браки двуязычны. [3; 128]

В современном обществе достаточно способов познакомиться с партнером другой национальности. Вот некоторые из них:

  • брачные агентства;
  • обмен студентами;
  • интернет.

Взаимодействия внутри семьи могут осложняться разными взглядами на воспитание детей, неумение распределить роли в семье.

Следует вести процесс воспитания через общечеловеческие ценности. Это те ценности, которые позволяют носителям разных национальных культур, разных религий и идеологий найти «общий язык», те ценности, которые позволяют людям вне зависимости от их происхождения и их самоидентификации с той или иной культурой ставить общие цели и обеспечивать их совместное достижение, решать наднациональные, порой и глобальные проблемы таким образом, чтобы это решение было оптимальным для всех. Это те ценности, которые делают возможным баланс интересов личности, народа и человечества, в конечном счете – их выживание и поступательное развитие в нашем общем, таком, в сущности, небольшом мире.

Политика России направлена на достижение высокого уровня культуры межнационального общения, сохранение и упрочение традиций, развитие межкультурного диалога, формирование толерантности к представителям других национальностей. Соответственно воспитание в семье должно ориентироваться на эти установки.

В начале 2000-х годов указом Президента РФ была создана федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" на 2001-2005 годы. Целью программы было сформировать и внедрить в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве. Подпрограмма "Семья" включает в себя разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в воспитании у подрастающего поколения толерантности и в снижении социальной напряженности в обществе.

Программа "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста" предназначена для реализации в 1–4 классах и предусматривает следующие направления обучения толерантности:

1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

2. Понимание того, что каждый человек – уникальная личность, и уважение различий между людьми.

3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

5. И как результат – приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. [2]

Основы нравственных качеств закладываются в семье. Очень важно, какие отношения складываются дома между членами семьи: между родителями, родителями и детьми, между детьми.

Необходимо сформировать у ребенка понятие национальной идентичности, т.е. сформировать у личности  представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитать у ребенка чувство патриотизма.

Следует отметить, что  народные традиции и культурные ценности выступают одним из важных факторов становления личности и гражданина. В многонациональных семьях, где родители говорят на двух языках, дети владеют ими обоими, но обычно один знают лучше, чем другой. Это зависит от степени влияния языка родителей на формирование речи их ребёнка.

Известны случаи, когда дети в окружении коллектива боятся говорить на втором языке, считают, что остальные будут над ними смеяться. Чтобы такого не произошло, необходимо учить своих детей не только хорошо разговаривать на втором языке, но любить и гордиться им.  Ребёнок должен знать свои этнические корни, культуру той страны, где родился и вырос один из его родителей. Поэтому приучайте вашего ребенка не просто разговаривать на вашем языке, но и думать на нем. Первыми помощниками, естественно, станут национальные сказки. Их можно не только рассказывать, чтобы ребенок усвоил и певучую речь героев, и диалектные слова. Их можно вместе читать, произнося большую часть слов в один голос. Именно так происходит связь и культур между собой, и обмен традициями.

Сказки вызовут у ребёнка желание выучить буквы, чтобы научившись читать, день за днём переживать с любимыми героями приключения. Так сформируется и внутренний мир маленького человечка, и привьётся любовь ко второму языку, на котором он без стеснения станет говорить вне стен дома, ведь так важно не бояться быть самим собой. [1]

Так как межнациональные браки в современном обществе популярны, то и к воспитанию в таких семьях следует относиться особенно трепетно, чтобы не "перетянуть одеяло культуры" в свою сторону.

В условиях нашей многонациональной страны часто вместе учатся дети разных национальностей. Задача родителей воспитывать детей в духе уважения к любой национальности. Для этого необходимо рассказывать им о славных традициях различных народов, об их вкладе в дело мира, в науку, культуру, искусство.

Список использованных источников:

  1. Калинина Х. С. Воспитание сказками детей в многонациональных семьях / Х. С. Калинина // Ребенок в поликультурном пространстве
  2. Федеральная целевая программа
    "ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ"
  3. Хачатрян Л. А., Чадова А. А. Межнациональная семья в современном российском обществе / Л. А. Хачатрян  // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. / 2016. № 1 (25). С. 127-134

 of


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мы дружная многонациональная семья"

Цель: создание благоприятного микроклимата в классе и школе, формирование представлений о бесконфликтном межнациональном общении.Задачи: Помочь учащимся осознать ценность бесконфликтно...

Целевой воспитательный проект по толерантному воспитанию « Астрахань многонациональная» ( для учащихся 1 – 11 классов)»

Взаимное уважение и добрососедские отношения между различными народностями издавна заложены в традициях Астраханского края. Основы такого содружества воспитаны в нас нашими родителями. А что лично мы ...

статья по воспитанию "Воспитание ребенка в семье"

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспит...

«Семья важнейший институт воспитания детей. Влияние семьи на становление личности»

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского пове...

Классный час «Мы дружная многонациональная семья!»

Цель:знакомство учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;Задачи:дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;развивать внимания, памят...